Урок по литературе на тему " В жизни всегда есть место подвигу" ( образ Данко) 11 класс.
Оценка 4.9

Урок по литературе на тему " В жизни всегда есть место подвигу" ( образ Данко) 11 класс.

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
11 кл
11.09.2019
Урок по литературе на тему " В жизни всегда есть место подвигу" ( образ Данко) 11 класс.
Замечательный русский писатель А.М.Горький создал рассказ "Старуха Изергиль". Он относится к ранним рассказам писателя и создан по принципу "рассказ в рассказе". Вначале старуха Изергиль рассказывает о своей молодости, затем повествует о двух совершенно противоположных героях: Данко и Ларре. И если первый живёт для людей и погибает за них, то другой, наоборот, является его полной противоположностью.
В жизни всегда есть место подвигу.11кл.docx
Урок литературы в 11 классе  на тему "В жизни всегда есть место подвигу" ( по рассказу А.М.Горького «Старуха Изергиль»). Вид: урок- дискуссия. Тип: урок формирования умений и навыков. Цели:  Воспитывающая: воспитывать ответственность за свои поступки, понимание сути высших человеческих качеств. Обучающая: создать условия для развития умений анализировать текст; через лингвостилистический анализ попытаться раскрыть тему. Развивающая: помочь учащимся осознать социальную и личностную значимость учебного материала, развивать аналитическое мышление, формировать умение выделять главное, развивать умение действовать самостоятельно, развивать речь, внимание. Оборудование: тексты для анализа (отрывок из рассказа М. Горького “Старуха Изергиль” – легенда о Данко, иллюстрации к рассказу, карточки с заданиями.                                                   Ход урока: Орг. момент Сообщение темы, целей урока: ­  Сегодня наш урок будет необычным. Мы соединим вместе литературу и русский язык. Это возможно, как вы думаете? Если да, то предположите, каковы цели урока? (Ответы детей)   Развитие умений понимать текст, выделять главное.  Формирование умений анализировать литературный текст с точки зрения русского языка, его средств, особенностей.  Развитие правильной речи, умения слушать друг друга. ­ Эпиграфом к уроку станут слова:   Мечтать ­ не значит жить! Нужны подвиги, подвиги!                                                    М. Горький ­ Как вы понимаете эти слова? – Прочитайте название темы. Кто сказал эти слова? (старуха Изергиль) – Что такое подвиг? (героический, самоотверженный поступок – словарь Ожегова) – Сделайте морфемный разбор слова подвиг. – Подберите к нему однокоренные слова (двигать, движение души) ­ Как тему подвига раскрыл Максим Горький, мы узнаем, прочитав текст о Данко. Работа с текстом 1) Чтение вслух отрывка  из легенды «Данко» (от слов «Что сделаю я для людей?!» до слов «и вот оно, рассыпавшись в искры, угасло…») Анализ текста. – Мы проанализируем текст на лексическом, морфологическом, фонетическом, синтаксическом уровнях; пронаблюдаем, какие средства помогают раскрыть тему. –Каким вам представляется Данко Что отличает его от других людей племени? В чем заключается его подвиг? Какова главная мысль легенды?  2) Анализ текста. ­ Докажите, что это текст (Предложения связаны по смыслу и грамматически, объединены общей темой – подвиг Данко) ­ Какова грамматическая связь предложений? ­   Определите   стиль   текста,   обоснуйте   свое   мнение   (Стиль   художественный, наличие   образов:   Данко,   солнце,   лес,   река,   степь,   трава;   использование выразительных средств языка). ­ Тип речи? (Повествование с элементами описания) Работа в группах. Проанализируем текст с точки зрения лексики 1 группа   Лексический анализ текста. 1. Вспомните, что изучает лексика? 2. Найдите в тексте синонимы (солнце, факел любви к людям, горящее сердце, свет), антонимы (солнце – тьма, солнце – гроза, гнилой зев болота – золотая река). 3. Для чего автор использует их в тексте? (Добро в жизни всегда рядом со злом. С помощью антонимов автор усиливает контраст между светлыми и темными силами. Синонимы помогают полнее раскрыть стремление к свободе, к свету) 2 группа   Анализ средств художественной выразительности в  тексте. 1. Вспомните, какие средства художественной выразительности встречаются в текстах? 2. Найти в тексте тропы, фигуры речи:     эпитеты (горящее сердце, чудесное зрелище, смелое сердце);     метафоры (сердце пылало, факел любви к людям, тьма        разлетелась, гнилой зев болота, брильянты дождя); олицетворения (лес удивленно качал вершинами, лес замолчал, лес расступился, вздыхала степь); сравнения (сердце как солнце, золотом сверкала роса, роса как кровь); антитеза (темный лес – солнечный свет); анафора (кинул взор); риторический вопрос (Что сделаю я для людей?!)  3 группа    Морфологический анализ текста.                1. Вспомните, что изучает морфология? 2. Выпишите из текста глаголы. Какова их роль в тексте? (передают движение, быстроту действия навстречу свету, подвигу во имя людей). 3. Выпишите прилагательные. Какова их роль в тексте? (сделать описание предметов    и явлений более точным, ярким, запоминающимся). 4. Выпишите причастия. Их роль. Краткий отчет групп Фронтальная работа Обратим внимание на фонетические средства выразительности: ­ Как называется повтор согласных звуков? (Аллитерация) Найдите в тексте. (р, щ, з, в – звуки, сочетания которых похожи на раскаты грома, свистящие и шипящие звуки передают быстроту, свист ветра, бег людей) ­ Как называется повтор гласных звуков? (Ассонанс – открытые звуки) Какова их роль? Всмотримся в синтаксические особенности текста. ­ Какие предложения использует автор в легенде о Данко? (Простые распространенные, восклицательные, вопросительные) Для какого стиля характерны такие предложения? Работа в группах (по карточкам) 1. Произвести фонетический разбор слов:  Солнце, сердце, ярко, вперед. 2. Произвести словообразовательный разбор: ширь, промытого, горящего, зев. 3. Произвести морфемный разбор слов: разорванной, промытого, бросился, горящее. Рефлексивно­оценочный этап ­ Какова главная мысль легенды о Данко? Чему она учит нас? – Образ Данко романтический? Верим ли мы в его мужество, решительность, самопожертвование? – Какому герою из рассказа “Старуха Изергиль” он противопоставлен? (Ларре) ­ Согласны ли вы, что в жизни всегда есть место подвигу? Домашнее задание Написать сочинение-эссе на тему: “Что я сделаю для людей” или “В жизни всегда есть место подвигу” (на выбор) Привести пример героического поступка в наше время (из материалов газет, журналов, телепередач, новостей) Подведение итогов, оценка работы

Урок по литературе на тему " В жизни всегда есть место подвигу" ( образ Данко) 11 класс.

Урок по литературе на тему " В жизни всегда есть место подвигу" ( образ Данко) 11 класс.

Урок по литературе на тему " В жизни всегда есть место подвигу" ( образ Данко) 11 класс.

Урок по литературе на тему " В жизни всегда есть место подвигу" ( образ Данко) 11 класс.

Урок по литературе на тему " В жизни всегда есть место подвигу" ( образ Данко) 11 класс.

Урок по литературе на тему " В жизни всегда есть место подвигу" ( образ Данко) 11 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.09.2019