Урок по литературе в 5 классе «По страницам прочитанных произведений»
Оценка 5

Урок по литературе в 5 классе «По страницам прочитанных произведений»

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
5 кл
13.02.2017
Урок по литературе в 5 классе «По страницам прочитанных произведений»
Разработка итогового урока по литературе в 5 классе «По страницам прочитанных произведений» (обобщающая игра по курсу литературы 5 класса учебника В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И. Коровина). Урок - игра с выявлением уровня литературного развития учащихся, с выяснением какие произведения оказались важными в нравственном взрослении учеников, привить любовь к литературе как к науке и виду искусства.
Разработка итогового урока по литературе в 5 классе.doc
Разработка  итогового  урока по литературе в 5 классе «По страницам прочитанных произведений» (обобщающая игра по курсу литературы 5 класса учебника В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И. Коровина) Автор:    Гордиенко   Галина   Александровна,   учитель   русского   языка   и литературы,   МКОУ   Полойская   СОШ     Краснозёрского   района Новосибирской области.                                     Конспект  урока. Тема урока: По страницам прочитанных произведений. Тип урока:  Использование активных форм (организация групповой формы работы). Форма урока: Урок­игра. Цель урока:   выявить уровень литературного развития учащихся;   выяснить,   какие   произведения   оказались   важными   в   нравственном взрослении учеников;   продолжить работу по привитию любви к литературе как к науке и виду искусства.  Задачи уроки:  образовательные  развивающие  :  формирование   положительного   отношения       к учению,   познавательной   деятельности,   совершенствовать   имеющиеся знания и умения.    : развивать   внимание учащихся, творческое воображение, повышать   интерес   к   предмету,   навыки   взаимодействия   в   группах, содействовать   воспитанию   чувства     взаимовыручки,   товарищества, внимательного отношения друг к   другу при работе в группах.   доброжелательности, сопереживания. воспитывать  воспитательные  :    культуру   речи,   чувство Место проведения урока: 5 класс Продолжительность урока: 45 минут Материально­техническое   обеспечение   урока:  интерактивная   доска, компьютер. Методическое и дидактическое обеспечение урока: карточки с заданиями. Ход урока. I.Вводное слово учителя. Ребята!   Подходят   к   концу   наши     «литературные   встречи»   на   уроках литературы.   За   время   учёбы   в   5   классе   вы   прочитали   много   книг; познакомились   со   многими   авторами     литературных   творений.     Что   же происходит   с   человеком,   когда   он   открывает   книгу?   Он   попадает   в   мир литературы. По страницам своих произведений читателей ведут А.С. Пушкин, Н.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой, Н.А. Некрасов, Х­К. Андерсен, И.С. Тургенев и другие мастера пера. Произведения этих авторов открыли вам немало тайн, раскрытие и познание которых придаст вам силы и мудрости.  II.Первый   конкурс   нашей   игры   поможет   вспомнить   вам   биографии изученных писателей и поэтов.  Итак, назовите писателей по биографическим данным. 1. Друг   и   учитель   Пушкина,   признавший   победу   своего   ученика   в поэтическом поединке после появления поэмы «Руслан и Людмила». Автор   баллад   и   поэтических   сказок.   Переводчик   на   русский   язык произведений   немецких   и   английских   поэтов.   Был   воспитателем наследника русского престола Александра II. (Жуковский) 2. Родился   в   семье   бедного   армейского   офицера.   Жил   «из   милости»   в семье   тверского   помещика   и   учился   с   его   детьми,   превосходя   их   в эрудиции и таланте. Прославился  благодаря «непопулярному жанру» басни. Имя его при жизни становится легендарным. (Крылов)  3. Родился в родовитой, но небогатой дворянской семье. Один из предков, составляющих     гордость   семьи,   ­   Ибрагим   Ганнибал,   «арап   Петра Великого». С 12­летнего  возраста учился в Царкосельском лицее, где и проявил впервые свой поэтический талант. (Пушкин) 4. С   раннего   возраста   он   познал   горечь   расставания,   потеряв   в младенчестве   мать,   не   мог   общаться   с   отцом.   Ребёнком   он   проявил многочисленные таланты: музыкальный, изобразительный, поэтический. Храбрый   воин,   виртуозно   владеющий   оружием,   и     лихой   наездник. (Лермонтов) 5. Произведения   этого   писателя     проникнуты   искромётным   юмором, истинной   народностью.   Родился   на   Украине   в   Полтавской   губернии, прошёл   суровую   школу   жизни,   покорил   Петербург   повестями, «переданными со слов Рудого Паньки». Одобрение Пушкина убедило его в том, что его призвание – литература. (Гоголь) 6. Вырос   в   богатой   помещичьей   семье,   где   всем  «заведовала»   матушка Варвара Петровна, капризная и жестокая крепостница. Из детства вынес он   горячую   ненависть   к   крепостному   праву   и   всякому   насилию   над человеком,   потому   что   неоднократно   был   свидетелем     моральных   и физических издевательств над бесправными людьми, да и сам часто был «сечен   нещадно».   Своё   творчество   посвятил   борьбе   за   свободу человеческой личности, отмену крепостного права. (Тургенев) В   викторине   участвует   весь   класс.   Ученик,   ответивший   правильно   на вопрос, получает открытку с портретом писателя.  Для   проведения   следующих   конкурсов   класс   делится   на   команды, которые получают карточки с заданиями. III.Соотнесите  фамилии писателей и названия произведений. А) А.С. Пушкин Б) П.П. Бажов В) В.А. Жуковский Г) Н.В. Гоголь Д) Л.Н. Толстой Е) И.С. Тургенев Ж) М.Ю. Лермонтов 1) Бородино 2) Спящая царевна 3)Сказка   о   мёртвой   царевне   и   семи богатырях 4) Парус 5) Медной горы Хозяйка 6) Няне 7) Кавказский пленник 8) Заколдованное место 9) Муму 10) Руслан и Людмила 11) Бежин луг 12) Кубок ОТВЕТЫ: А­3, 6, 10;  Б – 5;  В – 2, 12;  Г – 8;  Д – 7;   Е – 9, 11;   Ж – 1, 4. В этом  конкурсе  за  каждый  правильный   ответ  команда  получает  по  1 баллу, т.е. максимум 12 б. IV.Следующий конкурс называется «Узнай героя и назови автора». Команда получает по баллу за имя и балл за фамилию писателя. Всего – 12 баллов. Задания командам выводятся на экран. 1)Кого судьба с родными разлучила    На долгих 28 лет,    Зато бороться научила    И не бояться трудностей и бед. (Робинзон Крузо – Даниэль Дефо) 2)Тринадцатилетний   мальчишка,   в   честь   которого   было   названо   озеро. Заблудившись,   он   мужественно   преодолел   все   невзгоды   и   даже   сделал географическое открытие. (Васютка – В.П.Астафьев). 3)Возраст: 120 лет. Профессия: ведьма. Образование: домашнее, колдовское. Характер: подвижная, в меру добрая. Особые приметы: нос крючком. (Баба­ Яга – Русские народные сказки). 4)Самый   «правдивый»   человек   на   земле,   старичок   с   длинным   носом, попадавший   в   самые   невероятные   приключения   и   выходивший   из   них благодаря юмору и находчивости. (Мюнхгаузен – Распэ). 5)Мальчишка «высокий,  тонкий, черноволосый,  угрюмо шатался  иногда  по городу без особенного дела, заложив руки в карманы и кидая по сторонам взгляды, смущавшие калашниц». (Валек – Короленко). 6)   «В   числе   тридцати   или   сорока   детей,   обучавшихся   в   том   пансионе, находился один мальчик, которому тогда было не более 9 или 10 лет». (Алёша – А.Погорельский). V.Конкурс «Кто быстрее разгадает кроссворд». Каждая группа получает лист с кроссвордом, на его решение отводится 5­7 минут.   Решение   начинается   по   команде   учителя.   Победившая   команда занимает   призовое   место.   Конкурс   проверяет   знания   учащихся литературоведческих терминов. Примерные кроссворды: Вопросы к кроссворду 1: 1. Перенесение   человеческих   черт   на   неодушевлённые   предметы   и явления. (Олицетворение.) 2. Звуковое   совпадение   окончаний   слов,   находящихся   в   конце   строки. (Рифма.) 3. То, о чём говорится в произведении. (Тема.) 4. Весёлая добродушная насмешка. (Юмор.) 5. Вид литературного произведения. (Басня.) 6. Двусложный   стихотворный   размер   с   ударением   на   первом   слоге. (Хорей.) Вопросы к кроссворду 2: 1. Иносказательное изображение предмета, явления. (Аллегория.) 2. Литературное   произведение,   главным   приёмом   которого   является иносказание. (Басня.) 3. Вид литературного произведения, или… (Жанр.) 4. Весёлая добродушная насмешка. (Юмор.) 5. Легенда, вымысел, фантастический рассказ. (Миф.) 6. Двусложный стихотворный размер с ударением на втором слоге. (Ямб.) В конце урока учитель анализирует работу каждой группы, подводятся итоги. Команда,   объявляется победительницей.   набравшая   наибольшее   количество   очков, VI.Заключительное слово учителя. Прочитанное в 5 классе это лишь немногое из того, что составляет огромный мир   литературы.   Литература   –   особый   вид   искусства,   она   воспитывает высокие   чувства,   обогащает   ум   и   сердце.   Поэтому   для   развития   своего интеллекта нужно читать постоянно, получая новые и новые знания. Затем учитель предлагает список литературы  для чтения летом. Использованная литература: 1. Литература. 5 класс: система уроков по учебнику В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И. Коровина/ авт.­сост. И.В. Карасёва, В.Н. Пташкина. – Волгоград: Учитель, 2013. 2. Игровые уроки по литературе в 5 классе О.Г. Черных. Москва: «Вако», 2008.

Урок по литературе в 5 классе «По страницам прочитанных произведений»

Урок по литературе в 5 классе «По страницам прочитанных произведений»

Урок по литературе в 5 классе «По страницам прочитанных произведений»

Урок по литературе в 5 классе «По страницам прочитанных произведений»

Урок по литературе в 5 классе «По страницам прочитанных произведений»

Урок по литературе в 5 классе «По страницам прочитанных произведений»

Урок по литературе в 5 классе «По страницам прочитанных произведений»

Урок по литературе в 5 классе «По страницам прочитанных произведений»

Урок по литературе в 5 классе «По страницам прочитанных произведений»

Урок по литературе в 5 классе «По страницам прочитанных произведений»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2017