Урок по литературному чтению в 4-м классе с использованием интернет ресурсов через индивидуальные МасBook по УМК «Школа России» Тема: А.И. Куприн. "Барбос и Жулька"

  • Презентации учебные
  • Разработки уроков
  • docx
  • 06.06.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок по литературному чтению в 4.docx

Урок по литературному чтению в 4-м классе

с использованием интернет ресурсов через индивидуальные МасBook

по УМК «Школа России»

Тема: А.И. Куприн. "Барбос и Жулька"

 

Пояснительная записка.

 

Место урока в системе уроков: раздел 7,  тема: «Природа и мы», урок 3.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Обоснование выбора ЭОР: по требованиям ФГОС выпускники начальной школы должны уметь осуществлять поиск необходимой информации из  различных источников, в т.ч. и с помощью интернетресурсов.   

Цель для учителя:

·         познакомить с автором произведения,

·         создать условия для первичного знакомства с произведением,

·         обеспечить целостное восприятие текста;

·         учить пользоваться словарями и интернет ресурсами.

Цели для ученика:

Образовательные:

·         Познакомиться с биографией и творчеством автора;

·         познакомиться  с рассказом А.И. Куприна “Барбос и Жулька”;

·         научить составлять энциклопедию крылатых выражений;

Развивающие:

  • развивать словарный запас детей,  испытывать удовольствие от чтения;

Воспитательные:

  • воспитывать доброе, внимательное отношение к животным.

Ожидаемые результаты:

·         Воспринимать учебный текст, анализировать его, делать выводы.

·         Составлять энциклопедию крылатых выражений.

Ход урока

№ УЭ

Материал с указанием задания

Управление обучением

1.0

Организация класса. Цель: проверить учащихся к началу урока, создать настрой на урок. Все готово к уроку? Садитесь. Повернулись друг к другу, улыбнулись, пожелали удачи. Чтение стихотворения со слайда учителем.

На свете множество собак –
И на цепи и просто так:
Собак служебных – пограничных,
Дворовых “шариков” обычных,
И молодых пугливых шавок,
Что тявкать любят из-под лавок,
И тех изнеженных болонок,
Чей нос курнос, а голос тонок,
И ни на что уже не годных –
Бродячих псов всегда голодных.

Как вы думаете, о ком пойдет речь сегодня на уроке? Кто будет героями нашего урока? Тема нашего урока: А.И. Куприн. “Барбос и Жулька”.Кто автор произведения?

Предположите, в каком жанре написано произведение? Что такое рассказ?

Какие цели можно поставить на урок? (Выбор детей)

·         Познакомиться с биографией и творчеством автора;

·         познакомиться  с рассказом А.И. Куприна “Барбос и Жулька”;

·         научить составлять энциклопедию крылатых выражений;

·         составить план произведения;

·         выяснить, к какому жанру относиться произведение;

·         научиться читать по ролям.

Самоорганизация Проверка готовности Слайд  (собаки)

 

 

 

 

 

 

Учебник, иллюстрации

 

Слайд на доске

2.0

Работа по теме урока. Немного об авторе (живой микрофон)

Слайд №2

2.1

1-й ученик

Фамилия Куприн происходит от названия речонки в Тамбовской губернии – Купры. Куприн родился в семье мелкого чиновника в 1870 году 7 сентября. Отец его умер, когда мальчику не было и четырех лет. Семья осталась без денег, и мать переехала в Москву, поселилась во вдовьем доме, мальчик жил с ней до шести лет, а потом его отправили в сиротский пансион, затем в военное училище.

2-й ученик

Куприн был человеком широкой, доброй, отзывчивой души. Одним из первых поднялся на воздушном шаре, а затем позднее на самолете и едва не погиб, когда самолет начал неожиданно падать.

3-й ученик

Случалось ему работать в газете, певчим в хоре, грузчиком арбузов, суфлером. Широкоплечий, коренастый Куприн менее всего походил на писателя. Его взгляд светился добротой и любовью. Он любил русскую природу. Превосходно знал характер, повадки птиц и животных. Много написал рассказов о собаках, кошках, обезьянах, слонах.

Вывод: Что интересного узнали о Куприне? О ком он написал много рассказов? (О животных.)

 Как вы думаете, кого называют друзьями?

Какими качествами должны обладать друзья?

Постановка цели перед чтением:

Какие вопросы мы можем поставить перед чтением текста?( варианты детей)

 Можно ли назвать друзьями героев этого произведения? Могут ли дружить животные так же как люди? Способны ли собаки совершить “подвиг” во имя друг друга?

 Чтение рассказа учителем и детьми попеременное. Знакомимся с текстом вместе, читая поочередно, но с карандашом в руке. Отмечаем непонятные слова. Беседа по первичному восприятию.

Читают ключевые вопросы

2.2

·         Понравился ли вам рассказ? Что поразило, удивило в этом рассказе?

·         Ответы на поставленные вопросы перед чтением.

·         Определите жанр произведения. Докажите. Поднимите руку те, чьи предположения совпали с конечным выводом.

 

2.3

2.4

Какие чувства вызвал у вас рассказ?   Какое настроение вызвал у вас этот рассказ?

Карточки-схемы “Эмоции”

http://festival.1september.ru/articles/563292/img1.gif

Работа со словами, выражениями.

  Ребята, встретились вам непонятные слова?  

Постарайтесь соотнести их значением

 Репяхами – репейник;
Сталактитов – сосульки, наросты, свисающие с потолка пещер;
Искони – издавна;
Лицемерные – неискренние.
Карьер – самый быстрый конный бег.
Триумфальном – победном
Фестон – один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавески. (Дети называют   слова и соотносят их с нужным  значением.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд

 

Я нашла для себя некоторые словосочетания, значение которых мне непонятно. Поработав в парах с MacBook , составьте энциклопедию одного крылатого выражения на выбор. Работа в паре.

“УШИ НОСИЛИ НА СЕБЕ СЛЕДЫ БОЕВЫХ СХВАТОК”
“НЕЗАВИСИМЫЙ ХАРАКТЕР”
“ДЕЛИКАТНАЯ ВЕЖЛИВОСТЬ”
“СПРАВЕДЛИВЫЙ ГНЕВ”
“ПАНИЧЕСКИЙ УЖАС”
“ПОДЗАДОРИВАЯ ДРУГ ДРУГА”
“ПРИСЛУГА КАЗАЛАСЬ ТРОНУТОЙ”

 Работа с MacBook

Составление энциклопедии крылатых выражений

 

Творческая работа. Проверка.

 

Библиотека выражения «независимый характер»

Лексическое значение

независимый характер

1 НЕЗАВИСИМЫЙ — НЕЗАВИСИМЫЙ, независимая, независимое; независим, независима, независимо. 1. Самостоятельный, не находящийся в зависимости, в подчинении. «Судьи независимы и подчиняются только закону.» Конституция СССР. «Я хочу быть независима и жить по своему.» …

Толковый словарь Ушакова

2 характер — властный (Куприн); вспыльчивый (Терпигорев); деспотический (Лесков); кроткий (Данилевский); мягкий (Боборыкин); покладистый (Лесков); стойкий (Авсеенко); чувствительный (Куприн); ядовитый (Достоевский) Эпитеты литературной русской речи. М:… …

Словарь эпитетов

3 НЕЗАВИСИМЫЙ — НЕЗАВИСИМЫЙ, ая, ое; им. 1. Самостоятельный, не находящийся в подчинении, свободный. Независимая личность. Независимые страны. 2. Обнаруживающий или выражающий самостоятельность (во 2 знач.). Н. характер. Н. взгляд. Держать себя независимо (нареч …

Толковый словарь Ожегова

Книги  Денискины рассказы, Виктор Драгунский

Ссылка  dic.academic.rudic.nsf/ushakov/881842

 

Библиотека выражения  «ДЕЛИКАТНАЯ ВЕЖЛИВОСТЬ»

Лексическое значение

Вежливость — (от старослав. вежа человек знающий, сведущий; учёный, образованный, книжный, начитанный, соблюдающий обычаи и приличия) доброе поведение и обращение или учтивость. Вежливый человек воспитанный, соблюдающий приличия, учтивый, услужливый.

Ссылка Педагогический терминологический словарь

 

ДЕЛИКАТНЫЙ — (франц. delicat, от лат. delicatus нежный). Утонченный, нежный, вежливый, внимательный к чувствам других. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДЕЛИКАТНЫЙ [фр. delicat] 1) чуткий, вежливый, мягкий в… …

Словарь иностранных слов русского языка

 

Значение слова Деликатный по Ефремовой:
Деликатный - 1.
Вежливый, обходительный, предупредительный, мягкий в обращении. // Свойственный тактичному человеку.
2. перен. разг.
Затруднительный, требующий осторожного и тактичного отношения; щекотливый.
3. устар.
Нежный, слабый, хрупкий (о человеке).

Значение слова Деликатный по Ожегову:
Деликатный -
Вежливый, мягкий в обращении


Деликатный Затруднительный, требующий чуткого, тактичного отношения

Ссылка d1712.html

Оценивание умения работать с интернет ресурсами. (Оценивают сами себя, дети, учитель)

 

Итог: Все ли поставленные перед собой цели выполнили? ( Может что то остаться, тогда эта цель переноситься  на следующий  урок по этому произведению).

 

Оцените свою работу на уроке.

У кого встретились трудности? Какие? Как можно решить проблему? Каким способом?

 

 Домашнее задание: по выбору:

·         составить энциклопедию 1 крылатого выражения (того, что не было задействовано на уроке)

·         составить план рассказа;

·         придумать свой конец произведения.

Слайд

 


 

Скачано с www.znanio.ru