Урок по математике "Число и цифра 6.Состав числа 6."(1 класс, по учебнику Петерсона)
Оценка 5
Разработки уроков
doc
математика
1 кл
21.11.2018
Тип урока ¬- урок открытия новых знаний. Урок построен в соответствии с ФГОС (по учебнику ав. Петерсон). На уроке используются информационно¬ коммуникативные технологии. Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, парная..Данный урок представлен в разделе «Числа от 1 до 10, нумерация чисел, сложение и вычитание». В урок были включены элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели и задачи учащиеся определили сами, исходя из проблемной ситуации. На уроке применялся деятельностный подход. На уроке использовала различные виды деятельности. Учебный материал соответствует принципу доступности, научности и был доступен по силе знаний учащимся 1 класса. На уроке было отведено время для закрепления нового материала. Применялись здоровье сберегающие технологии.
откр урок.doc
Тема урока: Число и цифра 6.Состав числа 6.
Тип урока: открытие нового знания
Основные цели:
1) формировать представление о числе 6 с опорой на числовой отрезок и о его составе,
умение его записывать с помощью графической модели и цифры;
2) закрепить навыки счета в пределах 6;
3) формировать способность к сложению и вычитанию чисел, к фиксированию движения по
отрезку шагами;
4) учиться формулировать тему и цели урока, подводить итог урока;
3) закрепить взаимосвязь между частью и целым;
4) повторить схематическую и знаковую форму записи чисел в пределах 6, сравнение групп
предметов по количеству, запись результатов сравнения с помощью знаков «>», «<», «=».
5) развивать мыслительные операции сравнения, анализа, классификации; формировать
умение работать в самостоятельно и в паре.
Планируемые результаты урока:
усвоение состава числа 6;
умение различать понятия «число» и «цифра» и правильно пользоваться данными
терминами;
учить правильно соотносить изученные цифры с числом предметов;
развивать память, внимание, наблюдательность, умение анализировать.
Универсальные учебные действия, формируемые на уроке:
Регулятивные: дети учатся осуществлять контроль по результату в отношении
многократно повторяемых действий с опорой на образец выполнения и совместно с
учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на
уроке.
Коммуникативные: вырабатывается умение полно и точно выражать свои мысли в
результате диалога и игровой ситуации различных субъектов образовательного процесса
одноклассников, учителя, партнёра по общению.
Познавательные: закрепляется умение моделировать и преобразовывать объекты с
выделением существенных признаков объекта.
Личностные: дети учатся делать выбор, как поступить в предложенных учителем
ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила
поведения, при поддержке других учащихся и учителя.
Образовательные:
1) сформировать представление о числе 6 как количественном свойстве групп из 6
предметов
1 2) сформировать взаимосвязь между частью и целым, сравнение чисел с помощью
составления пар, сложение и вычитание чисел на числовом отрезке;
Развивающие:
1) развивать организационные общеучебные умения, в том числе умения
самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя,
находить и исправлять собственные ошибки
2) развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения
3) развивать речь, внимание, память, мыслительные операции, логическое мышление
Воспитательные:
1) воспитывать уважение друг другу
2) воспитывать самостоятельность, дисциплинированность, умению работать в паре,
умению слушать и принимать мнение одноклассников.
Ход урока:
1. Организационный момент. Мотивация (самоопределение) к учебной
деятельности.
1. Здравствуйте,
Слово какое чудесное,
Красивое, доброе, чуточку нежное.
Здравствуйте!
Скажем мы новому дню!
Здравствуйте скажем мы нашим гостям!
Здоровья желаем всем и всему!
Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души
прекрасными чувствами.
Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку?
Дети: Да!
Учитель: Тогда вперед!
2. Актуализация знаний.
Мы с вами путешествуем по числовому отрезку
На какой станции мы остановились? (На станции 5)
Могут ли быть дальше станции? (Могут)
2 Хотите продолжить наше путешествие? (Хотим)
С нами в путешествие за новыми знаниями отправляется …
Отгадайте загадку:
Яркий красненький платочек,
Русский сарафан в цветочек,
А внутри сюрпризы есть:
Может три, а может, …( восемь) Матрешка
Слайд 2.
Да, необычная Матрёшка. А что в ней необычного вы узнаете в процессе
урока? Слайд 3.
А кто может управлять нашим паровозиком? (Только настоящие ученики.)
Кого называют настоящими учениками?( Того, кто сам может определить,
чего он не знает, и сам находит способ решения)
Пожелаем друг другу удачи и счастливого пути!
Что поможет нам в дороге? (Наши знания)
И матрешка приглашает нас в гости к одной дружной семье.
Отгадайте загадку:
Нет грибов дружней, чем эти,
Знают взрослые и дети,
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу.
(Опята)
И так мы в гостях в семье у дружных опят.
Учитель открывает на доске изображение опят на пеньке и читает задачу в
стихах : Слайд 4.
Три больших, три маленьких,
Маленьких, удаленьких –
Целая семья опят.
Сколько их на пне сидят?
Живут опята на волшебных пнях с заданиями. Чтобы выполнить эти
задания и пересчитать всех опят, вам понадобятся знания с предыдущих
уроков. А что вы уже знаете и умеете? (Мы знаем состав чисел 2–5, умеем
складывать и вычитать в пределах 5, умеем использовать числовой отрезок,
сравнивать группы предметов по количеству).
Сегодня на уроке нам пригодятся все перечисленные вами знания и умения,
чтобы совершить еще одно маленькое открытие. Какие два шага вам
3 необходимо сделать при открытии? (Первый шаг – самим понять, что мы
еще не знаем, второй шаг – самим «открыть» новое знание.)
У каждого из вас на парте лежит листочек с лесенкой, оцените свои знания и
нарисуйте человечка на той ступеньке, на которой вы находитесь сейчас.
Слайд 5.
Задание первое:
Опята на пеньках расселись так. (Посчитать количество грибов на каждом
пеньке, соединить с графической схемой данного числа, записать это число
цифрой.) Слайд 6.
Выполните это задание. Соотнесите количество предметов с нужной
цифрой и графической моделью:
Кто согласен?
Кто не согласен? Почему?
Что мы сейчас повторили?( запись изученных чисел и их графическую
модель).
(Открывается Матрешка 1)
Что вы видите на доске? (Числа в беспорядке.) Слайд 7.
Что нам помогает навести порядок в расположении чисел? (Числовой
отрезок.) Перемещаемся на доску. Слайд 8. Выключить.
Учитель помещает на доску модель числового отрезка Д–4.
Расположите числа на числовом отрезке.
Задание № 2.
Один ученик выходит к доске и помещает карточки с числами в определенном
порядке.
Сосчитайте от 1 до 5, от 5 до 1.
Назовите число предыдущее 4?( 3)
Как получить следующее число? (прибавить один)
Назовите предыдущее числа 3. (Два.)
Как получить число, предыдущее для числа 4? (Переместиться влево на один
единичный отрезок.)
Назовите число, следующее за числом 4. (Число 5.)
Как получить последующее число? (Переместиться на один единичный
отрезок вправо.)
Какое число стоит между 1 и 3? (Два.)
Между 3 и 5? (Четыре.)
Назовите соседей числа 3. (2 и 4.)
Задание № 3.
Решите на доске примеры, используя способы вычисления.
4 Чему равна первая сумма? 2+1= (3)
Докажи? (Мы можем посчитать по числовому лучу: от 2 делаем шаг в
сторону +1 и приходим к 3)
Чему равна вторая сумма?( четырем) 2+2= (4)
Докажи? (Мы знаем состав числа :2 и 2 – это 4)
Чему равна третья сумма?(5) 2+3=(5)
Докажи?( От 2 делаем 3 шага в сторону и приходим к 5)
Что вы заметили интересного в ответах?
(Числа в ответах идут в порядке возрастания, первое слагаемое всегда
одинаковое, второе – увеличивается на один, поэтому сумма
увеличивается на 1.)
Хорошо!
3. Постановка проблемы урока
Как вы думаете, какое выражение я должна написать следующим? 2+4
Молодцы! Почему?
Чем этот пример отличается от тех, которые мы решали раньше?
(Получается число, которого нет на числовом отрезке.)
Какое число должно получиться? (Число, следующее за числом пять.)
В чем же у нас затруднение? (Не хватает числового отрезка для
решения примера.)
Какую же цель мы перед собой поставим? (изучить число, следующим за
числом пять.)
Какова же тема нашего урока? ( Число и цифра 6)
Учитель открывает тему урока. Слайд 11. Выключить.
Как же мы будем «открывать» это число? С чего должны начать? (Мы
должны получить это число на числовом отрезке.)
Затем? (Записать это число с помощью графической модели и цифры.)
А потом? (Открыть состав этого числа.)
А цель? ( Научиться писать 6, узнать состав числа 6)
4. Построение проекта выхода из затруднения
Итак, какой первый шаг мы должны выполнить? (Получить число на
числовом отрезке.)
Как это сделать? (Достроить на числовом отрезке еще один единичный
отрезок.)
Получите это число. (Поставить карточку с числом 6.)
Один учащийся выполняет задание у доски.
5 Что теперь нужно сделать? (Записать это число.)
Как? (Сначала в виде графической модели.)
Попробуйте в парах составить графическую модель числа шесть.
Приветствие для работы в паре “Здравствуйте!”
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа,
начиная с больших пальцев и говорят:
1. желаю (соприкасаются большими пальцами);
2. успеха (указательными);
3. большого (средними);
4. во всём (безымянными);
5. и везде (мизинцами);
6. Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
У вас на столах лежит пустое домино. Ваша задача нарисовать столько
точек, чтобы в результате получилось 6.
6 это 1 и 5
6 это 2 и 4
6 это 3 и 3
6 это 6 и 0
(Открывается Матрешка 2)
Итак, какую модель вы получили?
Как узнать, какая модель принята в математике? (Нужно посмотреть в
учебнике.)
Откройте учебник на странице 52.
Поднимите руки те из вас, кто составил такую же модель.
Учитель одну из таких моделей прикрепляет на доску.
Физминутка.
Топай, Мишка, хлопай, Мишка,
Приседай со мной, братишка.
Руки верх, вперёд и вниз,
Улыбайся и садись.
Какие шаги нашего плана вы выполнили? (Первый и второй.)
А теперь мы должны научиться писать цифру 6. Показать карточку.
На что похожа цифра? (На крючок……)
А ещё есть стихотворение об этой цифре:
Цифра 6 – дверной замочек, сверху крюк, внизу кружочек.
6 Попробуйте в воздухе обвести несколько раз цифру 6.
А теперь в учебнике на странице 53 по алгоритму научимся писать?
Найдите в учебнике цифру шесть. Слайд 12.
Учитель открывает на доске изображение цифры шесть Д7.
На что, повашему, эта цифра похожа?
Учащиеся высказывают свои предположения.
Рассмотрите в учебнике образец написания цифры шесть и определите
последовательность написания.
Итак, как же эту цифру правильно писать?
Вариант комментирования:
Начинаем писать чуть ниже правого верхнего угла. Далее ведем
закругление вверх до верхней линии клеточки, опускаемся плавно с
закруглением вниз влево, не доходя до нижней линии клеточки, делаем
закругление вправо и опускаемся до нижней линии клеточки. Делаем
закругление и поднимаемся вверх, пишем овал до середины клетки.
Напишите цифру в учебнике.
Посмотрите на свою строчку, выберите королеву красоты.
Полностью ли мы сделали «открытии»? (Нет, осталось узнать состав числа
шесть.)
А помогут нам определить состав числа 6 дружная семейка опят.
Слайд 13.
Рассмотрим первый пенек. Как на нем расположены шляпки опят? (Слева —
одна шляпка, справа — пять.) Запишите на планшете.
Какую запись мы должны сделать в «домике»? (Шесть – это 1 и 5.)
Учащиеся делают запись в «домике».
Закончите эту работу самостоятельно.
Итак, какой же состав у числа шесть?
Учащиеся называют пары чисел. Учитель согласовывает ответы детей,
параллельно заполняет «домик» на доске.
Для чего необходимо знать состав числа?( Чтобы быстро решать примеры).
7 Удалось ли нам сделать открытие? (Да.)
Что войдет в наш эталон? (Числовой отрезок, графическая модель и цифра
числа шесть, «домик».)
(Открывается Матрешка 3)
2) №4 (1), стр. Слайд 14
Найдите №4 на странице 53.
Выполните действия и найди в каждом равенстве части и целое.
Как называется первый мешочек? (первое слагаемое, 1 часть)
Как называется второй мешочек?( второе слагаемое, 2 часть)
Как называется результат? (Сумма, целое)
Сколько дорисовали фигур в 3 мешочке? Почему? (6 это 3 и 3).
Запишем в «окошки» пример 3 + 3 = 6.
3) Работа в парах.
Закончите выполнять это задание в парах.
Итак, проверим ваши результаты.
Кто допустил ошибку?
В чем она?
Исправьте ошибки зеленым карандашом.
Вы молодцы, так как нашли и исправили свои ошибки. Как проверить себя,
что вы не допустите больше ошибок? (Нужно выполнить самостоятельную
работу.)
(Открывается Матрешка 4)
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону . Слайд 15.
На доске примеры для самостоятельной работы (Р6).Ответы дети пишут на
планшетах.
Чтобы быстрей и лучше запомнить состав числа 6, дружная семейка опят
приготовила для вас задание. Выполните это задание самостоятельно.
2+4 (=6) 1+5=6
63 (=3) 62=4
Давайте проверим. Поставьте плюсы. Справились с поставленной задачей? У
кого все плюсы? Замечательно.
Кто допустил ошибку? В каком примере?
Молодцы! Вы очень внимательны!
8 Найдите задание №1 стр. 52. Что мы должны сделать?
Найдите мешочек с 6 предметами и подпишите соответствующую
цифру. Проверьте друг друга в паре.
Сделайте вывод. (Мы умеем складывать и вычитать в пределах
шести.)
(Открывается Матрешка 5)
6. Включение в систему знаний и повторение.
№ 2, стр. 52 Слайд 16.
Опятам очень понравилось, как вы справились с самостоятельной работой
и подготовили еще задания. Найдите №2 на странице 52.
Рассмотрите образец задания. Что нужно сделать? (Сравнить группы
предметов по количеству.)
Прокомментируйте образец выполнения задания.
Один из учащихся комментирует образец выполнения задания с места.
Вариант комментирования:
Соединим фигуры парами. Во втором мешочке обведем красным
карандашом фигуры, которые образуют пары, а «лишние» фигуры закрасим
красным карандашом. Во втором мешочке фигур больше, т.к. есть «лишние»
фигуры. Обозначим количество фигур в каждом мешочке числом. В первом
мешочке четыре фигуры, во втором шесть фигур. Четыре меньше шести,
поставим знак «меньше».
Закончите выполнять это задание в парах.
Проверим выполнение задания по образцу.
Какой знак поставили при сравнении второй пары мешков? (Знак «больше».)
Какой знак поставили при сравнении третьей пары мешков? (Знак «меньше».)
Почему знак меньше? (Потому что левое число меньше чем правое.)
Кто допустил ошибку?
В чем она?
(Открывается Матрешка 6)
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Какой была тема нашего урока?( Число и цифра 6)
Какие цели мы ставили?( Научиться писать 6, узнать состав числа 6)
Удалось ли достичь поставленной цели? Да
Каким образом?( Мы можем решить выражение с помощью числового
отрезка ,состава числа(домино)).
Слайд 17.
9 А как вы думаете, почему же к нам в гости пришла Матрешка? И
что в ней необычного?( Так как в большой Матрешке прячутся 5
матрешек. А всего их 6.)
Давайте вспомним стихотворение, которое прозвучало в начале урока.
Учитель читает стихотворение Д2:
Три больших, три
маленьких,
Маленьких,
удаленьких —
Ответьте на поставленный вопрос. (Шесть).
Кому из вас удалось сделать «открытие» самому? Докажите.
Кто сделал «открытие» сам частично? Что именно?
Почему только частично?
Слайд 18.
Оцените свою работу на уроке , возьмите лесенку успеха и нарисуйте себя
в конце урока, на какую ступеньку вы встанете? Если у вас не было ошибок
или вы смогли преодолеть затруднение и можете двигаться дальше, то на
какую ступеньку вы себя поставите?
Учитель делает вывод. Нам можно двигаться дальше.
Какие еще трудности остались на уроке?
Вы все сегодня хорошо потрудились, скажите друг другу спасибо.
10
Урок по математике "Число и цифра 6.Состав числа 6."(1 класс, по учебнику Петерсона)
Урок по математике "Число и цифра 6.Состав числа 6."(1 класс, по учебнику Петерсона)
Урок по математике "Число и цифра 6.Состав числа 6."(1 класс, по учебнику Петерсона)
Урок по математике "Число и цифра 6.Состав числа 6."(1 класс, по учебнику Петерсона)
Урок по математике "Число и цифра 6.Состав числа 6."(1 класс, по учебнику Петерсона)
Урок по математике "Число и цифра 6.Состав числа 6."(1 класс, по учебнику Петерсона)
Урок по математике "Число и цифра 6.Состав числа 6."(1 класс, по учебнику Петерсона)
Урок по математике "Число и цифра 6.Состав числа 6."(1 класс, по учебнику Петерсона)
Урок по математике "Число и цифра 6.Состав числа 6."(1 класс, по учебнику Петерсона)
Урок по математике "Число и цифра 6.Состав числа 6."(1 класс, по учебнику Петерсона)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.