Урок по МХК
Оценка 4.7

Урок по МХК

Оценка 4.7
Иллюстрации +1
docx
МХК
Взрослым
23.03.2017
Урок по МХК
Архитектурный облик Древней Руси. (памятники зодчества" Десятинная церковь, Киевский собор, храм святой Софии и др. ) …Все на свете уходит – остается искусство. Цепь веков не прервется голосами поэтов. Смотрят фрески соборов и полотна портретов. На земле одряхлевшей будет горько и грустно. Только пусто не будет, пока живо искусство. поэтесса В. Боровицкая.урок мхк. Архитектурный облик Древней Руси.
МХК Архитектурный облик Древней Руси.docx
Архитектурный облик Древней Руси. «Чутьё пропорций, понимание силуэта, декоративный инстинкт, изобретательность  форм – словом, все архитектурные добродетели встречаются на протяжении русской  истории так постоянно и повсеместно, что наводят на мысль о совершенно  исключительной архитектурной одарённости русского народа».                                                                                                  И.Э.Грабарь, искусствовед Об архитектуре Древней Руси мы можем судить в большей степени лишь по  сохранившимся каменным постройкам (многочисленные пожары уничтожили  многие памятники деревянного зодчества), несмотря на это деревянное зодчество заслуживает особого рассмотрения. Новые постройки относятся к единому типу  храма ­ крестово­купольному. Первая церковь, заложенная в Киеве в 989г., в народе называлась  Десятинной, т.к. князь Владимир сам отдавал десятую часть своих доходов на ее  содержание и велел всем верующим делать то же самое. При ней была собрана  богатейшая библиотека, монахи работали над составлением летописания и  жития святых. Церковь простояла два века и была разрушена монголо­ татарскими завоевателями. Новый этап в истории зодчества Киевской Руси связан со строительством  самого величественного и значимого русского храма – собора святой Софии в Киеве.  (София – премудрость Божья). Киевский собор – образец византийского стиля на Руси. Это крестово­ купольный храм. Стены собора выложены красным кирпичом и серым гранитным  камнем – плинфой, чередующимися с розовой цемянкой – раствором извести, песка и  толченого кирпича. Сочетание серого и красного цветов с розоватым оттенком  придавало зданию особую нарядность. Первоначально храм венчали 13 куполов.  Число глав (куполов) в древнерусской архитектуре имело глубокий символический  смысл. Что символизировали 13 куполов, венчающих храм?  (Двенадцать куполов напоминают об апостолах (учениках Иисуса Христа), купол,  находящийся в центре, символизирует самого Христа.) Одиннадцатый век еще называют веком  Трех Софий. Одновременно один за другим строились храмы святой Софии в других городах. Кто знает, в каких? (Новгороде   и   Полоцке)   Хотя   они   и   возводились   по   образцу   “старшей   сестры” местные строительные особенности преобразили их до неузнаваемости. К сожалению, Полоцкая София была полностью разрушена в 13 веке. А перед вами ­ храм Святой Софии новгородской. По   своему   композиционному   построению   она близка   к   киевской.   Мы   опять   видим пятинефное   крестово­купольное   сооружение, но   есть   и   свои   особенности   5   куполов, сгруппированных в центре. Глубокие, длинные проемы окон в сочетании с гладкими стенами и лопатками делают храм выше, монолитнее. Наиболее яркой, значимой стала Владимиро­Суздальская школа. Примером синтеза  архитектуры и скульптуры в Древней Руси является Дмитриевский собор во  Владимире. По размеру этот храм небольшой, он строился как домовая церковь княжеской семьи.   Снаружи   его   стены   украшены   уникальной   белокаменной   резьбой.   Рельефы Дмитровского   собора,   так   много   говорившие   его   современникам,   спустя   столетия превратились   в   непостижимую   тайну,   неразгаданную   до   сих   пор.   Собор   можно сравнить   с   книгой,   составленной   более   чем   из   1000   резных   камней,   в   которых прочитаны   лишь   отдельные   слова.   Что   изображено   на   фасадах?   На   фасадах изображены ангелы, люди, звери, птицы, деревья, травы. Особенно часто изображены львы,   волки,   грифоны.   Есть   изображения   Геракла,   Всеволода   Большое   Гнездо   с сыновьями и еще множества людей. Исследователи отмечают, что в декоре собора угадывается идея Небесного града. Храм посвящён Дмитрию Солунскому, духовному покровителю Всеволода Большое Гнездо. церковь Покрова Богородицы на Нерли Перед   нами   –   самое   совершенное   архитектурное   сооружение   домонгольской Руси.   Покровская   церковь   выстроена   на   заливном   лугу,   на   рукотворном   холме, возвышающемся на берегу речки Нерль. Весной Нерль широко разливаясь, затопляет все окрестности, но ни разу за 8 веков существования храма вода не проникала внутрь церкви.   Во   времена   Андрея   Боголюбского   холм   имел   белокаменную   облицовку   и лестницу к реке. На рассвете, когда первые лучи солнца играют на облаках, храм расцветает   чистой   и   первозданной   красотой.   Церковь   Покрова   была   построена   в память о погибшем малолетнем сыне великого князя. Иллюзию   его   легкой   устремленности   ввысь   создают   несколько   вытянутые пропорции   и   единый   ритм   полуциркульных   арок,   ставших   архитектурным лейтмотивом.   Арки   завершают   стены,   разделенные   вертикальными   выступами   – лопатками – на три части, и образуют три закомары. Арки повторяются в очертаниях оконных проемов и порталов. Арки, соединяя тонкие колонки, «рисуют» на фасаде аркатурный пояс. Храм   крестовокупольного   типа,   четырёхстолпный,   трёхапсидный,   одноглавый. Стены церкви строго вертикальны, но благодаря исключительно удачно найденным пропорциям они выглядят наклоненными внутрь, чем достигается иллюзия большей высоты сооружения. Давайте   сравним   два   храма   Покровский   и   Дмитриевский.   (Показать одновременно оба храма.)          Итак, что общего у них?  Белый камень.  Куб.  Лопатки.  Аркатурный пояс.  Крестово­купольные.  1­купольный, 4­хстолпный.  Декор на внешних стенах. В чем различия?  Один олицетворяет мужскую красоту, а второй – женственность.  Более красив. …Все на свете уходит – остается искусство. Цепь веков не прервется голосами поэтов. Смотрят фрески соборов и полотна портретов. На земле одряхлевшей будет горько и грустно. Только пусто не будет, пока живо искусство.                                                   поэтесса В. Боровицкая.

Урок по МХК

Урок по МХК

Урок по МХК

Урок по МХК

Урок по МХК

Урок по МХК

Урок по МХК

Урок по МХК
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2017