Урок по обществознанию, 10 кл

  • Разработки уроков
  • doc
  • 16.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала урок экономика.doc
Обобщающий урок по теме «Экономика» Автор: Мария Ильинична Свистухо            учитель общественных дисциплин Школа МБОУ Погарская СОШ №2 Класс: 11 Предмет: Обществознание (базовый уровень) Дата разработки: декабрь 2015 годаДанная тема вызывает у меня особый интерес, т.к. в настоящее время в  рыночных условиях тяжело ориентироваться в производстве товаров и услуг  не только производителям, но и потребителям. В результате экономического  кризиса растет уровень инфляции, ухудшается социальное положение  граждан. Государство в условиях рынка предпринимает антиинфляционные  меры. Задача каждого потребителя в современных условиях рынка выбрать  нужный товар хорошего качества. В ходе урока будет оцениваться не столько теоретическое усвоение понятий,   сколько практическое умение учащихся решать проблемные ситуации данной  темы. На уроке планируется использовать индивидуальные задания,  фронтальный опрос, дополнительный материал. Цель урока: обобщить знания учащихся по данной теме.  Задачи:  ­обобщить знания уч­ся об экономике как науке и хозяйстве ­показать влияния рыночных отношений на потребителя и  производителя ­раскрыть роль государства в условиях рыночной экономики Ожидаемые результаты: организовать работу учащихся на  интерактивное обучение и положительные результаты уровня знаний. План урока: Обобщение по теме «Экономика»           ­  Экономика как наука и хозяйство.  ­ Рыночные отношения. ­ Предпринимательская деятельность. ­ Роль государства в рыночной экономике.Ход урока 1. Вводная часть. На доске запись: «Человек с множеством  достоинств добавит к ним еще  два, если окажется способным заработать и разумно потратить большие  деньги».   Э. Севрус Учитель: Ребята, прочитайте высказывание русского литератора первой  половины двадцатого века и определите обозначенную тему автора (или  проблему). Уч­ся:  ­ Автор размышляет о достоинствах человека.   ­ О его способностях зарабатывать деньги.  ­ О том, что не каждый человек может разумно тратить деньги.  ­ Автор указывает на проблему человека в системе экономических  отношений. Учитель: О какой сфере общественных отношений идет речь?  Уч­ся: О сфере экономических отношений. Учитель: На предыдущих уроках мы изучили большой раздел: «Человек и  экономика» и сегодня подведем итоги значимости этой темы для нас.  Запишите вопросы плана нашего урока.  Обобщение по теме «Экономика»           ­  Экономика как наука и хозяйство.  ­ Рыночные отношения. ­ Предпринимательская деятельность. ­ Роль государства в рыночной экономике.Сегодня мы обобщим ваши знания по данной теме и соотнесем с умениями и  навыками. Моими помощниками­экспертами в подведении итогов урока и  ваших оценок будут двое учащихся, (называю их). Основная часть урока: 1. Экономика: наука и хозяйство. На доске записаны слова: экономика – это…, экономика – это… Учитель: Дайте два разных определения экономики и запишите на доске ( вызываю двоих учащихся). ­ Экономика – наука о хозяйстве, способах его ведения и управления,  отношениях между людьми в процессе производства, закономерностях  хозяйственного развития. ­ Экономика – это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей в создании общественных благ. Учитель: С чем же ассоциируется слово экономика?  (вопрос  классу) Уч­ся:  ­ С производством товаров и услуг ­ С хозяйственной деятельностью ­ С мировой торговлей… Учитель: Как характеризуют экономику ребята у доски? Уч­ся: Как науку и как хозяйство. Учитель: Приведите примеры…Уч­ся:  (Наука) ­ Уровень спроса и предложений (маркетинг).  ­ Показатели экономического роста (экстенсивный, интенсивный).  ­ Показатели экспорта и импорта (сальдо торгового баланса).  (Хозяйство) – Предпринимательская деятельность  (фермерское  хозяйство). ­ Производство товаров и услуг (салон красоты).  Учитель: какие науки изучают эти вопросы? Уч­ся: ­микроэкономика ­макроэкономика ­мировая экономика Учитель: Предлагаю игру, для двух команд (по 4 учащихся на трех рядах)  Ваша задача распределить на доске соответствующие данные согласно этим  понятиям:   1. Микроэкономика: ­ условия заключения предпринимательской сделки, ­ взаимодействие потребителей и производителей на рынке товаров, ­ издержки и рентабельность предприятия, ­ причины роста заработной платы в нефтедобывающей отрасли. 2. Макроэкономика: ­ конкуренция производителей, ­ снижение темпов экономического роста, ­ занятость населения, ­ внешнеторговая политика стран,  ­ уровень и темпы инфляции, ­ причины экономического кризиса. 3. Мировая экономика: ­ оборот международного валютного рынка, ­ углубление международного разделения труда. Учитель раздает учащимся понятия на отдельных листочках, они выбирают и  оформляют это понятие на доске.Учитель и учащиеся, оставшиеся на местах, а так же экспертная группа  учеников проверяют правильность выполнения задания, а затем записывают в  свои тетради. 2. Рыночные отношения Учитель: Мы продолжаем разговор о рыночных отношениях и я предлагаю      выполнить задание ЕГЭ  (С5)   Вам предстоит дать понятия  и  составить два  предложения о них.   К доске по желанию идут двое уч­ся., которым предстоит дать  характеристику экономического цикла и экономического роста.                  1. экономический цикл 2. экономический рост Уч­ся: является    ­ чередование подъемов и спадов в экономике.  Экономический подъем ­ это критерий прогресса  экономики и общества. Показателем этого прогресса   характеризуется ростом реально­ го ВВП на душу населения. Экономический спад (рецессия) характеризуется падением уровня жизни населения. ростом реального ВВП на душу  насе­  ления. Экономический рост производства товаров и услуг приводит к повыше­ нию уровня жизни населения. Учитель: Приведите факты. Примеры: Экономический кризис в странах              Рост ВВП к 2010 году в РФ. Евросоюза Учитель: экономика характеризуется экстенсивным и интенсивным путями  развития. Ваши примеры… Уч­ся: Показателем интенсивного роста экономики является:­ внедрение новых технологий на производстве (компьютеризация) ­ рост квалификации рабочих (профессиональная подготовка) Уч­ся: Показателем экстенсивного роста является: ­ увеличение добычи полезных ископаемых (нефти и газа) ­ строительство новых предприятий (однотипных) ­ вовлечение в хозяйственный оборот новых земель (Целина в истории  СССР) Примеры учащихся:  ­ вырастить высокий урожай картофеля на приусадебном участке за счет внесения органических удобрений и хорошего ухода. ­ за счет увеличения пчелосемей и улей получить прибавку меда… Учитель предлагает завершить схему «факторы производства и факторные  доходы»Учитель: Приведите примеры факторов производства и факторных доходов. Уч­ся приводят примеры.Учитель: при производстве товаров и услуг имеются не только прибыль, но и  затраты. Как называются эти затраты? Уч­ся: издержки производства. Учитель:  какие они бывают? Уч­ся: постоянные и переменные  Учитель: выполните задание В3 (ЕГЭ) самостоятельно   (работа на проекторе) ­ Определите издержки производства. Соотнесите их. А. Оплата за аренду помещения.                         1) постоянные Б. Зарплата рабочим.                                             2) переменные В. Оплата коммунальных услуг. Г. Упаковочный материал.  Д. Переподготовка кадров. А Б В Г Д Затем проверяют вслух выполнение данного заданияУчитель:  предлагает выполнить задание В6 (ЕГЭ), раздает текст ученикам, которым  предстоит вставить слова на месте пропусков.   Основная проблема для экономики – это согласование безграничных и постоянно растущих потребностей людей с ограниченными                          (А) для их удовлетворения. Что такое потребности? Это понятие весьма многозначно и исторически изменчиво.  Это  развитие как личности и как члена общества.  Человек своей хозяйственной деятельностью научился удовлетворять свои разнообразные  потребности, производя товары и услуги, т.е. экономические блага. При этом количество и  качество этих благ непрерывно растет и меняется под влиянием технического         (Б) того бес чего нельзя поддерживать не только жизнь человека, но и его        (В) расширения кругозора людей, моды, рекламы и т.д.  Таким образом, потребности все растут. А для того, чтобы их удовлетворить нужны                     (Г). Те из них, которые удается вовлечь в производство экономических благ,  называются факторами производства. Постепенно наука расширяла свои представления о факторах, необходимых для  производства благ. Сначала считалось, сто главный ресурс, главный фактор –это                    (Д) что только сельское хозяйство может произвести необходимые блага.  Позднее, в качестве непременного фактора признали                      (Е) в любой сфере  материального производства, а не только сельском хозяйстве.  С именем К. Маркса связано признание                   (Ж) как важнейшего фактора  экономического развития. Список терминов: 1) капитал 2) производство 3) возможности 4) земля 5) ресурсы 6) прогресс 7) нехватка 8) информация 9) труд Учитель: предлагает задания части А (индивидуально) Учитель: Что характерно для предпринимательской деятельности? Уч­ся: Риск, инициатива, организаторские способности, упорство и  самостоятельность мышления.БИЗНЕС И  БИЗНЕС И  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО. Качества предпринимателя Учитель: Давайте выслушаем уч­ся, с разработанным бизнес­планом. Уч­ся представляет свой расчет перечня затрат, которые необходимы для  того, чтобы… Учитель: Для рыночной экономики характерны спады и подъемы  производства.  Предпринимательская деятельность требует особых расчетов, чтобы         производство было рентабельным.  Рентабельно ли производство уч­ся?  Уч­ся: Рентабельность – это отношение прибыли за определенный период к  затратам производства в тот же период.                                      прибыль Рентабельность =       затраты Учитель: Так рентабельно ли данное производство?  (уч­ся делают расчет:Сумма прибыли делится на затраты производства  товаров и услуг)  Если результат выше 1, то производство будет рентабельным. Учитель и учащиеся, выслушав расчеты отвечающих, приходят к выводу о  рентабельности данного производства товаров или услуг. Учитель: От чего зависит производство товаров и услуг? Уч­ся: От уровня инфляции. Учитель: (В зависимости от времени урока ведет далее устный опрос или  работу с текстом, в котором нужно исправить допущенные ошибки)  Процесс обесценивания денег, который проявляется в виде  долговременного понижения цен на товары и услуги, называется инфляцией. Инфляция проявляется в различных формах и видах.   По темпам в зависимости от величины роста цен инфляция делится на  ползучую (умеренную) и галопирующую. Ползучая инфляция­ это инфляция, при которой темпы роста цен на товары и  услуги не превышают 10­15 % в год. Галопирующую инфляцию характеризует повышение цен в 100­150 раз в год. Гиперинфляция – это инфляция с очень высоким темпом роста цен, как  правило, более 50 % в месяц.   4. Роль государства в экономике Учитель: Что происходит в результате инфляции?Уч­ся: Резкое сокращение производства. Значительное ухудшение жизни  населения. Это приводит к безработице. Учитель: назовите виды безработицы. Уч­ся:  ­ фрикционная (по собственному желанию или увольнению)  ­ циклическая  (экономические спады)  ­ структурная  (структурные изменения в экономике в результате НТР) Учитель: Какова роль государства в регулировании уровня инфляции и  снижении роста                     безработицы? Уч­ся: Государство вырабатывает антиинфляционные меры через (учитель  дает задание уч­ся самостоятельно записать эти меры в тетради, а затем  называют)                          ­ совершенствование налоговой системы   ­ регулирование цен на товары первой необходимости                ­ введение минимальной заработной оплаты труда    ­ определение прожиточного минимума населения    ­ введение социальных гарантий нетрудоспособному населению               ­ антимонопольные меры… Учитель: Какие из этих мер мы можем наблюдать в жизни нашего района? Уч­ся: В Погаре есть центр социальной помощи населению, где назначаются  пособия  малообеспеченным семьям и инвалидам и оказывается помощь в  реабилитации. Уч­ся: Повышением пенсий согласно уровню инфляций занимается  пенсионный фонд.Уч­ся: Уровнем безработицы и его снижением занимается служба центра  занятости населения (по данному вопросу с сообщением выступает уч­ся)  1. Прожиточный минимум в Погарском районе за  2015 год Население Трудоспособное Пенсионеры Дети На душу  населения Январь ­  март  ……руб  ……руб  ……руб …… руб Апрель ­  июнь  руб  руб  руб руб Июль ­  сентябрь  руб  руб руб руб 2. Уровень зарплат в районе: Январь – март – 14.060 руб        Апрель – июнь – 15.501 руб  Июль – сентябрь  – 15.046руб 3. Уровень безработицы: Январь – март – 1,5% 1,3% от трудоспособного населения.  Апрель – июнь – 1,2%    Июль – сентябрь –  Востребованы в районе профессии: врачи, рабочие строительных  специальностей, электрики, водители. Переобучены другим профессиям  – 30 человек. Прошли проф.подготовку – 6 человек. Получили профессии – 36 человек (парикмахер, тракторист, водитель,  оператор). Учитель: Какой вывод вы можете сделать? Уч­ся: Государство проводит политику социальной защиты населения в  условиях рыночной экономики.  Учитель: Эта функция государства указана в статье 7 Конституции РФ  (читает)1. Российская Федерация – социальное государство, политика  которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь  и свободное развитие человека.  2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей,  устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда,  обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и  детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных  служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии  социальной защиты. Учитель: РФ играет активную роль в международной экономике. Какой  показатель  Подтверждает это? Уч­ся: Показатели роста торгового сальдо, то есть отношения экспорта и  импорта.  Если экспорт превышает импорт, то сальдо положительно. А это значит, что наше государство имеет прибыль от международной  торговли. Учитель: Приведите примеры. Уч­ся (Страница 116­117 учебника Боголюбова) приводят примеры экспорта  и импорта и делают вывод о том, что необходимы меры протекционизма, то  есть защиты интересов внутренних производителей от иностранных  конкурентов. Учитель предлагает инсценированную сумку с продуктами питания и просит  ребят определить импортные и отечественные товары и страны­ производители.5. Подведение итогов урока Учитель: Какие вопросы мы обобщили на данном уроке? Уч­ся: дают ответ согласно плана Учитель: Домашним заданием для вас является написание эссе по  высказыванию: «Человек с множеством  достоинств добавит к ним еще  два, если окажется способным заработать и разумно потратить большие  деньги».   Э. Севруса Предупреждает о контроле знаний на следующем уроке. Учитель: определяет активно работающих учеников и  просит своих экспертов­помощников высказать мнение по оценкам учащихся: ­работающих у доски(4 уч­ся) ­отвечающий ученик с бизнес­планом ­работающие с текстом и др. Учитель просит ребят высказать свое мнение о состоявшемся уроке.