Публикация является частью публикации:
ФОТОГРАФИЯ КОНСПЕКТ УРОКА 5 класс ОБЖ
Тема урока: «Терроризм и экстремизм – основные понятия и причины возникновения. Современный терроризм и его сущность».
Проводит: учитель ОБЖ Порошина Людмила Викторовна (1 категория)
ОО: МБОУ СОШ № 36 п. Кузино ГО Первоуральск
Длительность урока: 45 минут.
Цель:
1) Объяснить сущность терроризма, его типы и цели; совершенствовать знания о терроризме; основы безопасности в ЧС; формировать общественного сознания и гражданскую позицию подрастающего поколения.
2) Определить, почему терроризм стал обыденным явлением российской действительности.
3) Способствовать воспитанию в детях толерантного отношения друг к другу и формировать умение жить в мире с другими людьми.
4) Развивать самостоятельность суждений учащихся в диалоговом формате.
5) Дать представление о терроризме и экстремизме как о глобальной проблеме.
Задачи:
· Показать страшное «лицо» терроризма и ужасающие последствия этого явления.
· Убедиться, могут ли учащиеся ориентироваться в чрезвычайных обстоятельствах; продумать пути выхода из критических ситуаций, связанных с террористическими актами и ситуациями социального характера.
· Развивать у учащихся навыки ведения дискуссии, обсуждения и анализа полученной информации; выработать умения делать выводы.
В итоге урока у учащихся должны сложиться следующее:
· Они должны знать, что такое «терроризм» и «экстремизм»; какие причины порождают терроризм, определять цели и виды террористических актов.
· Представлять страшное «лицо» терроризма, аргументировано ответить на вопросы: возможно ли решение этой проблемы и, какую роль при этом должно сыграть государство в этой ситуации.
Оборудование: мультимедийная установка, экран, доска, мел, магниты, презентация, ноутбук, памятка, коробка с конфетами, большая коробка внутри будильник, стикеры - «желтого» и «зеленого» цвета и чистые листы А4 на парту по количеству детей.
| 
 № слайд  | 
 текст урока  | 
 время  | 
 примечание  | 
| 
 1  | 
 «Терроризм и экстремизм – основные понятия и причины возникновения. Современный терроризм и его сущность»  | 
 включение презентации  | 
|
| 
 2  | 
 - В обществе всегда были люди, кто переступал черту закона. И мы с вами ранее ознакомились с некоторыми криминальными ситуациями, с которыми человек может встретиться в повседневной жизни, т. е. в СОЦИУМЕ. - Давайте рассмотрим предложенные мною ситуации. О чем они говорят? - Правильно. На экране мы видим картинки с кражей (угон автомобиля), мошенничество, воровство.  | 
 
 1 мин  | 
 
  | 
| 
 3  | 
 - Какие опасности несут для ребенка эти ситуации? (незнакомец пытается позвонить в квартиру и незнакомец предлагает ребенку игрушку и подвезти его домой). - Правильно. - Значит, мы можем сделать вывод, что необходимо знать и соблюдать правила личной безопасности и избегать общения с незнакомыми людьми.  | 
 
 1 мин  | 
 
  | 
| 
 4  | 
 - А какова опасность для детей в этих ситуациях? - Правильно. Молодцы. Нужно избегать скопления людей – толпы. И не ходить, не играть в безлюдных местах – это опасно для жизни!  | 
 0,5 мин  | 
 
  | 
| 
 5  | 
 - Все это были ситуации социального характера. - А скажите мирная демонстрация – опасна чем-либо и почему? - Конечно же, нет, не опасна, потому как она мирная и люди участвующие в ней миролюбивы. - Сегодня мы познакомимся с другими отрицательными антиобщественными явлениями, с которыми мы можем столкнуться в жизни, а значит должны быть готовы к этому.  | 
 
 1 мин  | 
 
  | 
| 
 6  | 
 - Когда в обществе возникают разногласия между народом и правительством, граждане могут выразить свой ПРОТЕСТ. Потому как имеют на это законное право, согласно Конституции Российской Федерации. Причины могут быть разные. Например: нет дорог; плохая экологическая обстановка, низкий уровень жизни граждан. Эти митинги проводятся с разрешения администрации города.  | 
 
 1 мин  | 
 
  | 
| 
 7  | 
 - Но бывает такое, когда во время демонстрации некоторые группы молодежи призывают к насилию и всё перерастает в противоправные действия, которые по степени опасности квалифицируются как опасные, криминальные преступления.  | 
 0,5 мин  | 
 
  | 
| 
 8  | 
 Проводим Упражнение № 1 «Собери слово» (на доске написаны буквы в шахматном порядке слово «ТЕРРОРИЗМ» и «ЭКСТРЕМИЗМ»). Открываю закрытые на доске текст слова «терроризм», здание для детей – сложите из букв слово и напишите его на стикере «желтого цвета», прикрепите его в левый верхний угол чистого листа, который лежит у вас на парте. Открываю следующее слово - «экстремизм», запишите его на стикере «зеленого цвета» и проделайте то же самое, но только прикрепите его с правой стороны. - Все ли успели сделать это задание? - Скажите, о чем на уроке сегодня пойдет речь, какова главная цель его?  | 
 
 2,5 мин  | 
 
 мел, доска, магниты, листА3- 2шт, цветные стикеры «желтого» и «зеленого» цвета, лист А4 по количеству детей  | 
| 
 9  | 
 - Правильно, мы познакомимся с видами и целями терроризма и экстремизма. Сумеем увидеть «страшное» лицо терроризма и его последствия. Постараемся определить, почему терроризм стал обыденным явлением российской действительности.  | 
 
 0,5 мин  | 
 
  | 
| 
 10  | 
 - Давайте запишем на вашем листке определение понятия «ЭКСТРЕМИЗМ». Пишем его под листочком зеленого цвета. Экстремизм – это крайние взгляды или меры направленные против закона, прав и свобод граждан. - Какое главное слово в этом определении? - Противозаконные взгляды и меры. - Прочтем это определение вместе вслух.  | 
 2 мин  | 
 
  | 
| 
 11  | 
 - Экстремистские взгляды и их действия приводят только к нарушению закона и вражде между народами и нациями.  | 
 0,5 мин  | 
 
  | 
| 
 12  | 
 - Посмотрим, в чем проявляется экстремизм? Он может быть: политическим; социальным; миграционным; религиозным; молодежным; внизу схемы мы видим слово – терроризм, т.е. террористическим. Что же оно значит?  | 
 0,5 мин  | 
 
  | 
| 
 13  | 
 - Слово «террор» в переводе обозначает «УЖАС». Запишем определение под стикером «желтого цвета». - Терроризм – это преступление, организованное группой людей, которая стремится достичь своих целей при помощи насилия. - Какое здесь главное слово? - Преступление. Подчеркните его. - Прочтем это определение вслух. - Значит, главной цель террора – будет?  | 
 
 2,5 мин  | 
 
  | 
| 
 14  | 
 - Правильно. Угроза населению.  | 
 0,2 мин  | 
 
  | 
| 
 15  | 
 - Каковы же цели террористических актов? - Взять в заложники, использовать шантаж; проводить протесты против политики правительства; вымогать и наносить экономический ущерб; проведение терактов.  | 
 
 0,8 мин  | 
 
  | 
| 
 16  | 
 Упражнение «ПРЕДМЕТ???» (на видном месте лежит большая коробка, в ней тикает будильник). - Скажите, что же мы можем увидеть в классе, того, чего ни когда здесь не было? - Правильно, это вот этот бесхозный предмет.  | 
 
 1,5 мин  | 
 коробка в ней будильник и коробка с конфетами  | 
| 
 17  | 
 - Что может в ней находиться? - Каковы наши действия в такой ситуации? - Молодцы.  | 
 0,3 мин  | 
 
  | 
| 
 18  | 
 - Предлагаю посмотреть мультфильм.  | 
 2 мин  | 
 мультфильм  | 
| 
 19  | 
 - Давайте вспомним теракт в школе Беслана. Террористы захватили эту школу прямо в разгар праздничной линейки – 1 сентября 2004 года. Целых три дня террористы удерживали в спортзале детей, родителей, учителей подвесив к баскетбольному кольцу бомбу, но в результате освобождения людей - погибло 334 человека.  | 
 
 
 1,7 мин  | 
 
 включить презентацию  | 
| 
 20  | 
 - Эти события потрясли многих, а 3 сентября в России повсеместно прошла «Вахта памяти».  | 
 0,5 мин  | 
 
  | 
| 
 21  | 
 - В дальнейшем было решено, чтобы ежегодно проводить в этот день – День солидарности в борьбе с терроризмом. - А скажите, что такое солидарность? - Правильно, «Солидарность — это единство интересов, задач или взаимопонимание». - Ребята, а вы знаете, какое событие произошло 3 апреля 2017 года? - Да, все верно. 
  | 
 
 1,5 мин  | 
 
  | 
| 
 22  | 
 - В этот день в метрополитене Петербурга на перегоне между станциями «Сенная площадь» и «Технологический институт» произошел взрыв. Террорист-смертник подорвал себя и забрал с собою 13 человек, 40 человек были ранены и находятся сейчас в больницах Санкт-Петербурга.  | 
 
 1,5 мин  | 
 
  | 
| 
 23  | 
 - От рук террористов погибают ни в чем не повинные люди, дети, старики. За последние 10 лет теракты унесли жизнь более пяти тысяч человек, раненых оказалось еще больше. - Предлагаю подняться и в «минуте молчания» почтить память тех, кого с нами нет.  | 
 
 1 мин  | 
 
  | 
| 
 24  | 
 МИНУТА МОЛЧАНИЯ (дети встают, а я читаю стихотворение). Терроризм - это страшное слово Это боль, отчаянье, страх, Терроризм - это гибель живого! Это крики на детских губах. Это смерть ни в чём не повинных- Стариков, женщин, детей! Это подлое злое деянье Озверевших, жестоких людей. - Садитесь.  | 
 
 1 мин  | 
 
  | 
| 
 25  | 
 - Ребята, выберите из возможных места установки взрывных устройств? - Правильно (это вокзалы, рынки, курорты) - Скажите, почему именно эти места выбирают террористы? - Конечно же – там многолюдно и можно убить много народу.  | 
 
 1 мин  | 
 
  | 
| 
 26  | 
 Упражнение № 3. «ВЗРЫВ на улице». - Если вы услышали взрыв (хлопок) на улице – ваши действия? - Молодцы, правильно. - Мы вначале должны лечь на землю, закрыть голову руками и не подниматься, пока не стихнет. - А скажите, если вдруг рядом с вами кого-либо ранило? Что надо делать в этой ситуации?  | 
 
 1,5 мин  | 
 
  | 
| 
 27  | 
 - Первое: позвонить в скорую помощь или по телефону 01, 112, 02. Подойти к раненому, осмотреть его ранение, если есть возможность оказать ему первую помощь и накрыть курткой. Узнать если он в сознании: фамилию, имя, телефон родных, чтобы им позвонить и сообщить о происшедшем.  | 
 
 1,5 мин  | 
 
  | 
| 
 28  | 
 - Переверните свой листок, там у вас есть ПАМЯТКА. Прочтем её вместе вслух. - В заложники лучше не попадать. - Не принимайте от незнакомцев пакеты и сумки, не оставляйте багаж без присмотра. - Обращайте внимание на подозрительных людей и предметы. - Всегда узнавайте, где находятся резервные эвакуационные выходы из помещения. - Если произошел взрыв или пожар – не пользуйтесь лифтом. - В любой ситуации не поддаваться панике.  | 
 
 
 2,5 мин  | 
 
  | 
| 
 29  | 
 - На этом уроке мы только начали изучать вопросы терроризма и экстремизма, но для вас я приготовила три вопроса и возможно вы знаете на них ответ. - Внимание!  | 
 
 0,5 мин  | 
 
  | 
| 
 30  | 
 Отвечаем на первый вопрос, ставим цифру 1 и ищем правильный ответ в буквенном исполнении. - «Во время спасательной операции по освобождению заложникам нужно»: А. Быстро бежать навстречу спасателям. Б. Упасть на пол, прикрыв голову. В.Помогать спасателям сражаться с террористами  | 
 
 1,5 мин  | 
 
  | 
| 
 31  | 
 - Вопрос № 2. Попав в заложники, человек должен: А. Спокойно, не поднимая глаз, выполнять требования террористов. Б. Попытаться выхватить оружие террориста. В. Громко плакать, пытаясь разжалобить их. 
  | 
 
 1,5 мин  | 
 
  | 
| 
 32  | 
 - Третий вопрос: «Обнаружив в коридоре школы оставленный без присмотра портфель, ученик должен: А. Открыть его, чтобы проверить, чей он. Б. Не приближаясь к портфелю, сообщить директору, учителю. В. Позвонить другу по сотовому: не он ли забыл портфель?  | 
 
 1,5 мин  | 
 
  | 
| 
 33  | 
 - Давайте проверим ответы. У вас должно было получиться: 1. Б, 2. А, 3. Б. - Если ошибок нет, ставим оценку «5». - Если есть ошибка, то «4». 
  | 
 3,5 мин  | 
 
 
  | 
| 
 34  | 
 Рефлексия.
  Давайте подведем итог урока. -
  Дайте оценку уроку поднятием стикеров:  | 
 
  | 
 
 
  | 
| 
 35  | 
 - Прошу вас выполнить домашнюю работу, которую проверит ваш учитель ОБЖ. - Вам нужно прочитать п. 6.1-6.2 стр. 103-111, и составить небольшой рассказ из 5-7 предложений на тему «Терроризм – это преступление, не имеющее оправдания».  | 
 
 2,5 мин  | 
 
  | 
| 
 36  | 
 - Спасибо вам за работу и ваше внимание ко мне. - Вы были - МОЛОДЦЫ! - Я счастлива, что работала с вами. - А в коробке для вас у меня сладкий сюрприз, который вы раздадите после урока.  | 
 
 1,5 мин  | 
 раздать конфеты  | 
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.