ФОТОГРАФИЯ КОНСПЕКТ УРОКА 5 класс ОБЖ
Тема урока: «Терроризм и экстремизм – основные понятия и причины возникновения. Современный терроризм и его сущность».
Проводит: учитель ОБЖ Порошина Людмила Викторовна (1 категория)
ОО: МБОУ СОШ № 36 п. Кузино ГО Первоуральск
Длительность урока: 45 минут.
Цель:
1) Объяснить сущность терроризма, его типы и цели; совершенствовать знания о терроризме; основы безопасности в ЧС; формировать общественного сознания и гражданскую позицию подрастающего поколения.
2) Определить, почему терроризм стал обыденным явлением российской действительности.
3) Способствовать воспитанию в детях толерантного отношения друг к другу и формировать умение жить в мире с другими людьми.
4) Развивать самостоятельность суждений учащихся в диалоговом формате.
5) Дать представление о терроризме и экстремизме как о глобальной проблеме.
Задачи:
· Показать страшное «лицо» терроризма и ужасающие последствия этого явления.
· Убедиться, могут ли учащиеся ориентироваться в чрезвычайных обстоятельствах; продумать пути выхода из критических ситуаций, связанных с террористическими актами и ситуациями социального характера.
· Развивать у учащихся навыки ведения дискуссии, обсуждения и анализа полученной информации; выработать умения делать выводы.
В итоге урока у учащихся должны сложиться следующее:
· Они должны знать, что такое «терроризм» и «экстремизм»; какие причины порождают терроризм, определять цели и виды террористических актов.
· Представлять страшное «лицо» терроризма, аргументировано ответить на вопросы: возможно ли решение этой проблемы и, какую роль при этом должно сыграть государство в этой ситуации.
Оборудование: мультимедийная установка, экран, доска, мел, магниты, презентация, ноутбук, памятка, коробка с конфетами, большая коробка внутри будильник, стикеры - «желтого» и «зеленого» цвета и чистые листы А4 на парту по количеству детей.
№ слайд |
текст урока |
время |
примечание |
1 |
«Терроризм и экстремизм – основные понятия и причины возникновения. Современный терроризм и его сущность» |
включение презентации |
|
2 |
- В обществе всегда были люди, кто переступал черту закона. И мы с вами ранее ознакомились с некоторыми криминальными ситуациями, с которыми человек может встретиться в повседневной жизни, т. е. в СОЦИУМЕ. - Давайте рассмотрим предложенные мною ситуации. О чем они говорят? - Правильно. На экране мы видим картинки с кражей (угон автомобиля), мошенничество, воровство. |
1 мин |
|
3 |
- Какие опасности несут для ребенка эти ситуации? (незнакомец пытается позвонить в квартиру и незнакомец предлагает ребенку игрушку и подвезти его домой). - Правильно. - Значит, мы можем сделать вывод, что необходимо знать и соблюдать правила личной безопасности и избегать общения с незнакомыми людьми. |
1 мин |
|
4 |
- А какова опасность для детей в этих ситуациях? - Правильно. Молодцы. Нужно избегать скопления людей – толпы. И не ходить, не играть в безлюдных местах – это опасно для жизни! |
0,5 мин |
|
5 |
- Все это были ситуации социального характера. - А скажите мирная демонстрация – опасна чем-либо и почему? - Конечно же, нет, не опасна, потому как она мирная и люди участвующие в ней миролюбивы. - Сегодня мы познакомимся с другими отрицательными антиобщественными явлениями, с которыми мы можем столкнуться в жизни, а значит должны быть готовы к этому. |
1 мин |
|
6 |
- Когда в обществе возникают разногласия между народом и правительством, граждане могут выразить свой ПРОТЕСТ. Потому как имеют на это законное право, согласно Конституции Российской Федерации. Причины могут быть разные. Например: нет дорог; плохая экологическая обстановка, низкий уровень жизни граждан. Эти митинги проводятся с разрешения администрации города. |
1 мин |
|
7 |
- Но бывает такое, когда во время демонстрации некоторые группы молодежи призывают к насилию и всё перерастает в противоправные действия, которые по степени опасности квалифицируются как опасные, криминальные преступления. |
0,5 мин |
|
8 |
Проводим Упражнение № 1 «Собери слово» (на доске написаны буквы в шахматном порядке слово «ТЕРРОРИЗМ» и «ЭКСТРЕМИЗМ»). Открываю закрытые на доске текст слова «терроризм», здание для детей – сложите из букв слово и напишите его на стикере «желтого цвета», прикрепите его в левый верхний угол чистого листа, который лежит у вас на парте. Открываю следующее слово - «экстремизм», запишите его на стикере «зеленого цвета» и проделайте то же самое, но только прикрепите его с правой стороны. - Все ли успели сделать это задание? - Скажите, о чем на уроке сегодня пойдет речь, какова главная цель его? |
2,5 мин |
мел, доска, магниты, листА3- 2шт, цветные стикеры «желтого» и «зеленого» цвета, лист А4 по количеству детей |
9 |
- Правильно, мы познакомимся с видами и целями терроризма и экстремизма. Сумеем увидеть «страшное» лицо терроризма и его последствия. Постараемся определить, почему терроризм стал обыденным явлением российской действительности. |
0,5 мин |
|
10 |
- Давайте запишем на вашем листке определение понятия «ЭКСТРЕМИЗМ». Пишем его под листочком зеленого цвета. Экстремизм – это крайние взгляды или меры направленные против закона, прав и свобод граждан. - Какое главное слово в этом определении? - Противозаконные взгляды и меры. - Прочтем это определение вместе вслух. |
2 мин |
|
11 |
- Экстремистские взгляды и их действия приводят только к нарушению закона и вражде между народами и нациями. |
0,5 мин |
|
12 |
- Посмотрим, в чем проявляется экстремизм? Он может быть: политическим; социальным; миграционным; религиозным; молодежным; внизу схемы мы видим слово – терроризм, т.е. террористическим. Что же оно значит? |
0,5 мин |
|
13 |
- Слово «террор» в переводе обозначает «УЖАС». Запишем определение под стикером «желтого цвета». - Терроризм – это преступление, организованное группой людей, которая стремится достичь своих целей при помощи насилия. - Какое здесь главное слово? - Преступление. Подчеркните его. - Прочтем это определение вслух. - Значит, главной цель террора – будет? |
2,5 мин |
|
14 |
- Правильно. Угроза населению. |
0,2 мин |
|
15 |
- Каковы же цели террористических актов? - Взять в заложники, использовать шантаж; проводить протесты против политики правительства; вымогать и наносить экономический ущерб; проведение терактов. |
0,8 мин |
|
16 |
Упражнение «ПРЕДМЕТ???» (на видном месте лежит большая коробка, в ней тикает будильник). - Скажите, что же мы можем увидеть в классе, того, чего ни когда здесь не было? - Правильно, это вот этот бесхозный предмет. |
1,5 мин |
коробка в ней будильник и коробка с конфетами |
17 |
- Что может в ней находиться? - Каковы наши действия в такой ситуации? - Молодцы. |
0,3 мин |
|
18 |
- Предлагаю посмотреть мультфильм. |
2 мин |
мультфильм |
19 |
- Давайте вспомним теракт в школе Беслана. Террористы захватили эту школу прямо в разгар праздничной линейки – 1 сентября 2004 года. Целых три дня террористы удерживали в спортзале детей, родителей, учителей подвесив к баскетбольному кольцу бомбу, но в результате освобождения людей - погибло 334 человека. |
1,7 мин |
включить презентацию |
20 |
- Эти события потрясли многих, а 3 сентября в России повсеместно прошла «Вахта памяти». |
0,5 мин |
|
21 |
- В дальнейшем было решено, чтобы ежегодно проводить в этот день – День солидарности в борьбе с терроризмом. - А скажите, что такое солидарность? - Правильно, «Солидарность — это единство интересов, задач или взаимопонимание». - Ребята, а вы знаете, какое событие произошло 3 апреля 2017 года? - Да, все верно.
|
1,5 мин |
|
22 |
- В этот день в метрополитене Петербурга на перегоне между станциями «Сенная площадь» и «Технологический институт» произошел взрыв. Террорист-смертник подорвал себя и забрал с собою 13 человек, 40 человек были ранены и находятся сейчас в больницах Санкт-Петербурга. |
1,5 мин |
|
23 |
- От рук террористов погибают ни в чем не повинные люди, дети, старики. За последние 10 лет теракты унесли жизнь более пяти тысяч человек, раненых оказалось еще больше. - Предлагаю подняться и в «минуте молчания» почтить память тех, кого с нами нет. |
1 мин |
|
24 |
МИНУТА МОЛЧАНИЯ (дети встают, а я читаю стихотворение). Терроризм - это страшное слово Это боль, отчаянье, страх, Терроризм - это гибель живого! Это крики на детских губах. Это смерть ни в чём не повинных- Стариков, женщин, детей! Это подлое злое деянье Озверевших, жестоких людей. - Садитесь. |
1 мин |
|
25 |
- Ребята, выберите из возможных места установки взрывных устройств? - Правильно (это вокзалы, рынки, курорты) - Скажите, почему именно эти места выбирают террористы? - Конечно же – там многолюдно и можно убить много народу. |
1 мин |
|
26 |
Упражнение № 3. «ВЗРЫВ на улице». - Если вы услышали взрыв (хлопок) на улице – ваши действия? - Молодцы, правильно. - Мы вначале должны лечь на землю, закрыть голову руками и не подниматься, пока не стихнет. - А скажите, если вдруг рядом с вами кого-либо ранило? Что надо делать в этой ситуации? |
1,5 мин |
|
27 |
- Первое: позвонить в скорую помощь или по телефону 01, 112, 02. Подойти к раненому, осмотреть его ранение, если есть возможность оказать ему первую помощь и накрыть курткой. Узнать если он в сознании: фамилию, имя, телефон родных, чтобы им позвонить и сообщить о происшедшем. |
1,5 мин |
|
28 |
- Переверните свой листок, там у вас есть ПАМЯТКА. Прочтем её вместе вслух. - В заложники лучше не попадать. - Не принимайте от незнакомцев пакеты и сумки, не оставляйте багаж без присмотра. - Обращайте внимание на подозрительных людей и предметы. - Всегда узнавайте, где находятся резервные эвакуационные выходы из помещения. - Если произошел взрыв или пожар – не пользуйтесь лифтом. - В любой ситуации не поддаваться панике. |
2,5 мин |
|
29 |
- На этом уроке мы только начали изучать вопросы терроризма и экстремизма, но для вас я приготовила три вопроса и возможно вы знаете на них ответ. - Внимание! |
0,5 мин |
|
30 |
Отвечаем на первый вопрос, ставим цифру 1 и ищем правильный ответ в буквенном исполнении. - «Во время спасательной операции по освобождению заложникам нужно»: А. Быстро бежать навстречу спасателям. Б. Упасть на пол, прикрыв голову. В.Помогать спасателям сражаться с террористами |
1,5 мин |
|
31 |
- Вопрос № 2. Попав в заложники, человек должен: А. Спокойно, не поднимая глаз, выполнять требования террористов. Б. Попытаться выхватить оружие террориста. В. Громко плакать, пытаясь разжалобить их.
|
1,5 мин |
|
32 |
- Третий вопрос: «Обнаружив в коридоре школы оставленный без присмотра портфель, ученик должен: А. Открыть его, чтобы проверить, чей он. Б. Не приближаясь к портфелю, сообщить директору, учителю. В. Позвонить другу по сотовому: не он ли забыл портфель? |
1,5 мин |
|
33 |
- Давайте проверим ответы. У вас должно было получиться: 1. Б, 2. А, 3. Б. - Если ошибок нет, ставим оценку «5». - Если есть ошибка, то «4».
|
3,5 мин |
|
34 |
Рефлексия.
Давайте подведем итог урока. -
Дайте оценку уроку поднятием стикеров: |
|
|
35 |
- Прошу вас выполнить домашнюю работу, которую проверит ваш учитель ОБЖ. - Вам нужно прочитать п. 6.1-6.2 стр. 103-111, и составить небольшой рассказ из 5-7 предложений на тему «Терроризм – это преступление, не имеющее оправдания». |
2,5 мин |
|
36 |
- Спасибо вам за работу и ваше внимание ко мне. - Вы были - МОЛОДЦЫ! - Я счастлива, что работала с вами. - А в коробке для вас у меня сладкий сюрприз, который вы раздадите после урока. |
1,5 мин |
раздать конфеты |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.