Открытый урок по ОБЖ, предназначенный для закрепления материала по темам: Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения. Пешеход. Безопасность пешехода. Пассажир. Безопасность пассажира, и знакомства с новой темой ПОЖАР для 5-6 классов. Ребята узнают, что такое пожар и как с ним боротьсяРазработка открытого урока
Открытый урок по ОБЖ 5 класс.docx
Открытый урок по «Основам безопасности жизнедеятельности»
Участники – обучающиеся 56 классов
Тема урока: «Пожарная безопасность».
Цель урока: Отработать последовательность действий в случае возникновения пожара.
Задачи урока:
1. Познакомить обучающихся с основными причинами пожаров;
2. Познакомить с правилами пожарной безопасности;
3. Познакомить с подручными средствами пожаротушения;
4. Научить обучающихся правильно действовать в случае обнаружения пожара;
5. Научить эвакуироваться из данного кабинета школы;
6. Прививать элементарные навыки борьбы с огнем;
7. Развивать внимание и мышление обучающихся.
Тип урока: комбинированный (освоение новых знаний, обобщение и систематизация
изученного)
Оборудование: презентация Microsoft Office Power Point; карточки с заданиями;
стационарный телефон; мобильный телефон; телевизор; одеяло; цветочный горшок с
землей; утюг; розетка, бутылка с водой.
Основные термины и понятия: пожар; пожарная охрана.
План урока:
Организационный момент.
Проверка пройденного материала.
Новая тема.
Практическая работа.
Итог урока.
Домашнее задание.
I.
II.
III.
IV.
V.
VI.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Здравствуйте, уважаемые наши гости и дорогие ребята! Сегодня мы собрались для очень
важного и интересного разговора. Современный мир, природа и развивающиеся технологии
все чаще бросают нам вызов в виде природных бедствий, техногенных аварий и катастроф.
В нашей стране существует мощная структура МЧС России, готовая действовать в
сложной обстановке чрезвычайных ситуаций различного характера. И ее сила заключается не только в современном высокотехнологичном оборудовании, но и в кадровом
потенциале. В МЧС России работают подготовленные сотрудники, искренне любящие свое
дело
II. Проверка пройденного материала.
Скажите, какие темы мы изучали на прошлых уроках? (Дорожное движение,
безопасность участников
дорожного движения. Пешеход. Безопасность пешехода.
Пассажир. Безопасность пассажира. Водитель)
Правильно, сейчас мы с вами повторим некоторые определения, с которыми
познакомились на прошлых уроках. У меня записаны несколько слов. Посмотрите и
прочитайте их.
(Слайд 2)
Сейчас я вам буду задавать вопросы, ответом на которые является одно из этих
выражений.
1. Как называется лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на
нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или
выходит из транспортного средства (сходит с него)? (ПАССАЖИР)
2. Как называют человека, который управляет каким – либо транспортным средством?
(ВОДИТЕЛЬ)
3. Лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней
работу. (ПЕШЕХОД)
4. Не похож я на коня,
А седло есть у меня.
Спицы есть. Они признаться,
Для вязанья не годятся.
Не будильник, не трамвай
Но звоню я то и знай. (ВЕЛОСИПЕД)
5. Как называют устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов
или оборудования, установленного на нем? (ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО)
6. Одно из немеханических транспортных средств. (ВЕЛОСИПЕД)
7. Кого перевозит общественный транспорт? (ПАССАЖИР)
8. Кто должен двигаться по загородной дороге навстречу транспортным средствам?
(ПЕШЕХОД) 9. На нем можно ездить, не имея водительского удостоверения, но соблюдая правила
дорожного движения. (ВЕЛОСИПЕД)
10. Как можно назвать автомобиль, автобус, трамвай, троллейбус? (ТРАНСПОРТНОЕ
СРЕДСТВО)
11. Кому первому необходимо сообщить о возникновении пожара в автобусе, трамвае,
троллейбусе? (ВОДИТЕЛЬ)
Новая тема.
III.
Молодцы! Вы справились с моим заданием и вспомнили основные определения
прошлых уроков. Скажите, какое слово из предложенных, вы ни разу не употребили,
отвечая на вопросы. (ПОЖАР)
А как вы думаете, почему я его вам сюда записал? (Будем изучать пожары)
Сегодня мы с вами не только узнаем, что называется пожаром, но и познакомимся с
основными причинами пожаров, с правилами пожарной безопасности, с первичными
средствами пожаротушения. Научимся правильно действовать в случае обнаружения
пожара и эвакуироваться из данного кабинета школы. Итак, тема нашего урока «Пожарная
безопасность». Откройте тетради и запишите тему урока.
(Слайд 3)
Мифы Древней Греции гласят: Титан Прометей сотворил первых людей по образу
бессмертных богов. Он научил людей строить дома и корабли, охотиться, считать, читать и
писать, приносить жертвы богам и гадать о будущем. Когда бог Зевс отнял у людей огонь,
Прометей похитил у богов искорку пламени. Он спрятал ее в стебле тростника и принес
людям.
(Слайд 4)
Скажите, ребята, а зачем нам, людям, нужен огонь?
В жизни человека огонь играет очень важную роль. При помощи огня человек
обеспечил себя теплом и светом. Без огня сегодня невозможна жизнь человека на нашей
планете: огонь плавит руду, приводит в движение автомашины, пароходы, самолеты,
ракеты, помогает вырабатывать электроэнергию.
Огонь приносит пользу, если человек обращается с ним осторожно, соблюдая
необходимые меры безопасности. К чему может привести небрежное отношение с огнем?
(К пожару).
Давайте прочитаем и запишем определение пожара. Пожаром
называется неконтролируемый процесс горения,
уничтожающий
материальные ценности и создающий опасность для жизни людей.
(Слайд 5)
Наиболее часто пожары возникают в жилых домах.
Как вы думаете, почему? В каждом доме увеличивается количество электроприборов.
Это холодильники, телевизоры, стиральные машины, электронагревательные приборы, то
есть все, что стало необходимым и привычным в повседневной жизни. Нарушение правил
пользования любым прибором может привести к пожару. Запомните! Большая часть
пожаров происходит по вине самих людей, от их небрежности в обращении с огнем.
Пожар может возникнуть всюду, где огонь оказался без контроля.
Как вы думаете, что может стать причиной пожара?
Причиной пожара может стать и игра с огнем. В нашей стране изза этого вспыхивает
примерно каждый шестой пожар.
В начале лета начинается обильное цветение тополя. Улицы, дворы покрываются
тополиным пухом. Он проникает в окна чердаков, забивается в подвалы домов, сараи. Дети
ради забавы поджигают тополиный пух и смотрят, как бежит по нему огонь. Часто такие
игры заканчиваются пожаром.
Не меньшую опасность представляет неосторожное обращение с пиротехническими
изделиями – хлопушками, петардами, фейерверками и бенгальскими огнями. Если искры
от них попадут на легковоспламеняющиеся предметы, может вспыхнуть пожар.
Пожарную опасность представляет брошенная горящая спичка или незатушенный
окурок.
К пожару может привести нарушение правил пользования легковоспламеняющимися
жидкостями, проведение опытов с неизвестными химическими веществами и аэрозольными
баллонами.
Помните! Пожар легче не допустить, чем тушить.
В повседневной жизни необходимо строго соблюдать
правила пожарной
безопасности. Вот основные из них:
1. Не играйте со спичками, следите, чтобы с ними не играли ваши товарищи;
2. Не устраивайте игр с огнем вблизи строений, в сараях, на чердаках и в подвалах
домов;
3. Соблюдайте меры пожарной безопасности при пользовании пиротехническими
изделиями; 4. Не нагревайте на огне незнакомые предметы, упаковки изпод порошков и
красок, особенно аэрозольные баллоны;
5. Не оставляйте без присмотра включенные электронагревательные приборы;
6. Не оставляйте без присмотра включенный телевизор; при любом нарушении его
работы немедленно отключите его от сети, вынув вилку из розетки;
7. Не поджигайте тополиный пух и сухую траву;
8. Соблюдайте меры предосторожности при пользовании газовой плитой; ею лучше
пользоваться, когда дома есть взрослые.
(Слайды 6,7)
Ребята, эти правила пожарной безопасности у вас описаны в учебнике на странице
60. Дома вы их прочитаете, запомните и будете стараться их не нарушать.
IV. Практическая работа.
А сейчас мы с вами, чтобы лучше запомнить правила пожарной безопасности,
немного поиграем. Я вам буду показывать рисунок, на котором изображен пример
несоблюдения правил пожарной безопасности. Вы внимательно смотрите на рисунок, а
потом рассказываете, какие меры предосторожности не были соблюдены.
(Слайды 8,9,10,11,12)
Молодцы, ребята. Помните всегда, что нарушение любого из названных правил
пожарной безопасности может привести к пожару в доме.
Если же так случилось, что начался пожар, кого мы должны вызывать, куда
позвонить?
В нашей стране в настоящее время создана специальная система, направленная на
борьбу с пожарами – пожарная охрана. Пожарная охрана в нашей стране подразделяется на
Государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану,
добровольную пожарную охрану.
(Слайд 13)
Государственная противопожарная служба является основным видом пожарной
охраны. Государственная противопожарная служба организует и осуществляет охрану
населенных пунктов и предприятий от пожаров, осуществляет их тушение. Главная задача
государственной противопожарной службы – профилактика пожаров.
В случае необходимости вызова пожарной охраны, какой номер телефона мы
набираем? (01 или 112). Запишем и запомним эти важные телефоны.
(Слайд 14) Когда вы звоните диспетчеру, сообщите ему следующие данные: причину вызова;
точный адрес, где произошел пожар; свою фамилию и номер телефона, с которого вы
звоните. Также необходимо записать фамилию или номер дежурного, принявшего вызов.
Если проезд к месту пожара затруднен, указать наилучший маршрут, по возможности
встретить пожарную машину и проводить пожарных к горящему объекту.
(Слайд 15)
Игра «Вызов по телефону пожарной команды»
У меня для вас есть игра «Вызов по телефону пожарной команды». Здесь есть две
карточки: «диспетчер» и «очевидец пожара». Сейчас вы по парам вытяните карточку и
вызовите пожарную команду, следуя указаниям.
Молодцы! Скажите еще раз номера телефонов, которые мы должны набирать, если
стали очевидцем пожара.
Итак, мы научились вызывать пожарную команду. Ребята, если очаг возгорания
небольшой, что нам необходимо делать?
Пожар обычно случается неожиданно, и поэтому очень важно в такой ситуации не
растеряться. Паника – плохой помощник в сложной обстановке.
1. Нельзя открывать окна, так как приток кислорода поддерживает горение;
2. Нельзя тушить водой включенные в сеть электроприборы и лить воду на
электрические провода. Во избежание поражения электрическим током необходимо
отключить электроэнергию. Или отключить от сети, то есть вынуть вилку из
розетки, загоревшийся электроприбор.
3. Очаг возгорания можно тушить подручными средствами – водой, плотной мокрой
тканью.
4. Легковоспламеняющиеся жидкости (бензин, керосин) тушат мокрой тканью,
огнетушителем, песком, землей из цветочных горшков.
5. В лесу, парке возгорание можно потушить, засыпав землей или сырыми ветками.
(Слайд 16)
Давайте отработаем наши действия в случае возникновения пожара.
Карточки:
1. Мама гладила вещи, ушла на работу и забыла выключить утюг. Вы обнаружили, что
загорелось одеяло и начал гореть стол. Ваши действия?
2. Младший брат (сестра) игрался со спичками. Начал гореть палас. Ваши действия?
3. Вы смотрели телевизор, пропало изображение и из него пошел дым. Ваши действия? 4. В лесу началась гореть сухая трава, образовался пожар. Ваши действия?
5. Бабушка разжигала печь с помощью солярки, оставила бутылку с зажигательной
смесью возле печи. Искра от пламени упала возле жидкости, и произошло
возгорание. Ваши действия?
6. Что вы будете делать, если от горящей конфорки газовой плиты загорелось
полотенце?
Ребята, мы с вами говорим о правилах поведения во время пожара, если пожар
случился у нас дома или на улице. А что мы делаем, если слышим, что в школе сработала
сигнализация. (Эвакуируемся)
Для заблаговременной подготовки на случай пожара или взрыва на предприятиях и в
учреждениях, в том числе и в школах, разрабатываются планы эвакуации людей и спасения
имущества и вывешиваются на видном месте. У нас в школе есть такие планы эвакуации?
Где они расположены?
При составлении плана эвакуации учреждения учитываются следующие показатели:
Определяются основные и запасные выходы;
Подготавливаются наружные и внутренние лестницы;
Приводятся в готовность средства оповещения – звонки, сигнализация;
Приводятся в готовность средства пожаротушения.
Если в нашей школе сработала система оповещения о пожаре, а мы с вами
находимся на уроке ОБЖ в данном кабинете, то мы с вами должны собрать свои вещи,
покинуть подвал. Мы выходим из кабинета, поворачиваем налево и поднимаемся по
лестнице. Отходим от здания школы на безопасное расстояние.
V. Итог урока.
Итак, ребята, давайте подведем итог нашего урока. Скажите, что же такое пожар?
Чтобы не допустить пожар, необходимо соблюдать правила пожарной
безопасности. Какие правила вы сегодня узнали и запомнили?
По каким телефонам мы должны звонить, если стали очевидцем пожара? Что мы
говорим диспетчеру?
Сегодня мы с вами отработали на практике наши действия по тушению небольшого
очага возгорания и узнали, что необходимо делать, если сработала система оповещения в
нашей школе.
VI. Домашнее задание. Дома прочитайте в учебнике страницы 5865, выучить определение пожара и
правила пожарной безопасности. Составить план эвакуации из вашего дома на случай
возникновения пожара.
Урок по ОБЖ : " Пожарная безопасность".
Урок по ОБЖ : " Пожарная безопасность".
Урок по ОБЖ : " Пожарная безопасность".
Урок по ОБЖ : " Пожарная безопасность".
Урок по ОБЖ : " Пожарная безопасность".
Урок по ОБЖ : " Пожарная безопасность".
Урок по ОБЖ : " Пожарная безопасность".
Урок по ОБЖ : " Пожарная безопасность".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.