Тема: Экологическая безопасность.
Предмет: Окружающий мир.
Класс: 3 класс, УМК «Школа России».
Оборудование:
конверты с карточками для моделирования цепи загрязнения;
карточки с текстами;
тесты;
презентация к уроку;
компьютер, проектор, экран;
учебное слайдшоу «Как прекрасен этот мир»;
листы цветной бумаги и маленькие цветные
клейкие листочки,
маркеры;
рисунки – цветочки.
Минимальные требования к программным ресурсам: компьютер,
проектор для использования ресурса в виде проецирования на экран.
Место урока в образовательном процессе
Урок по теме «Экологическая безопасность» проводится для учащихся
3 класса, обучающихся по УМК «Школа России», автор учебника
Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. М.: Просвещение, 2010г.
Данный урок окружающего мира включен в раздел учебника «Наша
безопасность».
Цель урока: Дать учащимся понятие «экологическая безопасность»,
«цепь загрязнения», ознакомить с правилами личной экологической
безопасности.
Задачи урока:
1. образовательные: создать условия для организации деятельности
учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний об
экологической безопасности человека, о путях защиты от загрязняющих
веществ в воздухе и в воде; формировать представление о том, что такое цепь
загрязнения.
2. развивающие: содействовать развитию умения наблюдать, сопоставлять,
анализировать, делать выводы, обобщать; способности к поиску, анализу, к
творческой переработке информации; развивать критическое мышление;
познавательный интерес к окружающему миру через работу с разными
информационными источниками;
3. воспитательные: создавать условия для воспитания коммуникативных
умений (сотрудничать в малой группе, слушать товарищей), воспитывать
бережное отношение к окружающей среде. Ход урока
1. Организационный момент 1 мин
Учитель: Мы начинаем урок окружающего мира. Посмотрите на ребят,
подарите друг другу улыбки. Пошлите мысленно самые добрые пожелания
самому себе. Какое у вас настроение?
2. Введение в тему урока: 1 мин
Учитель: Закройте глаза и вслушайтесь в слова:
«Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего раньше и не было, кроме
тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это
Земля. Жизнь начинается.
Слайд №2
Слайд №3
Представьте себе, что лучик солнца коснулся вашей головы. Вы чувствуете
его тепло, словно тёплая ладонь гладит ваши волосы. Скажите себе: « Мне
легко и спокойно».
3. Изучение нового материала – 1мин
Учитель: Что необходимо для жизни? (Свет, тепло, воздух, вода и др.)
Чтобы всё живое существовало, для этого необходимо её охранять.
Как вы понимаете слово «охрана»?
3.1. Просмотр ролика «Как прекрасен этот мир!» Чтение учителем
стихотворения во время просмотра 1й части ролика. 3 мин
Слайд №4. (На слайде №4 по щелчку перейти к просмотру ролика)
Учитель: Сегодняшний урок я хочу начать с просмотра ролика
Я – природа, я – великий мастер.
Вечный мастер жизни. Я могу,
Человек, тебе за соучастие
Подарить – в моей всё это власти –
Гриб в лесу, ромашку на лугу,
Небо в час восхода и захода.
Иву над рекой,…
Остановить ролик нажатием на фото Учитель:− С каким настроением смотрели фильм? Почему?
−Давайте смотреть дальше.
Учитель:− Как изменилось у вас настроение? Почему?
(выслушиваются ответы детей)
(идёт просмотр 2й части об экологических проблемах)
3.2. Актуализация понятия «экология», «окружающая среда». 3 мин.
Учитель: − Произошло нарушение экологии.
Учитель: Что такое экология?
Сейчас вы сами скажете, прочитав слова в каждой строчке этой таблицы.
Слайд №5
Учитель: Экология это наука о взаимодействии организмов между собой и
окружающей средой. Всё живое на земле взаимосвязано, причем так тесно, что
небольшое происшествие в природе может привести к необратимым
последствиям в жизни людей.
Слайд №6
«Экос» погречески значит «дом», а «логос» «наука», значит, экология –
это наука о нашем общем доме.
Учитель: −Что является окружающей средой для человека?
(выслушиваются ответы детей).
3.3. Работа в парах 2 мин
Учитель: Ребята, а сейчас – мы поработаем в парах. У вас на столах есть
карточки, где написано «окружающая среда». Составьте кластеры, что может
входить в окружающую среду человека. (Представители групп выходят к
доске и представляют свои «кластеры», прикрепляют на доске.)
Слайд №6 (по 2 щелчку открывается окружающая среда)
Слайд 7
Учитель: − К сожалению, окружающая среда, наш дом, находится в
опасности.
Кто в этом виноват?
Слайд 7 (второй щелчок)
( В этом виноват человек.)
Учитель: − Ребята, как вы думаете, что такое экологическая безопасность?
(Выслушивают ответы детей)
Учитель: − А что нам говорит об этом учебник. Откроем книгу на стр. 30 и
прочитаем, что такое экологическая безопасность. Слайд №8
− Значит, о чём будем говорить на уроке? Какие задачи решать?
( Поговорим об экологической безопасности, о том, как обезопасить человека
от вредного воздействия окружающей среды).
3.4. Работа в группах 6 мин.
Ребята, а сейчас мы поработаем в группах. Для этого первые парты
повернитесь ко вторым партам, это ваши группы. У вас есть капитан, который
будет наблюдать вашу работу на протяжении всего урока.
Экологический рассказ « Воскресенье в лесу».
Сейчас внимательно прочитайте текст с экологическими ошибками, найдите
их и назовите.
Экологический рассказ «Воскресенье в лесу».
За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес.
В последний момент заболела учительница. Но мы решили ехать одни.
Запаслись продуктами, взяли компас и даже транзистор.
Весёлой музыкой мы оповестили лес – мы приехали! Дни стояли жаркие,
Весёлой музыкой мы оповестили лес – мы приехали! Дни стояли жаркие,
сухие. Знакомая дорога привела нас к берёзовой роще. По дороге попадались
сухие. Знакомая дорога привела нас к берёзовой роще. По дороге попадались
грибы. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их,
грибы. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их,
а кто вырывал. А грибы, которые мы не знали, сбивали палками.
а кто вырывал. А грибы, которые мы не знали, сбивали палками.
Быстро наломали веток, разложили костёр. Заварили чай, перекусили и
Быстро наломали веток, разложили костёр. Заварили чай, перекусили и
пошли дальше.
пошли дальше.
Перед уходом из рощи мы выбросили пустые банки и полиэтиленовые
мешки. Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. В кустах мы
нашли гнездо какойто птицы. Подержали тёплые яички и положили их
обратно. На лесной опушке мы нашли маленького ёжика. Решив, что мать
бросила его, взяли его с собой. С охапками луговых и лесных цветов мы
пошли к станции. Через час подошёл поезд. Весело прошёл день.
Обсуждение экологических ошибок
Почему происходит загрязнение окружающей среды? Что может произойти?
( Природа ответит экологической катастрофой. Тогда сам человек будет
нуждаться в защите!)
3.5. Введение понятия «цепь загрязнения». 2мин
Учитель:
− Давайте рассмотрим, как происходит загрязнение окружающей среды.
Слайды №910
Загрязняющие вещества движутся по цепочке. Ее обычно называют цепь
загрязнения.
Учитель: Какими путями в организм человека попадают вредные вещества
из окружающей среды? (вода, воздух, продукты) Слайд 11
4. Физкультминутка. 1мин
Игра «Дерево».
Цель: игра на использование снятия волнения и напряжения.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо всё выше, выше.
А теперь ноги на ширине плеч, руки свободно опустите вдоль тела, глаза
закройте. Представьте, что вы − дерево. Ноги – корни, крепки и устойчивы,
они прочно уходят в землю, и вы чувствуете себя уверено и спокойно. Ствол
тело, ровен и гибок, он слегка покачивается, но не ломается. Ветви – руки,
свободно «колышутся» вдоль ствола, листья – пальцы, легко «шелестят»,
слегка задевая друг друга. Крона – голова, чиста и свежа. Вы – прекрасное,
могучее дерево, вы уверены в себе. Вы добры, спокойны, успешны. У вас всё
получится.
5. Закрепление нового материала 5мин
5.1. Составление цепи загрязнения Слайд 12
Учитель: − Предлагаю вам составить одну из цепей загрязнения.
(работа в группе с карточками для составления цепи загрязнения)
Карточки для моделирования цепи загрязнения:
Перевозка нефти танкером;
Разлив нефти
Нефтяная пленка
Зараженная нефтепродуктами рыба
Промысловая добыча
Попадание рыбы в пищу человеку
Заболевание органов пищеварения.
Проверка цепи загрязнения
Слайд№13
5.2. Обсуждение путей защиты от вредного воздействия загрязненной
окружающей среды. – 7мин
Учитель: − Ребята, а как защититься от воздействия загрязнённой
окружающей среды?
Используя текст учебника, составьте
безопасности по группам:
1 группа составляет памятку «Как защититься от загрязнённой воды»,
памятки по экологической 2 « Как защититься от загрязнённого воздуха»,
А теперь вместе составим памятку «Как защититься от продуктов питания,
содержащих загрязняющие вещества».
5.3 .Индивидуализация поиска решения. 2мин
Учитель: − А что лично каждый из вас может сделать, чтобы изменить
существующую ситуацию?
Учитель: − Чья идея вам понравилась?
(идет обсуждение интересных идей).
5.4. Работа с сигнальными карточками 1 мин
Для того чтобы меньше на Земле случалось вот таких экологических
катастроф мы должны знать правила поведения в природе.
Я называю правило, а вы поднимаете сигнальные карточки. Если вы согласны
с утверждением поднимаете живую цветущую планету. Если нет
умирающую нашу Землю.
Ломать ветки деревьев для костра.
Убирать за собой мусор в лесу.
Перед уходом хорошо затушить огонь.
Нарвать букет из полевых цветов.
Ловить птенчиков и детенышей зверей.
Подкармливать птиц.
Ловить лягушек, жаб, бабочек, стрекоз, разрушать муравейники.
Сажать деревья, цветы, делать кормушки, скворечники.
Если мы будем выполнять все эти правила, то с лица Земли никогда не
исчезнут ни растения, ни животные, ни рыбы, ни птицы.
5.5. Проверочный тест. 4 мин
Учитель: А сейчас проверочный тест. Откройте тетради для тестов на
странице , выполните тест «Экологическая безопасность»
6. Итог урока 1 мин
Слайд»14 Учитель: −Что нового вы узнали об экологической безопасности человека?
Чему вы сегодня учились на уроке?
−С какими затруднениями столкнулись на уроке?
−Какие вопросы вы бы задали в связи с этим?
− Что больше всего запомнилось?
Мы сегодня говорили о личной экологической безопасности. Кто виноват в
том, что мы часто заболеваем от грязной воды, дышим грязным воздухом,
отравляемся продуктами питания?
По вине человека вырубаются леса, загрязняются водоёмы, выпадают
кислотные дожди. Поэтому необходимо относиться к земле с любовью,
заботой и благодарностью и она будет платить нам тем же.
А теперь капитаны команд оцените работу своей группы 1мин
Это высказались капитаны, но я хочу, чтобы вы сами попробовали оценить
свою работу
Слайд»15
Вы выбираете, если вы довольны своей работой, у вас все получалось, не
было трудностей.
– выберут те, кто тоже доволен своей работой, но пока не все
получалось.
– те, кто совсем не доволен своей работой, ничего не получалось на
уроке.
Выбранные цветочки прикрепите на доске и у нас получится цветочная
поляна.
Ребята, вы отлично работали на уроке, узнали много нового и интересного,
работали дружно.
7. Домашнее задание 1 мин
Страница 29 – 33, на стр. 33 задание 1, 2.
Творческое задание: придумать условные знаки к правилам личной
экологической безопасности.
Слайд»16
Спасибо за урок! Использованные ресурсы:
1. Плешаков А.А. От земли до неба: атлас определитель. М., 2000.
2. Ердаков Л.Н. Экологическая сказка для первоклассников// Начальная
школа. 1992. №11 12. с 19 22.
Урок по окружающему миру 3 класс на тему "экологическая безопасность" УМК "Школа России"
Урок по окружающему миру 3 класс на тему "экологическая безопасность" УМК "Школа России"
Урок по окружающему миру 3 класс на тему "экологическая безопасность" УМК "Школа России"
Урок по окружающему миру 3 класс на тему "экологическая безопасность" УМК "Школа России"
Урок по окружающему миру 3 класс на тему "экологическая безопасность" УМК "Школа России"
Урок по окружающему миру 3 класс на тему "экологическая безопасность" УМК "Школа России"
Урок по окружающему миру 3 класс на тему "экологическая безопасность" УМК "Школа России"
Урок по окружающему миру 3 класс на тему "экологическая безопасность" УМК "Школа России"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.