Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №22»
г. Нижневартовска ХМАО-ЮГРА
Урок по окружающему миру (3 класс)
«Почва. Состав и свойства почвы»
Автор методической разработки:
Кравченко Оксана Михайловна, учитель начальных классов,
высшей квалификационной категории
2019 г.
Система Л. В. Занкова. Учебник Н. Я Дмитриевой, А.Н. Казакова «Окружающий мир»
Цель урока: изучить состав и свойства почвы.
Задачи:
• Образовательные:
o формировать представления о почве, ее составе и свойствах. Познакомить учащихся с понятием «почва», с составом почвы и ее главным отличием от горных пород – плодородием; Развивающие:
o Развивать логическое мышление учащихся через установление причинноследственных связей между живой и неживой природой, сравнение, познавательную активность, навыки практической деятельности (опыты), умение наблюдать, сравнивать, обобщать.
• Воспитательные:
o прививать навыки природоохранной деятельности и бережного обращения с почвой как объектом живой/неживой природы и интерес к учебному предмету;
o воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе.
Формируемые УУД:
Познавательные:
• развивать умение совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, разрабатывать план ее решения;
• извлекать информацию из учебного текста, перерабатывать ее, самостоятельно делать выводы и обобщения и представлять их в виде текста и иллюстрации.
Регулятивные:
• создавать условия для самостоятельного определения целей и задач урока;
• продолжить развивать умение определять правильность выполнения задания на основе сравнения с образцами, представленными на слайдах презентации;
• корректировать выполнение задания в соответствии с представленной инструкцией. Коммуникативные:
• развивать умение участвовать в диалоге, слушать и слышать своих партнеров в ходе групповой, парной и фронтальной работ;
• формировать умение доказывать свою точку зрения, объяснять свой выбор, строить высказывания, задавать вопросы и отвечать на них.
Личностные:
• прививать детям общечеловеческие нравственные ценности и чувства взаимопомощи.
Оборудование: ноутбук, оборудование AFSTM, образцы почв (горшок с почвой комнатной температуры и почвой, взятой из-под снега), стаканы с водой, бумажные салфетки; спиртовка, металлическая пластина, стебельки растений, листы бумаги для теста, цветные карточки для рефлексии.
Использование оборудования AFSTM
1. Практическая работа «Изучаем состав и свойства почвы, минералов». Оборудование:
компьютер с установленной на нем программой; цифровой USB-микроскоп; BasicProSkope HR Kit (BD-HRB); образцы твердых веществ: глина, песок, гранит, известняк (горные породы); каменная соль крупного помола. Содержание работы: при помощи цифрового микроскопа школьники изучают строение и состав твердых веществ, сравнивают их; делают выводы о составе почвы и высказывают предположение о ее свойствах на основе изученных свойств песка, глины, соли, известняка.
2. Эксперимент «Температура почвы». Используется компьютер с установленной программой LoggepLite; датчик температуры Go!Temp (-200С-1100С). Содержание эксперимента: решение проблемной задачи: как в замерзшей почве живут мелкие животные? http://www.youtube.com/watch?v=Fzs6BLx2JzQ&feature=youtu.be Фрагмент видео урока
Презентация
Ход урока I. Орг. момент.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок, Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать.
II. Актуализация опорных знаний. Загадка. - Отгадайте загадку: Слайд 2 Бьют меня ногами, Режут грудь ножами.
Каждый хочет растоптать,
А я с подарками опять. (Земля)
-Правильно, Земля. У слова «земля» несколько значений. Назовите их. (Земля – планета, земля, по которой мы ходим, на которой выращиваем растения.) Слайд 3
Сообщение учащегося. Земля-кормилица. Богаты недра нашей Родины. В подземных кладовых хранятся почти все ископаемые, нужные для народного хозяйства. И все-таки самым удивительным творением природы, поистине ценнейшим из всех созданных ею богатств, является земля. Земля! Какое емкое слово!
Земля-кормилица, земля-поилица. Родная мать – земля. Так исстари уважительно и ласково зовем мы нашу родную землю.
Писатель М. Алексеев писал: «Иногда думается: отыщет ли человечество в своем языке другое какое-нибудь еще слово, которое оказалось бы столь же емким, многозначащим, как это – «Земля»?! Когда мы пишем его с большой буквы, то подразумеваем целую планету, ставшую обителью великого множества живых существ и, может быть, единственную в своем роде среди иных миров, составляющих вселенную».
Как бы сужаясь, слово это заключает в себе и большое поле, и крохотный крестьянский надел на нем, и просто горсть того загадочного праха, не имеющего для нас какого-либо определенного вкуса, из которого в конечном счете рождаются все вкусы, все запахи, все цвета, все виды жизни в из немыслимом сочетании и разнообразии.
Слайд 4 Прежде чем повести рассказ о земле, давайте вспомним историю. Мы отправимся в далѐкое прошлое нашей планеты. Представьте, что раньше Земля была покрыта голыми, безжизненными скалами. В течение многих миллионов лет, солнце, вода и ветер разрушали скалы. Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва. Вслед за ней растения и животные.
-Почему изменился облик земли? (Появилась вода; вода и тепло создали условия для появления жизни в океане, а потом на суше.)
-Подумайте, кто стал первым обитателем суши – растения или животные?
-Чем бы питались животные, если бы они вышли первыми? (Друг другом.) Животные вышли на сушу после растений. Им надо было много времени, чтобы привыкнуть к новым условиям. Они, наверное, вначале на суше были недолго, поедят травы и опять в воду. Прошло много млн. лет, пока животные привыкли к суше и стали здесь жить. Слайд 5
Слайд 6 Рассмотрите иллюстрации «Облик земли в разные периоды ее развития».
-Какое условие самое главное для жизни любого животного? (Наличие растений.) III. Определение темы и постановка цели урока
1. Слайд 7 Разгадайте ребус. Что это? (Почва.)
- Почему я так продолжила наш урок? (Дети определяют тему урока.) Слайд 8 -А чему мы можем научиться на этом уроке? (Дети ставят задачи урока) Слайд 9
-А что же потребовалось растениям, чтобы они вышли из воды и стали жить на суше?
(Почва.)
Примерно 8 тыс. лет назад человек начал обрабатывать землю и выращивать около своего жилища растения.
2. Проблемные вопросы.
- Как вы понимаете, что такое почва?
- На всей ли земной суше она есть? Слайд 10 (Нет почвенного слоя в Арктике и Антарктиде, на вершинах высоких гор, на голых каменистых склонах.)
- Всегда ли на земле была почва? И как она образовалась? Слайд 11
Если вы в дождь пройдете по полю, вам на обувь сразу налипнет грязь. Вам и в голову не приходит, что вы идете по настоящему чуду природы – почве. Не сразу люди осознали, что это одно из главных наших богатств. Изучению почвы посвятил свою жизнь русский ученый, профессор Докучаев. Все, что вы дальше узнаете о почвах, - во многом результат его исследований. Но сначала давайте сами познакомимся с почвой.
IV. Практическая работа «Состав почвы».
- В каком физическом состоянии вещества встречаются в природе? (твердое, жидкое, газообразное)
- А в каком состоянии находится почва?
- Можно ли получить полную информацию о почве только при наблюдении?
- Какие методы используют для выяснения свойств веществ? (экспериментальные методы, проведение опытов)
Вот сейчас мы этим и займемся.
Слайд 12 Дети работают в группах, проводят опыты, выводы записывают в «Рабочую тетрадь, с. 13, задание № 20.
Слайд 13 Практическая работа. Класс разбит на группы.
1. Возьмите на партах небольшой комок глины, школьный мел, поваренную соль крупного помола, песок, камень.
2. Рассмотрите каждое из этих веществ и опишите внешние признаки, свойства, ответив на следующие вопросы.
• Какой цвет он имеет? Есть ли у него запах?
• Есть ли у него блеск?
• Растворяется ли он в воде?
• Можно ли изменить его форму? Известно ли тебе, как человек использует его?
(План лежит на каждой парте. Группа рассматривает один образец, обсуждает, а затем 1 ученик делает выводы.)
3. Все ли мы узнали о каждом образце?
А теперь рассмотрим каждое из этих веществ с помощью интерактивного микроскопа ProSkope HR. (Эта часть работы может быть проведена в виде демонстрации. При этом соответствующее изображение проецируется на экран компьютера или на большой экран)
а) Возьмите первый образец, например соль крупного помола. Найдите в предложенном вам
образце самые крупные частички соли. Медленно приблизьте к нему микроскоп на такое расстояние, при котором изображение будет наиболее четким. Удалось ли вам рассмотреть с помощью микроскопа что-то новое в строении этого вещества?
Без использования микроскопа можно установить следующие свойства соли: Слайд 14
Цвет |
Бесцветный, прозрачный или белый; примеси придают каменной соли серый оттенок |
Прозрачность |
Прозрачен |
Растворимость |
Хорошо растворяется в воде |
Другие свойства |
Соленый вкус |
С помощью микроскопа можно увидеть, что крупинки соли имеют форму кристаллов – в основном они напоминают кубы.
б) Рассмотрите с помощью микроскопа другие образцы твердых веществ.
4. Опишите, что вы увидели с помощью микроскопа.
5. Какие признаки отличия в строении твердых веществ вы можете назвать после изучения образцов с помощью микроскопа?
Гипотеза. А теперь попробуйте предположить, какими свойствами из вышеперечисленных может обладать почва и из чего она состоит? А как это можно доказать? (Провести опыты)
-Возьмем стакан с водой и опустим туда комочек почвы. Что вы видите? (Из почвы выходят пузырьки воздуха.)
-Какой вывод можно сделать? (В почве есть воздух.)
Возьмем бумажную салфетку и насыпаем на нее немного почвы, сожмем салфетку. Что вы видите? (На бумажной салфетке осталось небольшое влажное пятно.)
-Какой вывод можно сделать? (В почве есть вода.)
-Высушенный комочек почвы положим на металлическую пластину и нагреем в спиртовке. Что вы видите и чувствуете? (Над почвой появился дым. Чувствуем неприятный запах.) -Поместим на пластину стебельки растений и нагреем на спиртовке. Результат тот же. Это сгорает перегной, который образуется из остатков растений и животных. Именно перегной дает почве темный цвет. Плодородие почвы определяется наличием в ней перегноя. -Какой вывод можно сделать? (В почве есть перегной.)
А теперь рассмотрим почву с помощью интерактивного микроскопа ProSkope HR. Медленно приблизим к почве микроскоп на такое расстояние, при котором изображение будет наиболее четким. Удалось ли вам рассмотреть с помощью микроскопа что-то новое в составе почвы? Можно увидеть различных кровососущих членистоногих: комаров, клещей, мух и др. (Эта часть работы может быть проведена в виде демонстрации. При этом соответствующее изображение проецируется на экран компьютера или на большой экран)
-Высыпаем остаток прогретой почвы в стакан с водой, размешаем и дадим отстояться. –
Что увидим? (Песок осел на дно, вода сначала была мутной, а потом осела и глина.)
-Какой вывод можно сделать? (В почве есть песок и глина.)
-Профильтруем воду, в которой долго находилась почва. Что увидим на фильтре? (Остатки растений, перегной, песок, глину.) Профильтрованную воду нальем на стекло и подержим над спиртовкой.
-Что увидим? (Белый налет на стекле.)
-Какой вывод можно сделать? (В почве есть минеральные соли.)
В почве есть микробы, без них почва давно бы истощилась и на ней бы ничего не росло. Микробы – санитары, быстро избавляют нас от останков погибших растений и животных. Гнилостные бактерии образуют в почве лучшее удобрение, благодаря которому растут растения.
Эксперимент «Температура почвы». Используется компьютер с установленной программой LoggepLite; датчик температуры Go!Temp (-200С-1100С). Содержание эксперимента: решение проблемной задачи: как в замерзшей почве живут мелкие животные, насекомые?
- Итак, мы узнали, что в почве есть воздух. А для чего он нужен? (Воздухом дышат корни растений, мелкие животные)
- А теперь мы измерим температуру почвы. Кто может сказать какая она? (Дети делают прогноз температуры и рисуют на доске свой прогноз.)
- А как ее можно измерить более точно? Опускаем щуп в емкость с почвой комнатной температуры и в таблице на экране монитора фиксируем значение. (Дети сравнивают данные с датчиков и свой прогноз.)
Затем опускаем щуп в другую емкость, в которой находится замерзшая почва (дети об этом не знают), и опять фиксируем данные.
-Что вас удивило? Почему так произошло? (На графике отображаются разными цветами три разных показателя температуры почвы). А как тогда в такой замерзшей почве живут мелкие животные?
(Эта часть работы может быть проведена в виде демонстрации. При этом соответствующее изображение проецируется на экран компьютера или на большой экран)
V.Физминутка. Слайд 17
VI. Самостоятельная работа. Задание № 21, с. 14. Слайд 18
- Учащиеся составляют схему «Состав почвы». Проверка по слайду.
С тех пор, как появились живые существа, идѐт непрерывный процесс образования почвы. За 100 лет еѐ слой увеличивается только на 1 см.
Слайд 19
- А сейчас я предлагаю посмотреть на данный слайд. Как вы можете объяснить этот рисунок? (В тѐмной почве растут крепкие растения, в серой земле – слабые.)
- А почему так происходит? В тѐмной почве содержится больше питательных веществ. А если этих веществ много, то почва обладает главным свойством земли – плодородием. Цветущие растения, богатый урожай – вот результат плодородной почвы.
- А как вы понимаете это слово – плодородие? Из каких слов оно состоит?
- Почему в одних местах почва плодородная, а в других нет? Отчего зависит плодородие почвы?
Ответ на этот вопрос мы найдѐм в энциклопедии.
- Назовите факторы, от которых зависит плодородие почвы.
- Как вы думаете, в нашей местности плодородная почва или нет? (Да, т. к. у нас болотистая местность.) А знаете ли вы, что воронежский чернозем хранится в парижской Палате Мер и Весов как эталон почвы для земледелия. Слайд 20 А можно ли сохранить плодородие почвы?
Проблемный вопрос.
- В одной из книг я прочитала такую фразу: «Живое-мертвое тело». Как вы думаете, что это
такое? Слайд 21
VII. Проверка знаний. Тест
Вы слушаете вопросы, на листочках записываете ответ и ставите предполагаемую отметку. Затем меняемся листочками с соседом и проводим взаимопроверку и оценивание теста.
Верны ли утверждения:
1. Растения стали первыми обитателями суши?
2. Как называются остатки органических и неорганических веществ, содержащихся в почве. (Перегной.)
3. Чем меньше в почве перегноя, тем она плодороднее?
4. Под воздействием ветра, воды, температур горы становятся крепче?
5. Почва состоит из воды, мусора, воздуха, палочек, оберток от конфет?
6. Почва бывает только на суше?
7. Как называется верхний рыхлый и плодородный слой земли, покрытый растительностью. (Почва.)
8. Какое основное свойство почвы. (Плодородие)
9. Как называется самая богатая перегноем почва. (Чернозѐм)
VIII. Итог урока. Слайд 22
- Где в природе мы встречаем почву? - Надо ли ее беречь? - Как?
- Можно ли почву назвать живым организмом? Чем отличается почва от песка и глины? (Только почва обладает плодородием.)
Вывод: почва возникает и развивается под воздействием живых организмов, в основном растений. Она играет особую роль в жизни нашей планеты – она переходное звено от неживого к живому.
Ещѐ в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Еѐ брали с собой в далѐкие странствия, потому что считали, что она придаѐт силы и помогает во всѐм в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами будем любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями. Птице – воздух, рыбе – вода, а человеку – вся земля.
- Наш урок подошѐл к концу. Скажите, что нового вы узнали? Что вам понравилось в уроке?
IХ. Рефлексия. А теперь возьмите в руки цветные карточки и покажите, если вам легко было выполнять задания, поднимите зеленую карточку, если были затруднения, то желтую, а если очень трудно, то красную
Х. Д/З. Слайд 23 А сейчас я вам предлагаю выбрать себе домашнее задание на следующий урок.
1. Прочитать статью в учебнике, ответить на вопросы.
2. Составить кроссворд по теме «Почва».
3. Подготовить сообщение о почвах нашего края.
4. Подготовить сообщение о том, как повысить плодородность почвы. 5. Подготовить рисунок по теме «Берегите почву».
Литература:
1. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков Окружающий мир: Учебник для 3 класса: В 2 ч. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012
2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 3 класса к учебнику «Окружающий мир». – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». 2012.
3. Контрольные и проверочные работы. 1-е полугодие. Система Л.В.Занкова/ Сост.
С.Г.Яковлева. – 4-е изд., перераб, и доп. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012
4. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир», 3-4 класс. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».2011
5. Васильев Ю.Р. Занимательное природоведение. – Москва, Омега, 2002.
6. Корчагина О.Ю. Природоведение. Справочник для начальной школы. – Москва, 2000.
Интернерт – ресурсы:
http://festival.1september.ru/articles/ http://school-collection.edu.ru/
http://www.kinder.ru
http://deti-online.com/zagadki/zagadki-pro-ptic/ http://www.unnaturalist.ru http://nachalka.edu.ru/
http://www.nachalka.com/biblioteka http://www.zankov.ru/
http://viki.rdf.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.