Урок по окружающему миру на тему "Как зимой помочь птицам" (1 класс)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 08.06.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тип урока: изучение нового материала. Технологии: личностно-ориентированная, проектная деятельность, здоровьесберегающая, игровая, групповая На уроке учащиеся научатся распознавать зимующих птиц на картинках и в природе; изготавливать кормушки и выбирать корм для птиц; обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц.Методы и формы обучения: частично-поисковый; фронтальная и индивидуальная.
Иконка файла материала открытый урок Как зимой помочь птицам.doc
МБОУ «НИЖНЕ – СОЛОТИНСКАЯ ООШ» Подготовил и провел: учитель начальных классов Боева  Инна Александровна  с. Нижнее – Солотино 2017 годТип урока: изучение нового материала.  Технологии: личностно­ориентированная, проектная деятельность, здоровьесберегающая,  игровая, групповая Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать зимующих птиц на картинках и в природе; изготавливать кормушки и выбирать корм для птиц; обсуждать формы  кормушек и виды корма для птиц. Универсальные учебные действия (УУД). Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о  птицах, зимующих в наших краях.  Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.  Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала,  принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища,  содержащую оценочный характер ответа.  Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика и учителя,  вступать в коллективное учебное сотрудничество. Методы и формы обучения: частично­поисковый; фронтальная и индивидуальная.  Оборудование: презентация, контурное изображение птиц для проекта (дети  закрашивают). Цели:   понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;   познакомить детей с зимующими птицами, их условиями жизни зимой, различать  зимующих птиц по рисункам; способствовать развитию логического мышления,  памяти, внимания, устной речи, кругозора учащихся;  обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц, создать условия для  формирования заботливого отношения к птицам;  изготовить меню для птиц, пополнять словарный запас детей;  выполнить мини­проект «Птичья столовая»; воспитывать гуманное отношение к  животным;   запомнить правила подкормки птиц;  отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.Оргмомент. ( сначала говорю я, вы повторяете) Ход урока.  Мы пришли сюда учиться,  Не лениться, а трудиться,   Работаем старательно,  Слушаем внимательно.  ­ Ребята, сегодня у нас урок получения новых знаний. Я очень хочу, чтобы у нас получился интересный, познавательный урок, чтобы вы узнали много нового. Подготовка к работе на основном этапе. Определение темы и учебных задач и  цели Учитель включает аудиозапись П. И. Чайковского «Декабрь» из музыкального альбома «Времена года» и под музыку рассказывает сказку. СКАЗКА: Сошлись   как­то   вместе   четыре   волшебника­живописца:   Зима,   Весна,   Лето   и Осень. Сошлись, да и заспорили, кто из них лучше рисует. И начали художники друг за другом разрисовывать землю, одевать в нарядные уборы леса, луга, поля. А в судьи себе выбрали Красное Солнышко. Первой взялась за свою волшебную кисть Зима. (СЛАЙД 1,  «Зимняя поляна»)  Ходит   она   по   горам,   по   долинам,   ходит   в   больших   мягких   валенках,   ступает   тихо, неслышно. Белым ровным слоем покрыл снег землю. Поля и лесные поляны теперь, как гладкие чистые страницы какой­то большой книги. Днём идёт снег. Кончится – страницы чистые. Утром придёшь – белые страницы покрыты множеством таинственных значков, чёрточек, точек, запятых. Значит, ночью были тут разные лесные жители.   (СЛАЙД 2, следы птиц) Актуализация знаний Учитель: Чьи следы вы видите на снегу на нашей поляне? (Следы птиц) Вспомните, кого называют птицами? (Это животные, тело которых покрыто перьями)  (СЛАЙД 3, «птицы»)  ­ А что им нужно для жизни? (свет, тепло, вода, воздух, пища)(СЛАЙД 4, солнце, вода, корм) ­ Исходя из этого назовите тему нашего урока.  Тема урока: Птицы зимой. ­ Какую цель поставите для себя?  Цели, поставленные детьми, исходя из сформулированной темы урока:  ­ различать по названию и внешнему виду зимующих птиц в природе;  ­ знать, чем можно подкармливать пернатых.  Учитель: ­ научиться самим делать простейшую «птичью столовую» Создание проблемной ситуации  ­ Значит сейчас вокруг нас животных нет? Сейчас ведь зима, холодно, а я шла на работу  видела воробушков. (Ответы детей. Их согревают перышки)  ­ Правильно. Но в сильные морозы и ветра они всё равно мёрзнут. Им трудно.  А можем ли мы помочь птицам, когда им холодно? ( Нет. Мы не можем открыть свои  окна, двери, птички не полетят, они привыкли жить на свободе.)  А если голодно? Как?  А что птицам страшнее: холод или голод?  Очень много птиц зимой умирают от голода! Снег укрыл землю, спрятал семена трав,  пищи мало.  Я вам сейчас прочитаю небольшое стихотворение, которое станет девизом всего нашего  урока.  НАМ НЕ УНЯТЬ МЕТЕЛИ, НЕ РАСТОПИТЬ СНЕГА,  НО ЧТОБЫ ПТИЦЫ ПЕЛИ — ЭТО В НАШИХ РУКАХ.   (СЛАЙД 5) Создание проблемной ситуации  ­ А как я могу помочь ласточке, стрижу? Они ведь насекомоядные, я что, буду им мошек  ловить? А сейчас и мошек нет. Исходя из этого какой вывод можно сделать?  ­ Значит, птицы бывают перелётные и зимующие?  ­ А каких зимующих птиц вы знаете?Работа по учебнику.  Откройте учебники на странице 74. Посмотрите, какие зимующие птицы там изображены.  Назовите их.   ­ А теперь давайте каждой птичке дадим характеристику, т.е. отличительные признаки. (Дети характеризуют птиц по внешнему виду)  ­ А каких бы вы птиц сюда добавили? (сорока, дятел) Физкультминутка «Перелётные и зимующие птицы»  (Если птичка перелётная, вы машете руками, если зимующая, вы приседаете.) ­ Аист, ворона, ласточка, воробей, синица.   ­ Отгадайте загадку. Что за стол среди берез Под открытым небом? Угощает он в мороз Птиц зерном и хлебом. кормушка  ­ А что такое кормушка для птиц? (Это птичья столовая) А из чего можно сделать  кормушку?  ( Ответы детей) ­ А кормушки бывают ещё и такие. (СЛАЙД 6, РАЗЛИЧНЫЕ КОРМУШКИ) Работа по учебнику.  Муравьишка­вопросик предлагает посмотреть кормушки в учебнике на странице 74. Какая кормушка вам понравилась больше всего? А какая не понравилась? Чем?  А сейчас мы с вами выполним краткосрочный проект «Птичья столовая»  Посмотрите, какая у меня есть кормушка. ( На доске прикреплена кормушка, на ней кусочки двустороннего пластыря.) Но птичек нет. А птички у вас на партах. Но они не раскрашены.   Как вы думаете, какое задание вы должны выполнить?(Нам по характерным признакам надо догадаться, что это за птичка, раскрасить в нужный цвет и посадить на кормушку).  ­ Посоветуйтесь друг с другом, если затрудняетесь. Будьте внимательны.  Кто выполнил  работу, сажает своих птичек на кормушку. Подойдите ко мне, пожалуйста, посмотрите,  какая у нас хорошая получилась кормушка!  Физкультминутка «Вороны и воробьи»  (Дети имитируют движения той птицы, которую назовёт учитель. “Вороны” (СЛАЙД 7) ­ важно расхаживают по дороге, гордо выступают то правым, то левым плечом вперёд, “воробьи” (СЛАЙД 8) ­ резво прыгают по дорожке.) Создание проблемной ситуации.  Гости прилетели, а угощать­то нам их нечем. Что надо сделать?  А что надо положить в кормушку?  Сценка “Подслушанный разговор”. – Ребята, вот какой разговор подслушал Муравьишка на лесной полянке.  Сорока: Тра­та­та­та­та! Что я видела, что слышала. Ребята птицам сделали добротную  столовую, а они неблагодарные расшумелись на весь лес. Щегол. Семечки и конопля в столовой недавленые. У нас от такой пищи мозоли на языке. Воробей. Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало! Хоть бы навес сделали. Синица. Могли бы вывесить несоленое сало, у нас от соленого животы болят. Ворона. Осталась голодной, обед ветром сдуло. Кто кормушку без бортиков сделал? Ветер у него в голове. Снегирь. А где семена сорняков? Где рябина, калина, бузина? Где семена арбузов и дынь? Учитель. Успокойтесь, птицы! Все будет в порядке. – Видите, ребята, мало сделать кормушку, надо еще знать: хороша ли кормушка и смогут  ли ваш корм есть птицы.  – Какой же корм им нужен? (Ответы детей.) Работа по учебнику.  На странице 75 прочитаем памятку, чем кормить зимой птиц.  Чтение памятки и показ слайдов (СЛАЙД  9, 10)– Семена подсолнечника – для снегирей, синиц, поползней, воробьев. Конопля – для всех птиц. Просо и пшено – для чижей, щеглов, воробьев, свиристелей,  овсянок. Арбузные и дынные семечки – корм для синиц, поползней, дятлов. Веники из  лебеды, крапивы, репейника лучше воткнуть в снег или повесить рядом с кормушкой. К  вам слетятся чечетки, чижи, снегири, синицы. Ягоды рябины, бузины, черемухи любят  снегири и свиристели. На сухие хлебные крошки всегда найдутся свои любители.   Обобщение.  Что нельзя давать птицам? (Солёное сало и чёрный хлеб) (СЛАЙД 11)  ­ А сейчас мы выполним ещё один мини­проект «Составление меню»   Мы с вами составим меню для птиц. А что такое меню? Куда надо обращаться, если мы не знаем значение какого­нибудь слова? (В СЛОВАРЬ ИЛИ ИНТЕРНЕТ) ­ Я нашла в интернете значение слова «меню» (СЛАЙД 12)  Сейчас вы птички.  На партах у вас лежат наименования блюд. Вам надо выбрать только  нужные блюда и вклеить их в меню.                              (дети выбирают картинки и вклеивают в меню)  Я – официант, сейчас буду собирать заказы.  (Учитель собирает меню, дети делают обобщение, какие блюда у них остались невостребованными.) Интересные факты   ­ А кто из вас знает, почему так называется  птичка воробей?  Есть такое предположение, что воробей ­  сложилось  из двух  слов:  вора  бей!   Так   называли  воробьев русские  крестьяне, у которых  на огородах, в полях   воробьи   обклевывали  спелые   семена подсолнечника, почки фруктовых и ягодных деревьев,  воровали зерно. (СЛАЙД 13)  ­ А сейчас следующая птичка, которая наз. клест. (СЛАЙД 14)  ­ У клеста  необычный клюв­ с загнутыми  перекрещенными  концами. Этот  клюв  хорошо  приспособлен  для  шелушения  еловых шишек, семенами  которых  он  питается  зимой.  Почему мы не видим его на кормушке?  Клёст ­  зимующая птица, но она отличается от других зимовщиков. А чем, вы сейчас  узнаете, прослушав диалог клеста и синички.Диалог Клеста и Синички. (Диалог читают 2 человека, на голове у них шапочки с изображением этих птиц.)  Синичка: Ты, Клёст, чего визжишь, обидели тебя, что ли?  Клёст: Да нет, Синичка, это я радуюсь.  Синичка: Нашёл время радоваться...  Клёст: Как раз самое время, как раз. У меня в гнезде птички вывелись до чего милые, до  чего хорошие...  Синичка: В такой­то мороз? Да они живыми не останутся.  Клёст: Ещё как будут жить ­ поживать! Я им еловых семечек таскаю, а мать Клестиха  греет их вроде печки. И тепло им и сытно, и от моей песенки весело.  ­ Чем же отличается клёст от других зимующих птиц? (Выводит зимой птенцов)  (СЛАЙД 15)  ­  Ребята, а почему же клёст выводит птенцов зимой? (В это время созревают семена  еловых шишек и им есть чем питаться)  (СЛАЙД 16)  А сейчас послушайте стихотворение «Покормите птиц зимой»   Покормите птиц зимой!  Пусть со всех концов  К нам слетятся, как домой,  Стайки на крыльцо.  Не богаты их корма,  Горсть зерна нужна.  Горсть одна ­ и не страшна  Будет им зима. Обобщение и закрепление (Закрепление знаний в виде тестовых вопросов. С помощью сигнальных карточек – их у каждого ребенка четыре, пронумерованы под цифрами 1, 2, 3, 4 – дети выбирают нужный ответ под цифрой)  Вопрос 1: Почему птицы осенью улетают на юг?  1.становится холодно  2.земля покрывается снегом  3.нет корма  4.дни становятся корочеВопрос 2: Какие птицы ждут у кормушки кусочки сала?  1.снегири  2.вороны  3.синицы  4.воробьи  Вопрос 3: Какой корм могут найти птицы зимой в природе:  1.ягоды рябины  2.семена клена  3.хлебные крошки  4.желуди  Вопрос 4: Как помочь птицам зимой?  1.развести костер  2.сделать кормушки  3.устроить теплое жилье  4.расчистить землю от снега Рефлексия. ­ Ребята, а теперь оцените наш урок: перед вами лежат  смайлики: личико улыбающееся,  серьезное, и грустное. Выберете смайлик: если вам всё понравилось: личико улыбающиеся,  серьёзное ­  если что­то вы не поняли,  грустное ­ если вам всё не понравилось За то, что вы слушали  всё  внимательно, Задания все  выполняли  старательно Хочу  я  картинки  с  птицами  вам  подарить. Картинки  раскрасьте, а птиц  не  забудьте   кормить!  Я думаю, что все, у кого ещё нет кормушек, сделают их.                    ­ Спасибо, дети, за урок!