Урок по окружающему миру на тему "Как зимой помочь птицам" (1 класс)
Оценка 4.9

Урок по окружающему миру на тему "Как зимой помочь птицам" (1 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
окружающий мир
1 кл
08.06.2017
Урок по окружающему миру на тему "Как зимой помочь птицам" (1 класс)
Тип урока: изучение нового материала. Технологии: личностно-ориентированная, проектная деятельность, здоровьесберегающая, игровая, групповая На уроке учащиеся научатся распознавать зимующих птиц на картинках и в природе; изготавливать кормушки и выбирать корм для птиц; обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц.Методы и формы обучения: частично-поисковый; фронтальная и индивидуальная.
открытый урок Как зимой помочь птицам.doc
МБОУ «НИЖНЕ – СОЛОТИНСКАЯ ООШ» Подготовил и провел: учитель начальных классов Боева  Инна Александровна  с. Нижнее – Солотино 2017 год Тип урока: изучение нового материала.  Технологии: личностно­ориентированная, проектная деятельность, здоровьесберегающая,  игровая, групповая Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать зимующих птиц на картинках и в природе; изготавливать кормушки и выбирать корм для птиц; обсуждать формы  кормушек и виды корма для птиц. Универсальные учебные действия (УУД). Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о  птицах, зимующих в наших краях.  Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.  Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала,  принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища,  содержащую оценочный характер ответа.  Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика и учителя,  вступать в коллективное учебное сотрудничество. Методы и формы обучения: частично­поисковый; фронтальная и индивидуальная.  Оборудование: презентация, контурное изображение птиц для проекта (дети  закрашивают). Цели:   понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;   познакомить детей с зимующими птицами, их условиями жизни зимой, различать  зимующих птиц по рисункам; способствовать развитию логического мышления,  памяти, внимания, устной речи, кругозора учащихся;  обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц, создать условия для  формирования заботливого отношения к птицам;  изготовить меню для птиц, пополнять словарный запас детей;  выполнить мини­проект «Птичья столовая»; воспитывать гуманное отношение к  животным;   запомнить правила подкормки птиц;  отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Оргмомент. ( сначала говорю я, вы повторяете) Ход урока.  Мы пришли сюда учиться,  Не лениться, а трудиться,   Работаем старательно,  Слушаем внимательно.  ­ Ребята, сегодня у нас урок получения новых знаний. Я очень хочу, чтобы у нас получился интересный, познавательный урок, чтобы вы узнали много нового. Подготовка к работе на основном этапе. Определение темы и учебных задач и  цели Учитель включает аудиозапись П. И. Чайковского «Декабрь» из музыкального альбома «Времена года» и под музыку рассказывает сказку. СКАЗКА: Сошлись   как­то   вместе   четыре   волшебника­живописца:   Зима,   Весна,   Лето   и Осень. Сошлись, да и заспорили, кто из них лучше рисует. И начали художники друг за другом разрисовывать землю, одевать в нарядные уборы леса, луга, поля. А в судьи себе выбрали Красное Солнышко. Первой взялась за свою волшебную кисть Зима. (СЛАЙД 1,  «Зимняя поляна»)  Ходит   она   по   горам,   по   долинам,   ходит   в   больших   мягких   валенках,   ступает   тихо, неслышно. Белым ровным слоем покрыл снег землю. Поля и лесные поляны теперь, как гладкие чистые страницы какой­то большой книги. Днём идёт снег. Кончится – страницы чистые. Утром придёшь – белые страницы покрыты множеством таинственных значков, чёрточек, точек, запятых. Значит, ночью были тут разные лесные жители.   (СЛАЙД 2, следы птиц) Актуализация знаний Учитель: Чьи следы вы видите на снегу на нашей поляне? (Следы птиц) Вспомните, кого называют птицами? (Это животные, тело которых покрыто перьями)  (СЛАЙД 3, «птицы»)  ­ А что им нужно для жизни? (свет, тепло, вода, воздух, пища) (СЛАЙД 4, солнце, вода, корм) ­ Исходя из этого назовите тему нашего урока.  Тема урока: Птицы зимой. ­ Какую цель поставите для себя?  Цели, поставленные детьми, исходя из сформулированной темы урока:  ­ различать по названию и внешнему виду зимующих птиц в природе;  ­ знать, чем можно подкармливать пернатых.  Учитель: ­ научиться самим делать простейшую «птичью столовую» Создание проблемной ситуации  ­ Значит сейчас вокруг нас животных нет? Сейчас ведь зима, холодно, а я шла на работу  видела воробушков. (Ответы детей. Их согревают перышки)  ­ Правильно. Но в сильные морозы и ветра они всё равно мёрзнут. Им трудно.  А можем ли мы помочь птицам, когда им холодно? ( Нет. Мы не можем открыть свои  окна, двери, птички не полетят, они привыкли жить на свободе.)  А если голодно? Как?  А что птицам страшнее: холод или голод?  Очень много птиц зимой умирают от голода! Снег укрыл землю, спрятал семена трав,  пищи мало.  Я вам сейчас прочитаю небольшое стихотворение, которое станет девизом всего нашего  урока.  НАМ НЕ УНЯТЬ МЕТЕЛИ, НЕ РАСТОПИТЬ СНЕГА,  НО ЧТОБЫ ПТИЦЫ ПЕЛИ — ЭТО В НАШИХ РУКАХ.   (СЛАЙД 5) Создание проблемной ситуации  ­ А как я могу помочь ласточке, стрижу? Они ведь насекомоядные, я что, буду им мошек  ловить? А сейчас и мошек нет. Исходя из этого какой вывод можно сделать?  ­ Значит, птицы бывают перелётные и зимующие?  ­ А каких зимующих птиц вы знаете? Работа по учебнику.  Откройте учебники на странице 74. Посмотрите, какие зимующие птицы там изображены.  Назовите их.   ­ А теперь давайте каждой птичке дадим характеристику, т.е. отличительные признаки. (Дети характеризуют птиц по внешнему виду)  ­ А каких бы вы птиц сюда добавили? (сорока, дятел) Физкультминутка «Перелётные и зимующие птицы»  (Если птичка перелётная, вы машете руками, если зимующая, вы приседаете.) ­ Аист, ворона, ласточка, воробей, синица.   ­ Отгадайте загадку. Что за стол среди берез Под открытым небом? Угощает он в мороз Птиц зерном и хлебом. кормушка  ­ А что такое кормушка для птиц? (Это птичья столовая) А из чего можно сделать  кормушку?  ( Ответы детей) ­ А кормушки бывают ещё и такие. (СЛАЙД 6, РАЗЛИЧНЫЕ КОРМУШКИ) Работа по учебнику.  Муравьишка­вопросик предлагает посмотреть кормушки в учебнике на странице 74. Какая кормушка вам понравилась больше всего? А какая не понравилась? Чем?  А сейчас мы с вами выполним краткосрочный проект «Птичья столовая»  Посмотрите, какая у меня есть кормушка. ( На доске прикреплена кормушка, на ней кусочки двустороннего пластыря.) Но птичек нет. А птички у вас на партах. Но они не раскрашены.   Как вы думаете, какое задание вы должны выполнить? (Нам по характерным признакам надо догадаться, что это за птичка, раскрасить в нужный цвет и посадить на кормушку).  ­ Посоветуйтесь друг с другом, если затрудняетесь. Будьте внимательны.  Кто выполнил  работу, сажает своих птичек на кормушку. Подойдите ко мне, пожалуйста, посмотрите,  какая у нас хорошая получилась кормушка!  Физкультминутка «Вороны и воробьи»  (Дети имитируют движения той птицы, которую назовёт учитель. “Вороны” (СЛАЙД 7) ­ важно расхаживают по дороге, гордо выступают то правым, то левым плечом вперёд, “воробьи” (СЛАЙД 8) ­ резво прыгают по дорожке.) Создание проблемной ситуации.  Гости прилетели, а угощать­то нам их нечем. Что надо сделать?  А что надо положить в кормушку?  Сценка “Подслушанный разговор”. – Ребята, вот какой разговор подслушал Муравьишка на лесной полянке.  Сорока: Тра­та­та­та­та! Что я видела, что слышала. Ребята птицам сделали добротную  столовую, а они неблагодарные расшумелись на весь лес. Щегол. Семечки и конопля в столовой недавленые. У нас от такой пищи мозоли на языке. Воробей. Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало! Хоть бы навес сделали. Синица. Могли бы вывесить несоленое сало, у нас от соленого животы болят. Ворона. Осталась голодной, обед ветром сдуло. Кто кормушку без бортиков сделал? Ветер у него в голове. Снегирь. А где семена сорняков? Где рябина, калина, бузина? Где семена арбузов и дынь? Учитель. Успокойтесь, птицы! Все будет в порядке. – Видите, ребята, мало сделать кормушку, надо еще знать: хороша ли кормушка и смогут  ли ваш корм есть птицы.  – Какой же корм им нужен? (Ответы детей.) Работа по учебнику.  На странице 75 прочитаем памятку, чем кормить зимой птиц.  Чтение памятки и показ слайдов (СЛАЙД  9, 10) – Семена подсолнечника – для снегирей, синиц, поползней, воробьев. Конопля – для всех птиц. Просо и пшено – для чижей, щеглов, воробьев, свиристелей,  овсянок. Арбузные и дынные семечки – корм для синиц, поползней, дятлов. Веники из  лебеды, крапивы, репейника лучше воткнуть в снег или повесить рядом с кормушкой. К  вам слетятся чечетки, чижи, снегири, синицы. Ягоды рябины, бузины, черемухи любят  снегири и свиристели. На сухие хлебные крошки всегда найдутся свои любители.   Обобщение.  Что нельзя давать птицам? (Солёное сало и чёрный хлеб) (СЛАЙД 11)  ­ А сейчас мы выполним ещё один мини­проект «Составление меню»   Мы с вами составим меню для птиц. А что такое меню? Куда надо обращаться, если мы не знаем значение какого­нибудь слова? (В СЛОВАРЬ ИЛИ ИНТЕРНЕТ) ­ Я нашла в интернете значение слова «меню» (СЛАЙД 12)  Сейчас вы птички.  На партах у вас лежат наименования блюд. Вам надо выбрать только  нужные блюда и вклеить их в меню.                              (дети выбирают картинки и вклеивают в меню)  Я – официант, сейчас буду собирать заказы.  (Учитель собирает меню, дети делают обобщение, какие блюда у них остались невостребованными.) Интересные факты   ­ А кто из вас знает, почему так называется  птичка воробей?  Есть такое предположение, что воробей ­  сложилось  из двух  слов:  вора  бей!   Так   называли  воробьев русские  крестьяне, у которых  на огородах, в полях   воробьи   обклевывали  спелые   семена подсолнечника, почки фруктовых и ягодных деревьев,  воровали зерно. (СЛАЙД 13)  ­ А сейчас следующая птичка, которая наз. клест. (СЛАЙД 14)  ­ У клеста  необычный клюв­ с загнутыми  перекрещенными  концами. Этот  клюв  хорошо  приспособлен  для  шелушения  еловых шишек, семенами  которых  он  питается  зимой.  Почему мы не видим его на кормушке?  Клёст ­  зимующая птица, но она отличается от других зимовщиков. А чем, вы сейчас  узнаете, прослушав диалог клеста и синички. Диалог Клеста и Синички. (Диалог читают 2 человека, на голове у них шапочки с изображением этих птиц.)  Синичка: Ты, Клёст, чего визжишь, обидели тебя, что ли?  Клёст: Да нет, Синичка, это я радуюсь.  Синичка: Нашёл время радоваться...  Клёст: Как раз самое время, как раз. У меня в гнезде птички вывелись до чего милые, до  чего хорошие...  Синичка: В такой­то мороз? Да они живыми не останутся.  Клёст: Ещё как будут жить ­ поживать! Я им еловых семечек таскаю, а мать Клестиха  греет их вроде печки. И тепло им и сытно, и от моей песенки весело.  ­ Чем же отличается клёст от других зимующих птиц? (Выводит зимой птенцов)  (СЛАЙД 15)  ­  Ребята, а почему же клёст выводит птенцов зимой? (В это время созревают семена  еловых шишек и им есть чем питаться)  (СЛАЙД 16)  А сейчас послушайте стихотворение «Покормите птиц зимой»   Покормите птиц зимой!  Пусть со всех концов  К нам слетятся, как домой,  Стайки на крыльцо.  Не богаты их корма,  Горсть зерна нужна.  Горсть одна ­ и не страшна  Будет им зима. Обобщение и закрепление (Закрепление знаний в виде тестовых вопросов. С помощью сигнальных карточек – их у каждого ребенка четыре, пронумерованы под цифрами 1, 2, 3, 4 – дети выбирают нужный ответ под цифрой)  Вопрос 1: Почему птицы осенью улетают на юг?  1.становится холодно  2.земля покрывается снегом  3.нет корма  4.дни становятся короче Вопрос 2: Какие птицы ждут у кормушки кусочки сала?  1.снегири  2.вороны  3.синицы  4.воробьи  Вопрос 3: Какой корм могут найти птицы зимой в природе:  1.ягоды рябины  2.семена клена  3.хлебные крошки  4.желуди  Вопрос 4: Как помочь птицам зимой?  1.развести костер  2.сделать кормушки  3.устроить теплое жилье  4.расчистить землю от снега Рефлексия. ­ Ребята, а теперь оцените наш урок: перед вами лежат  смайлики: личико улыбающееся,  серьезное, и грустное. Выберете смайлик: если вам всё понравилось: личико улыбающиеся,  серьёзное ­  если что­то вы не поняли,  грустное ­ если вам всё не понравилось За то, что вы слушали  всё  внимательно, Задания все  выполняли  старательно Хочу  я  картинки  с  птицами  вам  подарить. Картинки  раскрасьте, а птиц  не  забудьте   кормить!  Я думаю, что все, у кого ещё нет кормушек, сделают их.                    ­ Спасибо, дети, за урок!

Урок по окружающему миру на тему "Как зимой помочь птицам" (1 класс)

Урок по окружающему миру на тему "Как зимой помочь птицам" (1 класс)

Урок по окружающему миру на тему "Как зимой помочь птицам" (1 класс)

Урок по окружающему миру на тему "Как зимой помочь птицам" (1 класс)

Урок по окружающему миру на тему "Как зимой помочь птицам" (1 класс)

Урок по окружающему миру на тему "Как зимой помочь птицам" (1 класс)

Урок по окружающему миру на тему "Как зимой помочь птицам" (1 класс)

Урок по окружающему миру на тему "Как зимой помочь птицам" (1 класс)

Урок по окружающему миру на тему "Как зимой помочь птицам" (1 класс)

Урок по окружающему миру на тему "Как зимой помочь птицам" (1 класс)

Урок по окружающему миру на тему "Как зимой помочь птицам" (1 класс)

Урок по окружающему миру на тему "Как зимой помочь птицам" (1 класс)

Урок по окружающему миру на тему "Как зимой помочь птицам" (1 класс)

Урок по окружающему миру на тему "Как зимой помочь птицам" (1 класс)

Урок по окружающему миру на тему "Как зимой помочь птицам" (1 класс)

Урок по окружающему миру на тему "Как зимой помочь птицам" (1 класс)

Урок по окружающему миру на тему "Как зимой помочь птицам" (1 класс)

Урок по окружающему миру на тему "Как зимой помочь птицам" (1 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2017