Урок по окружающему миру на тему "В гости к деревьям"(4класс)
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
16.03.2019
Деревья очищают и увлажняют воздух,создают прохладу,некоторые дают вкусные плоды.Спиленное дерево-это строительный материал:из высушенных стволов делают доски,фанеру,мебель,игрушки,бумагу.Деревья растут медленно,поэтому их надо беречь и охранять,иногда с ними ласково разговаривать.В кратком описании каждого дерева можно узнать их особенности,где растут,а также интересные факты о деревьях.
Урок по окружающему миру.В гости к деревьям.docx
Тема: « В гости к деревьям»
Цель: познакомить детей с особенностями разных видов деревьев,
взаимосвязями растений с окружающей средой (вода, солнце — свет, тепло,
почва, животные);уметь объяснить какую ценность преподносит дереву подарок,
развивать познавательный интерес к живой природе, воспитать эмоционально
положительное, бережное отношение к растениям, научить видеть их красоту и
неповторимость.
Материалы и оборудование. Письма по форме листьев деревьев детям от
хозяина тропы Боровичка. Возле деревьев лейки или ведерки с водой, лопатки.
На дерево, находящееся в конце тропы, повесить баранки и конфеты — сюрприз
Боровичка, награда детям. Подарки детей приготовленные заранее для деревьев.
Подарки: кормушка для птиц, которые спасут дерево от гусениц; капелька воды
(из бумаги), чтобы дерево могло напиться; солнышко (рисунок), чтобы давать
тепло и окрашивать листья в зеленый цвет; дождевой червяк, который
перерабатывает опавшие листья, рыхлит почву под деревом и делает ее
плодороднее; земля в мешочке, чтобы дерево лучше росло, — и т.д. Листочки из
бумаги прикрепленные заранее к дереву – награда детям. Картинки с деревьями
и листочками и картинки для модели условия роста корней. Бублики и конфеты.
^ Предварительная работа: Изготовление подарков детьми для деревьев,
беседа о строение дерева, корней деревьев. Работа на метеостанции. Заучивание
отрывка из стихотворения С.Есенина «Белая береза»
^ Активизация словаря: Крона, мочковатый, стержневой корень, стороны
света: юг, север, запад, восток, флюгер
Ход занятия на тропинке
Ребята! Сегодня хозяин тропинки — старичокБоровичок пригласил нас в
гости и приготовил сюрприз. Вот какое письмо он недавно прислал:
^ Письмо старичкаБоровичка:
Дорогие мои маленькие друзья!
Я очень рад, что вы не забываете меня и приходите в гости ко мне и моим
деревьям. Я, хозяин волшебной тропинки, приглашаю вас в путешествие, в
конце которого ваш ждет сюрприз. А для того, чтобы его получить, нужно
отгадать мои загадкизадания и выполнить просьбы деревьев. Ведь деревья на
моей тропинке тоже особенные, волшебные. Вот я и попросил их придумать для вас задания. Вы отыщете их в письмах, а письма — на деревьях: каштане,
березе. Я слышал, что и вы для моих деревьев приготовили подарки, они их
очень ждут.
Итак, в путь! Желаю вам удачи. А, я спрячусь и буду за вами наблюдать.
Если вы все сделаете правильно, то выйду, побеседую с вами.
^ Ваш любимый старичокБоровичок
Прежде чем отправиться в путешествие ответьте мне дерево живое или нет,
почему?
Дети: Живое, потому, что оно растет, дышит, питается, размножается.
Правильно, ребята.
А умеет разговаривать деревья?
^ Дети: нет
Ну, старичок Боровичок, сказал, что деревья на его тропинке волшебные и
будут с вами разговаривать.
(продолжает): Ну что, ребята, пойдем по тропинке? Кто знает, где у нас растет
каштан? Давайте поищем на ее ветках письмо.
(Дети находят письмо, воспитатель снимает его с ветки и читает. По ходу чтения
дети выполняют задания каштана.)
^ Письмо каштана:
Я, большой старый каштан, очень рад вашему приходу, так как очень люблю
гостей. Давайте поздороваемся: обнимите меня крепкокрепко (дети
берутся за руки вокруг ствола).
Смотрите, какой я большой! –Нука давайте померяемся силой: попробуйте
вытащить меня из земли (дети пытаются это сделать). Кто из нас
сильнее? Есть у меня еще силушка!
А теперь ответьте на мой вопрос: что же меня в земле так крепко
держит?
^ Дети: Корни
А для чего мне еще мои корниноги нужны?
Дети: Чтобы брать из земли воду, «пищу». А какие бывают корни?
Дети: Мочковатые, стержневые.
^ Игра « Собери модель»
Дети выкладывают модель мочковатого (много света, воды, тепло, хорошая
почва)и стержневого ( мало воды, бедная почва) корня дерева.
^ Полейте меня, пожалуйста, мне очень хочется пить. (Дети выполняют
просьбу каштана.)
Спасибо, ребятки, я теперь так хорошо себя чувствую! Потрогайте меня
руками, погладьте мою корукожу руками и скажите, какая она —
шершавая или гладкая?
Дети: Шершавая.
^ Мокрая или сухая?
Дети: Сухая.
Теплая или прохладная?
Дети: Прохладная.
А теперь постойте и послушайте, как шелестят мои листочки, — это я с
вами разговариваю. Что я сейчас сказала? (Дети высказывают свои
предположения.)
А почему шевелятся мои листочки?
Дети: Это их шевелит ветерок.
^ Ребятки, а сегодня сильный ветер или слабый, как определить?
Работа на метеостанции.
Ребята по шевелению флюгера определяют направление ветра и силу ветра по
ленточкам, и бумажным листочкам.)
С какой стороны света, дует ветер?
(Дети смотрят и определяют в какую сторону летит флюгер, если на юг, то дует
с севера, если на запад, то дует с востока и т.д.) Слабый или сильный ветер или его вообще нет?
(Дети по листочкам разной плотности бумаги определяют силу, т.е. Если
шевелится толстый картон и остальные листки, то сильный ветер, если бумажная
салфетка, а остальные не шевелятся, то слабый, если ни один листок не
шевелится – ветра нет)
(Ребята возвращаются к дереву и объясняют, с какой силой и направлением дует
сегодня ветер.)
^ И последний вопрос: как вы думаете, почему ко мне так любят
прилетать пчелы?
Дети: Они переносят пыльцу с цветка на цветок, а запах цветков привлекает
пчел.
^ Молодцы, ребята, на все мои вопросы ответили правильно, я дарю вам
свои листочки. (учитель снимает с дерева бумажные листочки и раздает их
детям, поясняя — живые листья рвать нельзя!)
Ребята, а ведь мы с вами тоже приготовили каштану подарки, давайте их
вручим.
Дети по очереди дарят дереву подарки, объясняя (своими словами) их значение.
^ Дети:— Я дарю тебе кормушку. Пусть к тебе прилетит много твоих друзей—
птиц,
Дети:— Я дарю тебе капельку воды, пусть она напоит и умоет тебя,
Дети:— Я дарю тебе землюпочву, чтобы ты лучше росло, пусть она кормит и
поит тебя,
Дети:— Я дарю тебе семена. Пусть у тебя будет многомного семян, и из них
вырастет многомного твоих деток.
^ Дети: –Я дарю тебе цветок, пусть он украсит тебя. Пусть у тебя будет много
цветков, ведь чем больше цветков, тем больше семяндеток,
Дети:— Я дарю тебе бабочку, пусть она отдыхает на твоих цветках, листьях,
пусть украсит тебя своим ярким нарядом.
^ Физминутка. «Деревья»
А как вы думаете, интересно быть деревьями? Хотите попробовать?
Сейчас я превращу всех вас в деревья (делает волшебный знак). Ваша кожа
превращается в кору, а руки — в ветки. Поднимите свои рукиветки,
пошелестите, пошумите листьямипальчиками — слышите, какой
ветер налетел? (Дети выполняют рекомендации Боровичка.) Расставьте ноги пошире — это растут ваши корни, они держат вас в земле, дают
воду, пищу. Ах, какие замечательные деревца выросли на моей тропе!
Даже жалко вас расколдовывать. (Вздыхает.) Но пора вам опять стать
маленькими человечками (по волшебному знаку дети «превращаются» в
людей) и отправиться в путь.
Ребята послушайте загадку и отгадайте к какому дереву мы пойдем дальше:
На полянках девчонки
В белых рубашонках.
На плечах платочки зеленые,
В ушах сережки посеребренные. (береза)
Правильно, береза.
Дети отправляются искать следующее дерево — березу.
Ребята, давайте поздороваемся и с березкой, она нас тоже ждала, письмо
приготовила (дети обнимают березу, а воспитатель достает письмо с ветки и
читает его).
^ Письмо березы:
Дорогие ребята! Наконецто вы ко мне пришли, уж так я вас ждала, уж
так ветками качала, листочками шелестела, чтобы вы меня услышали. Я
вам тоже подарю свои листочки, но сначала выполните мои желания и
задания.
Погладьте мою кору, понюхайте ее и скажите: чем мы с каштаном
похожи, а чем отличаемся? (дети перечисляют отличительные признаки
деревьев)
А как вы узнали, что мы с каштаном — деревья? Может, мы травинки?
Докажите мне, что я — дерево!
Дети : У дерева один ствол, он твердый, а у кустарников — много стволиков,
растущих из земли. У травинок не бывает таких больших деревянистых стволов,
как у деревьев.
^ Ребята покажите березе, растущие кустарник и травянистое растение,
«травинку».
Что такое крона?
Дети: Это верхняя часть дерева, ствол и ветки. Молодцы ребята вы много знаете о нас, о деревьях. А теперь назовите и
покажите листочки с каких деревьев упали.
^ Игра: «Чьи детки с ветки?» (Дети называют листья и подставляют к
картинке дереву.) (Березовый – к березе, кленовый – к клену, дубовый – к дубу,
ивовый –к иве, тополиный – к тополю)
^ У меня просьба к вам, ребята. Очень мы, березы, любим слушать о себе
песни и стихи. Я сегодня именинница, порадуйте меня! (Дети читают наизусть
отрывок из стихотворения С.Есенина «Белая береза.»
^ Спасибо вам, ребята, за все! Возьмите мои листики на память.
Приходите ко мне еще, не забывайте меня!
(учитель помогает детям достать с дерева бумажные листочки, предлагает
напоить березу, взрыхлить землю под ней, чтобы ее корешки лучше дышали.)
(Дети дарят березе свои подарки):
^ Дети:— Я дарю тебе дождевого червяка, пусть он сделает землю
плодородной, и она будет кормить тебя,
Дети:— Я дарю тебе зеленые листики, пусть у тебя их вырастет многомного,
они будут шуметь, а я приду послушать шум и спрячусь под ними от жаркого
солнца,
^ Дети:— Я дарю тебе солнышко, пусть оно светит яркоярко, согревает тебя,
помогает листикам окраситься в зеленый цвет,
Дети:— Я дарю тебе птицу (фигурка из бумаги). Она будет тебе другом и спасет
от гусениц,
Ребята, я думаю, мы с вами выполнили все задания, и Боровичок должен быть
нами доволен. Но где же он?
Изза дерева появляется Боровичок и проводит игру.
Боровичок: Ну, ребятки, порадовали вы старичка! Слышу я, что и деревья
теперь подругому листочками шелестят, настроение у них праздничное
Наблюдение
(Боровичок ведет детей к заранее намеченному кустарнику, вынимает из своей
волшебной котомки белую ткань или бумагу и расстилает ее под кустом)
Боровичок: Я хочу показать вам своих невидимых друзей. Они живут рядом с
вами на деревьях, кустарниках, но вы их не видите и даже не подозреваете об их
существовании. Сейчас я позову моих маленьких друзей (наклоняется к кустарнику)
Нука, букашки, выходите с нами знакомиться. (Легонько встряхивает куст,
чтобы на ткань упали насекомые и другие животные, обитающие на этом
растении.)
А сейчас я дам вам, ребята, волшебные стекла. (Достает из котомки лупы и
раздает детям, они рассматривают насекомых, паучков и т.п.) Пожалуйста,
обращайтесь с ними поаккуратнее, они такие маленькие, их так легко обидеть.
Видите, ребятки, в моем царствегосударстве лесном у каждого жителя свой дом
есть. И я, хозяин тропы, строго слежу, чтобы дома эти никто не разрушал и
покой жильцов не нарушал.
(После окончания исследований Боровичок помогает детям вернуть всех
животных обратно на куст, отряхнув осторожно ткань.)
Боровичок: Вот и кончается, ребята, наше сегодняшнее путешествие.
Понравилось вам? А что больше всего понравилось? (Выслушивает ответы
детей.) А теперь — мой сюрприз! Как вы думаете, на каких деревьях растут
конфеты и баранки? В моем царстве есть такие деревья. Поищите их, недавно на
одном дереве выросли эти волшебные плоды! А я пойду отдохну, прощайте!
Урок по окружающему миру на тему "В гости к деревьям"(4класс)
Урок по окружающему миру на тему "В гости к деревьям"(4класс)
Урок по окружающему миру на тему "В гости к деревьям"(4класс)
Урок по окружающему миру на тему "В гости к деревьям"(4класс)
Урок по окружающему миру на тему "В гости к деревьям"(4класс)
Урок по окружающему миру на тему "В гости к деревьям"(4класс)
Урок по окружающему миру на тему "В гости к деревьям"(4класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.