Цели:
Разнообразие животных Мурманской области.
• дать учащимся представление о диких животных Крайнего Севера;
• познакомить с особенностями животного мира Кольского
полуострова;
• воспитывать внимательное отношение к животному миру родного
края.
Оформление: карта Мурманской области, следы животных.
1. Вступительное слово
Сегодня вы будете работать в группах. Вспомните правила работы в группе.
Выберите капитана.
1) Разминка.
Вспомни, что ты знаешь о нашем крае. Вставь правильно слова.
Для капитанов раздаются тексты:
Мурманская область занимает весь (Кольский полуостров, Север).
Кольский полуостров расположен за (Северным Полярным кругом,
Южным Полярным кругом).
Кольский полуостров омывают моря (Белое, Баренцево, Балтийское).
Сюда попадают (косые солнечные лучи, прямые), значит зима здесь
(суровая, теплая, прохладная, долгая), а лето (дождливое, теплое, долгое,
короткое).
С моря дуют ветры, значит (большие, маленькие), растения расти не
будут.
Для команд. Игра «Растет, не растет»(светофоры)
Мох, ягель, морошка, кипарис, брусника, карликовая береза, баобаб, вишня,
голубика, яблоня, тюльпан, черника.
Ответы капитанов.
Посмотрите на доску. Это…… Какая же будет тема нашего сегодняшнего урока.
А с какой именно группой животных мы будем знакомиться?
Сформулируйте цель урока.
2.Объявление темы урока.
На партах у каждой команды лежат кроссворды, которые в ходе урока вы должны
заполнить.
1 Итак, мы отправляемся в путешествие по Кольскому полуострову и знакомству с
разнообразием животных.
Конечно, разнообразие животных связано с многими факторами – одним из которых
является то, что Кольский полуостров расположен в нескольких природных зонах:
тундра тянется неширокой полосой по берегу Баренцева и вдоль горла Белого моя,
сменяясь полосой лесотундры, также не очень широкой. Основная часть территории
области относится к лесной зоне, где более 2/3 лесной площади занято сосновыми
лесами.
В связи с этим возникает вопрос: каких размеров будут животные, живущие в зоне
тундры, лесотундры, и лесной зоне?
( ответы детей)
1.Участник команды зачитывает описание животного на листе, а остальные должны
отгадать и объяснить какие особые признаки помогли узнать животное.
(ответы в скобках зачитывать участнику не надо) фиолетовые листы
1) Это низкорослое животное, травоядное, питается мхом, который называется на
последнюю букву алфавита. Из всех животных тундры это самое крупное, имеет густой
мех, зимний подшерсток и, конечно, подкожный слой жира. Копыта раздвоенные, чтобы
не проваливаться в снегу и раскапывать мох из – под снега. ( олень)
Запишите название животного в кроссворд.
А теперь по предложенному описанию копыт найдите на доске след оленя.
2) Этот хищник, имеет густой мех, который меняет в зависимости от времени года
(зимой чисто белый, летом грязно бурый). Зимой у него появляется ещё подшерсток.
Его лапы короткие и широкие, питается леммингами и куропатками. В отличие от
лисицы, тело у животного приземистое, морда укороченная; уши закруглены, слабо
выступают из зимней шерсти (это предохраняет их от обморожения). Название вида —
ЛАГОПУС — в переводе с греческого «заячья лапа»: подошвы лап у животного покрыты
жёсткими волосами. (песец)
3) Это типично травоядный грызун, в рацион которого входит широкий набор кормов.
Характерна сезонная смена рациона. В тёплое время года отдаёт предпочтение зелёным
частям злаков, изредка ест моллюсков, насекомых и их личинок. Зимой обгладывает кору
2 кустарников и деревьев, в том числе ягодных и плодовых; поедает семена и подземные
части растений. Делает пищевые запасы, достигающие 3 кг. (полёвка)
4)Этот грызун населяет тундру и частично лесотундру. Активен круглый год. Зиму часто
проводит в гнёздах, устроенных прямо на земле под снегом, питается корнями растений.
Некоторые виды совершают сезонные миграции на летние «пастбища». Питаются
осоками, кустарничками и мхами, зачастую сильно выедая окружающую растительность.
За сутки грузун съедает вдвое больше, чем весит сам, а за год — около пятидесяти
килограммов растительных кормов. ( лемминг)
5) Это крупный зверь с вытянутым, гибким телом обтекаемой формы. Лапы короткие, с
плавательными перепонками. Хвост мускулистый, не пушистый. Окраска меха: сверху
тёмнобурая, снизу светлая, серебристая. Животное ведёт полуводный образ жизни,
прекрасно плавая, ныряя и добывая себе пищу в воде, может оставаться под водой до 2
минут. Обитает она преимущественно в лесных реках, богатых рыбой, реже — в озёрах и
прудах. Встречается на морском побережье. ( выдра)
Мы продолжаем путешествие в центральную часть полуострова и переходим в
лесотундру и лесную зону.
Как вы думаете, здесь мы встретим большее разнообразие животных? Почему?
Желтые листы
1) Это парнокопытное млекопитающее. Самый крупный вид семейства оленевых. У
самцов этих животных огромные (самые крупные у современных млекопитающих)
лопатообразные рога; их размах достигает 180 см, масса — 20—30 кг. Рога они
сбрасывает ежегодно в ноябре — декабре и ходят без них до апреля — мая. Самки
безрогие. Часто это животное называют сохатым изза рогов, своей формой
напоминающих соху( пахотное орудие). (лось)
Найдите на доске след, оставленный лосём.
2) Это типичная кошка, хотя величиной с крупную собаку, которую напоминает своим
укороченным телом и длинноногостью. Очень характерна голова: сравнительно
небольшая, округлая и очень выразительная. От других кошачьих животное отличает
короткий хвост и кисточки на концах ушей. Масса тела от 5 до 30 кг. (рысь)
А какой же след она оставила на доске?
3) Хищное млекопитающее. Питается очень разнообразными кормами. Среди пищи,
которую животное употребляет, выявлено больше четырёхсот видов одних
только животных, не считая нескольких десятков видов растений. Основное питание
мелкие грызуны, главным образом полёвки. В сказках получила прозвища Патрикеевна,
рыжая плутовка, кумушка.
3 Какой след, по вашему мнению, принадлежит лисе.
Видеосюжет об охоте лисы.
4) Хищное млекопитающее. Один из самых крупных и опасных наземных хищников. В
Северной Америке известен под названием «гризли». За особенности при ходьбе об этом
хищнике говорят «косолапый». В русских народных сказках называют Топтыгин,
Потапыч, Михайло Иваныч.
Кто хочет показать след медведя?
5) Хищное млекопитающее семейства куньих, единственный представитель рода ГУЛО
(в переводе с латинского «обжора»). Всеядна. Часто поедает остатки
добычи волков и медведей. Это животное в большом количестве ловит беляков, а
также тетеревов, рябчиков, мышевидных грызунов. Реже охотится на крупных копытных;
её жертвами обычно становятся молодые телята, раненые или больные животные. Может
отбить добычу у других хищников (волков, рысей). Является санитаром, уничтожая
слабых и больных животных. По деревьям лазит не хуже, чем передвигается по земле.
(росомаха)
Постарайтесь найти след на доске.
ФИЗМИНУТКА
Мы с вами по описанию, определяли животных. А теперь я даю время, чтобы вы
заполнили остальные клетки кроссворда.
Зачитывание ответов.
Дополнительное задание: определить, следы каких животных из кроссворда остались на
доске.
Рефлексия.
Перечислите животных, обитающих в Мурманской области.
4 5 6
Урок по окружающему миру "Разнообразие животных Мурманской области" (4 класс, региональный компонент)
Урок по окружающему миру "Разнообразие животных Мурманской области" (4 класс, региональный компонент)
Урок по окружающему миру "Разнообразие животных Мурманской области" (4 класс, региональный компонент)
Урок по окружающему миру "Разнообразие животных Мурманской области" (4 класс, региональный компонент)
Урок по окружающему миру "Разнообразие животных Мурманской области" (4 класс, региональный компонент)
Урок по окружающему миру "Разнообразие животных Мурманской области" (4 класс, региональный компонент)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.