ЦЕЛЬ: формирование у учащихся представлений о роли колоколов в светской и религиозной культуре, первичных представлений о культурообразующей роли православия в истории России.
ЗАДАЧИ УРОКА:
Образовательные:
познакомить с историей и традициями колокольного звона на Руси, с представлениями о месте и роли колокольного звона в православной культуре;
Развивающие:
развивать интерес к изучению предмета, способности к эмоциональному восприятию;
Воспитательные:
воспитывать ценностное отношение к духовному и культурному наследию;
воспитывать лучшие гражданские качества: любовь к Родине, уважение к культуре родной страны, гордость за свою Родину.ЦЕЛЬ: формирование у учащихся представлений о роли колоколов в светской и религиозной культуре, первичных представлений о культурообразующей роли православия в истории России.
ЗАДАЧИ УРОКА:
Образовательные:
познакомить с историей и традициями колокольного звона на Руси, с представлениями о месте и роли колокольного звона в православной культуре;
Развивающие:
развивать интерес к изучению предмета, способности к эмоциональному восприятию;
Воспитательные:
воспитывать ценностное отношение к духовному и культурному наследию;
воспитывать лучшие гражданские качества: любовь к Родине, уважение к культуре родной страны, гордость за свою Родину.
Урок ОРКСЭ колокола Проходцева И.А..docx
Урок по ОРКСЭ
по теме «Колокола» для учащихся 4
класса
Автор :
Проходцева Ирина Александровна,
учитель начальных классов
МБОУ «Уинская СОШ» Тема: Колокола
ЦЕЛЬ: формирование у учащихся представлений о роли колоколов в
светской и религиозной культуре,
первичных представлений о
культурообразующей роли православия в истории России.
ЗАДАЧИ УРОКА:
Образовательные:
познакомить с историей и традициями колокольного звона на Руси, с
представлениями о месте и роли колокольного звона в православной
культуре;
Развивающие:
развивать интерес к изучению предмета, способности к эмоциональному
восприятию;
Воспитательные:
воспитывать ценностное отношение к духовному и культурному наследию;
воспитывать лучшие гражданские качества: любовь к Родине, уважение к
культуре родной страны, гордость за свою Родину.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, запись колокольных звонов,
песня «Малиновый звон», презентация, сувенирные колокольчики, учебник
«Основы православной культуры» 4 класс
Т.А.Костюкова,
О.В.Воскресенский, К.В.Савченко. Ход урока
й момент
1. Организационны
Цель :положительный
настрой на работу,
установление контакта
между учениками.
Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но
поздороваюсь не словами, а молча глазами.
При этом постарайтесь глазами показать,
какое у вас сегодня настроение.
2. Мотивирование к
учебной
деятельности.
Цель: Создать условия
потребности
для возникновения
включения в учебную
деятельность, вызвать
построенного проекта,
планирование
деятельности
интерес.
3.Актуализация
знаний,
построение
проекта выхода
из затруднения
Цель: Актуализация
знаний, достаточных
для построения нового
знания, фиксация
учащимися вопросов-
задач для понимания
темы урока.
4. Реализация
(Учитель включает запись песни «Малиновый
звон»
Что вы представили, слушая песню
«Малиновый звон»? (церкви, Русь, родина…)
Что значит «малиновый» звон?
Где в настоящее время вы можете услышать
звон колокола?
Какова тема урока? (Колокола)
Что вы хотите узнать о колоколах?
Составим план урока (запись плана на доске)
На основе версий создается план работы на
уроке в форме вопросов:
1.Из каких частей состоит колокол?
2. Одинаковый ли голос у колоколов?
3. Как колокола помогали людям?
4. Почему колокола — один из символов 5.Открытие новых
знаний
Цель: Создание
условий для усвоения
и понимания
изучаемого материала.
Георгий,
расправлялись
православной культуры?
Рассмотрите сувенирные колокольчики.
Из каких частей они состоят?
Колокол словно живое существо.
Как человек он имеет уши, плечи,
язык, туловище, ему давали имена:
Сокол,
Гавриил,
Неопалимая Купина, Медведь. В
нашей истории есть немало фактов,
когда
чужеземные завоеватели, а бывало,
и деспоты-правители, стремившиеся
унизить русского человека, до
конца сломить его дух, не только
жестоко
с
побеждёнными, но издевались и над
колоколами: били кнутом, зарывали
в землю, секли плетьми, отбивали
уши, вырывали язык. (Колокол
испугал коня Ивана Грозного и тот
велел отрубить ему уши). Русский
народ,
назвал ударную часть
колокола языком, уподобил звон
колокола живому голосу.
Для
верующих русских людей колокола
сделались языком,
голосом и
трубами.
Встречаются колокола без языка,
тогда по ним бьют молоточком или
бревном снаружи. А подвешивают
колокол за уши – крепления,
находящиеся сверху. (слайд)
Сохранившиеся древние колокола – это
самые ценные исторические памятники
Православия, письменности, декоративно
прикладного искусства, наконец, литейного
мастерства.
Самый большой колокол – ЦарьКолокол,
весит 200 тонн. Он никогда не звонил. При
пожаре Москвы люди, боясь, что колокол
расплавится, стали лить на него воду – от
перепада температуры он треснул и от него
откололся кусок весом 11,5 тонн. Стоит он
сейчас в Московском Кремле и является 6. Этап
организации
работы в
группах.
Цель:
Самостоятельный
поиск для достижения
результатов.
уникальным памятником России. (слайд)
Открываем рубрику «Знаете ли вы
что?»
Задание в группах: (дети в группах
работают
дополнительным
с
материалом - см. приложение)
1 группа
– Когда появились
колокола на Руси? ( см. Приложение)
2 группа - Какие бывают
колокольные звоны? (см.
приложение, во время выступления
группы прослушивание колокольных
звонов)
3 группа – Как колокола помогали
людям?
( см. учебник стр. 20-21)
4 группа – Почему к колоколам
относятся
и
уважительно? (стр.21 учебника)
5 группа - Почему Москву назвали
городом «сорока сороков»? (работа
по учебнику стр. 23.)
почтительно
7. Включение в систему
знаний и повторение.
Презентация работы групп
Мы слышали истории об отношении к
колоколам людей XVI в. Изменилось ли что
то в XX в.?
Почему?
(слайд) Не повезло колокольным звонам в
XX в. Рушились храмы – творения рук
человеческих,
в огне костров горела
древнерусская живопись, книги, низвергались
устремленные ввысь колокольни, а вместе с
ними гибли колокола. И не только войны были
тому причиной. Страшнее оказалось людское
невежество, ханжество, воинствующая злоба
на всех и вся.
Но прошло время, и мы все начинаем
понимать, что, лишившись корней, дерево не
выживет. А колокольные звоны и есть один из могучих корней нашей отечественной
музыкальной культуры. Это такой же важный
и художественно своеобразный вид
национального культурного наследия, как и
певческое искусство, иконопись, зодчество,
народные
А по своей
художественной сути они являются
инструментальной разновидностью русского
музыкального
народного
творчества.
А что вы знаете о колоколах в нашем селе?
ремесла.
искусства,
(слайд) 1 декабря 2012 года наш храм Георгия
Победоносца обрёл голос – установлены
колокола. Чин освящения и молебен совершил
Благочинный Осинского округа игумен
Амвросий в сослужении настоятеля храма
отца Алексея. Всего для звонницы Уинского
храма было изготовлено 9 колоколов массой
3 кг, 10 кг, 18 кг, 36 кг, 48кг, 42 кг, 100 кг,
150 кг.
В начале урока вы прослушали песню
«Малиновый звон»? Что значит малиновый
звон? Какие звоны ещё бывают на Руси? (стр.
19 учебника)
8. Рефлексии учебной
деятельности.
Цель: Способность к
формированию самооценки
своей деятельности.
- Чем был полезен для вас этот
урок? Поделитесь мыслями об уроке
(что вас затронуло, что запомнили).
- Какие желания возникли? На все
ли вопросы мы ответили на уроке?
Составление синквейна
«Колокола»
1. Колокола.
2. Звонкий, веселый; радостный,
красивый; небесный, божественный;
захватывающий, звенящий;
торжественный. 3. Звучат, звенят, бьют; отображают,
гремят, предупреждают,
успокаивают.
4. Волшебные звуки; высшее на земле;
праздник; чутьчуть грусть; хорошее
чувство; мне нравится звон
колоколов, потому что мне
становится хорошо; очень
интересное и позитивное настроение,
помогает успокоиться.
5. Звон, колокольчик, звонки, бубенчик,
перезвон, гудок.
духовные
Колокольные звоны — это голос Родины,
народа, подлинное духовное творчество. И
забыть их, выбросить из памяти людской —
кощунство над памятью предков, над нашей
отечественной культурой.
Отдадим же
должное тем, кто в трудные годы лихолетья
сберёг
наши
национальные святыни, отдадим должное и
удивимся той нравственной силе и красоте,
которые живут в нашем человеке. Когда
звонит колокол, люди плачут, а слёзы,
говорят, очищают нашу душу. Так пусть ваша
душа будет чистой, способной понимать
прекрасное!
Изменилось ли ваше настроение в конце
урока? Покажите глазками.
ценности,
6. Домашнее задание
1. Придумать сказку с использованием
знаний урока на тему «Жил был
Колокол».
2. Подобрать загадки, пословицы,
поговорки о колоколе.
Приложение Когда появились колокола на Руси?
Эпохой в истории колокольного дела в России, стала вторая
половина XV в., когда в Москву прибыл инженер и строитель
Аристотель Фиорованти. Он устроил пушечный двор, где
лили пушки и колокола. В начале XVI в. уже русские мастера
с успехом продолжали начатое дело, превзошедшее во
многом, по части литья колоколов, своих учителей. В это
время формируется особый тип русских колоколов, система
креплений, особая форма и состав колокольной меди.
(Слайды ) При царе Иване Грозном и его сыне Фёдоре,
колокольное дело в Москве быстро развивалось. Было отлито
много колоколов не только для Москвы, но и для других
городов. Мастером Немчиновым был отлит колокол
"Благовестник" весом в 1000 пудов. Другие известные
мастера этого времени, славившиеся тщательной и
художественной отделкой колоколов: Игнатий 1542 г.,
Богдан 1565 г., Андрей Чохов 1577 г. и другие. В это время в
Москве при церквях насчитывалось до 5000 колоколов.
Колокола лили и при Борисе Годунове, хотя их сохранилось
немного. Один из путешественников, посетивший Москву в
это время, описывал поразившее его чудо звона московских
колоколов "Шум поднимался такой, что друг друга нельзя
расслышать".
Какие бывают колокольные звоны?
В православной Церкви используются четыре типа
колокольного звона: благовест, трезвон, перезвон и перебор.
Благовест – одиночные удары в большой колокол.
Звон, именуемый благовестом, предназначен возвещать о
предстоящем начале богослужения. Благовест “…не только
оповещает о времени начала службы, но и подготавливает
христиан к ней… Он, собственно, уже есть Богослужение” –
говорит в “Толковом Типиконе” профессор Михаил
Скабалланович. Трезвон – одновременный звон во все колокола.
Перезвон – это медленный звон в каждый колокол по
очереди, начиная с самого большого и, кончая самым
маленьким, а затем удар одновременно во все колокола.
Перезвон исполняется по особо важным праздникам и
действам.
Перебор - медленный звон поочерёдно в каждый колокол
по одному разу, начиная с самого малого и до большого, а
после удара в большой колокол, ударяют во все колокола
вместе сразу. (Является погребальным звоном)
Дополнительный материал для учителя
«До 1591 г. в Угличе на колокольне Спасского собора висел ничем не
примечательный, обыкновенный набатный колокол, который к тому времени,
как говорится в летописях и устных преданиях, жил триста лет. Но вот 15 мая
1591 г. по приказу Марии Нагой пономарь Федот Огурец оглушительно
зазвонил в этот колокол, оповещая народ о гибели царевича Димитрия.
Угличане расправились с предполагаемыми убийцами наследника престола.
Царь Борис Годунов жестоко наказал не только участников этого самосуда,
но и колокол, оповестивший о гибели Димитрия.
По обычаю того времени, осуждённых в ссылку преступников метили, лишая
возможности побега: клеймили, рвали ноздри, за особые провинности
отрезали уши и языки. Коекто из угличан тоже тогда лишился языка «за
смелые речи». А набатный колокол, звонивший по убиенному царевичу,
сбросили со Спасской колокольни, вырвали ему язык, отрубили ухо,
принародно на площади наказали 12 ударами плетей. Вместе с угличанами
отправили его в сибирскую ссылку...
1 апреля 1592 г. в день высылки был в городе «великий плач и стенания».
Целыми семьями отправлялись в Сибирь иные жители Углича. Целый год они
на себе, под конвоем стражников, тянули на
батный колокол до Тобольска. Немало настрадались в пути. И колокол, пока
тащили его через холмы да овраги, переправляли через реки да болотные
топи, тоже получил отметины, был поцарапан. В Тобольске тогдашний городской воевода князь ЛобановРостовский велел запереть корноухий
колокол в приказной избе, сделав на нём надпись: «Первоссыльный
неодушевленный с Углича». Это подтверждают «Сибирские летописи» и
«Статейный список сибирских воевод...» (А. М. Лобашков. «История
ссыльного колокола»).
«По приказу Ивана III вечевой новгородский колокол был снят с Софийской
звонницы и отправлен в Москву, чтобы звучал согласно со всеми русскими
колоколами и не проповедовал бы больше вольницы. Но до Москвы так и не
добрался новгородский пленник. На одном из склонов валдайских гор сани, на
которых везли колокол, покатились вниз, испуганные кони понесли вскачь,
колокол сорвался с воза и, свалившись в овраг, разбился вдребезги. С
помощью какойто неведомой силы множество мелких осколков стали
превращаться в маленькие, чудесно рожденные колокольчики, местные
жители их и стали отливать по их подобию свои, разнося славу о вольнице
новгородской по всему свету...» (Н. П. Яковлева. «Колокололитейное
производство на Валдае»
«Вот история, услышанная в селе Левашово Ярославской области. В немногих
церквях, где в то время сохранились колокольни, обычно не хватало больших
колоколов. Потому что такие колокола после революции разбивали и
уничтожали в первую очередь. А в этом селе я неожиданно для себя увидел
огромный собор с полным набором колоколов. А в самом большом 500 пудов
веса! Звонарь, пожилая женщина Валентина Пургина, рассказала мне, как
когдато в село приезжало начальство, чтобы снять колокола. Но женщины и
старухи легли вокруг церкви и несколько дней не подпускали к ней никого.
Милиционеры пытались выносить людей с сельской площади, но жители села
проявили такое единодушие, что от них в конце концов отстали…» («В
переводе с колокольного на русский»; rusk.ru). ЛЕГЕНДА О «ГЛУХОМ» КОЛОКОЛЕ
«В нашем народе сохранилась любопытная легенда о «глухом» колоколе. В
далекие, прежние времена жил человек один,именем Власий. Не любил народ
этого Власия, — крутого нрава был человек. Никому пощады не давал, кто по
нужде попадал в его руки. Большие богатства имел он, а все ему было мало.
Так и норовил, как бы лишнюю копейку сорвать с бедного человека. Многих
разорил он на своем веку, многих пустил по миру.
Время шло, стариться начал Власий, спина колесом согну, ноги трясутся,
глаза плохо видеть стали.Повстречал однажды Власий странного человека,
что шёл котомочкой за плечами по святым местам. Остановил его Власий и
говорит:
—Помолился бы за меня, странничек, у святых угодников,чтобы из меня
хворь вышла, вот тебе грошик, помолись, батюшка.
Но странный человек не взял денег:
—Помолиться я за тебя помолюсь, а денег мне твоих не надо... Кровь и слёзы
на них, на деньгахто этих...
Рассердился Власий.
—Никакой, — говорит, — на них крови нету, деньги как деньги. А не хочешь
брать, не надо, нам больше останется...
—Тото, что много, — отвечает странник, — ишь от тяжести их всю спину
тебе скрючило. Верно, тяжело носить такие богатства, не под силу... С другим
бы поделился, глядишь, и легче станет.
Сказал это странный человек иё, а Власий крепко задумался над его словами.
«А может, и в самом деле, — думал он,— полегчает, коли я сделаю доброе
дело».
А в это время в селе новая церковь строилась.
«Пожертвую я в эту церковь новый колокол, — решил Власий, — дело святое,
Божье. Глядишь, и легче станет, да и народ спасибо скажет».
Думал, думал Власий: хочет колокол повесить, да денег
жаль. А хворь все сильнее развивается в нем. «Может, полегчает, пожертвую». И заказал большой колокол, а на нём
надпись велел сделать, что пожертвован он во славу Божию такимто.
Отлили колокол, привезли, повесили. Власий ходит, на народ самодовольно
посматривает: смотрите, мол, каков я есть, ваш благодетель!
Как всё было готово, пошёл на колокольню пономарь, стал язык раскачивать,
а народ стоит вокруг колокольни и ждёт первого удара. Долго раскачивал
пономарь язык, наконец ударил, а звука не вышло, а так, не то стон, не то хрип
какойто...
Дивится народ: что, мол, за притча такая? Побагровел Власий, сам полез на
колокольню.
—Пономарьто, — говорит, — видно никуда не годится: ни силы у него нет,
ни уменья.
Сам начал раскачивать, ударяет, а звука нет... Отыскался в толпе дюжий
парень, силища такая, что смотреть страшно, один нагруженный воз из грязи
вытаскивал.
—Дайте, православные, я ударю, авось у меня силы хватит...
Пустили его на колокольню. Живо раскачал язык, ударил,но молчит колокол,
только так хрип один несётся...
Стал народ молебны служить, но не хочет звонить колокол. Призадумался
Власий. Опять повстречал того же странника и говорит ему:
—Скажи ты мне, странный человек: что за притча такая?
Сделал я Божье дело, повесил колокол, а не звонит он.
Посмотрел странный человек прямо в глаза Власию и говорит:
—И не будет звонить!..
—Почему?
—На неправедные деньги сделан он... Но слушай, Власий, научу я тебя, как
заставить зазвонить этот колокол... только дорого это будет стоить...
—Ничего не пожалею я, — отвечает Власий, — чтобы за
звонил он, на людей мне смотреть зазорно... Говори, сколько будет стоить...
Взял странник Власия за руку и говорит ему:
—Много ты горя сделал бедному люду, многих разорил, никого ты не щадил
— ни старого, ни малого, ни больного, ни увечного. Много слёз пролито по
твоей вине... Слушай, ты ещё можешь загладить вину свою великую. Раздай
свои богатства тем, кого ты обездолил, — и хворь твоя пройдет, и колокол
зазвонит, и помирать легче будет.
Потупился Власий, стоит, трясётся.
А странник продолжает:
—Раздай, Власий, пока не поздно, все равно в могилу с собой не возьмешь...
Раздай, говорю тебе...
Заплакал Власий, упал на колени перед странником.
—Спасибо тебе, Божий человек, что просветил меня...пойдем!
Собрал Власий народ возле церкви, перекрестился, поклонился на четыре
стороны и говорит:
—Простите меня, православные, что столько лет грабил вас. Берите все мои
богатства, ничего мне не нужно, пойду я в монастырь Божий замаливать свои
грехи великие...
—Бог тебе простит! — кричит народ.
А странник говорит:
—Служите, православные, молебен, да бейте в колокол!
И случилось чудо великое. Едва коснулся железный язык колокола, вместо
прежнего глухого стона пронеслись могучие раскаты благовеста.
Широкой волной разливается благовест... Весь народ как один человек
опустился на колени, и плачет, и крестится...
И начал с той поры звонить этот колокол во славу Божью,
а Власий ушё л в далекий монастырь, где и сложил свои старые
кости» .
Урок по ОРКСЭ "Колокола"
Урок по ОРКСЭ "Колокола"
Урок по ОРКСЭ "Колокола"
Урок по ОРКСЭ "Колокола"
Урок по ОРКСЭ "Колокола"
Урок по ОРКСЭ "Колокола"
Урок по ОРКСЭ "Колокола"
Урок по ОРКСЭ "Колокола"
Урок по ОРКСЭ "Колокола"
Урок по ОРКСЭ "Колокола"
Урок по ОРКСЭ "Колокола"
Урок по ОРКСЭ "Колокола"
Урок по ОРКСЭ "Колокола"
Урок по ОРКСЭ "Колокола"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.