Урок по ОРКСЭ на тему "Нравтсвенный поступок" 4 класс
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
религиоведение
4 кл
03.03.2019
Открытый урок по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" на тему "Нравственный поступок" в 4 класс. Соответствует требованиям Федерального Государственного стандарта. В нем используются различные формы, технологии и методы работы. Также присутствуют межпредметные связи с предметами: математика, литературное чтение и русский язык.
открытый урок ОРКСЭ.docx
Познакомить обучающихся с 5 компонентами нравственного
Развивать умение аргументировать, отстаивать свою точку
поступка.
зрения.
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ
«Основы религиозных культур и светской этики»
(модуль «Светская этика»)
Проект урока
Модуль: «Светская этика»
Класс: 4Б
№ урока: 19
Тема: Нравственный поступок
Цель: сформировать у обучающихся представление о
нравственном поступке.
Задачи:
Воспитывать личность с активной жизненной позицией,
:
интеллектуальной,
осознанными мотивами к нравственному поведению.
Результаты
личностные: данный урок позволит учащимся задуматься об
отношении к окружающим людям, а в первую очередь, об
отношении к своим близким; оценить и проанализировать свои
поступки по отношению к другим людям, учащиеся получат
опыт творческой,
аналитической
деятельности. При работе с ситуациями учащиеся, образно
занимая места героев, смогут оценить поступки с учетом
усвоенных понятий, проанализировать свое поведение.
метапредметные: в ходе уроке будут формироваться умения
контролировать и оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной задачей, вести диалог, слушать собеседника,
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
развивать навыки сотрудничества при работе в группе
предметные: в процессе групповой и индивидуальной работы
учащимися будут усвоены новые нравственные понятия «
поступок», «нравственный поступок», «мотив».
Тип урока: Открытие новых знаний
Оборудование: раздаточный материал, словарь,
мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, плакат
«Жизнь», схема. Ход урока
1. Организация деятельности учащихся. Мотивация
- Прозвенел звонок веселый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
- Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Давайте
поприветствуем их.
Садитесь на свои места.
2. Актуализация знаний обучающихся.
- Урок светской этики я хочу начать с пословицы. Попробуем
вместе понять ее мудрость и значимость.
Посей поступок – пожнёшь привычку;
Посей привычку – пожнёшь характер;
Посей характер – пожнёшь судьбу.
- Какое значение несет в себе данная пословица?
( От поступков, которые совершает человек в своей жизни,
зависит его судьба)
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
(о поступках)
3. Сообщение темы урока. Целеполагание.
- Сегодня мы будем говорить о поступках людей, добрых и
злых, плохих и хороших, ведь поступки мы совершаем каждый
день.
- Посмотрите на доску, я зашифровала тему сегодняшнего
урока. Сейчас от каждого из вас будет зависеть успех. Вы
получаете по примеру, решив который сможете отгадать
букву, а сложив все ответы вместе - отгадать тему.
1 - А
3 - В
6 - Е
11 - Й
12 - К
15 - Н
16 - О
17 - П
18 - Р
19 - С
20 - Т
21 - У
29 -
70-55
3+15
78:78
27:9
34-15
200:10
17-14
25-19
30:2
45:3
13+16
22:2
9+8
4*4
8+11
400:20
50-29
34:2
32:2
80-68 Ы
- Тема нашего урока «Нравственный поступок». Какова цель
нашего урока?
(узнать, что такое нравственный поступок)
- На какие вопросы нам предстоит ответить?
Что такое поступок?
Что такое нравственный поступок?
Какие признаки имеет нравственный поступок?
4. Изучение нового материала.
1) Игровой момент «Черно-белый мир»
Работа в парах. Каждая пара получает листок с названием
поступка – плохим или хорошим. На доске прикреплен ватман,
разделенный на 2 части – черную и белую. К «чёрной» части
после обсуждения дети прикрепляют плохие поступки,
отражающие тёмную сторону жизни, а на другой – светлую
сторону жизни.
Результаты работы пар представляются в единое полотно,
которое можно назвать «Жизнь»
- По поступкам люди судят о нас как о личности. А как вы
понимаете, что такое «поступок»?
- Где мы можем проверить наши предположения? (словарь,
учебник) стр. 40
–Прочитайте определение «поступка» в учебнике.
- Поступок – совершённое действие, не нарушающее правила
поведения.
- А если человек совершает действие, которое нарушает
правила поведения. Как оно называется? (проступок)
2) Капля воды. В.А.Сухомлинский
Был жаркий июльский день. К колодцу, что под высоким
дубом, подошла группа школьников. Они возвращались из
туристического похода. Детям очень хотелось пить. И чем
ближе был колодец, тем быстрее они шли.
А с другой стороны к нему приближалась бабушка. Она шла
издалека, очень устала. И бабушка, и школьники подошли к
колодцу одновременно.
На срубе стояло ведро с холодной водой. Дети окружили его
и по очереди пили воду. А бабушку оттеснили. Она отошла к
дубу и стояла, печально прислонившись к дереву.
Когда школьники напились и пошли дальше, бабушка
посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой.
-Как вы считаете, почему бабушка посмотрела им вслед и
задумчиво покачала головой? (не предложили бабушке первой
напиться, проявили неуважение к старшим)
-Почему бабушка ничего им не сказала? (скромный человек,
добрый человек не будет конфликтовать, пожилой человек привык больше делать, чем говорит, бабушка не ожидала
такого поведения, опешила.)
-А как поступили школьники? (нехорошо, неуважительно к
пожилому человеку)
-Являются ли действия ребят поступком? (является)
- Как, по-вашему, должны были поступить ребята в данной
ситуации? (уступить место у колодца бабушке) т.е. проявить
по отношению к бабушке немножко теплоты.
- А какое явление в природе согревает нас своим теплом?
(солнце)
5. Физкультминутка
“Сотвори солнце в себе”.
Да, действительно, в природе есть солнце. Оно всем светит и
всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе.
Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую
звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет
любовь. Звездочка увеличилась. Направляем лучик, который
несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляю лучик с
добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке
лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет,
нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как
солнце.
Поднимите ручки вверх и покажите, какая у вас получилась
звёздочка. Вот какие звездочки радости, тепла, света у нас
получились. Откройте глаза.
6.Первичное закрепление с проговариванием.
- Мы с вами остановились на понятии «нравственный
поступок». А как вы понимаете значение этого слова?
- Учебник, стр. 40.
- Вернемся к нашему рассказу «Капля воды». Вы сказали, что
школьники совершили поступок, а можно ли его назвать
нравственным? А как его назвать? (безнравственный)
3) Работа по учебнику.
- Нравственный поступок отличается особыми признаками.
Какими, вы узнаете, прочитав статью из учебника. (стр. 40-41).
- Заполним схему на доске «Пять компонентов нравственного
поступка»: - Что обозначают эти понятия?
Мотив ( от лат. слова movere – приводить в движение) –
побуждение к деятельности. «Зачем?»
Цель поступка - намерения человека. Только действие, которое
в состоянии ответить на вопрос "Для чего?" является
поступком.
Средства достижения цели – то, что может сделать поступок
моральным или аморальным.
Действие – это сам процесс.
Результат - это то, ради чего человек думал, планировал,
старался.
- Я предлагаю Вам прочитать рассказ Л.Н.Толстого «Котенок».
Определить, нравственный ли поступок совершил мальчик, и
заполнить таблицу, в которой записаны 5 признаков
нравственного поступка.
«Котенок» Л.Н.Толстой
Мотив
(Зачем совершен?)
Цель
(для чего?)
Средства
(действие с точки
зрения морали)
Само действие
(добровольно или по
принуждению)
Результат
(положительный или
отрицательный)
Вывод:
нравственный ли
поступок совершил
мальчик?
Накрыл собой котенка, хотя сам
мог пострадать от собаки.
Котенка спасли – положительный.
Поступок нравственный.
Спасти жизнь котенку.
Чтобы котенок остался жив.
Сам принял решение.
Работа в группах
-Итак, ребята, сегодня мы говорим о нравственных
поступках. Выполняйте задания, данные на карточках. задачи
одно
—
1 группа:
Обсуждение ситуации. Поступок или проступок
Как-то раз я пришла в школу очень расстроенная. Дома я
долго сидела над задачей по математике, но так и не смогла с
ней справиться. Тогда я решила, что спишу задачу в школе.
Ваня Глушак, наш отличник, удивился, что я не решила такой
простой задачки: всего три действия. Он вообще считает, что
решать
удовольствие.
Я начала списывать. Переписала одно действие, другое, начала
третье — и тут увидела ошибку. Там, где надо было написать
число «23», Ваня ошибся и написал «32». В своей тетради я
написала правильно, а Ване ничего не сказала.
Вера Ивановна собрала наши тетради для проверки, а на
следующий день принесла их. Она сказала, что у меня самая
высокая оценка, похвалив перед всем классом. Ваней же она
была недовольна, потому что он оказался невнимательным и
допустил ошибку. Ваня побледнел. Он посмотрел в мою
сторону — я покраснела и опустила голову...
Ответить на вопросы:
-Ваше отношение к поступку девочки. Поступок или проступок?
-Как можно исправить ситуацию?
2 группа:
- О нравственных поступках люди знают давно. Некоторые
нравственные принципы формировались тысячелетиями.
Может кто-то из вас знает, какое название они сейчас имеют?
А вы слышали такое слово «заповеди»? Что оно обозначает?
Попробуйте закончить записанные истины, отталкиваясь от
принципов добра.
Помни такие заповеди:
Попробуй не захватить, а…………….(отдать).
Не кулак показать, а…… ……….(протянуть ладонь).
Не спрятать, а …………..(поделиться).
Не кричать, а …………(выслушать).
Не разорвать, а…………..(склеить).
-Нам всем приятнее находиться в обществе добрых поступков,
но для этого мы сами должны их совершать.
3 группа:
Закончи предложения:
1) В своих поступках человек должен ориентироваться на
….__________________
2) Человек совершает нравственный поступок, и когда…
_____________________________
3) Нравственным можно назвать человека, который …
________________________ 4 группа:
Соединить 1части пословиц со 2 частями по смыслу
Заварила кашу,// расхлебывай.
Торопись на доброе дело,// а худое само приспеет.
Назвался груздем, // полезай в кузов .
Чем дальше в лес,// тем больше дров.
В ком добра нет, // в том и правды мало.
На добрый привет, //добрый ответ.
5 группа:
Отношение к одноклассникам. Коля любит шутки и считает
себя остряком. Например, вчера он удачно, как ему кажется,
пошутил с одноклассником Мишей. Во время перерыва тот
поскользнулся и упал, видно, очень больно ударился. Коля,
конечно, засмеялся и спросил его. «Ну, как прошла посадка?».
Но Миша почему-то обиделся.
Помощь старшим, пожилым людям. Петя и Ваня зашли в
подъезд. Вместе с ними зашел дедушка, держа в руках сумки с
продуктами. На двери лифта висела табличка «Не работает».
Ваня предложил: «Давай, поможем». На что Петя махнул
рукой, и они убежали вверх по лестнице.
Анализируя, ситуации отвечаем на вопросы:
1. Можно ли поступок назвать нравственным? Почему?
2. Как бы поступили вы?
6 группа:
Работа с иллюстрациями
- в какие группы вы могли бы их объединить;
- кто из героев совершает нравственный поступок, а кто нет.
Выступление групп о выполненных заданиях.
- А теперь подведем итоги по проделанной вами работе. Дети
по группам рассказывают о выполненных заданиях.
Вывод: только сам человек определяет для себя важность
нравственного поступка и его необходимость.
7. Рефлексия
- Представьте, что человеческая жизнь – это судно (лодка).
Чтобы судно шло вперед, надо наполнить его паруса
нравственными поступками. Выберите глаголы, которые
отражают ваши возможные хорошие, добрые поступки и
запишите их на своём парусе (на слайде глаголы: помогаю,
люблю, защищаю, ругаю, берегу, прощаю, обманываю, спасаю,
делюсь, забочусь, обижаю). - Как вы объясните, что такое «нравственный поступок»?
- Какие действия вы выбрали, чтобы ваш парус двигался
вперед?
ВЫВОД: Каждый день мы совершаем те или иные поступки,
принимаем те или иные решения. Всё это влияет на наш
характер и нашу жизнь… Чем больше добрых дел мы
совершаем, тем счастливее будет наша жизнь.
- Высказывания о сегодняшнем уроке, которые надо закончить:
Сегодня я узнал…
Было трудно…
Я понял, что…
Я приобрел…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
8. Самоценка
- Наш урок мне хотелось бы закончить следующими словами.
Помни истину простую
Что от зла добра не ждут.
Только добрые поступки
И к тебе добром придут.
Урок по ОРКСЭ на тему "Нравтсвенный поступок" 4 класс
Урок по ОРКСЭ на тему "Нравтсвенный поступок" 4 класс
Урок по ОРКСЭ на тему "Нравтсвенный поступок" 4 класс
Урок по ОРКСЭ на тему "Нравтсвенный поступок" 4 класс
Урок по ОРКСЭ на тему "Нравтсвенный поступок" 4 класс
Урок по ОРКСЭ на тему "Нравтсвенный поступок" 4 класс
Урок по ОРКСЭ на тему "Нравтсвенный поступок" 4 класс
Урок по ОРКСЭ на тему "Нравтсвенный поступок" 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.