Урок по ОРКСЭ на тему "Нравтсвенный поступок" 4 класс
Оценка 4.9

Урок по ОРКСЭ на тему "Нравтсвенный поступок" 4 класс

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
религиоведение
4 кл
03.03.2019
Урок по ОРКСЭ на тему "Нравтсвенный поступок" 4 класс
Открытый урок по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" на тему "Нравственный поступок" в 4 класс. Соответствует требованиям Федерального Государственного стандарта. В нем используются различные формы, технологии и методы работы. Также присутствуют межпредметные связи с предметами: математика, литературное чтение и русский язык.
открытый урок ОРКСЭ.docx
 Познакомить обучающихся с 5 компонентами нравственного  Развивать умение аргументировать, отстаивать свою точку поступка. зрения. РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Светская этика») Проект урока Модуль: «Светская этика» Класс: 4Б № урока: 19 Тема: Нравственный поступок Цель: сформировать у обучающихся представление о нравственном поступке. Задачи:  Воспитывать личность с активной жизненной позицией, : интеллектуальной, осознанными мотивами к нравственному поведению. Результаты личностные: данный урок позволит учащимся задуматься об отношении к окружающим людям, а в первую очередь, об отношении к своим близким; оценить и проанализировать свои поступки по отношению к другим людям, учащиеся получат опыт творческой, аналитической деятельности. При работе с ситуациями учащиеся, образно занимая места героев, смогут оценить поступки с учетом усвоенных понятий, проанализировать свое поведение. метапредметные: в ходе уроке будут формироваться умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, вести диалог, слушать собеседника, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; развивать навыки сотрудничества при работе в группе предметные: в процессе групповой и индивидуальной работы учащимися будут усвоены новые нравственные понятия « поступок», «нравственный поступок», «мотив». Тип урока: Открытие новых знаний Оборудование: раздаточный материал, словарь, мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, плакат «Жизнь», схема. Ход урока 1. Организация деятельности учащихся. Мотивация - Прозвенел звонок веселый, Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать. - Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их. Садитесь на свои места. 2. Актуализация знаний обучающихся. - Урок светской этики я хочу начать с пословицы. Попробуем вместе понять ее мудрость и значимость. Посей поступок – пожнёшь привычку; Посей привычку – пожнёшь характер; Посей характер – пожнёшь судьбу. - Какое значение несет в себе данная пословица? ( От поступков, которые совершает человек в своей жизни, зависит его судьба) - Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (о поступках) 3. Сообщение темы урока. Целеполагание. - Сегодня мы будем говорить о поступках людей, добрых и злых, плохих и хороших, ведь поступки мы совершаем каждый день. - Посмотрите на доску, я зашифровала тему сегодняшнего урока. Сейчас от каждого из вас будет зависеть успех. Вы получаете по примеру, решив который сможете отгадать букву, а сложив все ответы вместе - отгадать тему. 1 - А 3 - В 6 - Е 11 - Й 12 - К 15 - Н 16 - О 17 - П 18 - Р 19 - С 20 - Т 21 - У 29 - 70-55 3+15 78:78 27:9 34-15 200:10 17-14 25-19 30:2 45:3 13+16 22:2 9+8 4*4 8+11 400:20 50-29 34:2 32:2 80-68 Ы - Тема нашего урока «Нравственный поступок». Какова цель нашего урока? (узнать, что такое нравственный поступок) - На какие вопросы нам предстоит ответить?  Что такое поступок?  Что такое нравственный поступок?  Какие признаки имеет нравственный поступок? 4. Изучение нового материала. 1) Игровой момент «Черно-белый мир» Работа в парах. Каждая пара получает листок с названием поступка – плохим или хорошим. На доске прикреплен ватман, разделенный на 2 части – черную и белую. К «чёрной» части после обсуждения дети прикрепляют плохие поступки, отражающие тёмную сторону жизни, а на другой – светлую сторону жизни. Результаты работы пар представляются в единое полотно, которое можно назвать «Жизнь» - По поступкам люди судят о нас как о личности. А как вы понимаете, что такое «поступок»? - Где мы можем проверить наши предположения? (словарь, учебник) стр. 40 –Прочитайте определение «поступка» в учебнике. - Поступок – совершённое действие, не нарушающее правила поведения. - А если человек совершает действие, которое нарушает правила поведения. Как оно называется? (проступок) 2) Капля воды. В.А.Сухомлинский Был жаркий июльский день. К колодцу, что под высоким дубом, подошла группа школьников. Они возвращались из туристического похода. Детям очень хотелось пить. И чем ближе был колодец, тем быстрее они шли. А с другой стороны к нему приближалась бабушка. Она шла издалека, очень устала. И бабушка, и школьники подошли к колодцу одновременно. На срубе стояло ведро с холодной водой. Дети окружили его и по очереди пили воду. А бабушку оттеснили. Она отошла к дубу и стояла, печально прислонившись к дереву. Когда школьники напились и пошли дальше, бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой. -Как вы считаете, почему бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой? (не предложили бабушке первой напиться, проявили неуважение к старшим) -Почему бабушка ничего им не сказала? (скромный человек, добрый человек не будет конфликтовать, пожилой человек привык больше делать, чем говорит, бабушка не ожидала такого поведения, опешила.) -А как поступили школьники? (нехорошо, неуважительно к пожилому человеку) -Являются ли действия ребят поступком? (является) - Как, по-вашему, должны были поступить ребята в данной ситуации? (уступить место у колодца бабушке) т.е. проявить по отношению к бабушке немножко теплоты. - А какое явление в природе согревает нас своим теплом? (солнце) 5. Физкультминутка “Сотвори солнце в себе”. Да, действительно, в природе есть солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляю лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Поднимите ручки вверх и покажите, какая у вас получилась звёздочка. Вот какие звездочки радости, тепла, света у нас получились. Откройте глаза. 6.Первичное закрепление с проговариванием. - Мы с вами остановились на понятии «нравственный поступок». А как вы понимаете значение этого слова? - Учебник, стр. 40. - Вернемся к нашему рассказу «Капля воды». Вы сказали, что школьники совершили поступок, а можно ли его назвать нравственным? А как его назвать? (безнравственный) 3) Работа по учебнику. - Нравственный поступок отличается особыми признаками. Какими, вы узнаете, прочитав статью из учебника. (стр. 40-41). - Заполним схему на доске «Пять компонентов нравственного поступка»: - Что обозначают эти понятия? Мотив ( от лат. слова movere – приводить в движение) – побуждение к деятельности. «Зачем?» Цель поступка - намерения человека. Только действие, которое в состоянии ответить на вопрос "Для чего?" является поступком. Средства достижения цели – то, что может сделать поступок моральным или аморальным. Действие – это сам процесс. Результат - это то, ради чего человек думал, планировал, старался. - Я предлагаю Вам прочитать рассказ Л.Н.Толстого «Котенок». Определить, нравственный ли поступок совершил мальчик, и заполнить таблицу, в которой записаны 5 признаков нравственного поступка. «Котенок» Л.Н.Толстой Мотив (Зачем совершен?) Цель (для чего?) Средства (действие с точки зрения морали) Само действие (добровольно или по принуждению) Результат (положительный или отрицательный) Вывод: нравственный ли поступок совершил мальчик? Накрыл собой котенка, хотя сам мог пострадать от собаки. Котенка спасли – положительный. Поступок нравственный. Спасти жизнь котенку. Чтобы котенок остался жив. Сам принял решение. Работа в группах -Итак, ребята, сегодня мы говорим о нравственных поступках. Выполняйте задания, данные на карточках. задачи одно — 1 группа: Обсуждение ситуации. Поступок или проступок Как-то раз я пришла в школу очень расстроенная. Дома я долго сидела над задачей по математике, но так и не смогла с ней справиться. Тогда я решила, что спишу задачу в школе. Ваня Глушак, наш отличник, удивился, что я не решила такой простой задачки: всего три действия. Он вообще считает, что решать удовольствие. Я начала списывать. Переписала одно действие, другое, начала третье — и тут увидела ошибку. Там, где надо было написать число «23», Ваня ошибся и написал «32». В своей тетради я написала правильно, а Ване ничего не сказала. Вера Ивановна собрала наши тетради для проверки, а на следующий день принесла их. Она сказала, что у меня самая высокая оценка, похвалив перед всем классом. Ваней же она была недовольна, потому что он оказался невнимательным и допустил ошибку. Ваня побледнел. Он посмотрел в мою сторону — я покраснела и опустила голову... Ответить на вопросы: -Ваше отношение к поступку девочки. Поступок или проступок? -Как можно исправить ситуацию? 2 группа: - О нравственных поступках люди знают давно. Некоторые нравственные принципы формировались тысячелетиями. Может кто-то из вас знает, какое название они сейчас имеют? А вы слышали такое слово «заповеди»? Что оно обозначает? Попробуйте закончить записанные истины, отталкиваясь от принципов добра. Помни такие заповеди: Попробуй не захватить, а…………….(отдать). Не кулак показать, а…… ……….(протянуть ладонь). Не спрятать, а …………..(поделиться). Не кричать, а …………(выслушать). Не разорвать, а…………..(склеить). -Нам всем приятнее находиться в обществе добрых поступков, но для этого мы сами должны их совершать. 3 группа: Закончи предложения: 1) В своих поступках человек должен ориентироваться на ….__________________ 2) Человек совершает нравственный поступок, и когда… _____________________________ 3) Нравственным можно назвать человека, который … ________________________ 4 группа: Соединить 1части пословиц со 2 частями по смыслу Заварила кашу,// расхлебывай. Торопись на доброе дело,// а худое само приспеет. Назвался груздем, // полезай в кузов . Чем дальше в лес,// тем больше дров. В ком добра нет, // в том и правды мало. На добрый привет, //добрый ответ. 5 группа: Отношение к одноклассникам. Коля любит шутки и считает себя остряком. Например, вчера он удачно, как ему кажется, пошутил с одноклассником Мишей. Во время перерыва тот поскользнулся и упал, видно, очень больно ударился. Коля, конечно, засмеялся и спросил его. «Ну, как прошла посадка?». Но Миша почему-то обиделся. Помощь старшим, пожилым людям. Петя и Ваня зашли в подъезд. Вместе с ними зашел дедушка, держа в руках сумки с продуктами. На двери лифта висела табличка «Не работает». Ваня предложил: «Давай, поможем». На что Петя махнул рукой, и они убежали вверх по лестнице. Анализируя, ситуации отвечаем на вопросы: 1. Можно ли поступок назвать нравственным? Почему? 2. Как бы поступили вы? 6 группа: Работа с иллюстрациями - в какие группы вы могли бы их объединить; - кто из героев совершает нравственный поступок, а кто нет. Выступление групп о выполненных заданиях. - А теперь подведем итоги по проделанной вами работе. Дети по группам рассказывают о выполненных заданиях. Вывод: только сам человек определяет для себя важность нравственного поступка и его необходимость. 7. Рефлексия - Представьте, что человеческая жизнь – это судно (лодка). Чтобы судно шло вперед, надо наполнить его паруса нравственными поступками. Выберите глаголы, которые отражают ваши возможные хорошие, добрые поступки и запишите их на своём парусе (на слайде глаголы: помогаю, люблю, защищаю, ругаю, берегу, прощаю, обманываю, спасаю, делюсь, забочусь, обижаю). - Как вы объясните, что такое «нравственный поступок»? - Какие действия вы выбрали, чтобы ваш парус двигался вперед? ВЫВОД: Каждый день мы совершаем те или иные поступки, принимаем те или иные решения. Всё это влияет на наш характер и нашу жизнь… Чем больше добрых дел мы совершаем, тем счастливее будет наша жизнь. - Высказывания о сегодняшнем уроке, которые надо закончить: Сегодня я узнал… Было трудно… Я понял, что… Я приобрел… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось… 8. Самоценка - Наш урок мне хотелось бы закончить следующими словами. Помни истину простую Что от зла добра не ждут. Только добрые поступки И к тебе добром придут.

Урок по ОРКСЭ на тему "Нравтсвенный поступок" 4 класс

Урок по ОРКСЭ на тему "Нравтсвенный поступок" 4 класс

Урок по ОРКСЭ на тему "Нравтсвенный поступок" 4 класс

Урок по ОРКСЭ на тему "Нравтсвенный поступок" 4 класс

Урок по ОРКСЭ на тему "Нравтсвенный поступок" 4 класс

Урок по ОРКСЭ на тему "Нравтсвенный поступок" 4 класс

Урок по ОРКСЭ на тему "Нравтсвенный поступок" 4 класс

Урок по ОРКСЭ на тему "Нравтсвенный поступок" 4 класс

Урок по ОРКСЭ на тему "Нравтсвенный поступок" 4 класс

Урок по ОРКСЭ на тему "Нравтсвенный поступок" 4 класс

Урок по ОРКСЭ на тему "Нравтсвенный поступок" 4 класс

Урок по ОРКСЭ на тему "Нравтсвенный поступок" 4 класс

Урок по ОРКСЭ на тему "Нравтсвенный поступок" 4 класс

Урок по ОРКСЭ на тему "Нравтсвенный поступок" 4 класс

Урок по ОРКСЭ на тему "Нравтсвенный поступок" 4 класс

Урок по ОРКСЭ на тему "Нравтсвенный поступок" 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2019