Учебный модуль ОРКСЭ – “Основы православной культуры»
МОУ "Визимьярская СОШ" п. Визимьяры
Класс – 4 Калашникова Н.А
Тема занятия
Тип занятия
Вид занятия
Организационная форма
Используемые технологии
Базовые способности школьников,
на которые ориентировано занятие
«Милосердие и сострадание»
Изучение нового материала
Игра-путешествие
Общеклассные, групповые
Презентация к уроку, мультимедийный проектор, учебник, карточки на партах, на
которых написаны словарные слова, лучики солнца у каждого ученика сердечки на
груди детей, смайлики.
Знакомство с новыми понятиями. Содействие развитию речевой
деятельности.
Развитие совершать добрые поступки.
Группы формируемых компетенций -информационная;
-коммуникативная;
-кооперативная;
-проблемная.Формы работы, приемы, методы
Цель занятия
Задачи занятия
Беседа ,комментированное чтение, работа с иллюстрированным материалом,
самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой
беседы с
родителями, участие в учебном диалоге. Методы: проблемно-поисковый,
словесный,
наглядный, практический и метод самоконтроля.
Познакомить учащихся с понятиями «милосердие», «сострадание», умения
прийти на помощь.
1. Обучающая: познакомить с этимологией и смыслом слова «милосердие»,
«сострадание»;
2. Развивающая: развивать желание делать добрые поступки.
3. Воспитывающая: способствовать формированию у учащихся стремления
к заботливому, сострадательному, милосердному отношению к людям
Ход занятия
Этап занятия
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые
метапредметные
компетенции
Технологии,
методы, приемы
формирования
компетенций1.Организационный
момент
Вот и начался урок.
Он пойдет сегодня впрок
Нам надо многое узнать
И ничего не упускать.
Проверяют готовность к
уроку.
-Прочтите эпиграф к
нашему уроку:
«Милосердие и
сострадание-это те
главные ориентиры,
соотнося с которыми свою
жизнь, человек сможет
сохранить не только себя
как личность, но
воссоздать на земле
Царствие Божие, мир
добра, красоты и
справедливости.
Св.Иоанн
Кронштадский.
2. Вступительная
беседа:
3. Актуализация
знаний.
Как вы ребята поняли эти
слова? Были ли непонятные
для вас слова?
Сформулируйте тему урока. А
зачем нам это знать?
Сегодня мы с вами совершим
путешествие в страну
Милосердия и сострадания. А
Ответы детей.
«Милосердие и
сострадание.»
Показ 1 слайда.
Использовала
проблемно-
поисковый,
словесный метод.вот план нашего маршрута.
(На доске). Сегодня мы
познакомимся с новыми
понятиями: сострадание,
милосердие и узнаем, как
христьяне должны
относиться к людям. У вас на
груди есть маленькое
сердечко, которое поможет
вам ответить на сложные
вопросы, которые у вас
возникнут.
Добро пожаловать в страну.
Откроем тетради, запишем
число и тему урока.
Итак, первая станция -
Словарная.
Ребята, как вы понимаете
значение слов Милосердие и
сострадание.
Милосердие — способность
миловать, любить, жалеть
всем сердцем. Сострадание -
способность переживать боль
другого человека.
Работа в тетрадях.
Ответы детей.
Милосердие — милое
сердце.
Сострадание - переживать
за другого.
4.Изучение нового
материала.
Продолжение
-Ребята, а кто это там, на
скамеечке сидят?
Сценка по сказке
В.Катаева "Цветик-
семицветик"
Использовала
словесный метод.
Показ 2слайда.
(Значение слов из
толкового словаря
Даля)
Использовался
наглядный метод и
этимологическое
стимулирование.обсуждения темы.
5.
Беседа по сценке.
-Хорошо ли поступила Женя?
(да)
-Что можно сказать о
девочке?(добрая, щедрая)
Почему вы решили, что
девочка добрая? (она не
пожалела последний
лепесток ради здоровья
Вити)
-Подберите вместо слова
добрая другое слово
(милосердная)
Следующая станция-
Вспоминайка.
Вспомните сказку «Царевна
лягушка», Когда Иван
царевич в поисках стрелы
оказывается на болоте перед
своей невестой-лягушкой.
Как вы думаете, стал ли он
подлинным героем сказки и
счастливым человеком, если
Ответы детей.
Комментированное чтение
статьи из пособия для
учащихся.
Вслушайтесь в эти слова,
раскрывающие
внутренний мир человека.
Что их объединяет?
(Приставка СО означает
своего рода причастность
к чему-либо,
присоединение, общее
участие)
Слово «сострадание»
близко по значению слову
милосердие, как и другие
слова.
Демонстрация
3слайда, на котором
написаны слова:
СО-ЧУВСТВИЕ
СО-СТРАДАНИЕ
СО-ПЕРЕЖИВАНИЕИсследователь
ская работа с
текстом.
бы в этот момент не пожалел,
не проявил милостивые
чувства?
Третья станция-
Исследовательская.
Ребята, сейчас мы встретимся
с добрым самарянином.
Прочитаем Притчу добром
самарянине с.42-43.
В тексте встретились
незнакомые слова и
выражения. Прочтите их на
листочках, которые лежат у
вас на столе.
Работа со словами. Работа в
группах.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
Притча-рассказ с
нравоучением.
Самаряне-жители одной
местности в Палестине.
Живут в Наблусе и Холбоне.
Заповедь-правило жизни.
Жить достойно-жить по
заповедям Христа.
Возмездие-оплата за
преступление, зло.
Ближний-всякий человек,
который нуждается в
помощи.
Покаялся-признал свою
вину.
Падший-нравственно
разложившийся.
Душа-внутренний мир
Использован
словесный и
практический
метод.
Показ 4 слайда.
«Притча о добром
самарянине.Использовались
здоровьесберегающ
ие технологии.
Показ 5слайда.
Люби ближнего ,
как самого себя.
человека, его сознание.
Прощение-простить кого-
либо.
Следующая станция-
Отдыхайка.
Пятая станция-Прочитайка.
Понравился вам самарянин?
Чем он вам понравился? Что
означает притча? Назовите
главную заповедь Христа.
Найдите в тексте и ответьте
на вопросы. Кто такой
ближний?
А если человек виноват
перед тобой, нужно ли ему
помогать в трудную минуту?
Найдите и прочитайте
принцип, по которому
нельзя поступать.
А если люди не будут
придерживаться этого
Ответы детей.
Люби ближнего, как самого
себя.
Ближний-всякий человек,
который нуждается в
помощи.
Надо забыть свои обиды и
протянуть ему руку помощи.
Как ты ко мне, так и я к
тебе.
Начнутся ссоры, война.
6.Динамическая
пауза.
7.Беседа по
прочитанному.
Выборочное чтение.
.Чтение рассказа
учителем.
принципа, что же может
произойти?
Ребята ,как вы думаете а
милосердие надо проявлять
только по отношению к
хорошим людям или к не
очень хорошим тоже?
Послушайте рассказ.
1945 год. Под окнами
шестиэтажного дома
огромная куча угля, бледные
лица пленных немцев
,сбрасывавших его в подвал.
Вошла в кухню и
остолбенела: за столом, c
ломтями хлеба перед миской
с борщом сидят немцы. Они
ели, потом низко кланялись,
благодарили тетю русским
словом «спасибо». Мне было
тогда 8 лет: «Как ты все
забыла? Ты кормишь их?
Забыла как нас
расстреливали из пулемета,
как бомбили, как умерли
наши малыши?» А тетя
просто и спокойно сказала:
«Ведь они же голодные». Это
был первый в моей жизни
урок милосердия.
Ответы детей.
Любите ваших врагов.
Использован
словесный метод.
Показ 6 слайда.
Любите ваших
врагов. Использован
метод самоконтроляУхаживать за больными,
младшими, подавать
милостыню.
Деньги, одежду, милостыню.
Помощь другому человеку.
А вы в этом случае, на чьей
стороне? Тети или девочки?
Найдите в тексте главный
призыв Иисуса Христа.
Запишите его в тетрадь.
Ребята, а какие примеры
милосердия вы можете
назвать?
Иисус Христос говорил:
«Всякому просящему у тебя-
дай»
Что можно давать?
СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
Что же такое милостыня?
8. Творческое
задание. «Солнце
человечности»
.
Работа детей
9. Рефлексия.
Станция « Твори добро».
Показ7 слайда.
Милостыня -
встреча двух рук.
Одна рука
выражает просьбу
«Христа ради»
Другая рука подает
«во имя Христово»
Историк В.О.
Ключевский.
Использован
практический
метод.Самоконтроль.
Сейчас каждый из вас на
доске рисует свой лучик и
подписывает имя человека,
который в трудную минуту
жизни отнесся к нему по-
человечески.
Вот и подходит к концу наше
путешествие и последняя
станция «Оцени себя»
Слова умеют плакать и
смеяться,
Приказывать, молить и
заклинать.
И слово сердце, кровью
обливаться
И равнодушно холодом
дышать
Поднимите руку те учащимся,
которым:
-Урок понравился, мне было
интересно;
-Мало узнал, только время
потерял.
-Много узнал, хочу найти
Итог урока.
10. Задание на дом.
Самооценка учащихся.
Оценить себя по плану:
-Меня удивило...
-Произвело впечатление..
-Мне понравилось..
-Меня восхищает...
-Мне запомнилось …
-Я считаю, что...дополнительный материал.
Ребята прислушайтесь к
взрослым уважайте старших.
Растите добрыми, чуткими,
отзывчивыми, умеющими
разделить и горе и радость
ближних и близких людей.
Ведь ближний-это тот, кто
нуждается в твоей помощи.
1.Спросить у родителей, какие
книги о милосердии, они
порекомендуют вам прочитать.
2. Подготовить рассказ о
проявлении милосердия и
сострадания.Используемый учебный материал к уроку:
«Основы православной культуры» А.В.Кураев
– Список учебной литературы для учителя
Сказка В.Катаева «Цветиксемицветик»
Толковый словарь И.Ожегова.
Художественные книги для выставки .
Диски к различным модулям при подготовке учителем презентации
Диск «Основы мировых религиозных культур» при подготовке домашнего задания, подготовке тестов для учащихся
– Учебные пособия для учеников:
«Основы мировых религиозных культур» под ред. Е.С.Токаревой
– Видео и аудиоматериалы:
Аудиозапись притчи Светланы Копыловой «Окно»