Учебный модуль ОРКСЭ – “Основы православной культуры»
МОУ "Визимьярская СОШ" п. Визимьяры
Класс – 4 Калашникова Н.А
Тема занятия
Тип занятия
Вид занятия
Организационная форма
Используемые технологии
Базовые способности школьников,
на которые ориентировано занятие
«Милосердие и сострадание»
Изучение нового материала
Игра-путешествие
Общеклассные, групповые
Презентация к уроку, мультимедийный проектор, учебник, карточки на партах, на
которых написаны словарные слова, лучики солнца у каждого ученика сердечки на
груди детей, смайлики.
Знакомство с новыми понятиями. Содействие развитию речевой
деятельности.
Развитие совершать добрые поступки.
Группы формируемых компетенций -информационная;
-коммуникативная;
-кооперативная;
-проблемная. Формы работы, приемы, методы
Цель занятия
Задачи занятия
Беседа ,комментированное чтение, работа с иллюстрированным материалом,
самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой
беседы с
родителями, участие в учебном диалоге. Методы: проблемно-поисковый,
словесный,
наглядный, практический и метод самоконтроля.
Познакомить учащихся с понятиями «милосердие», «сострадание», умения
прийти на помощь.
1. Обучающая: познакомить с этимологией и смыслом слова «милосердие»,
«сострадание»;
2. Развивающая: развивать желание делать добрые поступки.
3. Воспитывающая: способствовать формированию у учащихся стремления
к заботливому, сострадательному, милосердному отношению к людям
Ход занятия
Этап занятия
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые
метапредметные
компетенции
Технологии,
методы, приемы
формирования
компетенций 1.Организационный
момент
Вот и начался урок.
Он пойдет сегодня впрок
Нам надо многое узнать
И ничего не упускать.
Проверяют готовность к
уроку.
-Прочтите эпиграф к
нашему уроку:
«Милосердие и
сострадание-это те
главные ориентиры,
соотнося с которыми свою
жизнь, человек сможет
сохранить не только себя
как личность, но
воссоздать на земле
Царствие Божие, мир
добра, красоты и
справедливости.
Св.Иоанн
Кронштадский.
2. Вступительная
беседа:
3. Актуализация
знаний.
Как вы ребята поняли эти
слова? Были ли непонятные
для вас слова?
Сформулируйте тему урока. А
зачем нам это знать?
Сегодня мы с вами совершим
путешествие в страну
Милосердия и сострадания. А
Ответы детей.
«Милосердие и
сострадание.»
Показ 1 слайда.
Использовала
проблемно-
поисковый,
словесный метод. вот план нашего маршрута.
(На доске). Сегодня мы
познакомимся с новыми
понятиями: сострадание,
милосердие и узнаем, как
христьяне должны
относиться к людям. У вас на
груди есть маленькое
сердечко, которое поможет
вам ответить на сложные
вопросы, которые у вас
возникнут.
Добро пожаловать в страну.
Откроем тетради, запишем
число и тему урока.
Итак, первая станция -
Словарная.
Ребята, как вы понимаете
значение слов Милосердие и
сострадание.
Милосердие — способность
миловать, любить, жалеть
всем сердцем. Сострадание -
способность переживать боль
другого человека.
Работа в тетрадях.
Ответы детей.
Милосердие — милое
сердце.
Сострадание - переживать
за другого.
4.Изучение нового
материала.
Продолжение
-Ребята, а кто это там, на
скамеечке сидят?
Сценка по сказке
В.Катаева "Цветик-
семицветик"
Использовала
словесный метод.
Показ 2слайда.
(Значение слов из
толкового словаря
Даля)
Использовался
наглядный метод и
этимологическое
стимулирование. обсуждения темы.
5.
Беседа по сценке.
-Хорошо ли поступила Женя?
(да)
-Что можно сказать о
девочке?(добрая, щедрая)
Почему вы решили, что
девочка добрая? (она не
пожалела последний
лепесток ради здоровья
Вити)
-Подберите вместо слова
добрая другое слово
(милосердная)
Следующая станция-
Вспоминайка.
Вспомните сказку «Царевна
лягушка», Когда Иван
царевич в поисках стрелы
оказывается на болоте перед
своей невестой-лягушкой.
Как вы думаете, стал ли он
подлинным героем сказки и
счастливым человеком, если
Ответы детей.
Комментированное чтение
статьи из пособия для
учащихся.
Вслушайтесь в эти слова,
раскрывающие
внутренний мир человека.
Что их объединяет?
(Приставка СО означает
своего рода причастность
к чему-либо,
присоединение, общее
участие)
Слово «сострадание»
близко по значению слову
милосердие, как и другие
слова.
Демонстрация
3слайда, на котором
написаны слова:
СО-ЧУВСТВИЕ
СО-СТРАДАНИЕ
СО-ПЕРЕЖИВАНИЕ Исследователь
ская работа с
текстом.
бы в этот момент не пожалел,
не проявил милостивые
чувства?
Третья станция-
Исследовательская.
Ребята, сейчас мы встретимся
с добрым самарянином.
Прочитаем Притчу добром
самарянине с.42-43.
В тексте встретились
незнакомые слова и
выражения. Прочтите их на
листочках, которые лежат у
вас на столе.
Работа со словами. Работа в
группах.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
Притча-рассказ с
нравоучением.
Самаряне-жители одной
местности в Палестине.
Живут в Наблусе и Холбоне.
Заповедь-правило жизни.
Жить достойно-жить по
заповедям Христа.
Возмездие-оплата за
преступление, зло.
Ближний-всякий человек,
который нуждается в
помощи.
Покаялся-признал свою
вину.
Падший-нравственно
разложившийся.
Душа-внутренний мир
Использован
словесный и
практический
метод.
Показ 4 слайда.
«Притча о добром
самарянине. Использовались
здоровьесберегающ
ие технологии.
Показ 5слайда.
Люби ближнего ,
как самого себя.
человека, его сознание.
Прощение-простить кого-
либо.
Следующая станция-
Отдыхайка.
Пятая станция-Прочитайка.
Понравился вам самарянин?
Чем он вам понравился? Что
означает притча? Назовите
главную заповедь Христа.
Найдите в тексте и ответьте
на вопросы. Кто такой
ближний?
А если человек виноват
перед тобой, нужно ли ему
помогать в трудную минуту?
Найдите и прочитайте
принцип, по которому
нельзя поступать.
А если люди не будут
придерживаться этого
Ответы детей.
Люби ближнего, как самого
себя.
Ближний-всякий человек,
который нуждается в
помощи.
Надо забыть свои обиды и
протянуть ему руку помощи.
Как ты ко мне, так и я к
тебе.
Начнутся ссоры, война.
6.Динамическая
пауза.
7.Беседа по
прочитанному.
Выборочное чтение.
. Чтение рассказа
учителем.
принципа, что же может
произойти?
Ребята ,как вы думаете а
милосердие надо проявлять
только по отношению к
хорошим людям или к не
очень хорошим тоже?
Послушайте рассказ.
1945 год. Под окнами
шестиэтажного дома
огромная куча угля, бледные
лица пленных немцев
,сбрасывавших его в подвал.
Вошла в кухню и
остолбенела: за столом, c
ломтями хлеба перед миской
с борщом сидят немцы. Они
ели, потом низко кланялись,
благодарили тетю русским
словом «спасибо». Мне было
тогда 8 лет: «Как ты все
забыла? Ты кормишь их?
Забыла как нас
расстреливали из пулемета,
как бомбили, как умерли
наши малыши?» А тетя
просто и спокойно сказала:
«Ведь они же голодные». Это
был первый в моей жизни
урок милосердия.
Ответы детей.
Любите ваших врагов.
Использован
словесный метод.
Показ 6 слайда.
Любите ваших
врагов. Использован
метод самоконтроля Ухаживать за больными,
младшими, подавать
милостыню.
Деньги, одежду, милостыню.
Помощь другому человеку.
А вы в этом случае, на чьей
стороне? Тети или девочки?
Найдите в тексте главный
призыв Иисуса Христа.
Запишите его в тетрадь.
Ребята, а какие примеры
милосердия вы можете
назвать?
Иисус Христос говорил:
«Всякому просящему у тебя-
дай»
Что можно давать?
СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
Что же такое милостыня?
8. Творческое
задание. «Солнце
человечности»
.
Работа детей
9. Рефлексия.
Станция « Твори добро».
Показ7 слайда.
Милостыня -
встреча двух рук.
Одна рука
выражает просьбу
«Христа ради»
Другая рука подает
«во имя Христово»
Историк В.О.
Ключевский.
Использован
практический
метод. Самоконтроль.
Сейчас каждый из вас на
доске рисует свой лучик и
подписывает имя человека,
который в трудную минуту
жизни отнесся к нему по-
человечески.
Вот и подходит к концу наше
путешествие и последняя
станция «Оцени себя»
Слова умеют плакать и
смеяться,
Приказывать, молить и
заклинать.
И слово сердце, кровью
обливаться
И равнодушно холодом
дышать
Поднимите руку те учащимся,
которым:
-Урок понравился, мне было
интересно;
-Мало узнал, только время
потерял.
-Много узнал, хочу найти
Итог урока.
10. Задание на дом.
Самооценка учащихся.
Оценить себя по плану:
-Меня удивило...
-Произвело впечатление..
-Мне понравилось..
-Меня восхищает...
-Мне запомнилось …
-Я считаю, что... дополнительный материал.
Ребята прислушайтесь к
взрослым уважайте старших.
Растите добрыми, чуткими,
отзывчивыми, умеющими
разделить и горе и радость
ближних и близких людей.
Ведь ближний-это тот, кто
нуждается в твоей помощи.
1.Спросить у родителей, какие
книги о милосердии, они
порекомендуют вам прочитать.
2. Подготовить рассказ о
проявлении милосердия и
сострадания. Используемый учебный материал к уроку:
«Основы православной культуры» А.В.Кураев
– Список учебной литературы для учителя
Сказка В.Катаева «Цветиксемицветик»
Толковый словарь И.Ожегова.
Художественные книги для выставки .
Диски к различным модулям при подготовке учителем презентации
Диск «Основы мировых религиозных культур» при подготовке домашнего задания, подготовке тестов для учащихся
– Учебные пособия для учеников:
«Основы мировых религиозных культур» под ред. Е.С.Токаревой
– Видео и аудиоматериалы:
Аудиозапись притчи Светланы Копыловой «Окно»
Урок по ОРКСЭ в 4 классе " Милосердие и сострадание"
Урок по ОРКСЭ в 4 классе " Милосердие и сострадание"
Урок по ОРКСЭ в 4 классе " Милосердие и сострадание"
Урок по ОРКСЭ в 4 классе " Милосердие и сострадание"
Урок по ОРКСЭ в 4 классе " Милосердие и сострадание"
Урок по ОРКСЭ в 4 классе " Милосердие и сострадание"
Урок по ОРКСЭ в 4 классе " Милосердие и сострадание"
Урок по ОРКСЭ в 4 классе " Милосердие и сострадание"
Урок по ОРКСЭ в 4 классе " Милосердие и сострадание"
Урок по ОРКСЭ в 4 классе " Милосердие и сострадание"
Урок по ОРКСЭ в 4 классе " Милосердие и сострадание"
Урок по ОРКСЭ в 4 классе " Милосердие и сострадание"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.