Урок по православной культуре
Оценка 5

Урок по православной культуре

Оценка 5
Разработки уроков
docx
религиоведение
3 кл
19.06.2017
Урок по православной культуре
Тема: Православные воины - защитники Отечества Тип урока: урок-презентация. Цель: на основе христианской истории воспитывать любовь к Отечеству как главное нравственное убеждение, формирующее личность.Знакомство учащихся с христианским отношением к войне и воинскому долгу. Задачи урока: • познакомить учащихся с отношением православных людей к воинскому долгу, с жизнью русских воинов, ставших святыми; • способствовать формированию личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; • Развивать познавательную активность, пополнять словарный запас, развивать устную речь учащихся. • Повышать интерес к изучаемому предмету, создавать эмоциональный настрой, прививать интерес к истории родного государства.
Урок по православной культуре.docx
Тема: Православные воины ­ защитники Отечества Тип урока: урок­презентация. Цель:  на   основе   христианской   истории   воспитывать   любовь   к   Отечеству   как   главное нравственное   убеждение,   формирующее   личность.  Знакомство   учащихся   с   христианским отношением к войне и воинскому долгу.   Задачи урока:       познакомить учащихся с отношением православных людей к  воинскому долгу, с жизнью русских воинов, ставших святыми;  способствовать формированию личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;  Развивать   познавательную   активность,   пополнять   словарный   запас,   развивать устную речь учащихся.  Повышать   интерес   к   изучаемому   предмету,   создавать   эмоциональный   настрой, прививать интерес к истории родного государства. Оборудование:  компьютер, проекционная аппаратура;  презентация « Святые православные воины». Основные термины и понятия: Отечество, справедливая война, законы милосердия и справедливости на войне Виды   деятельности   :  беседа,   комментированное   чтение,   работа   с   иллюстративным материалом,   самостоятельная   работа   с   источниками   информации,   учебный   диалог, исследовательская работа. Ход урока I  .Организационный момент II   . Чтение учителем стихотворения «Письмо к Богу»  Учитель Сегодняшний урок я хотела бы начать с письма.  Слайд 1,2 Учитель Кто мог написать его? (Ответы детей).   Правильно, это письмо с фронта. Нашли его в простреленной шинели русского солдата   Александра   Зацепы,   погибшего   в   годы   Великой   Отечественной   войны.   Это прощальное письмо. Оно адресовано и обращено  не к родным и близким, а к Всемогущему Богу, в которого свято уверовал наш воин в свой предсмертный час:  Послушай, Бог.  Еще ни разу в жизни с тобой не говорил я,  Но сегодня мне хочется приветствовать тебя.  Ты знаешь, с детских лет мне говорили, что нет Тебя.  И я, дурак, поверил, Твоих я не созерцал творений.  И вот сегодня ночью я смотрел из кратера, что выбила граната,  На небо звездное, что было надо мной.  Я понял вдруг, любуясь мирозданием,  Каким жестоким может быть обман.  Не знаю, Боже, дашь ли Ты мне руку, но я Тебе скажу,  И Ты меня поймешь: не странно ли,  Что среди ужасающего ада мне вдруг открылся свет и я узнал Тебя?  А кроме этого мне нечего сказать, вот только, что я рад, Что я Тебя узнал.  На полночь мы назначены в атаку, но мне не страшно. Ты на нас глядишь…Сигнал. Ну что же?  Я должен отправляться. Мне было хорошо с Тобой.  Еще хочу сказать, что,  Как Ты знаешь, битва будет злая,  И, может, ночью же к Тебе я постучусь.  И вот до сих пор Тебе я не был другом, Позволишь ли Ты мне войти, когда приду?  Но, кажется, я плачу, мой Боже,  Ты видишь, со мною случилось то, что ныне я прозрел.  Прощай, мой Бог, иду.  И вряд ли уже вернусь.  Как странно, но теперь я смерти не боюсь. Учитель Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (Ответы детей)  Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке православной культуры?  Дети  Сегодня на уроке православной культуры  мы будем  говорить о воинах,  о защитниках нашей Родины.   Слайд 3   III. Изучение нового материала 1.Работа над значением слова «Отечество» Учитель Объясните, что такое Отечество?   В рабочих листах у вас есть несколько определений понятия Отечество. Какое вам ближе и понятнее.?  Отечество,   отчизна  —   родная   страна.   Понятие   отечество   обозначает   страну предков   (отцов)   человека,   а   также   часто   имеет   эмоциональный   подтекст, подразумевающий, что некоторые испытывают  к отечеству особое, сакральное чувство, которое сочетает любовь и чувство долга (патриотизм).  В   «Словаре   русского   языка»   С.И.   Ожегова   это   понятие   определяется   так: «Отечество,   родная  страна.   Место   рождения,   происхождения,   возникновения».   То   есть Родина – страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит. Близки по значению понятия «любовь к Родине», «защита Родины» и «защита Отечества».   Митрополит Санкт­Петербургский и Ладожский Иоанн так говорил об Отечестве: «Отечество – понятие священное, ибо его даровал всякому народу Сам Господь Бог, а дар Божий надо беречь».  Учитель Кто такие защитники Отечества?  От чего защищали Отечество воины?    IV  Чтение статьи учебника стр.89. Беседа по прочитанному.  . Построение проекта открытия нового знания.  Какая война считается справедливой? Справедливая война                                                           (оборонительная)   Цель: защитить свою семью,  Родину и её святыни                                    Несправедливая война  Цель: захватить чужие земли, навязать свою веру. Когда   православный   человек   вправе   взяться   за   оружие?  (Если   надо   защитить   свою Родину, семью и веру – православный человек берется за оружие.) ­ Каких первых воинов  вы знаете? Как называлась наша страна в эпоху славных богатырей? (Киевская Русь).   Слайд 4 Русь святая…Земной удел Богородицы… Много врагов было у нашей Родины. Как же любили и защищали Русь святую наши предки? Каждый народ знает своих героев по именам, хранит о них память веками. Каких христианских воинов знаете вы, что нового и интересного  узнали о них в ходе исследования.  1.Илья Муромец. Первая группа подготовила и расскажет сообщение об одном герое былины.  Слайд 5   Это   Илья   Муромец,   который   родился   5   сентября   1193   года   в   древнем   селе Карачарово, близ Мурома. Он воспитывался в благочестивой крестьянской семье. До 30 лет тяжело болел, не владел ни руками, ни ногами. С детства он привык молиться Богу. Молитва смягчала горе, учила мудрости, заботе сердечной, разгоняла скуку. Односельчане любили Илью за разумность, приветливость и особую тихость. Слайд 6 Неожиданно в окно постучали необыкновенные гости. Они были очень стары, седина серебрила им головы, но веселые, молодые глаза были полны радости. Старцы попросили открыть ворота, и Илья впервые в жизни пошел. Затем попросили воды. Первую чашу они предложили Илье. Выпив ее, он почувствовал себя здоровым, после второй чаши почувствовало силу безмерную. После третьей силы поубавились. Удивительные гости перекрестили Илью со словами: «Бог тебя благословляет, Илья Муромец. Стой за веру христианскую, за дом Пресвятой Богородицы. В бою тебе смерть не написана».Слайд 7­8  Чудодейственную духовную и физическую   силу   богатырь   использовал   только   для   борьбы   с   врагами   Отечества   и восстановления   справедливости.   Известно,   что   Илья   Муромец   не   имел   поражений,   но никогда не гордился своими подвигами и с миром отпускал поверженных врагов. Много добрых дел совершил Илья Муромец, но, будучи тяжело ранен, повинуясь зову сердца, ушел   в   монастырь.   Он   стал   монахом   Киево­Печерской   Лавры.   Богатырское   служение земному Отечеству завершилось, началось молитвенное служение Отечеству небесному. В 1643 году Илья Муромец был причислен к лику святых, а его тело положено в Антониевых пещерах   Киево­Печерской   Лавры   и   находится   там   до   сих   пор.   А   память   святого праведного   Ильи   Муромца   празднуется   Церковью   в   день,   который   легко   запомнить   – первый день Нового года. Слайд 9­16 Наша группа   считает, что жизнь Ильи Муромца – это пример бескорыстного и искреннего служения Родине, а так же является защитой  православной земли.  2.Александр Невский.   Слайд 17 Учитель:  На   наших   уроках   мы   много   раз   говорили   о   том,   как   любил     Родину Александр Невский.  Он был не только защитником нашего православного Отечества, но мудрым  и храбрым человеком. Слайд 18  Имя   Александра   Невского   тесно   связано   с   историей   Владимирского   края.   Здесь   он княжил 11 лет. Родился Александр Ярославович в 1220 году в городе Переяславле. Город расположен на берегу   большого   и   живописного   озера.   За   высокие   плещущие   волны   оно   когда   –   то получило название Плещеево. Детство и юность Александр провел в Новгороде. Здесь княжил вместе со своим братом Федором под руководством двух суздальских бояр. Достигнув 16 лет, Александр стал править самостоятельно. Молодого правителя отличала видная внешность: высок ростом, красив,   силен,   к   тому   же   обладал   сильным   голосом,   «гремевшим   перед   народом,   как труба».  В тяжелую пору заступил Александр на княжение в Великом Новгороде. Многие земли Руси были завоеваны Золотой Ордой, монголо – татарскими кочевниками. Татары разоряли русскую землю, грабили и сжигали города и села, убивали жителей, многих уводили в плен. Дружина   князя   была   невелика   и   он   поступал   мудро,   избегал   неравных   по   силе   битв. Смиряя свой гнев, старался не ссориться с татарским ханом, сберегая земли от нападения и   разорения.   Поддерживая   мир,   Александр   добился   доверия   хана   и   разрешения   на правление во Владимире. Сам исправно возил хану подарки (откуп).   Народ кипел от гнева, не желая жить под игом врага (в подчинении). Но непокорные города ждала расправа. Владимир был захвачен и сожжен. Князь Александр отправился в Золотую Орду, чтобы уговорить татарского правителя не посылать карательный отряд и сохранить жизнь оставшимся в живых людям. И добился согласия. Не смотря на власть татарского хана, Александр Невский под прикрытием лесов и болот создавал тайные дружины. По его замыслу эти дружины должны будут дать бой татарам и прогнать их с земли русской. А пока время для решительного сражения еще не пришло. Осуществить свои планы князь не успел. Возвращаясь с переговоров от хана, Александр занемог. По приказу врач хана подсыпал Александру в кубок медленнодействующий яд. До Владимира князь не добрался. Умер в пути, в городе Городце на Волге. Прах князя был перевезен во Владимир и с почестями захоронен в Рождественском соборе.  Слайд 19 Всю   свою   жизнь   Александр   Невский   посвятил   освобождению   России   от   иноземных захватчиков.   Он   выполнил   свою   задачу.   Сохранил   Русь   и   православную   веру.   Перед смертью он принял монашество. "Зашло солнце земли Русской" ­ говорили на Руси. После его смерти остались жена и дети. Младший сын ­ Даниил Московский сохранил веру и благочестие отца, и возвысил Москву до столицы. Русские люди любят и почитают святого благоверного князя Александра Невского. Слайд 20­21 3. О Дмитрии Донском. Слайд 22 ­  В 1380 году войско монгольского хана Мамая шло на Москву. До этого Мамай сверг законного правителя татарской державы, теперь он шел на Русь. Святой московский князь   Дмитрий   Донской   собрал   полки   русских   городов   для   отпора.   Пока   дружины собирались,   князь   поехал   в   подмосковный   Троицкий   монастырь,   основанный   святым Сергием Радонежским. Слайд 23 ­ И благословил Сергий Радонежский Пересвета и Ослябю ­ двух бывших воинов, ставших уже монахами в его монастыре ­ вернуться в боевые ряды. Пересвет и Ослябя в трудную для Родины минуту из монастыря снова вышли на поле боя – это было поле Куликово. Именно как монахи они хорошо знали слова Христа – «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за ближних своих» (здесь слово душа ­ в значении жизнь). Слайд 24 ­  Перед   началом   битвы   сошлись   в   поединке   Пересвет   и   Челубей.   Пронзив   друг   друга копьями, оба пали замертво. И сразу началась жестокая сеча. Слайд 25­ 26 В битве на Куликовом поле Дмитрий Донской показал себя выдающимся полководцем. Память о великом князе дорога именно тем, что он сумел объединить всех русских князей на   великое   дело   –   защиту     земли   Русской.   Впервые   русский   народ   выступил   против монголо­ татарской орды и нанес  ей  сокрушительное поражение. Слайд 27­29 4. О Фёдоре Ушакове.    Слайд 30 ­   Среди   святых   православной   церкви   –   адмирал   Федор   Ушаков.Он   сражался   с флотами Франции и Турции. Св. Феодор провел десятки морских сражений – и ни одного не проиграл. Более того: он не потерял ни одного судна и не отдал в плен ни одного матроса. Выйдя в отставку, он мог бы ездить по балам, показывая свои многочисленные заслуженные ордена. Но вместо этого он поселился рядом с Санаксарским монастырем в Мордовии и в монашеской молитве провел последние годы своей жизни.  Слайд 31  ­ А как вы думаете, есть ли святые воины  в современной России? 5. О Евгении Родионове Презентация и рассказ учителя. Слайд 32­42 V   . Закрепление. Подготовьте рабочие листы Когда война может быть оправдана?  Когда   целью   войны   становится   завоевание   новых территорий для государства. своих близких и свою родину.   Когда целью войны выступает желание защитить и спасти Когда целью войны служит обогащение воюющих. Должны ли действовать на войне законы милосердия и справедливости? В чем они заключаются?  Нельзя добивать раненых  Нельзя трогать безоружных  Нельзя грабить местных жителей.  Если враг сдается или если война закончена – надо к недавнему недругу отнестись уже просто как к человеку. Как вы понимаете слова великого русского полководца Александра Невского: «Кто на землю русскую с мечом к нам придет, от меча и погибнет!»  Воевать надо всегда, так как только мечом можно убедить другого в своей правоте.  Если кто­то с войной придет на русскую землю, русские сумеют за себя постоять.  Русским только дай повод, сразу начнут войну. Что никогда нельзя делать при помощи оружия?  Навязывать другим свою веру.   Защищать свою Родину. Защищать свою жизнь. VI   . Подведение итогов.  Слайд 43 ­ Как православная церковь относится к воинам? Почему? Закончить наш урок я хочу такими строками: Защитники Отечества – поэты,  Хранители сердечного тепла.  Архангелы кладут, как эполеты,  На плечи им небесные крыла.  И воинство небесное готово  Вести извечный бесконечный бой.  И веру, и Отечество, и слово Во мгле кромешной заслонить собой.  Всем воинам, в бою неравном павшим,  Стоять в небесном воинском строю.  А всем, стихов при жизни не читавшим,  Быть предстоит поэтами в раю.  Господь на золотые эполеты  Кладёт им негасимый горний свет…  Защитники Отечества – поэты!  Других у Бога не было и нет.  Евгений Семичев VII    . Домашнее задание. С. 39­45 учебник,  ответить на вопросы рабочего листа. Тема урока: День защитника Отечества  Задачи: познакомить с духовно­нравственными понятиями: герой, защитник, слава,  православие;  познакомить с понятием «русский богатырь», воспитывать в детях отвагу, мужество, желание служить Отечеству, защищать тех, кто  нуждается в защите, содействовать воспитанию любви к Родине­России, поддерживать в детях желание быть  похожими на русских богатырей. Оборудование:  презентация, наглядное пособие «Иллюстрации», учебник, тетради,  карандаши. Ход урока. 1.      Организация начала урока. 2.      Проверка домашнего задания. Выставка рисунков «День Ангела». Изготовление коллажа. 3.      Сообщение темы урока. 4.      Работа по теме. Праздник посвящен героям и святым людям. О святых людях мы говорили на прошлом  уроке. ­ А кто такие защитники Отечества, праздник которых мы будем отмечать? ­ Что они защищали? ­ Что такое Отечество? ­ Всегда ли оставались живыми защитники Отечества? (Ответы) ­ Что такое жертвенная любовь? Правильно, многие из святых людей жертвовали собой (отдавали свою жизнь) во имя любви к Богу, во имя защиты Родины. Кто научил людей быть такими смелыми, стойкими  защитниками? Рассказ учителем истории Авраама и Исаака.  ­ Я расскажу вам историю одного святого человека, который проявил такую любовь к  Богу. Его звали Авраам. Вы помните историю о том, как после Потопа остался жить один  человек с семейством. Как его звали? Правильно, Ной. Он почитал правила, данные Богом.  Но время шло. И опять люди стали забывать Бога, стали поклоняться солнцу, луне,  изображениям из камней и деревьев — идолам. И мало осталось верных Богу людей.  Одним из таких верных людей был Авраам. У него был маленький сын Исаак. Бог захотел  проверить, любит ли Авраам Его. И тогда Он приказал Аврааму принести в жертву своего  сына. Не ослушался Авраам. Он верил, что Бог не может причинить зла человеку. И если  Бог потребовал, надо слушаться. Бог увидел, что Авраам любит Его и готов пожертвовать  сыном. Он удержал руку Авраама и сказал: «Я вижу, как ты любишь Бога». И все люди  должны учиться любить Бога. Такой пример был дан людям в древности. И люди старались быть верными Богу. Мы с вами знаем, что Бог дал людям землю для возделывания. Ее надо беречь. Защищать. Русская земля всегда славилась такими защитниками.  Учитель показывает илл. № 64 (слайд 2)— В.М. Васнецов. «Три богатыря» на фоне  звучания музыки А.П. Бородина Вторая симфония «Богатырская» (фрагмент). 5.      Физминутка 6.      Работа по теме (продолжение) Расскажу вам о русском князе Александре. Вы знаете, что имя человека имеет значение.  Имя Александр — греческое и означает «защитник людей» (слайд 3) Александр Невский был мудрым русским князем, полководцем, который защищал нашу  Родину и православную веру от врагов. Родился Александр Невский 30 мая 1220 года в  Новгороде. Он рос добрым мальчиком, послушным. Но он был князем. Обязанностью русских князей была защита своего Отечества. Александр Невский принял от своего отца  эту обязанность — защищать и охранять русскую землю от врагов. Был он разумным,  справедливым князем. Время, в которое он жил, было немирным. Некоторые князья  ссорились между собой, воевали друг против друга. Нападали на Русь монголо­татарские  войска. Князья же вместо того чтобы дружно отбить врага, со злорадством наблюдали за  мучениями соседей. С западной стороны появились новые враги — немецкий Ливонский  орден. Они заставили Русь платить им деньги (дань). А с севера на Русь наступали  шведские завоеватели. Им нужны были не только богатства Руси. Они хотели заставить  наших предков забыть о том, что они верят в Бога и правильно славят Иисуса Христа. Мы уже знаем, что значит слово «славословить». Кто напомнит? (Ответы) Правильно, воздавать славу Богу, почитать Его — это обязанность человека. Для этого  есть специальные торжественные слова, которые называются молитвами. Это название мы  уже знаем. Слова сложены в специальные песнопения. Наши предки на Руси хранили и  никогда не изменяли эти песнопения. Такое правильное прославление Бога называлось  православием. Но многие люди отступили от этих правил, придумали новые, свои. (слайд 4) Шведы решили не только захватить богатые земли Руси, но и заставить русских  стать предателями: переменить свою правильную (православную) веру на искаженную.  Молодой князь Александр встал на защиту Руси и веры православной. Шведский король  прислал Александру злое письмо: «Знай, что я пленю твою землю. Если можешь,  сопротивляйся». Ни минуты не сомневался молодой князь. Защита Родины, веры — это  наша святая обязанность, считал он. Перед началом битвы князь пришел в храм и  обратился к Богу за помощью в словах молитвы. И сказал своим воинам о необходимости  быть смелыми, так как Бог всегда поддерживает справедливое дело защиты Родины. «Если  Бог за нас, то кто против нас?» Никакие враги не смогут одолеть. И даже если врагов будет много, больше, чем защитников, Бог поможет. «Не в силе Бог, а в правде». И в тяжелой  битве небольшая дружина князя победила шведов: под покровом ночи они позорно бежали  с поля боя. После этой победы стали называть князя Александром Невским. (слайд 5) И еще раз встал великий князь Александр Невский на защиту Русской земли. И перед  началом битвы опять просил князь помощи у Бога. В тяжелой битве на льду замерзшего  Чудского озера сразились дружины русичей с захватчиками. И победили. Мудрый  правитель, великий полководец стал надежным защитником Руси и Православной Церкви.  (Слайд 6 +  С.С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский»). ­ Чему мы должны учиться у князя Александра Невского? ­ Почему Александр Невский сказал: «Если Бог за нас, то кто против нас», «Не в силе Бог,  а в правде»? ­ Кому и когда помогает Бог? Записываем в тетрадь слова: Православие, Отечество, защитник, герой. (слайд 7) 7.      Рефлексия. ­ Как вы думаете, время богатырей уже прошло? Могут ли в современной жизни  встретиться богатыри? Изготовление эскиза поздравительной открытки. 8.      Домашнее задание.  Изготовление  открытки­поздравления  для защитников по своему эскизу.

Урок по православной культуре

Урок по православной культуре

Урок по православной культуре

Урок по православной культуре

Урок по православной культуре

Урок по православной культуре

Урок по православной культуре

Урок по православной культуре

Урок по православной культуре

Урок по православной культуре

Урок по православной культуре

Урок по православной культуре

Урок по православной культуре

Урок по православной культуре

Урок по православной культуре

Урок по православной культуре

Урок по православной культуре

Урок по православной культуре
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.06.2017