Данный материал представляет собой конспект урока по теме "Скоморохи. Медвежья потеха. Раёк". Учащиеся познакомятся с народными праздничными действами, узнают, как наши предки развлекались в далекие времена. Они узнают о скоморохах, о древнейшей медвежьей потехе, в которой участвовал живой медведь, а так же поймут, что раек, или потешная панорама — непременная часть тогдашних праздничных увеселений.
Тема: Скоморохи. Медвежья потеха. Раёк.
Урок 14.
Цель: познакомить учащихся с народными праздничными действами.
I. Скоморохи.
Ход урока.
Бойкий человечек в затейливом колпаке, в кафтане и сафьяновых
сапожках поет и приплясывает, подыгрывая на гуслях. Таким в XIV веке
изобразил новгородский монахпереписчик скомороха народного музыканта,
певца, плясуна. И надписал: «гуди гораздо» «играй получше».
Еще задолго до того, как появился этот рисунок, бродили скоморохи по
Руси, потешали народ своим искусством. Их знали в Киевской Руси, в
Суздале и Владимире, в Московском княжестве, в землях Новгородских от
берегов Днепрареки до Студеного моря (Ледовитого океана). Они плясали,
пели веселые потешные песни, играли на гуслях и домрах, деревянных ложках
и бубнах, на дудках, волынках и похожем на скрипку гудке.
В народе скоморохов любили, называли их «веселые молодцы»,
рассказывали про них в сказках, складывали пословицы, поговорки: «Рад
скомрах о своих домрах», «Всякий спляшет, да не как скоморох», «Скоморох
попу не товарищ».
Духовенство, князья и бояре скоморохов не жаловали. Скоморохи
веселили народ. К тому же у «веселых молодцов» не раз находилось смешное,
острое словцо про попов, монахов и бояр. Уже в те времена скоморохов
начали преследовать. Свободное житье было им только в Новгороде Великом
и в Новгородской земле. В этом вольном городе их любили и уважали.
Скоморохом, музыкантомпрофессионалом, был герой новгородских
былин певецгусляр Садко, ставший «торговым гостем». Игрою на гуслях и
пением он покорил морское царство самого царя Морского и его дочь,
прекрасную царевну Волхову. Там, где между Ильменьозером и озером
Ладожским был «волок», где приходилось по земле волочить корабли,
царевна Волхова разлилась, заструилась быстрою речкой. Так, по народному
сказанию, певецгусляр Садко открыл путь кораблям новгородским в далекие
страны, в «океанморе синее».
1Со временем искусство скоморохов стало более сложным и
разнообразным. Кроме скоморохов, которые играли, пели и плясали,
появились скоморохи актеры,
скоморохи с
дрессированными животными, появился кукольный театр.
жонглеры,
акробаты,
Чем веселей было искусство скоморохов, чем больше высмеивали они
князей, дьяков, бояр и попов, тем сильнее становились гонения на «веселых
молодцов». По городам, деревням и селам рассылались указы гнать
скоморохов, бить их батогами, не позволять народу смотреть на «бесовские
игрища».
Изменилась и судьба новгородских скоморохов. Новгород потерял свою
вольность. Скоморохов стали преследовать и здесь. Одних вывозили в
Москву, в царские и княжеские дворы; другие расселились по глухим местам
Новгородской земли. И по сей день на севере встречаются названия: деревня
Скоморохово, мыс Скомороший. Иные скоморохи оказались очень далеко от
родных краев. Селились они и в средней России, и в Сибири. Поэтому следы
скоморошьих песен можно найти и сейчас по всей нашей стране. Но особенно
много их в бывшей Новгородской земле.
В Древней Руси музыка звучала и на боярских и княжеских пирах, и на
народных празднествах, гуляньях. Главными музыкантами в те далекие
времена были скоморохи. Каждый из них мог и петь, и плясать, и играть на
музыкальных инструментах.
У «веселых молодцов» скоморохов, верных друзей народа, было много
собратьев в разных странах. В Англии их называли вагрантами, в Германии
шпильманами, во Франции и Италии жонгерами.
II.
Медвежья потеха — одна из древнейших форм развлечения
в России и Европе (англ. Bearbaiting — Травля медведя).
И. Забелин называл медвежью потеху самой старой и самой обычной.
В Москве медведи содержались на специальном псаренном дворе. Медведи:
дворные (живущие на псаренном дворе), гончие, спускные, дикие. Иногда для
потех привозили белых медведей.
В России «медведчики» были самостоятельной профессией,
которую писцовые книги называли отдельно от скоморохов.
2Медвежья потеха была трёх видов:
Травля (медведь против собак);
Медвежьи бои (медведь против человека, медведь против медведя);
Комедия (цирковые представления).
Медвежьи потехи устраивали в Кремле — на заднем государевом дворе,
или на специально устроенном месте. В XVII веке потехи зачастую
устраивали на Цареборисовском дворе, у палат патриарха. Иногда
потехи устраивались в загородных дворцах, на псаренных дворах.
Травля устраивалась по праздникам (чаще осенью и зимой), комедии —
в любое время года. На Масляной неделе медвежьи потехи
устраивались для народа — на льду Москвы реки; медведи и собаки
плохо держались на льду.
Медвежьи бои в различных формах просуществовали до XIX —
начала XX века на Севере и в Центре России, Верхнем и
Среднем Поволжье, Восточной Белоруссии.
В Москве, за Тверской заставой И. И. Богатырёв содержал волчью и
медвежью травлю до 1830 года. Позднее она переместилась за
Рогожскую заставу, где для этого был построен деревянный
круглый амфитеатр.
Медвежьи бои назывались дворцовой потехой. За боями наблюдали
женщины и дети.
Бои устраивались на специальной огороженной площадке. В боях
участвовали дикие медведи и люди. Человек был вооружен рогатиной. Бойцы
обычно получали в награду ткань ценой в 2 рубля. Бой человека,
вооруженного рогатиной, с медведем, считался обычным способом охоты на
медведя. В боях участвовали, как правило, дворовые люди, служители
Конюшенного двора: псари, псовники, охотники и т.д. Иногда на бой
3выходили люди разных сословий и чинов: стрельцы, истопники, дети
боярские, князья и т.д.
В групповых боях участвовали от 2 до 8 человек и столько же медведей.
На гуляниях можно было увидеть вожака с ученым медведем и козой.
Вообще с учеными медведями ходили по Руси с незапамятных
времен. И скорее всего первыми «медведчиками» были скоморохи.
Многочисленные медведи в гербах русских городов (Новгорода,
Ярославля, Перми, Русского Севера) говорят об уважительном отношению к
этому зверю, даже культу его. В народе верили в чудесную силу медведя (что
он лечит), а потому не случайно сохранилось присловье медвежьего
поводыря: «У кого спина болит — спину помнет, у кого живот болит —
горшки накинет, а у кого в боках колотья, он их приколет». Уважительное
отношение хозяина к медведю складывалось и по той причине, что вожаки по
настоящему привязывались к постоянному своему спутнику. Подчас медведь
был единственным кормильцем и становился полноправным членом ватаги и
семьи. С медведями по ярмаркам ходили вплоть до начала XX века. Медведь
умел кланяться (а хозяин приговаривал при этом — «поздравь людей с
праздником!»), медведь играл с «козой» (в нее был обряжен актер,
который и дразнил медведя). Ловкие тексты поводыря, сопровождаемые
движения медведя, создавали впечатление, что медведь понимает
человеческую речь. Просил хозяин показать «как бабы на барщину ходят» —
медведь и показывал: сначала прихрамывая и тихо продвигаясь вперед, а
потом, оседлав палку, быстро пятился назад, чем вызывал восторг у публики.
Умели медведи многое и разное: и показать как «бабы в гости собираются», и
как башмаки надевают, и шляпу снимал с хозяйской головы и надевал на себя,
немилосердно ее комкая. Тут было все весело — и пантомима ученого
медведя, и остроумные тексты вожака.
4III. Раек, или потешная панорама — непременная часть праздничных
увеселений. Что такое раек? Это небольшой, аршинный во все стороны ящик с
двумя увеличительными стеклами впереди. Внутри его перематывается с
одного катка на другой длинная полоса с доморощенными изображениями
разных городов, великих людей и событий. Зрители платили по копейке и
глядели в стекло, а раешник передвигал картинки и рассказывал всяческие
присказки к каждому новому виду. Присказки были часто замысловатые. За
копейку можно было посмотреть «землетрясение Лиссабона», за пятачок
показывали даже англобурскую войну и бой под Ляояном. Раек — это
русская забава, раек — это театр, а раешник, конечно же, артист, и чем он
талантливее, тем больше зрителей отдадут ему свой пятачок.
«Посмотрите, поглядите, — весело и выразительно выговаривал
раешник, — вот большой город Париж, в него въедешь — угоришь.
Большая в нем колонна, куда поставили Наполеона; а в двенадцатом
году наши солдатики были в ходу, на Париж идти уладились, а французы
взбадаражились».
Или все о том же Париже: «Поглядите, посмотрите! Вот большой город
Париж; туда уедешь — сразу угоришь.
Наша именитая знать ездит туда денежки мотать; тудато едет с
полным золота мешком, а оттуда возвращается без сапог и пешком!»
«Трр! — кричит раешник. — Другая штучка! Поглядите, посмотрите, вот
сидит турецкий султан Селим, и возлюбленный сын его с ним, оба трубки
курят и промеж собой говорят!»
Мог раешник запросто высмеять и современную моду: «А извольте
смотретьрассматривать, глядеть и разглядывать Ляксандровский сад. Там
девушки гуляют в шубках, в юбках и в тряпках, в шляпках, зеленых
подкладках; пукли фальшивы, а головы плешивы». Острое словечко,
сказанное задорно и без злобы, конечно же, прощали, даже и такое: «Вот,
5смотрите в оба, идет парень и его зазноба: надели платья модные да думают,
что благородные. Парень сухопарый сюртукто старый купил за целковый и
кричит, что он новый. А зазноба отменная — баба здоровенная, чудо красоты,
толщина в три версты, нос в полпуда да глаза просто чудо: один глядит на вас,
а другой в Арзамас. Занятно!» И правда занятно. Своеобразной социальной
сатирой становились присказки раешников, как, например, эта —
о Петербурге, где всегда проживало очень много иностранцев. «А вот
город Питер, — начинал приговаривать раешник, — что барам бока
вытер. Там живут смышленые немцы и всякие разные иноземцы; русский хлеб
едят и косо на нас глядят; набивают свои карманы и нас же бранят за
обманы». Талантливые русские раешники прекрасно понимали, что прибаутки
их должны быть не только комментариями к картинкам, но и выполнять
функцию рекламы. Все балагурство их было обращено не столько к
смотрящим картинки, сколько к тем, кто стоял вокруг панорамы и ожидал
своей очереди заглянуть в заветное окошко. Это был настоящий театр одного
актера.
6