Данный материал представляет собой конспект урока по теме: Театральная терминология. Цель урока: познакомить учащихся с терминами: «комедия», «трагедия», «костюм театральный», «макет», «маска», «Мельпомена». Учащиеся узнают, что театральный костюм является частью грима, а грим - искусство изменения внешности актера для данной роли. Они так же узнают, что до выпуска спектакля художник делает театральный макет - модель, воспроизводящая в масштабе (1:20) сцены спектакля и декорации к ним.
Тема: Театральная терминология.
Урок 18.
Цель: познакомить учащихся с терминами: «комедия», «трагедия», «костюм
театральный», «макет», «маска», «Мельпомена».
Ход урока.
I. Театр такой вид искусства, который не может существовать без публики,
поэтому все в нем рассчитано на внешний эффект.
Театральный костюм (вместе с накладными усами и бородой,
париками, косметическими средствами, масками) является частью
театрального грима. Грим (от франц. «grimer» «подкрашивать лицо») это
искусство изменения внешности актера для данной роли и средства,
необходимые для этого.
Костюм античного театра
Официальным годом рождения античного театра считается 534 год до
н. э., когда на Великие Дионисии впервые поставили трагедию Феспида.
К тому времени театральный костюм уже сильно отличался от повседневного.
Артист, который поначалу всего один, выходил на сцену в пышном и
ярком платье. На лице его была маска, соединенная с париком и
снабженная металлическим резонатором голоса, расположенным у рта.
В маске имелись дыры для глаз. Актер обувался в котурны на высокой
платформе. Все это было рассчитано на удаленность зрителя, ведь
греческий театр под открытым небом вмещал до 17 000 человек. Яркое
платье, крупная маска, высокая обувь позволяли лучше видеть
исполнителя. Резонатор усиливал звук (хотя акустика в античных театрах
была такова, что слово, сказанное шепотом в центре сцены, долетало до
последних рядов).
Насчитывалось до семидесяти различных видов масок. Они были
необходимы еще и потому, что все роли тогда исполняли мужчины. Актер
1менял маску по ходу действия, когда выступал в новой роли и когда
показывал зрителю смену настроения своего персонажа. Маски передавали
типичное выражение радости, скорби, плутовства и т. п. Их делали из дерева
или гипсового полотна, а потом раскрашивали.
Важную роль играла символика цвета. Правители имели пурпурные
одежды: их жены белые; изгнанники черные или синие; юноши красные;
обычные женщины желтые; гетеры пестрые.
Костюмы сопровождались постоянными атрибутами, чтобы зрители
легче узнавали персонаж. Правитель имел скипетр, странник посох, Дионис
цветущую ветку плюша (тирс), Аполлон лук и стрелы, Зевс молнии и т. д.
Благодаря длинным одеждам и высокой обуви трагические актеры
выглядели монументально и двигались плавно. Комики пользовались
короткими и более прилегающими нарядами. Изображающие сатиров и
силенов цепляли сзади конский хвост, надевали звериную маску (или рога), и
этим их грим исчерпывался. Такая одежда позволяла свободно скакать по
сцене.
В Риме больше любили легкие жанры и трагедии предпочитали
комедию. Там на сцену проникла пантомима. Очень популярны были
цирковые номера. Зрители легче воспринимали флиаки (от греч. «phlyax»
«шутка») пародии на трагедии и комедии; мимы небольшие сценки на
бытовые темы; ателланы веселые импровизации. Костюм стал ближе к
бытовым нарядам. Правда, цветовая символика все еще сохранялась. В мимах
уже не было масок, и зрители могли наблюдать мимику актеров. В этих
представлениях играли не только мужчины, но и женщины, что усиливало
эротический момент и создавало поводы к публичным стриптизам.
Со временем костюм театральный будет меняться в зависимости от
эпохи и, конечно же, от пьесы.
2макет:
для
спектакля;
решение
планировки
используется
пространственнодекорационное
Театральный макет модель, воспроизводящая в масштабе (1:20):
и
фигуры действующих лиц (из картона или пластилина).
Театральный
наглядно показывает композицию сценического пространства;
мизансцен;
позволяет решать ряд практических вопросов монтировки декораций на
сцене;
служит основанием для изготовления рабочих чертежей, составления
смет на материалы и пр.
Макет каждой отдельной картины помещается в макетный станок.
Различают:
и
выставочные макет, показывающие декорационное решение спектакля в
полном виде.
М скааа
(личина) — предмет, накладка на лицо, который надевается,
чтобы не быть узнанным, либо для защиты лица. Маска своей формой
обычно повторяет человеческое лицо и имеет прорези для глаз и (реже) рта и
макеты
отделки
деталей;
рабочие
без
носа. Маски использовались с древности в церемониальных, эстетических, и
практических целях. Слово «маска» происходит через французское masque от
итальянского maschera или испанского máscara. Возможными предками
являются латинские (не классические) mascus, masca = «призрак», и
арабское maskharah = «шут», «человек на маскараде». 5000летняя Маска
Warka, как полагают, является самой старой из дошедших до наших дней
масок.
Маски могут изготавливаться из разнообразных материалов: дерева,
металла, гипса, ткани, кожи, папьемаше и многих других.
Мельпом наеа
(др.греч.
Μελπο ένη —
μ
)
в
древнегреческой
мифологии муза трагедии. Дочь Зевса и Мнемосины,
мать сирен (отАхелоя).
3Изображалась в виде женщины с повязкой на голове и в венке из листьев
винограда или плюща, в театральной мантии, с трагической маской в одной
руке и мечом или палицей в другой (символ неотвратимости наказания
человека, нарушающего волю богов). Согласно Диодору, получила имя от
мелодии (мелодиа), радующей слушателей.
4