Урок по предмету История театрального искусства, тема: Крепостной театр в России.
Оценка 4.7 (более 1000 оценок)

Урок по предмету История театрального искусства, тема: Крепостной театр в России.

Оценка 4.7 (более 1000 оценок)
Разработки уроков
doc
искусство +2
9 кл—11 кл +1
11.01.2017
Считается, что текст этой народной песни принадлежит Прасковье Жемчуговой.

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Урок Крепостной театр.doc
Урок 11. Тема: Крепостной театр в России, преподаватель Дружинина Т.Ю. Цель: познакомить учащихся с особенностями крепостного театра в России  конца XVIII века. I.  Вступительное слово учителя. Ход урока. История театра в России прочно связана с историей страны, и её можно изучать только в контексте с общей историей. Поэтому вкратце пройдемся по некоторым   важным   для   нас   страницам,   восстановим   хронологию исторических   событий,     чтобы   прояснить   для   себя   особенности возникновения и развития русского театра. II. Работа с презентацией. Слайд 2 Комедийная хоромина царя Алексея Михайловича в с. Преображенском под Москвой (1647­1676 гг.) Слайд 3 Комедийная храмина Петра I на Красной площади в начале  XVIII века. Слайд 4 Театр при Анне Иоанновне (1730 г.) Слайд 5 Театр при Елизавете Петровне: 1731 год ­ открыт Шляхетский корпус для 1756 г. – Указ «О театральном стате», которым положено начало создания обучения дворян; организации императорских театров России.  Слайд 6 Театр при Екатерине II. Екатерининская   эпоха   ознаменовалась   максимальным закрепощением   крестьян и всесторонним расширением привилегий дворянства. 1 В   культурном   отношении   Россия   окончательно   вошла   в   число   великих европейских   держав,   чему   немало   способствовала   сама   императрица, увлекавшаяся литературной деятельностью, собиравшей шедевры живописи и состоявшая в переписке с французскими просветителями. Слайд 7 Крепостные театры Время Екатерины II стало эпохой расцвета крепостного театра – таких театров   насчитывалось   более   200!   Подобного   в   Европе   не   было   никогда, наоборот, актерские труппы, как цыганские таборы, скитались по городам и являлись символами творческой свободы. В России же крепостные театры и оркестры   стали   чудовищным   и   циничным   символом   рабства.   У   каждого господина была своя причуда: граф Каменский обожал свой театр и во время спектакля записывал ошибки и оговорки актеров, и в перерыве зрители могли слышать, как кричит актер от боли, наказанный лично графом. Крепостных   актеров   обычно   держали   в   казармах   под   мелочным надзором.   В   любой   момент   их   могли   послать   работать   на   конюшню   или поставить   на   запятки   кареты,   а   то   и   продать.   В   «Санкт­Петербургских ведомостях» можно было прочитать объявление, что «продается живописец». А. Разумовский продал Потемкину целый оркестр (50 человек) по 800 рублей за   голову.   Выдающийся   живописец   Василий   Тропинин,   крепостной   графа Моркова, красил заборы, колодцы, а иногда прислуживал господину как лакей за столом. Но   вы   должны   понимать,   что   любое   событие,   любой   факт   истории всегда   имеет   две   стороны:   поэтому   крепостное   право   дало   России   таких творцов, как Тропинин, Аргунов и многих других великих людей. А сейчас я хочу рассказать вам удивительную историю, которая до сих пор волнует многих людей. Помните сказку про Золушку? Так вот в истории России тоже есть подобная. Итак, начинаем сказку.  Принц: граф Николай Петрович Шереметев, внук фельдмаршала Петра I и самый богатый помещик России того времени.  Его отец Петр Борисович Шереметев владел крепостным театром, который после его смерти перешел Николаю   Петровичу.   Тяга   к   искусству,   музыке   стали   его   жизненным увлечением. 2 Золушка:  Прасковья   Жемчугова.  Она  родилась  в  семье   крепостного кузнеца, и судьба готовила ей жизнь простой крестьянки. Но как будто над её жизнью колдовали добрая фея и злой случай. Её жизнь – подлинная история Золушки, и, наверное, поэтому она так интересна до сих пор. Прасковье было семь лет, когда в её родную деревню Березники приехала княгиня Марфа Михайловна Долгорукая, которая разыскивала таланты среди крестьянских детей   для   создания   крепостного   театра.   Девочка   с   хорошим   голосом   не осталась незамеченной, и пришлось ей покинуть родных и поехать в усадьбу Шереметевых,   в   Кусково,   где   иностранные   учителя   готовили   актёров   из русских   крепостных   для   театра   графа   Петра   Борисовича   Шереметева. Можно   только   догадываться,   каково   было   семилетней   девочке   покидать своих родителей для новой и неизвестной жизни. Но на новом месте скучать не пришлось – нужно было обучиться музыкальной грамоте, игре на арфе и клавесине,   выучить   итальянский   и   французский   языки,   освоить   танцы   и актёрское мастерство. Учитель вокала, восхищённый голосом девочки, не раз повторял: «Зачем пению?» учить соловья                Простую фамилию Прасковьи заменили драгоценным псевдонимом Жемчугова.   За   несколько   лет   из   обычной   крестьянской   девчонки   она превратилась   в   изнеженную   и   образованную   барышню,   но   оставалась крепостной,   рабыней,   игрушкой   своего   господина   и   горечь   её   положения должна была ещё сильнее ранить творческую душу. Прасковье   Жемчуговой   традиционно   приписывается   авторство   песни «Вечор   поздно   из   лесочку/   Я   коров   домой   гнала…»,   сюжет   которой автобиографичен и в романтизированной форме повествует о первой встрече героини с будущим мужем, графом Н. П. Шереметевым. Энциклопедический словарь   Брокгауза   и   Ефрона   даже   называет   Прасковью   Ивановну   «первой русской поэтессой из крестьянства». Слушаем песню (в записи). Слайд 10 Талант Прасковьи Жемчуговой расцветал, она получала главные роли и в семнадцать лет сыграла лучшую свою, по отзывам современников, роль – Элианы   в   «Браках   Самнитян»,   за   которую   Екатерина   Вторая, присутствовавшая   на   одном   из   спектаклей,   подарила   крепостной   актрисе бриллиантовый перстень. 3 Слайд 11 Портрет Прасковьи Жемчуговой. После смерти отца   Николай   Петрович   сначала   пустился   в безудержные кутежи, устраивал пиры, балы, охоты. Но, видимо, под влиянием Прасковьи   Николай   Петрович   со   временем   остепенился,   занялся   своим театром и благотворительностью. Жемчугова теперь получала лучшие роли и была его неизменной  звездой. В 1797 году Шереметьевский театр посетил император   Павел   Первый,   подаривший   приме   драгоценный   камень,   а владельца театра пожаловавший званием обер­гофмаршала.          Новое положение требовало присутствия графа в Петербурге, и он уехал туда,   забрав   с   собой   и   Жемчугову.   Сырой   климат   Петербурга   погубил Прасковью   –   она   заболела   чахоткой   (туберкулёзом),   потеряла   голос   и вынуждена   была   оставить   сцену.   Чтобы   утешить   свою   любовницу,   граф даровал вольную семье. её ей и     Вскоре   Николай   Петрович  осознал, что  любовь   к  Прасковье   столь сильна,   что   он   не   может   жениться   на   другой   женщине.   В   1801   году   они заключили   тайный   брак   в   церкви   Симеона   Столпника,   что   на   Поварской улице. Прасковья Жемчугова стала графиней Шереметевой, но об этом никто, кроме неё и мужа не знал. Слайд 12 Церковь Симеона Столпника на Поварской улице. Слайд 13 Прасковья ждет ребенка. Два года спустя у молодожёнов родился сын Дмитрий. Прасковья, чьё здоровье ухудшилось, умерла через три недели после родов. Потеряв жену, граф понял, как сильно он любил её, в письмах друзьям и родным он сообщал, что   лишился   лучшего   друга,   ангела   дома.   Он   перестал   стесняться   жены, сделал свой тайный брак явным, а сына признал законным наследником, чем сильно досадил своим родственникам, ожидавшим наследства. Слайд 14 4 Дмитрий Шереметев. Перед   смертью   Прасковья   Жемчугова   просила   мужа   создать Странноприимный   дом   и   обеспечить   приданым   несколько   бедных   невест. Николай Петрович не только выполнил просьбу жены, но и в память о ней посвятил оставшуюся жизнь благотворительности. Муж Прасковьи – Николай Петрович не был деспотом, он был другим, господином  –  добрым   и   гуманным.  Он   без   ума   любил   театр,  музыку,  сам преподавал   актерам   мастерство,   подчас   с   виолончелью   сидел   в   оркестре среди своих музыкантов. Да у него и актеров кормили лучше, чем у других меломанов, они получали жалованье, приличную одежду.  Слайд 15 Когда   в   1800   году   Шереметев   переехал   в   Петербург,   в   тот   самый знаменитый Фонтанный дом, он решил распустить театр. Всех актеров по его воле   «распределили»:   мужчины   были   определены   в   швейцары,   лакеи, конторщики,   а   девушки­актрисы   были   срочно   выданы   замуж   за   простых крестьян… Никто из всего  блистательного театра Шереметева  не получил вольную актерскую карьеру.  и не продолжил Слайд 16 Странноприимный дом Шеремеьевых. Слайд 17 Институт скорой помощи им. Н. Склифософского. Слайд 18 Граф воздвиг памятник в парке Фонтанного дома в виде античного  саркофага с надписью: Я верю, что её ускользающая тень Блуждает вокруг и сегодня. Я приближаюсь, но тут же этот дорогой образ Возвращает меня к грусти, исчезая безвозвратно… Слайд 19 Завещание Шереметева. 5 Шесть   лет,   на   которые   ему   суждено   было   пережить   жену,   Николай Петрович строго следовал ее воле: растил сына, помогал нищим. Слайд 20 «Что бормочешь ты, полночь наша? Все равно умерла Параша. Молодая хозяйка дворца… Тянет ладаном из всех окон, Срезан самый любимый локон, И темный овал лица»...  так написала А.Ахматова, после того, как ей  привиделся силуэт крепостной актрисы, ведь Ахматова почти тридцать лет  жила в Фонтанном доме.... ...и еще ­ последним пристанищем Анны Ахматовой стал Институт скорой  помощи им. Склифосовского (тот самый Странноприимный дом в Москве),  откуда она отправилась в последний путь.... Прасковью Ивановну Жемчугову­Шереметеву похоронили в  Александро­Невской лавре. Стихи на ее памятнике: «Храм добродетели душа ее была, Мир, благочестие и вера в ней жила, В ней чистая любовь, в ней дружба обитала. Она и в смертный час, в преданности своей Всю чувствовала скорбь оставшихся по ней! Какая же судьба несчастного супруга, Сужденного влачить всю жизнь свою без друга? Бесплодны вздохи, плач, тоска и тяжкий стон…» Так закончилась красивая и грустная сказка о Принце и Золушке. А история русского театра получила прекрасную страницу. 6 7
скачать по прямой ссылке