Урок по рассказу В. Крапивина "Путешественники не плачут"
Оценка 4.8

Урок по рассказу В. Крапивина "Путешественники не плачут"

Оценка 4.8
Презентации учебные +1
docx
русская литература
6 кл
16.11.2018
Урок по рассказу В. Крапивина "Путешественники не плачут"
Публикация является частью публикации:
конспект урока.docx

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ

В 6 КЛАССЕ НА ТЕМУ

 «Нравственный выбор - нравственный поступок» по рассказу

В. П. КРАПИВИНА «Путешественники не плачут»…»

 

Автор:

учитель русского языка и литературы

 Козской средней школы

Первомайского района Ярославской области

 Волкова Ольга Николаевна

 

 

Цель урока: начать знакомство с творчеством В.П.Крапивина; раскрыть содержание повести В. П. Крапивина «Путешественники не плачут»

 дать представление о понятиях «нравственный выбор», «нравственный поступок». 

 Задачи:

-знакомство детей с личностью и творчеством В.П. Крапивина,            привлечение внимания детей к творчеству писателя;

- проанализировать произведение «Путешественники не плачут»;

    - воспитывать чуткого внимательного читателя;            

    -воспитание чувства дружбы, справедливости, ответственности за жизнь другого человека;

   -развитие умений и навыков работы с текстом произведения;

  -воспитание культуры слушания учащихся и уважительного отношения друг к другу.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, тексты произведений.

        Домашнее задание к уроку:  прочитать повесть В. П. Крапивина    «Путешественники не плачут»

Источники:

1.      сайт В.П. Крапивина htt://www. rusf.ru

2.       

 

                                                     

 

Сценарий урока

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Приветствие

 

Добрый день, дорогие ребята! Здравствуйте, уважаемые гости!

Я рада вас приветствовать в нашей школе, на уроке литературы.

 

Объявление темы урока

Нравственный выбор - нравственный поступок

 

Постановка цели урока

Начать знакомство с творчеством В.П.Крапивина; раскрыть содержание рассказа В. П. Крапивина «Путешественники не плачут»

 дать представление о понятиях «нравственный выбор», «нравственный поступок». 

 

Скажите, кому уже известно это имя? Какие произведения вы читали?

Знакомство с автором произведения

В. П. Крапивиным

 

       Владислав Петрович Крапивин родился в городе Тюмени, 14 октября 1938 года, в семье педагогов Петра Федоровича и Ольги Петровны Крапивиных.

     Детства, по его словам, не было. Помешала война. Поэтому хотел, чтобы детство продолжалось подольше. Так что стал писать о ребятах и для ребят.     

    В настоящее время у В. Крапивина около двухсот изданий на различных языках.

    Его лучшие произведения стали классикой и включены в «Золотую библиотеку избранных произведений для детей и юношества», «Библиотеку мировой литературы для детей», «Библиотеку приключений и научной фантастики».

 

Часть произведений Владислава Крапивина были экранизированы.

    Он лауреат престижных премий

      В душе писателю, по его признанию, всегда 12 лет. Герои Крапивина – дети разных возрастов, но их объединяет сходство взглядов на жизнь. Почти всегда это честные, отчаянные ребята, совершающие пусть детские, но подвиги. Они готовы прийти на помощь всегда.

Именно таким и представлен герой рассказа «Путешественники не плачут»

 

Аналитическая работа по рассказу

Задание: восстановите сюжет рассказа

 

Герой книги - мальчик по имени ___________, который приехал  к ____________ на каникулы. Но он считает племянника ______, и решил воспитать в нем сильный характер. Для этого он приводит Володьку в __________________. Мальчишки доверили новому другу ____________ по кличке _________. Володя подружился с псом. Однако вскоре _______.

Володя ______________. Отчаявшись, отправляется _______________ Сидя дежурным у костра, мальчик случайно услышал диалог взрослых ____________. Володя не стал возмущаться. Он просто____________ ,потому что не мог наказать убийцу невинного пса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка выполненного задания

 

Кто являются героями рассказа?

 

 

Назовите главного героя

 

Давайте познакомимся поближе с этим героем. Для характеристики героя найдём в тексте описание внешности, одежды героя.

 

Как вы думаете, почему автор не даёт описание внешности героя?

 

Для того, чтобы понять поступки героя,  ответим на «тонкие» и «толстые» вопросы

1.      Как Витя попадает в мальчишескую компанию?

 

Как вы оцениваете законы мальчишеской компании, в которую дядя Витя привёл Володю? Почему его приняли? 

 

 

3.      При каких условиях Витя становится владельцем Гермеса?

 

 

4.      Как относился Володя к Гермесу?

 

5.      Какое отношение у вас возникло к этой собаке? (найти ответ на вопрос в тексте)

 

 

Какие же поступки совершил Витя?

 

Ребята, напоминаю вам тему нашего урока - «Нравственный выбор – нравственный поступок»

Что же такое нравственность?

Что будем обсуждать?

Какими качествами характера должен обладать нравственный человек?

 

Задание «Морфологический ящик» ( копилка личностных качеств для характеристик героев): на карточке написаны качества человека. Докажите, что именно это качество Володи проявилось в данном рассказе.

Можно ли сказать о Володе, что этот герой обладает нравственными качествами

Давайте подумаем, а что значит нравственный поступок?

 

 

 

 

 

- Перед каким нравственным выбором оказался герой?
- Какой  нравственный поступок совершил Витя?


Прав ли дядя Витя, считая Володьку слабым человеком? Почему? 

Было ли для вас неожиданным решение Володи уйти? Почему? 
- О чем заставил вас задуматься рассказ?
Хотели бы я вы такого друга, как Володька?  Почему?

В. Крапивин говорил: «Все начинается с детства: первые паруса, первые стихи, первая любовь и первый смелый поступок. И от того, разрешишь ли ты свои первые трудности по законам чести и совести, зависит, каким человеком ты будешь».  

Как вы понимаете слова писателя?

 Можно ли отнести их к герою рассказа Вите?

 

Владислав Петрович Крапивин – фигура в отечественной литературе уникальная. Он автор многих повестей и романов, посвящённых детям, и поэтому его называют детским писателем. Но, к сожалению, к изучению творчества этого писателя в школьной практике обращаются редко. Возможно, размышления о творчестве Крапивина кого-то заинтересуют. В книгах Крапивина раскрывается характер ребят, неизменный во все времена. Крапивинские герои всегда выбирают борьбу, сражаются со злом, в каком бы обличье оно ни появлялось и каким бы сильным ни представлялось.



 

 

 

 

Приветствуют друг друга, настраиваются на работу.

 

 

Слушают и понимают цели урока

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на поставленный вопрос

 

 

 

 

Слушают учителя, смотрят презентацию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание в парах

Ответ:

Герой книги – мальчик по имени Володя, который к своему дяде приехал отдохнуть на каникулы. Но дядя считает племянника слабым, и решил воспитать в нем сильный характер. Для этого в компанию озорных дворовых мальчишек он приводит Володьку. Мальчишки доверили новому другу дворовую беспородную собаку по кличке Гермес. Володя подружился с псом. Однако вскоре он исчез.

Володя участвовал в поисках наравне со всеми, отправились даже в лес. Сидя дежурным у костра, мальчик случайно услышал диалог взрослых и узнал жестокую правду, что пес был убит его дядей специально. Володя не стал возмущаться. Он просто собрался и отправился в темноте в ночной лес, чтобы на попутке добраться домой, потому что не мог наказать убийцу невинного пса.

 

Володя, дядя Виталий Павлович,  мальчики Саша, Женя Лопатин, Саша Пономарёв, тётя Таня, друг дяди Вити, собака Гермес.

Володя

 

Об этом автор не говорит

 

Это не важно, он рассказывает о поступках героя.

 

Его приводит дядя, чтобы перевоспитать, сделать из него сильного человека

 

Мальчики были дружелюбные и добрые. Володя им понравился.

 

 

Мальчики попросили поухаживать за собакой, которая никому была не нужна

Володя ухаживает за Гермесом, моет, считает своей

Жаль собаку с о светло-коричневыми лукавыми глазами.

 

Подружился с ребятами, стал ухаживать за собакой

 

Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми обладает человек.

Доброта, смелость, скромность, вежливость, честность 

Работают парами, доказывают, в каких эпизодах проявились нравственные качества Володи

 

 

Да, можно сказать

 

Поступок – это решительное, активное действие в сложных обстоятельствах.

Нравственный поступок – это только то действие человека, которое он совершает, руководствуясь нравственными идеями и ценностями.

 

Витя уходит из леса после того, как узнаёт об убийце Гермеса.

 

 

Нет, не прав, Витя очень сильный человек.

Ответы на вопросы

 

 

1 слайд

 

 

 

2 слайд

 

 

3 слайд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 слайд

 

 

 

 

 

5 слайд

 

6 слайд

 

 

 

7 слайд

8 слайд

9, 10 слайд

 

 

 

 

 

11 слайд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12 слайд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13 слайд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14 слайд

 

 

 

 

 

 

15 слайд

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Честный

 

Скромный

Добрый

 

Тактичный

Заботливый

 

Спокойный

 

 

Герой книги - мальчик по имени ___________, который приехал  к ____________ на каникулы. Но он считает племянника ______, и решил воспитать в нем сильный характер. Для этого он приводит Володьку в __________________. Мальчишки доверили новому другу ____________ по кличке _________. Володя подружился с псом. Однако вскоре _____________________.

Володя ______________. Отчаявшись, отправляется _____________________ Сидя дежурным у костра, мальчик случайно услышал диалог взрослых ____________. Володя не стал возмущаться. Он просто____________ ,потому что не мог наказать убийцу невинного пса.

 

 

Герой книги - мальчик по имени ___________, который приехал  к ____________ на каникулы. Но он считает племянника ______, и решил воспитать в нем сильный характер. Для этого он приводит Володьку в __________________. Мальчишки доверили новому другу ____________ по кличке _________. Володя подружился с псом. Однако вскоре _____________________.

Володя ______________. Отчаявшись, отправляется _____________________ Сидя дежурным у костра, мальчик случайно услышал диалог взрослых ____________. Володя не стал возмущаться. Он просто____________ ,потому что не мог наказать убийцу невинного пса.

 

 

 

 

 

 

 




 

Скачано с www.znanio.ru

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 6

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 6

Сценарий урока Деятельность учителя

Сценарий урока Деятельность учителя

Часть произведений Владислава Крапивина были экранизированы

Часть произведений Владислава Крапивина были экранизированы

Проверка выполненного задания

Проверка выполненного задания

Какие же поступки совершил Витя?

Какие же поступки совершил Витя?

Приветствие Добрый день, дорогие ребята!

Приветствие Добрый день, дорогие ребята!

Честный Скромный

Честный Скромный

Герой книги - мальчик по имени ___________, который приехал к ____________ на каникулы

Герой книги - мальчик по имени ___________, который приехал к ____________ на каникулы

Урок по рассказу В. Крапивина "Путешественники не плачут"

Урок по рассказу В. Крапивина "Путешественники не плачут"
Скачать файл
Бесплатно учителям.
Свидетельство СМИ.
Приз 150 000 руб. ежемесячно.
10 документов.