Урок по русскому языку на тему "Местоимение" (2 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 25.05.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок по русскому языку на тему "Местоимение" для учащихся 2 класса по программе "Школа России". Цели урока: способствовать ознакомлению с личным местоимением, его значением, употреблением в речи (общее представление); развивать умения распознавать личные местоимения среди других слов и в предложении.
Иконка файла материала Местоимение.docx
Тема Педагогические цели Тип урока Планируемые  результаты  (предметные) Личностные  результаты Универсальные  учебные действия  (метапредметные) Основное содержание темы, понятия  и термины Местоимение как часть речи. Способствовать ознакомлению с личным местоимением, его  значением, употреблением в речи (общее  представление); развитию умения распознавать личные местоимения  среди других слов и в предложении; создать условия для  формирования экологических представлений, правописания  словарного слова город. Комбинированный. Осваивают первоначальные научные представления о системе и  структуре русского языка: фонетике и графике, лексике,  словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об  основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи. Проявляют бережное отношение к природе Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу,  соответствующую этапу обучения. Познавательные: общеучебные – структурируют знания;  логические – овладевают навыками смыслового чтения учебного  текста. Коммуникативные: слушают и понимают речь других. Личное местоимение, его значение, употребление в речи (общее  представление). Распознание личных местоимений среди других слов  и в предложении. Природу надо беречь. Слово с непроверяемым  написанием город.Формы, методы,  методические приемы Фронтальный. Словесный.  Слово учителя. Этапы урока I. Мотивирование к  учебной деятельности.  (Организационный  момент). Вступительная  беседа. Слово учителя. Ход урока. Деятельность учителя  Приветствие учащихся. Прозвенел уже звонок Начинается урок. А теперь все повернитесь И друг другу улыбнитесь. Улыбнитесь мне, гостям И садитесь по местам. – Проверим готовность к уроку. Ваш милый образ снится мне, С пером, бумагой при луне. Все ваши строчки хороши, Частичка Вашей в них души. Стихи и сказки под пером Ожили  враз, и в каждый дом Вошёл прекрасный наш поэт Он гений, в этом спору нет. ­ Кому посвящены эти строки? ­ Да. Замечательному поэту  А.С.Пушкину. (Вывешивается портрет  А.С.Пушкина). Его волшебные сказки знают люди всего мира и любят их. Вы тоже  знакомились с ними с раннего  детства. Деятельность учащихся осуществляемые  действия Приветствуют  учителя.  Организуют свое  рабочее место. формируемые  умения Проявляют  эмоциональную  отзывчивость на  слова учителя. Приемы  контроля Высказывают свое мнение. Учащиеся дают  ответы.(«Сказка о рыбаке и рыбке»,«Сказка о  Золотом  петушке», «Сказка о попе и о  работнике его  Балде», «Сказка о  мертвой царевне и о семи  богатырях»,  «Сказка о царе  Салтане, о сыне  его славном и  могучем богатыре князе Гвидоне  Салтановиче и о  прекрасной  царевне Лебеди»). (Книжная  выставка сказок  А.С.Пушкина). Слушают  учителя. ­ Какие сказки Пушкина вы  знаете? Сегодня у нас необычный урок.  Мы отправимся в путешествие по  сказке А.С.Пушкина «Сказка о  царе Салтане, о сыне его  славном и могучем богатыре  князе Гвидоне Салтановиче и о  прекрасной царевне Лебеди»,   станем её непосредственными  участниками. По пути будем  останавливаться, и выполнять  различные задания сказочных  героев.  До сказочного острова мы можем доплыть только по морю. А вот на чём поплывём, мы сейчас узнаем.  Посмотрите на эту иллюстрацию,  какие строчки из сказки вы  вспомнили? Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет. Он бежит себе в волнах На поднятых парусах. ­ Правильно, ребята. Вот на  кораблике мы и отправимся с  вами до сказочного острова.  Сейчас нам необходимо провести  минутку чистописания.  Откройте II. Минутка  чистописания. Индивидуальная. Практический. Письмо.Высказывают свое мнение и  доказывают его. Вырабатывают  каллиграфический почерк. Правильное  написание. Находят главные  члены  предложения,  указывают,  какими частями  речи они  выражены. тетради, запишите число,  классная работа.  Перед вами разбросаны буквы.  Посмотрите внимательно и  определите, какая буква здесь  лишняя и почему?  Сегодня мы будем писать букву  К. Но прежде, чем начнём писать,  давайте дадим характеристику  этой букве. Запишите букву К. Чтобы наш кораблик  благополучно добрался до  острова, мы должны выполнить 1  задание.   Запишите в тетрадях  предложение. Мы не можем слово ОН отнести к какой  ­ либо части речи, пока мы  оставим это слово, а позже  вернемся к нему и определим  часть речи.  Итак, с 1 заданием справились.       В синем небе звёзды блещут, В синем море волны хлещут; Туча по небу идёт, Бочка по морю плывет. Словно горькая вдовица Плачет, бьётся в ней царица. Определяют,  какая буква  лишняя и почему. Учащиеся  характеризуют  букву К. Выполняют  письмо  по образцу Кк. Учащиеся  записывают в  тетради  предложение – Он бежит себе в  волнах на  поднятых  парусах. Слушают  учителя. III. Словарная  работа. Фронтальная,  индивидуальная. Практический. Письмо.Записывают в  тетради слово  словарь. Знакомятся с  кроссвордом. Отгадывают  загадки,  записывают  отгадки. Комментированное письмо словарных слов. Нам нужно помочь царице и её  ребенку выбраться из бочки. А  для этого мы должны выполнить  словарную работу. Перед вами кроссворд и это 2  ваше задание. В этом кроссворде  зашифровано слово и мы должны  его найти. 1.Он огромный, городской, Часто он с большой трубой. Здесь машины собирают Или нефть перегоняют. Завод. 2.Бусы красные висят Из кустов на нас глядят, Очень любят бусы эти Дети, птицы и медведи.         Малина. 3. Что за Мастер?  Крепкий Мастер? Полено развалил на части. Стальная голова Поколола нам дрова. Топор. 4.Девочка по лесу шла И на домик набрела. Видит, что хозяев нет. На столе стоит … Обед. 5.То блин, то полблина, То та, то эта сторона.Месяц.  6.Начинает календарь Месяц с именем… Январь. 7.Мы пошли купить продукты: Молоко, сметану, фрукты. На кассу все несем в корзине. Мы в продуктовом...Магазин. 8. Я в любое время года  И в любую непогоду  Очень быстро в час любой  Провезу вас под землёй. Метро.  9.Завывает за окошком, Ледяною сыплет крошкой. Снегом мягкую постель Сыплет по полям…Метель. Какое же слово зашифровано в  кроссворде. ЗАПОМНИТЬ.   Почему все эти слова необходимо запомнить Тут же на берег волна Бочку вынесла легонько И отхлынула тихонько. Мать с младенцем спасена; Землю чувствует она. Вот и помогли мы царевне с  сыном выбраться на сушу. Где же стали жить царица с  царевичем?   (В городе). Вот открыл царевич очи; Расшифровывают  кроссворд и  определяют слово  ЗАПОМНИТЬ. Слушают  учителя. Усваивают  написание  непроверяемого  слова. Письмо  словарного слова. Запоминают  правописание  слова.IV. Постановка  учебной задачи. Фронтальная.  Словесный.  Беседа. Отрясая грёзы ночи И дивясь, перед собой Видит город он большой. Сегодня мы познакомимся с  новым словарным словом – город. Запишите это слово  в словари,  выделите ударение и подчеркните  букву, которую нужно запомнить 1.А город  действительно  чудесный. Он расположен на  крутом, как пишет поэт, т.е.  обрывистом острове, который  весь в зелени. Город обнесен  каменной стеной и башнями. И  были в этом городе чудеса! Вот первое чудо. Ель растёт перед дворцом,  А под ней хрустальный дом; Белка там живёт ручная, Да затейница такая! Белка песенки поёт Да орешки всё грызёт,  А орешки не простые, Все скорлупки золотые, Ядра – чистый изумруд; Слуги белку стерегут. Белочка приготовила для вас  задание и прислала со сказочного  города послание. Сейчас я вам его прочту. Применяем мы все это Вместо имени предмета, Нам на все оно укажет,  Слушают  учителя. Что такое место­ Принимают  учебную задачу,имение? Слушают учителя сформулиро­ ванную вместе  с учителем. Но ничьих имен не скажет, Часто очень применяется, Сильно очень изменяется, Без него, как ни крутись, В речи нам не обойтись. Здесь белочка зашифровала тему  нашего сегодняшнего урока, и мы  должны понять, о чем пойдёт речь на уроке и расшифровать её  послание. Очень часто в сказках используют  волшебное зеркало, и я решила им воспользоваться тоже. Для этого  мне нужна ваша помощь, ребята.  Поможете? Учитель берёт зеркало,  выходит ученик к зеркалу.  Учитель просит его посмотреть в зеркало и спрашивает: ­ Это кто?  Ученик отвечает: ­ Я. Учитель зовёт второго ученика,  просит посмотреть в зеркало и   спрашивает первого ученика: ­  Это кто? ­  Он. Далее учитель просит выйти к  доске третьего ученика, просит  второго и третьего ученика  посмотреть в зеркало и  спрашивает первого ученика: ­ Это кто? ­ Они. Дальше учитель просит их  вместе посмотреть в зеркало иV. Усвоение новых  знаний и способов  действий. Фронтальная,  индивидуальная.  Словесный,  творческий,  наглядный,  практический.  Работа с рисунком, чтение. спрашивает: ­ Это кто? ­ Мы. ­ Какие слова помогли вам  ответить на мои вопросы?  ­ Я, он, они, мы. ­ Вместо каких слов вы их  употребляли? ­ Вместо своих имён. Вот мы добрались до темы  сегодняшнего урока. ­ Как назовём слова, которые  употребили вместо имени? Белочка дает вам подсказку.  Расшифруйте слово, и получится  тема урока. МЕ100ИМЕНИЕ Откройте учебники на стр. 100.  Прочитайте, на какой вопрос мы  должны ответить? (Что такое местоимение?) ­ Назовите тему урока. ­ Скажите, какие цели и задачи  поставим к сегодняшнему уроку? 1. Узнать, что такое  местоимение. 2. Научиться употреблять его в  речи. 3. Учиться находить  местоимения в тексте. Прочитаем на стр. 101  правило,  что такое местоимение.  Прочитайте его сначала про себя.  – Какой вопрос  вызвал у  Почемучки  затруднение? – Цель нашего  урока – найти ответ на этот вопрос. Принимают  учебную задачу,  сформулиро­ ванную вместе  с учителем. Знакомятся с  правилом стр. 100. Правило.Читают  стихотворение.  Находят  местоимения в  стихотворении. Упражнение,  письмо. Определяют роль  местоимений в  предложении,  значение  и употребление в  речи. ­ Кто готов рассказать всему  классу, что такое местоимение? ­ Ну, а теперь белочка предлагает вам задание. Перед вами записано стихотворение. Выпишите из стихотворения  все местоимения. Я и мы, ты и вы, Он, она, оно, они – Все слова отличные, Важные и личные. Это без сомнения, Все местоимения.  Теперь, давайте проверим, какие  слова вы выписали? ­ Справились с заданием белочки.  Молодцы. 2.Послушаем о втором чуде. …Да на свете, Говорят царевна есть, Что не можно глаз отвесть: Днём свет божий затмевает,  Ночью землю освещает­ Месяц под косой блестит А во лбу звезда горит. ­ Царевна – лебедь предлагаем  вам отдохнуть немножко  и  выполнить физминутку. ФИЗМИНУТКА. …Хочешь в море полететь заЧитают,  определяют  главную мысль  стихотворения.  Отвечают на  вопросы. Запоминают  правило.  Выполняют упр.  173 Распознают  личные  местоимения  среди других  слов. Называют  отсутствующие в  тексте  местоимения. Чтение, письмо. Беседа по  вопросам. Фронтальная,  индивидуальная. Словесный,  практический. Чтение,  беседа, письмо. кораблём? Будь же князь ты комаром. И крылами замахала, Воду с шумом расплескала, И обрызгала его С головы до ног – всего. Тут он в точку уменьшился, Комаром оборотился, Полетел и запищал,  Судно на море догнал,  Потихоньку опустился На корабль ­  в щель забился. Но и Царевна – лебедь  приготовила вам задание.   Найдите упр.173. ­ Прочитайте стихотворение  Тимофея Собакина. ­ Определите главную мысль  стихотворения? О чем просит  задуматься автор? (Ведь какие красивые цветы  дарит нам природа. Не рвите их! Пусть они цветут и радуют  других людей.) ­ Назовите местоимения. (Я, ты, мы). ­ Ребята, а вместо чего автор  употребил в своем стихотворении  данные местоимения? (Вместо имен  существительных.) ­ Правильно, ведь эта часть  речи – местоимение – получилаV. Закрепление  знаний и способов  действий.  Дополнение  предложений  местоимениями  Фронтальная,  индивидуальная.  Словесный,  практический.  свое название за то, что она  употребляется в речи вместо  имен (вместо имени  существительного, имени  прилагательного). ­ Молодцы, справились с заданием Царевны, она очень просит вас  выучить правило к следующему  уроку. Возвращаемся в сказку. Каждый день идёт там диво: Море вздуется бурливо, Закипит, подымет вой, Хлынет на берег пустой, Расплеснётся в скором беге­ И останутся на бреге 33 богатыря.  Это 3 чудо в городе князя  Гвидона. 33 богатыря  приготовили для вас следующее  задание. Они хотят проверить,   умеете  ли вы  правильно  употреблять в своей речи  местоимения? ­ Перед вами текст на карточках.  Прочитайте его и вставьте  подходящие по смыслу  местоимения. Вот на ветку дерева села ворона.   … громко закаркала.  На другой  Слушают  учителя. Подбирают  подходящие по  смыслу  местоимения. Правильно  используют  личные  местоимения.  Беседа по  вопросам, письмо.ветке сидел воробей.   … чистил  свои пёрышки.   … любим   наблюдать за птицами.    …  помогают нам узнавать новое. ­ Ну, а теперь давайте проверим. ­ Кто всё сделал правильно? ­ Что можете сказать? ­ А можно сказать, что мы уже  научились правильно использовать местоимения? ­ Молодцы, справились с заданием богатырей. ­ Скажите, о ком идёт речь в  сказке? «Они были жестокими,  коварными, хотели властвовать, совершали поступки, которые  препятствовали встрече сына с  отцом, занимались подлогом». А ткачиха с поварихой С сватьей бабой Бабарихой Извести её хотят,  Перенять гонца велят; Сами шлют гонца другого Вот с чем от слова до слова… Вот гонец принес письмо от  ткачихи, поварихи и сватьи бабы  Бабарихи. Они приготовили для вас задание.  На слайде будут изображены  предметы и записаны  Контролируют  действия друг  друга. Письмо. Подбирают  подходящие по  смыслу  местоимения и  осуществляют  замену. Заменяют рисунки словами.Отвечают на  вопросы. Открыто  осмысливают и  оценивают свою  деятельность на  уроке. Беседа по  вопросам.  Саморегуляция. VI. Рефлексия  учебной  деятельности на  уроке (итог). Фронтальная. Словесный. Беседа местоимения. Вы должны выбрать предмет, вместо которого можно  поставить данное местоимение. ­ С какой частью речи мы сегодня  познакомились на уроке?  ­ С какой целью используются  местоимения  в нашей речи? (Они заменяют имена  существительные,  прилагательные,  чтобы не было повторов, делают нашу речь  ясной, понятной и грамотной.)  ­ Что вам особенно запомнилось и понравилось? ­ Назовите местоимения. Вот и закончилось наше  путешествие, и закончилась  сказка. Я там был, мёд, пиво пил­ И усы лишь обмочил. Действительно, мы лишь  «обмочили усы», т.е. совсем  немного прикоснулись к  творчеству великого поэта. ­ Сказки А.С.Пушкина не  оставляют равнодушными никого.  Овеянный светлыми образами  героев, добротой сказки, певучим  языком А.С. Пушкина русский  композитор Николай Андреевич  Римский – Корсаков (показ  портрета) пишет оперу «Сказка  о царе Салтане». Послушайте  отрывок из этой оперы.Откиньтесь на спинку стула,  закройте глаза и представьте себе  картины, которые навеет вам  музыка.  ­ Какое настроение навеяла вам  опера «Сказка о царе Салтане»? ­ А теперь поставим оценку  результатам своей деятельности.  Перед вами лежат смайлик. Если  вы поняли, что такое  местоимение и можете объяснить одноклассникам, то выберите  весёлого человечка,  если я  понял, но не уверен, что могу  объяснить другому – то выбираем  грустного человечка.   Я не совсем понял, что такое  местоимение, то выбираем самого грустного человечка. Славно,  дети, потрудились, Вижу многого добились. Знаю, будете вы рады Получить свои награды. За работу на уроке учащиеся  получают золотые и серебряные  орешки со славного города князя  Гвидона. (Выставление отметок). Объясняет содержание и  способы выполнения домашнего  задания. Проверяет  соответствующие записи. Слушают  объяснение  учителя. Делают  соответствующие записи. Принимают  учебное  задание в  соответствии с  уровнем своего  развития. VII. Домашнее  задание.  Д.з. стр. 101, упр. 172, пр­ло Фронтальная.  Словесный.  Объяснение  Учителя.

Посмотрите также