Урок по русскому языку на тему "Назывные предложения" (8 класс)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 01.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: 1) развивать речевую культуру учеников, устную речь, воображение, аналитическое и синтетическое мышление, навыки самостоятельной работы; 2) воспитывать любовь к родному языку, природе; интерес к предмету; 3) знать понятие – назывное предложение; уметь находить назывные предложения в тексте; определять их роль и использовать назывные предложения в устной и письменной речи. Литература: И.С.Никитин «Ярко звёзд мерцанье…» , В. Песков «Средняя полоса России», К Бальмонт «Ветер. Взморье. Вздохи ветра…» Оборудование: Плакат, алгоритм действий, карточки.
Иконка файла материала Назывные 8кл_2.doc
Тема .  Назывные  предложения  Цели:  1) развивать  речевую  культуру  учеников,  устную  речь,   воображение,  аналитическое  и  синтетическое  мышление,  навыки   самостоятельной  работы;    2) воспитывать  любовь  к  родному  языку,  природе; интерес к  предмету;             3)  знать  понятие – назывное  предложение;  уметь  находить  назывные  предложения  в  тексте;  определять  их  роль  и    использовать  назывные  предложения  в  устной  и  письменной   речи.     Литература: И.С.Никитин «Ярко  звёзд  мерцанье…» , В. Песков «Средняя  полоса  России», К Бальмонт «Ветер.  Взморье.  Вздохи  ветра…» Оборудование: Плакат, алгоритм  действий,  карточки.        Ход  урока:    Оргмомент.    Сообщение  темы  урока.  Целеполагание. 1.Чтение  стихотворения  учителем. …Золотые  нивы.     Гладь  да  блеск  озёр.     Светлые  заливы,     Без  конца  простор.     Звёзды  над  полями,Глушь  да  камыши… (Иван  Саввич  Никитин.) ­   Знаете  ли  вы,  кто  автор  этих  строк? ­   При  прослушивании  этого  отрывка  ,  что   необычного  вы  заметили?       (Здесь  нет  глаголов) ­    Действительно,  одни  восхищались  тому,  как  можно без  глаголов  так  изобразить  красоту  мира.    Л.Толстой  отмечал: «…Нет  ни  одного  глагола.   Каждое  выражение – красота.»     Другие  усматривали  в  этой  безглагольности   посягательство  на  законы  поэтики.  А.Фет, А.Блок,  А.Цветаева,  Велимир  Хлебников  и  др.  поэты  часто   использовали  этот  приём. ­  Перед  вами  первых  две  строчки  этого  стихотворения. Выделите  грамматическую  основу. ­  Чем  выражена  грамматическая  основа? ­   Что  такое  имя  существительное? ­   Следовательно,  как  называются  такие  предложения? ­   Тема  нашего  урока  назывные  предложения.     ­   Р.,  определите  цели  урока:  что  вы  должны  узнать,  чему  научиться? (Плакат  на  доску)Оформление  записей  в  тетради ( число,  классная  работа,   назывные  предложения)    Изучение  нового  материала. 1.Работа  с  учебником  (с. 106),  24 (Самостоятельное  чтение  учащимися) ­  Составим  коллективный  план. 1.  Что  такое  назывные  предложения?             2.  Какое  время  выражают  назывные  предложения? 3.  В  каких  случаях  эти  предложения  приобретают указательное  значение? 4.  Где  и  с  какой  целью  употребляются  назывные   предложения? ( Отпечатанный  план  на  партах) ­  Обратимся  к  упр. 242     Задание.       1. Среди  первых  5  предложений  найдите   назывные.  Аргументируйте  ответ. 2.Обратите  внимание  :  чем  отличаются   назывные  предложения  друг  от  друга  по  структуре? ( Распространённые  и  нераспр.)­  А  теперь  мы  с  вами  окунёмся  в  мир  стихии  и   запишем  прекрасное  четверостишие  Константина   Дмитриевича  Бальмонта.  Вечер.  Взморье.  Вздохи  ветра. Величавый  возглас  волн. Близко  буря.  В  берег  бьётся Чуждый  чарам  чёрный  чёлн. ­ Найдите  назывные  предложения. Выделите   грамматическую  основу ­ Какая  картина  рисуется  в  вашем  воображении? ( Наступил  вечер.  Находимся  на  берегу  моря.  Дует   лёгкий  ветерок.  Волны  медленно ,  как  говорит  автор,   величаво  накатываются  на  берег.) ­ Рисуя  картину, вы  используете  двусоставные   предложения.  Подумайте,  почему  автор  использует   назывные  предложения? ( В  тексте  появляется  стремительность,  т.е.  динамичность  действия,  которое  происходит  в   настоящем  времени.  Автор  немногословно,  лаконично    обрисовывает  картину  приближения  бури.) ­ Р.,  давайте  обратим  внимание  на  орфограммы   данного  поэтического  текста. ­  Какие  слова  вам  непонятны? Найдём  их  в  толковом   словаре  С.И.Ожегова. (Величавый,  чары,  чёлн)­  Четверостишие  рисует  картину  приближающейся  бури. Какие  средства  выразительности  использует  автор? Эпитеты – величавый  возглас,  чуждый  чарам. (Они  создают  образ.) Метафоры – вздохи  ветра,  возглас  волн. (Очеловечивание  природы,  ощущение   волшебства.) ­ Какой  звук  повторяется  в  последней  строчке? ( Ч )­ какие  ассоциации  вызывает? Этот  приём  в  литературе  называется  звукопись. Закрепление. ­ Перед  вами  карточки  А,  Б,  В. Выберите  одну  из   карточек.  Внимательно  прочитайте  задание,  постарайтесь правильно  его  выполнить. КАРТОЧКА    А Объяснить  пропущенные  орфограммы.  Найти  назывные   предложения.  Выделить  грамматическую  основу.Град.  Иней.  Туманы  и  росы.  Изморозь,  белой   солью  лежащая  по  утрам  на  траве.  Вот  и   зимний  узор  на  окнах… Красота. ( В.Песков – журналист.  Из  статьи  «Средняя  полоса   России») КАРТОЧКА   Б Распространите  данные  предложения. Луна. Вечер. Утро. Лето. Ночь.                     КАРТОЧКА    В Напишите  сочинение – миниатюру  по  репродукции   картины  Б.В.Щербакова  «Русь  подмосковная» Подведение  итогов. ­ Вернёмся  к  плану  и  подведём  итоги  нашей  работы. ( Назывные  предложения  употребляются  в   художественной  литературе ( поэзии,  прозе),  в  газетных,журнальных  очерках  и  статьях.  Писатели  лаконично   рисуют  место  и  время  действия,  пейзаж.) Контроль  знаний.  Тест.* 1.  Найдите  назывные  предложения.      А)  Умную  голову  почитают  смолоду.      Б)  Тишина  и  безлюдье.      В)  Дрогнет  задетая  кем – то  ветка. 2.  Укажите  распространённые  назывные   предложения.      А) Мороз  и  солнце.      Б)  День  чудесный!      В)  Сосны,  кедры,  пихты,  ели. 3.  Найдите  назывное  предложение  с   указательным  значением.      А) Весна!      Б) Голубые  озёрца  льна.      В) Вот  и  родная  сторона!              Домашнее  задание                  ­ Красота  родного  края,  полная  поэзии  и  прелести   всегда  трогает  и  волнует  наше  сердце.  Поэтому   одним  из  вариантов  д/з  будет  написание  сочинения– миниатюры  на  одну  из  тем: «Ночная  тишина» ,  «Утро  в  лесу». Или  на  выбор  упр. 243 или 244. ( Написать  на  обратной  стороне    доски) Рефлексия. ­ Итак,  внимание.  Каковы  цели  урока?  Удалось  ли   их  реализовать? ­  Где  вы  сможете  применить    свои  знания? ( При  выполнении  творческих  заданий ,  например, заметки  в  газету) ­ Понравился  ли  вам  урок?  Когда  будете  выходить, оставьте  у  меня  на  столе    сигнальную  карточку   соответствующего  цвета. Самооценка