Урок по русскому языку на тему "ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ а - о, е – и" (10 класс)
Оценка 5

Урок по русскому языку на тему "ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ а - о, е – и" (10 класс)

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
10 кл—11 кл
05.01.2017
Урок по русскому языку на тему "ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ   а -  о, е – и" (10 класс)
Урок направлен на систематизацию знаний правописания корней с чередованием а-о, е — и и знакомство учащихся с правописанием новых корней с чередованием( –мак- - -мок-, -равн- - -ровн-, -скак- - -скоч-, -твар- - -твор-). Кроме того, работая с с художественными текстами, ребята развивают умение видеть, находить изобразительно - выразительные средства языка и вырабатывают навык комплексного анализа текста.Урок по русскому языку в 10 классе по правописанию чередующихся гласных в корне слова
Чередование гласных в корне слова.doc

МКОУ  Коршевская  СОШ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОТКРЫТЫЙ УРОК


ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

 

  10 КЛАСС

 

 

ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ

 

а -  о,     е – и.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коршево

     Цели урока: (слайд 2)

1) повторить и систематизировать изученный материал по теме «Правописание корней с чередованием а-о, е — и»;

2)познакомить учащихся с правописанием новых корней с чередованием( –мак- - -мок-, -равн- - -ровн-, -скак- - -скоч-, -твар- - -твор-);

3) развивать умение видеть, находить в художественном тексте изобразительно- выразительные средства языка, вырабатывать навык комплексного анализа текста, учить работать со словом с точки зрения не только грамматической, но и функционально- семантической;

4) воспитывать бережное отношение к слову, любовь к родному языку, интерес к творчеству писателей.

 

 

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, схемы-таблицы (рифмовки), словари, справочники,  раздаточный материал: тексты отрывка из статьи В. Астафьева «Имя Толстого свято», перфокарты, тесты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ХОД  УРОКА

I. Проверка домашнего задания.

 

1. Взаимопроверка домашнего упр. 120 по теме «Правописание приставок пре-, при-».

 

2.Повторение пройденного.

-Сегодня на уроке мы должны повторить правописание корней с чередованием  а-о, е-и и углубить свои знания в области истории языка. Запишем сегодняшнюю дату и тему урока: Правописание корней с чередованием а-о, е-

и».

-Что мы называем чередованием звуков?

- /При образовании и изменении слов в корне слова может происходить чередование, т. е. замена одного звука другим. Чередоваться могут и гласные, и согласные.

-Вспомните, кто из учёных- лингвистов занимался изучением данной проблемы?

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


(слайд 3)

-        Д. Н. Ушаков (1873- 1942), большой учёный, который посвятил всю жизнь русскому языку, прекрасно знал его и бесконечно любил. Он написал несколько работ о возникновении традиционного чередования в корнях слов. Д. Н. Ушаков – автор многих учебников, один из составителей «Орфографического словаря», который выдержал более 40 изданий. Он является автором и главным редактором  четырёхтомного  «Толкового словаря русского языка».

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


(слайд 4)

 

-        Р. И. Аванесов, ученик Д. Н, Ушакова, у него есть работы, посвящённые чередованию звуков.        

-        Итак, объектом сегодняшнего повторения являются гласные а – о, е – и в корнях с чередованием. Вспомните и скажите, в каких позициях могут находиться эти гласные?

-        В сильной – под ударением, в слабой – в безударном положении.

-        Как мы пишем гласную в сильной позиции?

-        Так, как слышим.

-        А в слабой позиции? Почему написание гласных в корнях с чередованием в слабой позиции вызывает трудности? Для написания этих корней нельзя, вы знаете, применить обычное правило проверки гласных через ударный звук. Как вы думаете, в таких случаях есть какие- либо условия написания гласных в корнях с чередованием?

-        Да. Написание гласных в таких корнях зависит от следующих условий:

1) от места ударения в слове;

2) от суффикса –а-, следующего за корнем;

3) от согласного в корне слова.

 

Написание корня зависит

от суффикса

          -а-

от места ударения

от согласного

от смысла

-каса-

         -кос-

а – если после корня стоит суф. –а-.

о, если нет суф. –а-

прикасаться, коснуться

 

-лага-  -лож-

положить, прилагать

искл, : полог

 

 

-бер-  -бира-

-дер- - дира-

-мер-  -мира-

-пер-  -пира-

-тер-  -тира-

-блест- -блиста-

-жег-  -жига-

-стел-  -стила-

-чет-  -чита-

искл.: сочетать, сочетание

 

-гор-  -гар-

 

загар, подгорелый

искл.: выгарки

 

 

  -зар-  -зор-

 

под удар. та буква, которую слышим, без ударения –а

зорька, зарница

искл.: зоревать

-раст-  -рос-

      -ращ-

 

выращенный, растение

искл.: росток, отрасль, ростовщик, Ростислав, Ростов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-        В таблице, которую составил ученик дома, обобщены данные о тех корнях, правописание которых подчиняется хотя и частным, но всё же закономерностям. Посмотрим, что получилось. Вы у себя в тетрадях должны заполнить такую же таблицу.

         (Отвечает ученик по таблице).

-        Теперь послушаем ученицу. Она расскажет о правописании корней с чередованием, которое зависит от места ударения.

-        Слова с корнем –зар- --зор- встречаются редко, они относятся к числу тех слов, которые называют явления природы.

         К. Г. Паустовский считает слова с этим корнем поэтическими.

         «Само звучание слова зарница как бы передаёт блеск далёкой молнии.                      

Чаще всего зарницы бывают в июле, когда созревают хлеба. Поэтому и существует народное поверье, что зарницы «зарят хлеб» - освещают его по ночам – и от этого хлеб наливается быстрее.

         Рядом с зарницей стоит в одном поэтическом ряду слово заря – одно из прекраснейших слов русского языка…

         Северные белые ночи Ленинграда – непрерывная вечная заря или, пожалуй, соединение двух зорь – вечерней и утренней.

         Никто не сказал об этом с такой поразительной точностью, как А. С. Пушкин:

…И, не пуская тьму ночную

На золотые небеса,

Одна заря сменить другую

Спешит, дав ночи полчаса.

         Эти строки – не только вершина поэзии. В них не только точность, душевная ясность и тишина. В них ещё все волшебство русской речи. ( К. Г. Паустовский.  «Золотая роза»).

        

         III. Объяснение нового материала.

В процессе объяснения ученик продолжает заполнять таблицу.

         1. Если следовать принципу написания орфограмм с чередованием гласных, зависящих от суффикса – а-, то здесь нужно назвать и корни с чередованием –а(я)- -им-, -а(я)- -ин-. Сочетания –им- (-ин-) пишутся в том случае, если после них стоит суффикс –а- (сжимать – сжать, снимать – снять).

         2. Среди корней, написание которых зависит от места ударения, выделяют ещё и такие корни:

-клан - -клон-,

-твар - -твор-,

-плав - - плов-.

         Под ударением в двух корнях пишется та буква, которую слышим, без ударения – о (кланяться – поклониться – поклонение, творчество – творить – творец; искл.: утварь (устар.).

         В корне – плав- гласный может быть ударным и безударным: плавать, плавучесть, поплавок. Корень – плов- встречается в двух словах: пловец, пловчиха.

         3. Среди корней, написание которых зависит от согласного, выделяют корень –скак-  -скоч-. Правило нам знакомо: перед к пишем а, перед ч пишем о (скакать – выскочишь; искл.: скачок, скачу).

         4. И наконец, четвёртая группа корней, где происходит чередование. Их написание зависит от смысла, значения. Таких корней всего две пары:

- мак- -мок-,

- равн- -ровн-.

Корни – мак- -мок- встречаются тогда, когда говорится, что кто-то или что-то становится мокрым. Мокрым можно стать в двух случаях:

         а) вода просочилась сквозь вещь, пропитала её. В этом случае говорят, что вещь промокает, тогда пишем корень –мок- (промокающий, непромокаемый);

         б) берут что-то и окунают в воду, макают (хлеб в молоко, перо в чернила). Здесь пишем корень – мак-.

-мак- = погружать в жидкость,

обмакнуть,

-мок- = пропускать жидкость,

вымокнуть.

 

         -Сформулируйте правило правописания корня –мак- -мок-

-Слова, обозначающие то, что пропиталось жидкостью, пишем с корнем –мок-, слова, обозначающие то, что окунают в жидкость, пишем с корнем –мак-.

         -И корень –равн- -ровн-. Предметы могут быть равными и ровными. Как, по –вашему, это одно и тоже или нет?

         -Нет.

- Ровным называют всё прямое, гладкое. Если нужно сделать что-то прямым, гладким, мы говорим: сровнять, заровнять, выровнять. Разные предметы могут быть в чём-то одинаковыми. Например, два непохожих предмета могут быть одинакового веса. Тогда мы говорим, что они равны по весу. Разные люди могут быть одного возраста. Они равны по возрасту. Каков вывод?

-равн- = «равный, одинаковый»,

-ровн- = «ровный, прямой».

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Ровная неравнина. (слайд 5)

         Трудности возникают из-за того, что связи между морфемами подчас бывают сложные, их не так-то легко установить.

Пример: пишется равнина, с буквой а. Но ведь хочется так определить: равнина- это ровное место, ро-о-о-овное! Почему же пишется буква а?

Посмотрим рисунки. Вот это равнина? Место ровное, без бугров и колдобин. Но не равнина.

Для равнины нужно, чтобы место было горизонтально- плоское! То есть, чтобы все ее точки были на равном расстоянии от уровня моря. На р-а-а-авном! Поэтому она – равнина.

Выяснилось, что одну и ту же корневую морфему имеют слова равный и равнина. Помните: морфема при проверке должна быть и та же – одна по смыслу! И по фонемному составу! Мы и нашли такую проверку, но чуть было не ошиблись.

Да, отождествлять фонемы не всегда легко!

(По книге М. В. Панова  «Занимательная орфография».)

 

         -Мы закончили составление таблицы и теперь имеем полное представление об исторических чередованиях в корнях слов.

IV. Закрепление нового материала.

1.    Пользуясь таблицей, ребята выполняют работу по перфокарте: вставляют букву-орфограмму в корнях с чередованием. Цель работы: выяснить уровень усвоения пройденного материала./После выполнения работы собираются и оцениваются./

Текст для перфокарты.

         Дни были невыносимо жаркие, г..рячие, но в небольшом дубовом лесочке стояла живительная свежесть. Глянцевитые листья р..стений свежи, будто их только что обм..кнули в бл..стящий воск. На торфянистой почве в изобилии произр..стают целые семьи грибов. Из чащобы на опушку выск..чил заяц, потихоньку стал проб..раться от деревца к деревцу.  А впереди расст..лалась р..внина. Лучи солнца к..сались верхушек деревьев.

         Но вот и вечер. Скоро подн..мется луна, оз..рит таинственным светом всю окрестность, на небе заг..рятся звёзды. И начнётся великое таинство ночи.

 

V. Работа с текстом.

         Прочитайте начало статьи В. Астафьева «Имя Толстого свято» (1978г.). Объясните смысл названия.

 

         Одно из самых ярких воспоминаний моего детства по какому-то капризу судьбы или закономерности её связано со Львом Николаевичем Толстым. В деревенской школе, куда я пришёл учиться в первый класс осенью тысяча девятьсот тридцать второго года, приезжий учитель прочёл нам, сельским детям, ещё не умеющим читать, рассказ о Жилине и Костылине. Это было такое потрясение, что я долго не мог ничего более слушать и воспринимать, с криком вскакивал по ночам и всё время пытался пересказать жуткую историю о двух русских солдатах, бежавших из плена, всем, кто желал её слушать...

VI. Подведение итогов урока.

         -Что нового вы узнали о корнях с чередованием?

         -Как будем узнавать новую орфограмму? Каковы опознавательные признаки изученной орфограммы?

 

VII. Домашнее задание.(слайд 6)

 

§7, упр. 126; составить свой текст, где встретятся слова, в которых есть корни с чередованием.

 

 

 

 

 

 


МКОУ Коршевская СОШ

МКОУ Коршевская СОШ

Цели урока: (слайд 2) 1) повторить и систематизировать изученный материал по теме «Правописание корней с чередованием а-о, е — и»; 2)познакомить учащихся с правописанием новых…

Цели урока: (слайд 2) 1) повторить и систематизировать изученный материал по теме «Правописание корней с чередованием а-о, е — и»; 2)познакомить учащихся с правописанием новых…

ХОД УРОКА I . Проверка домашнего задания

ХОД УРОКА I . Проверка домашнего задания

Он написал несколько работ о возникновении традиционного чередования в корнях слов

Он написал несколько работ о возникновении традиционного чередования в корнях слов

Как вы думаете, в таких случаях есть какие- либо условия написания гласных в корнях с чередованием? -

Как вы думаете, в таких случаях есть какие- либо условия написания гласных в корнях с чередованием? -

Что нового вы узнали о корнях с чередованием? -Как будем узнавать новую орфограмму?

Что нового вы узнали о корнях с чередованием? -Как будем узнавать новую орфограмму?

Среди корней, написание которых зависит от места ударения, выделяют ещё и такие корни: -клан - -клон-, -твар - -твор-, -плав - - плов-

Среди корней, написание которых зависит от места ударения, выделяют ещё и такие корни: -клан - -клон-, -твар - -твор-, -плав - - плов-

Нет. - Ровным называют всё прямое, гладкое

Нет. - Ровным называют всё прямое, гладкое

Да, отождествлять фонемы не всегда легко! (По книге

Да, отождествлять фонемы не всегда легко! (По книге

Что нового вы узнали о корнях с чередованием? -Как будем узнавать новую орфограмму?

Что нового вы узнали о корнях с чередованием? -Как будем узнавать новую орфограмму?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2017