Технологическая карта по теме "Омонимы" предназначена для 5 класса. Учащиеся более подробно знакомятся с темой, учатся находить в тексте и в толковом словаре омонимы, отличать их от многозначных слов, определять виды омонимов. Умеют оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других
Ф.И.О. Алиева З.К.
Предмет: русский язык
Класс: 5
Тип урока: Изучение нового материала
Технологическая карта изучения темы
Тема
Цели
Планируемый результат
Омонимы
Образовательные: Научиться находить омонимы в толковом словаре, отличать их от многозначных слов.
Способствовать развитию связной речи, памяти, произвольного внимания, нагляднообразного мышления.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Формировать УУД:
ЛичностныеУУД: способность самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по
коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие
после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания: находить
ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Предметные:
Знать определение понятия «Омонимы».
Уметь находить в тексте и толковом словаре омонимы, отличать их от многозначных слов, определять виды
омонимов.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать
последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность
выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии споставленной задачей; высказывать своё предположение. (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать
новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и
Лексика, лексическое значение слова, омонимы, однозначные и многозначные слова, метафора.
Литература
Учебник по русскому языку для 5 класса;
Толковый словарь
Фронтальная работа, индивидуальная работа
Основные понятия
Межпредметные связи
Ресурсы:
основные
дополнительные
Организация пространства
Технология проведения
Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Задания для учащихся, выполнение которых
приведёт к достижению запланированных
результатов
Планируемые результаты
Предметные
УУД
I. Мотивация к учебной
деятельности (2 мин)
Цели: осознанное
вхождение
обучающихся в
пространство
учебной
деятельности,
создание
предпосылок для
эмоционально
комфортной
обстановки на
уроке;
установить
Приветствуют
учителя,
проверяют
готовность к
уроку,
психологически
настраиваются на
урок.
Проговаривают
девиз урока.
.Проверка
готовности к уроку.
Психологический
настрой
Прозвенел звонок и смолк.
Начинается урок.
Вот книжки на столе,
А вот тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки,
И не досуг дуть на корабль бумажный.
Сегодня у ребят урок уж очень важный.
Послушайте стихотворение. Определите
лексическое значение слова, которое
встречается 4 раза.
Смотрит зайка косой,
Как девчонка с косой
За речною косой
Травы косит косойтематические
рамки;
уточнить тип
урока и наметить
шаги учебной
деятельности;
организовать
II.
Формулирование
темы урока, постановка
цели (3 мин)
Цели:
Цели:
формулирование
темы
учащимися;
организовать
постановку цели
урока учащимися.
урока
(Я..Козловский)
Послушайте стихотворение.Определите
лексическое значение слова, которое
встречается 4 раза.
Смотрит зайка косой,
Как девчонка с косой
За речною косой
Травы косит косой
(Я..Козловский)
Слушают,
формулируют
тему,
называют
урока
цели
Организует
формулирование
темы
учащимися.
урока
Организует
постановку цели
урока учащимися.
III. Изучение нового
(10 мин)
Цели:
организация
совместного
открытия нового
Делают выводы,
проговаривают
ответы на вопросы
учителя.
Организует работу
по теме.
Что удивительного в этом
стихотворении? С каким явлением
вы встретились
отличать
Уметь
многозначные
слова от омонимов
Уметь
проговаривать
последовательность
действий на уроке
(Регулятивные
УУД).
Уметь
преобразовывать
информацию из
одной формы в
другую
(Познавательные
УУД).
Уметь оформлять
свои мысли в
устной
форме
(Коммуникативно
е УУД)знания;
формулирование
нового понятия,
построение
алгоритма
деятельности по
новой норме,
построение
совместной
деятельности.
Определяют тип
урока и его
значение.
Делают выводы,
проговаривают
ответы на вопросы
учителя.
Определяют тип
урока и его
значение.
Один
ученик
работает у доски.
Остальные
записывают
предложения,
разбирают
орфограммы и
пунктограммы,
составляют схемы
предложений.
Определяют
метафоры, дают
Ребята, записываем предложения:
Улыбнулись сонные березки,
растрепали шелковые косы.
Вот солнце в облаках мигает, и иней
на снегу сверкает.
Найдите в предложениях метафоры и
дайте ей определение.
Лексика – очень богатая страна. В
ней много одинаковых слов, и мы
иногда с трудом разбираемся в их
истинных лексических значениях.
Заглянем в одно племя, они себя
называют двойниками, что значит
одинаковыми.
Послушайте текст «О вреде яблок
и пользе конфет»(По А.Реште).
На чём основан шуточный смысл
рассказа?
Сколько предметов определяет слово
«коса»?
одинаково ли пишутся они?
Запись определения нового понятия.
Омонимы (от греч. «омос», что
значит «одинаковый» и «онима»
имя). Слова одинаковые по звучанию
Личностные УУД:
установка на
здоровый образ
жизни и ее
реализация на
уроке.определение
понятия
«метафора».
Делают выводы,
проговаривают
ответы на вопросы
учителя.
Записывают
определения
нового понятия
«омонимы».
Проговаривают
тему урока.
и написанию, но разные по значению.
Итак, давайте зайдем в гости к
племени двойников. Они решили вас
спросить.
Определите, о каких предметах
говорится в в загадке. Внимание!
В бою и рубят, и взрывают, а
В воде он медленно плывет, в
Нас много в играх набирают, а
1.
иногда и на нос надевают.
2.
после боя развлекают.
3.
станке летает взадвперед.
4.
– под мостом.
5.
Из земли я воду извлекаю, я
ваши вещи сохраняю, законы музыки
пишу и ничего в вознагражденье не
прошу.
На лугу – с хвостом, без хвоста
А теперь еще задание предлагает вам
сама королева Лексика.
Определите в предложениях и
словосочетаниях, где многозначные
слова, а где омонимы. Слушайте
внимательно:
Грянул гром.
Раздался гром
Уметь оформлять
свои мысли в
устной
форме
(Коммуникативны
е УУД).
Уметь
ориентироваться в
своей
системе
знаний,
отличать
новое от уже
известного
с
помощью учителя
(Познавательные
УУД).
Уметь обобщать,
делать выводы
(Познавательные
УУД)аплодисментов. Звенел серебряный
колокольчик. У певца серебряный
голос. Дневной жар спал. Малыш
крепко спал. Часы идут верно. Идут
дни за днями.
Являются ли предложенные слова
омонимами?
Грипп – гриб, белки – белки, зебра –
зебра, вода стекла – ваза из стекла.
Таким образом, слова, которые
пишутся и произносятся одинаково,
называются лексическими
омонимами.
Слова, которые пишутся поразному,
но произносятся одинаково, –
фонетические омонимы (омофоны).
Слова, которые пишутся одинаково,
но поразному произносятся,
графические омонимы (омографы).
И слова, которые пишутся и
произносятся
но
относятся к разным частям речи,
называют
грамматическими
омонимами (омоформы)
одинаково,
IV. Закрепление нового
(15 мин)
Цель:
Цель:
организация
Отгадывают
предметы,
определяют
Организует
правильное
выполнение задания
Физкультминутка(2мин.)
Тренировочное упражнение.
Составьте
и
запишите
Уметь определять исходя
из контекста прямое и
переносное
значение
слова
Уметь обобщать,
делать выводы
(Познавательные
УУД)
парныеи
правильного
выполнения
задания
проговаривания
нового знания в
речи,
организация
первичного
закрепления
построенного
алгоритма.
лексическое
значение слов,
доказывают, что
данные слова
являются
омонимами.
Работают со
словарями.
Определяют и
доказывают, где
многозначные
слова, а где
омонимы.
и проговаривания
нового знания в
речи.
Организует
первичное
закрепление
построенного
алгоритма.
Вводит
понятия.
новые
с
словосочетания
многозначными
словами,используя их в прямом и переносном
значении.
Золотой,теплые.ледяной,горит,светится,усн
ул.
Уметь
ориентироваться в
своей
системе
знаний,
отличать
новое от уже
известного
с
помощью учителя
(Познавательные
Контролирующее
V.
задание (12 мин)
Цель:
проверить умение
определять виды
омонимов
(лексические
омонимы,
фонетические
омонимы,
Выражают свои
мысли.
Один ученик
работает у доски.
Остальные делают
записи в тетрадях.
Организует
правильное
выполнение задания
учениками.
Отвечают
на
Определяем виды омонимов:
Бабочка (насекомое) – бабочка
(галстук); порог – порок, бал – балл,
печь пироги – поставили на печь,
пчелиный рой – рой землю, три
(числит.) – три (глагол), замок –
замок, полки – полки.
Уметь определять
вид омонимов
Уметь планировать
свои действия в
соответствии
с
поставленной
задачей
(Регулятивные
УУД)
Уметь
преобразовывать
информацию изграфические
омонимы,
грамматические
омонимы).
вопросы,
обобщают
изученное.
одной формы в
другую
(Познавательные
УУД)
. Отвечают на
вопросы учителя.
По
схеме
рассказывают, что
узнали,
знают,
смогли.
Делают
самооценку своей
деятельности на
уроке.
Реализует
рефлексивный
алгоритм: «Я» (как
чувствовал себя, с
каким настроением
работал,
доволен
ли собой),
Организует
фиксирование
содержания.
Организует
рефлексию.
Организует
самооценку
учебной
деятельности.
. Мы переходим к последнему этапу
работы на уроке и подводим итог
своей деятельности.
Какую цель ставили? Достигли
цели?
Какая тема урока была?
Расскажите по схеме о своих
достижениях (Я знаю, запомнил, смог)
на уроке.
Оцените свою деятельность на
уроке,заполнив таблицуоценок
VII. Рефлексия учебной
деятельности на уроке
(3 мин)
Цели:
зафиксировать
новое содержание
урока;
рефлексию
самооценку
учениками
собственной
учебной
деятельности.
организовать
и
Элемент
личностно
ориентированной
технологии
обучения
Уметь
проговаривать
последовательность
действий на уроке
(Регулятивные
УУД).
Уметь оценивать
правильность
выполнения
действия на уровне
адекватной
ретроспективной
оценки.
(Регулятивные
УУД).
Способность
к
самооценке
на
основе критерия
успешности
учебной
деятельности
(Личностные
УУД).VIII.Домашнее задание Осуществляют
выбор с учётом
своих интересов и
способностей
Обеспечить понима
ние обучающихся
цели, содержания и
способов
выполнения
домашнего задания
Для 1группы:
написать лингвистическую сказку об
омонимах.
Для2 группы:
задание: параграф 67, упр. 347
Оценивает свои реальные
возможности