Урок по русскому языку "Омонимы" (5 кл)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 24.06.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Технологическая карта по теме "Омонимы" предназначена для 5 класса. Учащиеся более подробно знакомятся с темой, учатся находить в тексте и в толковом словаре омонимы, отличать их от многозначных слов, определять виды омонимов. Умеют оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других
Иконка файла материала Омонимы 5 кл урок рус.яз.docx
Ф.И.О. Алиева З.К. Предмет: русский язык Класс: 5 Тип урока: Изучение нового  материала Технологическая карта изучения темы  Тема Цели Планируемый результат Омонимы Образовательные: Научиться находить омонимы в толковом словаре, отличать их от многозначных слов. Способствовать развитию связной речи, памяти, произвольного внимания, наглядно­образного мышления. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе. Формировать УУД: ­ ЛичностныеУУД:  способность  самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности ­  Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по   коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной  оценки;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие  после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. ­ Коммуникативные УУД:  умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. ­  Познавательные УУД:   умение  ориентироваться  в своей системе знаний; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Предметные: Знать определение понятия «Омонимы». Уметь  находить  в тексте  и  толковом  словаре  омонимы,  отличать  их  от  многозначных  слов,  определять  виды омонимов.  Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать  последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность  выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  планировать своё действие в соответствии споставленной задачей; высказывать своё предположение.  (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.  (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и Лексика, лексическое значение слова, омонимы, однозначные и многозначные слова, метафора. Литература ­ Учебник по русскому языку для 5 класса; ­Толковый словарь Фронтальная работа, индивидуальная работа Основные понятия Межпредметные связи  Ресурсы: ­ основные ­ дополнительные Организация пространства  Технология проведения Деятельность учеников Деятельность учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результаты  Предметные УУД I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цели: ­ осознанное  вхождение  обучающихся  в  пространство  учебной  деятельности,  создание  предпосылок для  эмоционально  комфортной  обстановки на  уроке;   ­ установить  Приветствуют  учителя,  проверяют  готовность к  уроку,  психологически  настраиваются на  урок. Проговаривают девиз урока. .Проверка готовности к уроку. Психологический настрой Прозвенел звонок и смолк. Начинается урок. Вот книжки на столе, А вот тетрадки, Не хочется играть сегодня в прятки, И не досуг дуть на корабль бумажный. Сегодня у ребят урок уж очень важный. Послушайте стихотворение. Определите  лексическое значение слова, которое  встречается 4 раза. Смотрит зайка косой, Как девчонка с косой За речною косой Травы косит косойтематические  рамки; ­ уточнить тип  урока и наметить  шаги учебной  деятельности;  организовать II.   Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин) Цели:  Цели:  ­ формулирование темы учащимися; ­ организовать постановку   цели урока учащимися. урока         (Я..Козловский) Послушайте стихотворение.Определите  лексическое значение слова, которое  встречается 4 раза. Смотрит зайка косой, Как девчонка с косой За речною косой Травы косит косой   (Я..Козловский) Слушают, формулируют тему, называют урока   цели Организует формулирование темы учащимися.   урока Организует постановку   цели урока учащимися. III. Изучение нового  (10 мин) Цели: организация совместного открытия   нового Делают   выводы, проговаривают ответы на вопросы учителя. Организует   работу по теме. Что   удивительного   в   этом стихотворении?­   С   каким   явлением вы встретились   отличать Уметь многозначные  слова от омонимов Уметь   проговаривать последовательность действий   на   уроке (Регулятивные УУД). Уметь  преобразовывать  информацию из  одной формы в  другую  (Познавательные  УУД). Уметь   оформлять свои   мысли   в устной   форме (Коммуникативно е УУД)знания; ­формулирование нового понятия, ­построение алгоритма деятельности   по новой норме,  ­построение совместной деятельности.   Определяют   тип урока   и   его значение. Делают   выводы, проговаривают ответы на вопросы учителя. Определяют   тип урока   и   его значение.   Один ученик работает у доски.  Остальные  записывают  предложения,  разбирают  орфограммы и  пунктограммы,  составляют схемы  предложений. Определяют  метафоры, дают  Ребята, записываем предложения:      Улыбнулись   сонные   березки, растрепали шелковые косы. Вот солнце в облаках мигает, и иней на снегу сверкает.  ­Найдите в предложениях метафоры и дайте ей определение.  ­Лексика   –   очень   богатая   страна.   В ней   много   одинаковых   слов,   и   мы иногда   с   трудом   разбираемся   в   их истинных   лексических   значениях. Заглянем   в   одно   племя,   они   себя называют   двойниками,   что   значит одинаковыми.  Послушайте текст «О вреде яблок и пользе конфет»(По А.Реште). На   чём   основан   шуточный   смысл рассказа? ­Сколько предметов определяет слово «коса»? ­ одинаково ли пишутся они? Запись   определения   нового   понятия. Омонимы  (от   греч.   «омос»,   что значит   «одинаковый»   и   «онима»   ­ имя). Слова одинаковые по звучанию Личностные УУД:  установка на  здоровый образ  жизни и ее  реализация на  уроке.определение  понятия  «метафора». Делают выводы,  проговаривают  ответы на вопросы учителя. Записывают   определения  нового понятия  «омонимы». Проговаривают тему урока. и написанию, но разные по значению.  ­Итак,   давайте   зайдем   в   гости   к племени двойников. Они решили вас спросить.  Определите,   о   каких   предметах говорится в в загадке. Внимание! В   бою   и   рубят,   и   взрывают,   а В   воде   он   медленно   плывет,   в Нас много в играх набирают, а 1. иногда и на нос надевают.  2. после боя развлекают.  3. станке летает взад­вперед. 4. – под мостом.  5. Из     земли   я   воду   извлекаю,   я ваши вещи сохраняю, законы музыки пишу   и   ничего   в   вознагражденье   не прошу.  На лугу – с хвостом, без хвоста ­ А теперь еще задание предлагает вам сама королева Лексика.  ­   Определите   в   предложениях   и словосочетаниях,   где   многозначные слова,   а   где   омонимы.   Слушайте внимательно:  Грянул   гром.   Раздался   гром Уметь   оформлять свои   мысли   в устной   форме (Коммуникативны е УУД). Уметь ориентироваться   в   своей системе знаний,   отличать новое   от   уже известного с помощью   учителя (Познавательные УУД). Уметь обобщать,  делать выводы  (Познавательные  УУД)аплодисментов.   Звенел   серебряный колокольчик.   У   певца   серебряный голос.   Дневной   жар   спал.   Малыш крепко спал. Часы идут верно. Идут дни за днями.  ­Являются ли предложенные слова  омонимами?  Грипп – гриб, белки – белки, зебра –  зебра, вода стекла – ваза из стекла.   ­ Таким образом, слова, которые  пишутся и произносятся одинаково,  называются лексическими  омонимами.  ­ Слова, которые пишутся по­разному, но произносятся одинаково, –  фонетические омонимы (омофоны).  ­ Слова, которые пишутся одинаково,  но по­разному произносятся, ­  графические омонимы (омографы).    ­   И   слова,   которые   пишутся   и произносятся но относятся   к   разным   частям   речи, называют грамматическими омонимами (омоформы) одинаково,       IV. Закрепление  нового (15 мин) Цель: Цель:  ­ организация   Отгадывают  предметы,  определяют  Организует  правильное  выполнение задания Физкультминутка(2мин.) Тренировочное упражнение. Составьте и     запишите Уметь определять исходя из   контекста   прямое   и переносное значение слова   Уметь обобщать,  делать выводы  (Познавательные  УУД)   парныеи правильного выполнения задания проговаривания нового   знания   в речи, организация первичного закрепления построенного алгоритма. лексическое  значение слов,  доказывают, что  данные слова  являются  омонимами.    Работают со  словарями. Определяют и  доказывают, где  многозначные  слова, а где  омонимы.  и проговаривания  нового знания в  речи.  Организует  первичное  закрепление  построенного  алгоритма.  Вводит понятия.   новые   с словосочетания   многозначными словами,используя их в прямом и переносном значении. Золотой,теплые.ледяной,горит,светится,усн ул. Уметь ориентироваться   в   своей системе знаний,   отличать новое   от   уже известного с помощью   учителя (Познавательные     Контролирующее V. задание (12 мин) Цель: ­  ­ проверить умение определять   виды омонимов (лексические омонимы, фонетические омонимы, Выражают   свои мысли.    Один ученик  работает у доски.  Остальные делают записи в тетрадях. Организует правильное выполнение задания учениками. Отвечают   на Определяем виды омонимов:  Бабочка (насекомое) – бабочка  (галстук); порог – порок, бал – балл,  печь пироги – поставили на печь,  пчелиный рой – рой землю, три  (числит.) – три (глагол), замок –  замок, полки – полки.  Уметь   определять вид омонимов   Уметь   планировать свои   действия   в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД) Уметь преобразовывать информацию   изграфические омонимы, грамматические омонимы).   вопросы, обобщают изученное.   одной   формы   в другую (Познавательные УУД) .  Отвечают   на вопросы учителя.    По схеме рассказывают,   что узнали, знают, смогли.   Делают самооценку   своей деятельности   на уроке. Реализует рефлексивный алгоритм: «Я» (как чувствовал   себя,   с каким   настроением работал,   доволен ли собой), Организует фиксирование содержания. Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. . ­ Мы переходим к последнему этапу работы   на   уроке   и   подводим   итог своей деятельности. ­   Какую   цель   ставили?   Достигли цели? ­ Какая тема урока была? Расскажите   по   схеме   о   своих достижениях (Я знаю, запомнил, смог) на уроке. ­   Оцените   свою   деятельность   на уроке,заполнив таблицуоценок ­ VII. Рефлексия учебной деятельности   на   уроке (3 мин) Цели:  зафиксировать новое   содержание урока; ­  рефлексию самооценку учениками собственной учебной деятельности. организовать и   Элемент личностно­ ориентированной технологии обучения   Уметь проговаривать последовательность действий   на   уроке (Регулятивные УУД). Уметь   оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе   критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).VIII.Домашнее задание Осуществляют выбор   с   учётом своих интересов и способностей Обеспечить понима­ ние   обучающихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания Для 1группы: написать  лингвистическую сказку об  омонимах. Для2 группы: задание: параграф  67, упр. 347 Оценивает   свои   реальные возможности