Предмет: русский язык
Класс: 4 «В» «Система развивающего обучения Л.В. Занкова»
Тема урока: «Спряжение глагола»
Форма урока: открытие нового знания
Методы и приемы обучения: частичнопоисковый, репродуктивный; беседа,
фронтальный опрос, работа с учебником, практическая работа.
Используемые технологии: технология деятельностного метода обучения.
Цель:
создать условия для формирования понятия «спряжение глагола».
Задачи:
Обучающие:
формировать умение определять спряжение у глаголов с ударным окончанием;
закрепить знания о глаголе.
Развивающие:
развивать познавательную активность, самооценку, интерес к предмету; умение
анализировать, сравнивать, обобщать.
Воспитывающие:
воспитывать коммуникативную культуру учащихся при работе в парах;
воспитывать волевые качества;
прививать любовь к русской литературе на образцах произведений А.С.
Пушкина и И.А. Крылова.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь определять грамматические признаки глаголов, уметь
определять спряжение глаголов с ударными личными окончаниями.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критериев
успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать
свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в
учебном материале; осуществлять контроль под руководством учителя и
самостоятельно; вносит необходимые коррективы в действие после его
завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
принимать участие при работе в парах; выполнять учебные действия в
устной и письменной форме.
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний:
отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить
ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на
уроке; кодировать и перекодировать информацию в знаково
1 символической или графической форме; делать выводы о результатах
совместной работы, самостоятельно строить выводы на основе сравнения.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других; принимать участие в работе парами,
используя речевые коммуникативные средства; контролировать свои
действия в коллективной работе.
Оборудование: учебник Нечаева Н.В., Яковлева С.Г. Русский язык. 4 класс,
карточки личного контроля, карточки для работы в парах (два вида для работы
на разных этапах урока), кластер, интерактивная доска SmartBoard.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание
I.
Мотивация к учебной деятельности.
Цель: создать условия для осознанного вхождения учащихся в учебную
деятельность.
Приветствуют
учителя, друг друга.
Положительный настрой
Ребята, я очень рада видеть ваши
добрые лица. Давайте улыбнемся,
оглянемся вокруг и подарим частичку
своего хорошего настроения друг
другу. Помните – улыбаясь, мы
улучшаем свое здоровье и делаем
прекраснее окружающий нас мир.
Итак, начинаем урок русского языка.
Оценивать свою работу на уроке вы
будете в Карточке личного контроля.
Взаимодейст
вуют в малых
группах (в
парах)
Прием
«Предъявлен
ие
требований»
II.
Актуализация знаний и пробное учебное действие.
Цель: создать условия для актуализации знаний учащихся.
Словарная работа
Расшифруйте анаграммы. Запишите
слова.
ИИДТ ЛАЕЛЯ ЕЙГОР
ЯРЗА
Проверка
Какие слова записали?
Записывают слова.
ИД (стр. 1)
Идти, аллея, герой,
заря.
2 Какое слово лишнее в этом ряду?
Почему?
О какой части речи пойдет разговор
на уроке?
Сегодня вы узнаете о нем чтото
новое.
Но для этого вам необходимо
вспомнить все, что уже знаете о
глаголе.
Что же может рассказать о себе
глагол7
Идти.
Это глагол, все
остальные слова –
существительные.
О глаголе.
Актуализаци
я знаний
Заполняют карточку
личного контроля», 1
этап
Карточка
личного
контроля
III.
Выявление места и причины затруднения.
Цель: создать условия для обсуждения затруднения.
Обсудите в парах, что расскажет о
себе глагол.
Давайте проверим, как вы выполнили
работу.
часть
обознач
аю
отвечаю
на
вопросы
имею
в
предло
жении
Я
глаг
ол
речи
действие
предмета
что делает? что
что
делают?
делал?
что
делать? и т.д.
начальную
(неопределенную
форму)
чаще всего бываю
сказуемым
У детей карточка, они
заполняют ее,
работая в парах.
Работа в
парах
Учащиеся отвечают
на вопрос.
После ответа
открывается
очередная строка
таблицы.
ИД (стр. 2)
(правая
часть
таблицы
закрыта
шторкой)
3 6ой признак не
открыли.
Затруднение
имею
граммат
ические
признак
и
1. время
2. число
3. лицо
4. род
(в
прошедшем
времени)
5. вид
6. спряжение
IV.
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
Цель: создать условия для проговаривания темы урока, постановки целей урока;
построить проект выхода из затруднения.
Давайте определим ,
Какова же тема сегодняшнего урока?
Сформулируйте цель урока.
Что мы будем делать, чтобы достичь
поставленной цели?
Молодцы! Вы хорошо помогли
глаголу и успешно прошли 2 этап
урока. Заполните «Карточку личного
контроля».
Новый признак
глагола.
Узнать, как
называется новый
грамматический
признак глагола;
учиться определять
этот новый признак у
глагола.
Составление плана.
1. Наблюдать
2. Сделать вывод
3. Проверить вывод
4. Применить
(знания)
Заполняют карточку
личного контроля.
Планировани
е
Карточка
личного
контроля
V.
Открытие «нового» знания.
Цель: организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации
построенного проекта; решение устной задачи; открытие нового знания.
Проблемная ситуация.
1. Вставьте в предложения
Наблюдение
4 глагол «идти» в нужной
форме.
2. Как изменяется глагол?
3. Сделайте вывод о новом
грамматическом признаке.
Назовите его.
Я ________________ по аллее.
Ты __________________ по
аллее.
Он ________________ по аллее.
Мы _________________ по
аллее.
Вы _______________ по аллее.
Они _________________ по
аллее.
Поверка по эталону.
Сделайте вывод о новом
грамматическом признаке.
Как думаете, как он называется?
(Придумайте название сами.)
Где можно проверить, как же
называется новый признак глагола?
Прочитайте.
Как же называется новый
грамматический признак?
Что такое спряжение?
У детей карточка.
Работа в
парах
Дети работают над
кластером.
Новый грамматический
признак – изменение
глагола по лицам и
числам.
Ответы детей.
В учебнике прочитать
правило.
Правило, уч. с. 55
Спряжение.
Изменение по лицам и
числам.
Глаголы могут быть
первого и второго
спряжения.
Оформление
записи на
кластере
ИД (стр. 3)
Делают
вывод
Проверяют
вывод
Работа с
учебником
Спряжение
Что нового узнали из правила?
Учащиеся слушают
сказку.
Дидактическ
ая сказка
Послушайте сказку о новом
грамматическом признаке глагола.
Может, чтото еще узнаете о новом
грамматическом признаке…
У (Ю)
ЕШЬ
ИШЬ
ЕТ ИТ
ЕМ
ИМ
5 (Учитель рассказывает сказку.)
Жилибыли глагольчики У (
Ю), ЕШЬ, ЕТ, ЕМ, ЕТЕ, УТ (
ЮТ) и –ИШЬ, ИТ, ИТЕ, АТ (
ЯТ). Дружно жили.
Но однажды прилетел дракон.
Глагольчики ЕШЬ, ЕТ, ЕМ, ЕТЕ,
УТ, ЮТ испугались и вытолкали
своего братца со словами: «ЕШЬ,
ЕШЬ!» «Да уж, ЕМ, ЕМ»,
улыбнулся дракон.
А остальные (ИТ, ИМ, ИШЬ,
ИТЕ, АТ, ЯТ) оказались
смельчаками: «ИШЬ какой
шустрый! ИШЬ чего захотел! ИМ,
драконам, только позволь!» И
выгнали дракона из города.
С тех пор трусишки и
смельчаки поссорились и живут в
разных городах: Первоспряженске и
Второспряженске. Правит обоими
городами мэр Ударение.
Какие глаголы относятся к 1
спряжению? А ко 2ому?
Тогда к какому же спряжению
относится глагол «идти».
Закончился 3 этап урока. Заполните
«Карточку личного контроля».
ЕТЕ
ИТЕ
УТ (ЮТ)
АТ (
ЯТ)
ИД
(иллюстраци
я сказки)
ИД (стр. 4)
К I спряжению
относятся глаголы, у
которых в окончаниях
гласная Е (Ё).
Ко II спряжению
относятся глаголы, у
которых в окончаниях
гласная И.
К 1 спряжению.
Заполняют карточку
личного контроля.
Карточка
личного
контроля
VI.
Физминутка.
Цель: снять утомление у ребенка, обеспечить активный отдых и повысить
умственную работоспособность учащихся.
Если я назову глаголы 1 спряжения –
выполняем хлопок над головой, 2
6 спряжения – 2 хлопка за спиной.
Идёшь, шумят, поёшь, шуршите,
звенят, плывут, лежит, цветёт,
растёт, говоришь, кричишь.
Выполняют
упражнения.
VII. Первичное закрепление во внешней речи.
Цель: организовать усвоение детьми нового способа действия при решении
типовых заданий с проговариванием во внешней речи.
– Продолжим работу.
Упр. 344 (по вариантаммальчики и
девочки)
4 этап
Отвечают.
Один ученик работает
у доски. Он переносит
глаголы в нужные
столбики. Выделяет
окончания. А
остальные учащиеся
записывают глаголы в
тетрадь.
Заполняют карточку
личного контроля.
Применяют
Карточка
личного
контроля
VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: выявить границы применимости нового знания и выполнить задание, в
котором тренируется использование нового материала.
Творческая работа
Откуда эти строки? Кто написал
басню?
Вставить в предложение подходящие
по смыслу глаголы.
Плутовка к дереву на цыпочках
________ , ________ хвостом, с
вороны глаз________ .
Слова для справок: подкрадывается,
приближается, подходит; вертит,
помахивает; не спускает, не сводит..
(Из басни Ивана
Крылова «Лисица и
ворона»).
Учащиеся
самостоятельно
работают в
тетрадях. (разбор по
членам предложения
и по частям речи)
ИД (стр. 6)
С.Р.
ИД
Проверка по
эталону
7 Определите спряжение глаголов,
выделите окончания.
5 этап
Посчитайте, сколько баллов вы
заработали за урок. Оцените себя.
Рефлексия учебной деятельности.
IX.
Цель:
Заполняют карточку
личного контроля.
Карточка
личного
контроля
Система
голосования
ActivInspire
Тест
Теперь вы готовы к проверочному
тестированию, который покажет, как
вы усвоили этот материал. Я вас
прошу, не торопитесь и работайте
внимательно. Нужно выбрать
правильный ответ.
Тест
1. Как называется изменение
глаголов по лицам и числам?
А. склонение
Б. спряжение
2. Что называется спряжением?
А. изменение глагола по падежам
Б. изменение глагола по лицам и
числам
В. изменение глагола по родам и
числам
1. Глагол «лежит»
А. I спряжения
Б. II спряжения
2. Глагол «растёт»
А. I спряжения
Б. II спряжения
Проверка.
Поставьте себе отметку за тест.
Выполняют.
Проверяют.
Карточка
личного
8 Сравните отметки за работу на уроке
и за тест.
У кого одинаковые результаты?
Вы подтвердили свои знания
выполненным тестом.
У кого за тест отметка ниже, чем за
работу на уроке?
Не совсем объективно оценили свою
работу в течение урока. Не все было
понятно.
А у кого отметка за тест выше, чем за
работу на уроке?
Не уверены в себе. Занижаете свои
силы и возможности.
Какая была тема урока?
Какая была цель урока?
Что узнали об этом признаке?
контроля
Анализ
самооценки
учащихся
Отвечают, слушают,
дополняют друг друга.
Итог урока
Выучить правило на стр. 55,
выполнить упр. 347 с. 56 (задание на
Записывают задание в
дневники.
выбор).
9
Урок по русскому языку в 4 классе по теме: «Спряжение глагола»
Урок по русскому языку в 4 классе по теме: «Спряжение глагола»
Урок по русскому языку в 4 классе по теме: «Спряжение глагола»
Урок по русскому языку в 4 классе по теме: «Спряжение глагола»
Урок по русскому языку в 4 классе по теме: «Спряжение глагола»
Урок по русскому языку в 4 классе по теме: «Спряжение глагола»
Урок по русскому языку в 4 классе по теме: «Спряжение глагола»
Урок по русскому языку в 4 классе по теме: «Спряжение глагола»
Урок по русскому языку в 4 классе по теме: «Спряжение глагола»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.