Урок составила Жигулина Т.Д. учитель начальных классов сш№8
Урок по русскому языку в 4-м классе.
Тема: "Глагол. Повторение и обобщение изученного материала" (урок-отчёт)
Цели и задачи урока:
· обобщить и закрепить знания о глаголе, как части речи;
· развивать лексическую и орфографическую зоркость;
· умение проверять безударные окончания глаголов;
· развивать мышление, речь, внимание, память;
· воспитывать любовь к русскому языку.
Оборудование и наглядность:
Таблицы, раздаточный материал, перфокарты, карточки, учебник, кроссворд.
І Организация класса.
ІІ Ход урока.
1.Вводная
беседа:
Учитель: Здравствуйте,
ребята! Сегодня у нас урок – смотр знаний по русскому языку.
Если вы разгадаете кроссворд, узнаете тему урока.
2. Словарная работа.
- Ребята, откройте тетрадь. Вы будете записывать слова в тетради, а я на доске.
Вопросы к кроссворду:
1. Как называется полоска земли, предназначенная для передвижения. (дорога)
2. Учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования. ( библиотека)
3. Дорога в саду или в парке с рядами деревьев, посаженных по обеим её сторонам. (аллея)
4. Крупный населённый пункт, административный, промышленный и культурный центр. (город)
5. То же, что и экономика. (хозяйство)
6. Группа людей, объединённых общей работой, учёбой, общественными интересами. (коллектив)
-А ключевое слово по вертикале под цифрой 7. Итак, это слово- глагол.
-А что
такое глагол?
( Дети называют правило )
-А какое следующее задание?
3.Грамматическая игра « Да- нет».
-Я хочу знать: хорошо ли вы изучили глагол и поэтому предлагает вам грамматическую игру «Да-нет».
-Условия
игры: если высказывание верно –все говорят хором «Да»
если высказывание неверно, то все говорят « Нет».
а) Глагол обозначает действие предмета.
б) Все глаголы изменяются по числам.
в) Все глаголы изменяются по родам.
г) Глагол изменяется по временам.
д) Глагол в настоящем и будущем времени склоняется.
е) Спряжение- это изменение глагола по лицам и числам.
ж) У глагола 3 спряжения.
з) Глагол в начальной форме отвечает на вопросы: «Что делать? Что сделать?».
и) Перед глаголом никогда не бывает предлогов
-Молодцы, ребята, хорошо справились со вторым заданием.
- А теперь третье задание.
- К какой части речи относятся словарные слова, которые мы с вами написали в
кроссворде?
-К имени существительному.
-А теперь среди словарных слов найдите и запишите только глаголы. Откройте
словарь в учебнике
4.Самостоятельная работа.
Учитель:
-Какие слова вы записали?
Дети:
-Гореть, желать, сверкать.
Учитель:
-Чем похожи эти слова?
Дети:
-Стоят в начальной форме, отвечают на один вопрос.
Учитель:
-Какой глагол лишний?
Дети:
-Желать. Гореть, сверкать слова-синонимы.
Учитель:
-В толковом словаре Ожегова написано: «Сверкать-ярко сиять переливчатым
светом»
-А какие ещё слова-синонимы можно подобрать к этому слову?
Дети:
-Блестеть, сиять, искриться, светиться.
Учитель:
-Давайте запишем эти слова.
Слово «сверкать» надо разобрать по составу и ещё придумать с ним предложение.
-А я нашла у К.Паустовского предложение со словом «сверкать».
«Одинокая яркая звезда сверкала над лесами». Запишите это предложение с
комментированием и разберите по членам предложения.
5.Игра «Не ошибись!»
-А теперь поиграем в игру «Не ошибись!». Её цель – проверить, как вы умеете
определять время глагола.
( помощники раздают карточки с одним словом , 1 ряд получает карточки белого цвета, 2 ряд –жёлтого, а 3- зелёного).
1.Ученик:
-Условия игры: по очереди с каждого ряда выходят ученики и кладут свою карточку
в конверт. На доске 3 конверта на которых написано: Н. вр., Пр.вр., Б. вр.
5.Упражнение по чистописанию.
1.Ученик
открывает занавеску на доске.
-Здесь надо закончить запись
Это упражнение по чистописанию! Ребята, чем оно интересно?
Ешь
ет ем …
Ишь
ит им..
Дети:
-Это личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения.
Учитель:
- Спишите это упражнение и допишите недостающие окончания 1 и 2 спряжения.
- Какие окончания надо дописать?
- Дети говорят: «ете,
ут,ют, ите, ат, ят».
Учитель записывает на доске, а дети в тетради.
6.
Задание. Упражнение «График»
-Надо определить спряжение. Для этого выполнить упражнение «График».
(Детям раздаются листочки с системой координат)
Учитель:
- Я читаю слова по вариантам, а вы ставите точку на графике.
1.В. |
2.В. |
Учитель:
-Соедините точки по линейке. Обменяйтесь листочками и проверьте графики. Если
вы правильно определили спряжение глагола, то график должен выглядеть так:
7.Задание. Самостоятельная работа.
-Работаем с перфокартами. Вставьте пропущенные окончания.
(Самопроверка.)
-Какое
окончание вставили?
-У кого другое?
-Объясните, почему?
8.Задание. Работа с пословицей.
Объясните, как вы понимаете пословицу?
Без труда вытащишь и рыбку из пруда.
-Ой, что-то здесь непонятно.
-А тут одно слово выпало. Да вот оно! Это частица –не!
-Ребята, а как пишется частица «не» с глаголом?
Дети называют правило о правописании частицы «не» с глаголом.
Без
труда не вытащишь и рыбку из пруда
-Послушайте задание. Запишите глагол «не вытащишь» .Откройте учебник на странице 253 и разберите это слово, как часть речи.
9.Итог урока.
-Итак, урок подходит к концу. Все задания, ребята, вы выполнили.
10.Дом. задание.
Учитель: дома запишите как можно больше глаголов с частицей «не» на тему: «Соблюдай правила дорожного движения».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.