Урок по русскому языку в 4-ом классе
Оценка 4.7

Урок по русскому языку в 4-ом классе

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
4 кл
22.01.2018
Урок по русскому языку в 4-ом классе
УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ по русскому языку в 4-ом классе. Этот урок последний по теме «Что мы знаем об имени существительном». Обобщающий. Следующая тема – «Изменение имён существительных по падежам». Дети на этом уроке закрепили знания о постоянных и непостоянных признаках имени существительного, о разделах русского языка, познакомились со словарями, с ролью имён существительных в предложении, многозначностью слов, синонимами, антонимами. Эти знания понадобятся для того, чтобы усвоить правила написания падежных окончаний существительных, развитию орфографической зоркости. К этому уроку предшествовала подготовительная работа, которую учащиеся выполняли дома, индивидуально по заданиям: нарисовать слово «доброта», объяснить лексическое значение слова по толковому словарю С. И. Ожегова, В. И. Даля или по другим источникам, сочетаемость слов, синонимы, антонимы, поиск примеров из художественных произведений.
Урок-исследование ДОБРОТА.docx
УРОК­ИССЛЕДОВАНИЕ по русскому языку в 4­ом классе ТЕМА: Исследование слова «доброта». ТИП УРОКА: повторительно­обобщающий урок ФОРМА УРОКА: урок­отчёт ЦЕЛЬ: обобщить знания об имени существительном ЗАДАЧИ: образовательные: повторить знания об имени существительном как части речи, грамматические признаки имён существительных, названия разделов науки о языке; знание, что изучает данный раздел; формировать представление о многозначности имён существительных и их роли в речи; развивающие: развивать   системное   мышление,   творческое   воображение,   расширение словарного запаса; воспитательные; воспитывать   познавательный   интерес,   нравственные   качества   характера (доброжелательное отношение к окружающим, толерантность). ОБОРУДОВАНИЕ:  Карточки с понятиями и названиями разделов науки о языке, рисунки учащихся, буквы на цветных карточках со словом «доброта», картинка   обложки   «Словообразовательный   словарь   русского   языка»   Л.   Н. Тихонова,   «Словарь   русского   языка»   С.   И.   Ожегова,   «Толковый   словарь русского языка» Д. Н. Ушакова, карточки для работы в парах. ОРГАНИЗАЦИОНЫЙ МОМЕНТ ХОД УРОКА I.  – Какую установку мы сделаем для себя в начале урока? СЛУШАЕМ ВНИМАТЕЛЬНО, РАБОТАЕМ СТАРАТЕЛЬНО. –  Садитесь. Мы начинаем урок русского языка. II. ПРОВЕРКА   ДОМАШНЕГО   ЗАДАНИЯ.   АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ – У вас было задание: Поработать над своей устной речью. Составить рассказ на тему «Имя существительное как часть речи» по плану. Откройте учебники на стр. 87 и прочитайте план рассказа. – Давайте заслушаем ваши рассказы. (2­3 ученика) – Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопрос (кто?) или (что?) и обозначает предмет, явление или состояние.     Имя существительное получило такое название, потому что называет существующие   лица,   предметы,   вещи,   явления.   Например:  ученица, карандаш, портфель, ветер. Одушевлённость­неодушевлённость, рол – постоянные признаки имён существительных.   Постоянные   признаки   есть   в   любой   форме   данного слова. Они есть всегда.    Имена существительные изменяются по числам. Число – непостоянный признак имён существительных. Например:  ученик – ученики, линейка – линейки, дождь – дожди, цветок – цветы.      Имена   существительные  в  предложении  могут  быть  и  главными,  и второстепенными членами. III. ПОСТАНОВКА ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА –  А сейчас я хочу вам задать вопрос: чему вы учитесь в школе?  (Читать, грамотно писать и решать задачи). –   Всё   правильно.   Но   давайте   послушаем,   что   говорил   об   этом   великий русский педагог К. Д. Ушинский. (Обратить внимание на портрет).      Он считал, что просто учиться читать, писать, решать – это «деятельность без цели, нехристианская педагогика». Дмитрий Константинович напоминает нам, что мы должны не просто учиться, а учиться добру, доброте. Недаром  «Земля   согревается   солнышком,   а   душа   –   добротой». говорят: (Пословица записана на доске).    Сегодня у нас не просто урок, а урок­исследование.    Хотите ли вы прикоснуться к науке, быть исследователями?    Тема нашего исследования – слово. Но слово не простое, а очень важное.      На уроках рисования вы узнали, что цвета бывают тёплые и холодные. Посмотрите   на   доску   и   выберите   только   те   буквы,   которые   написаны   на карточках тёплых цветов, и составьте из них слово. На доске:  Л Д У З О Б И Р К О С Т В А Дети составляют слово «ДОБРОТА». –   Это   исконно   русское   слово,   которое   люди   используют   с   незапамятных времён. Мы посмотрим на него с разных сторон науки о языке.     Итак, в добрый путь по разделам русского языка. IV. ИССЛЕДОВАНИЕ   СЛОВА   «ДОБРОТА»   ПО   РАЗЛИЧНЫМ РАЗДЕЛАМ ЯЗЫКА 1).  –   Что   изучает  ЛЕКСИКА?  (Лексика  –   это   раздел   науки   о   языке, который изучает словарный состав языка). – Верно. Минимальной единицей речи является слово. Слово имеет внешнюю форму – звуковую оболочку.    Помимо внешней формы, слово имеет внутреннее содержание. Внутренним содержанием слова является его лексическое значение.      Что же обозначает слово «доброта» или прилагательное от этого слова – «добрый»? Обратимся к словарям. В словаре Сергея Ивановича Ожегова:  Доброта   –  отзывчивость,   душевное   расположение   к   людям,   стремление делать добро другим.          Прилагательное  добрый  имеет несколько значений. Способность слова иметь не одно, а несколько значений называется многозначностью, а слово называется   многозначным.   В   «Толковом   словаре   русского   языка»   Д.   Н. Ушакова есть такие определения:  делающий добро другим, доброжелательный, отзывчивый, обладающий мягким характером: добрый человек, добрая душа;  хороший, нравственный: добрые дела;  дружески близкий: добрые знакомые;  хорошего качества, добротный: добрый конь, добрый сок;  незапятнанный,   безукоризненный,   достойный,   честный:  доброе   имя, добрая память. –     И   что   самое   интересное   к   каждому   значению   как   бы   тянутся   слова­ синонимы, слова­антонимы. Напомните мне, что такое синонимы? (Синонимы – слова близкие по смыслу). – Антонимы? (Антонимы – слова противоположные по смыслу). – Денис подобрал  синонимы и антонимы к словам, записанным на доске:        слова добрый человек добрый совет добрые дела               синонимы добродушный,  добросердечный,  гуманный человек хороший, отличный,  превосходный совет полезные дела   2).   –  Следующий   раздел науки   о   языке,   куда   мы отправимся, чтобы исследовать   наше   слово,– это СЛОВООБРАЗОВАНИЕ .  добрый конь добрая память     Что   изучает   «словообразование»? (Словообразование  – это   наука   о   языке,   которая изучает процесс образования новых слов). верный конь светлая память                антонимы злой человек плохой, глупый  совет ужасные,  страшные,  скверные дела   «доброта» составу.      Разберите   слово по неважный конь плохая, дурная  память – Обычно, раскрывая понятие, мы берём предметную картинку и говорим, например: «Это учебник». А можно изобразить доброту? Как?        Ребята,   мы   с   вами   попробовали   с   помощью   художественных   средств изобразить доброту и подобрать строчки из художественных произведений.     Дети показывают рисунки и читают наизусть. 2).   –  Следующий   раздел   науки   о   языке,   куда   мы   отправимся,   чтобы исследовать наше слово,– это СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.     Что изучает «словообразование»? (Словообразование – это наука о языке, которая изучает процесс образования новых слов).    Разберите слово «доброта» по составу. –   Какие   слова   называются   родственными   или   однокоренными?  (Слова, имеющие одинаковый корень и близкие по смыслу). – Давайте, проведём соревнование, кто больше придумает родственных слов к данному   слову.  (Дети   работают   в   парах,   затем   через   2   минуты зачитывают родственные слова к слову «доброта»). – В «Словообразовательном словаре русского языка» Л. Н. Тихонова я нашла более   100   слов   с   корнем  ­добр­.   Вот   некоторые   из   них   я   выписала: добрейший,   добренький,   предобрый,   добряк,   добрячок,   добреть, задобрить,   добро.  Эти   слова   состоят   из   одного   корня,   но   есть   слова, образованные   из   двух   корней:  добродушный,   доброкачественный, добропорядочный,   добросердечный,   добросовестный,   добрососедский, доброжелательный. 3). – Отравимся дальше.                 Что исследует раздел о языке, который называется  ФОНЕТИКА? (Фонетика – это учение о звуковой стороне языка, которая изучает звуки, их чередование, а также ударение, слоги, интонацию). – Произнесите слово «доброта» и скажите, сколько звуков  а,  вы слышите в слове? (один ученик слышит 2 звука, другой – 3).  – Давайте проверим, сколько звуков а мы слышим в слове «доброта», сделаем фонетический разбор слова.  (Один ученик работает на обратной стороне доски, остальные – самостоятельно в тетрадях). –  Поменяйтесь   тетрадями,   проверьте   выполненный   разбор   и   поставьте простым карандашом оценку.          Доброта – 3 слога, 3 гласных, 4 согласных.        дабрата          д – д – согласный, звонкий, твёрдый          о – а – гласный, безударный          р – р – согласный, звонкий, твёрдый          о – а – гласный, безударный          т – т – согласный, глухой, твёрдый          а – а – гласный, ударный                   7 букв, 7 звуков 4). – Какой же раздел науки о языке подсказывает нам, как правильно писать слово? (Орфография). – Что изучает ОРФОГРАФИЯ? (Орфография – изучает правила написания слов). –   Орфография   буквально   означает   правописание,   то   есть   правильное, соответствующее нормам письмо.  –   Ребята,   скажите,   сколько   букв  о,  мы   пишем   в   слове   «доброта»?   Как проверить написание данного слова? –  Первую безударную гласную проверяем словами  «добр», «добренький», вторую безударную гласную – словом «добро». – Приведите примеры слов, где встречается безударная гласная в корне. ФИЗМИНУТКА:  гимнастика для глаз Упражнение   1.    Откиньтесь   на   спинку   стула,   сделайте   глубокий   вдох; наклонитесь вперёд, сделайте выдох. (Повторить 5­6 раз). Упражнение 2. Откиньтесь на спинку стула, крепко зажмурьте глаза, затем откройте. (Повторить 5­6 раз). Упражнение 3.  Руки – на пояс. Поверните голову вправо, посмотрите на локоть правой руки, влево – посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. (Повторить 5­6 раз). Упражнение 4.  Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем – против часовой стрелки. (Повторить 5­6 раз). Упражнение 5. Руки – вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки (вдох),   следить   глазами   за   руками   не   поднимая   головы,   руки   опустить (выдох). (Повторить 4­5 раз). Упражнение   6.  Смотреть   прямо   перед   собой   на   дальний   предмет   2­3 секунды, перевести взгляд на кончик носа на 3­5 секунд.  (Повторить 6­8 раз). 5).  – Что исследует  МОРФОЛОГИЯ?  (Морфология  – это раздел языка, изучающий грамматические свойства слов). – Давайте выполним морфологический разбор слова «доброта». Один ученик работает у доски: Доброта   –  (что?)   –   имя   существительное,   в   начальной   форме, постоянные признаки:  нарицательное, неодушевлённое, женского рода, 1­ го   склонения;  непостоянные   признаки:   употребляется   только   в   форме единственного числа, так как отвлечённое имя существительное. 6). – Что рассматривает СИНТАКСИС? (Синтаксис – это наука о языке, которая рассматривает, как слово взаимодействует с другими словами в предложении). – Выполните синтаксический разбор предложения:      Доброта с годами не стареет, доброта от холода согреет. по   –   интонации         (2 грамматические   основы:  доброта не стареет, доброта согреет, значит,   предложение   сложное;  по   цели   высказывания  предложение повествовательное; невосклицательное; распространённое). – Составьте схему этого предложения. – Выпишите словосочетания:                        (с чем?)                                                             не стареет  с годами                                                                       (от чего?)                                                            согреет  от холода –   Какой   частью   речи   выражено   подлежащее?  (Подлежащее   выражено именем существительным). 6).– Что такое ФРАЗЕОЛОГИЗМ? (Фразеологизм – это особое сочетание слов). – В начале урока мы говорили о том, что слово «доброта» является исконно русским словом. Доброжелательность всегда ценилась в русском народе, что отразилось   в   пословицах,   поговорках   и   фразеологизмах.   Много   их   в приветствиях, пожеланиях при встрече и расставании.  ­ В добрый путь!  1. Доброе пожелание тому, кто уезжает.    2. Доброе пожелание при начинании какого­либо дела. ­ В добрый час!    1. Пожелание удачи, благополучия в пути при расставании.   2. Пожелание удачи, благополучия при начинании какого­либо дела. ­   Добро   пожаловать! приглашение (прийти, приехать, войти в дом). – Есть фразеологизмы, взятые из фольклора, как, например: ­   Добрый   молодец.      Молодец   –   молодой   человек,   который   отличается храбростью, удалью. ­ Добрый – обладающий положительными качествами, достойный уважения. –  А также фразеологизмы, рождённые в последнее время: ­ Дать добро дать согласие, разрешение, одобрить. ­ Получить добро – получить разрешение, согласие на что­либо, одобрение.   –   вежливое   приветствие   и   гостеприимное V. РАБОТА В ПАРАХ – Ребята, у вас на партах лежат карточки. Прочитайте пословицы на белых карточках,   вставьте   пропущенные   орфограммы.   Затем   поменяйтесь карточками,   проверьте   вставленные   орфограммы   по   красным   карточкам. Поставьте оценку. Подготовьте выразительное чтение по красной карточке. VI. ЧТЕНИЕ   ВЫСКАЗЫВАНИЙ   И   ПРИМЕРОВ   ИЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ О ДОБРОТЕ VII. ИТОГ УРОКА ­   А   теперь   подведём   итог.   Чему   учились   на   уроке?  (Исследовать слово   по   разделам   русского   языка,   правильно   писать   слова   с корнем –добр­, доброте). ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ «Доброта» ­ Что особенно понравилось? ­ Кто был самый активный?                              (Оценки). VIII. РЕФЛЕКСИЯ ­ Составьте  одно предложение, как вы оцениваете наш урок.                   Высказывания детей. IX. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ­ С карточек спишите в тетрадь пословицы и высказывания о  доброте, объясните их смысл 2=3 предложениями, запомните их.                                      Самоанализ урока Дата: 31 октября 2016 года Класс: 4 класс Предмет: русский язык Тема урока: Исследование слова «доброта». Тип урока: повторительно­обобщающий урок Форма урока: урок­отчёт Структура урока: I. Организационный момент.  II.  Проверка   домашнего   задания.   Устный   рассказ   на   тему   «Имя существительное как часть речи» по плану в учебнике.  III. Исследование слова «доброта» по разделам русского языка. IV.  Закрепление. Самостоятельная работа по карточкам. Чтение пословиц о доброте, объяснение их смысла. V. Итог урока. VI. Рефлексия.     VII. Домашнее задание. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?     Этот урок последний по теме «Что мы знаем об имени существительном». Обобщающий.   Следующая   тема   –   «Изменение   имён   существительных   по падежам».   Дети   на   этом   уроке   закрепили   знания   о   постоянных   и непостоянных признаках имени существительного, о разделах русского языка, познакомились со словарями, с ролью имён существительных в предложении, многозначностью слов, синонимами, антонимами. Эти знания понадобятся для того,   усвоить   правила   написания   падежных   окончаний существительных,   развитию   орфографической   зоркости.   К   этому   уроку предшествовала   подготовительная   работа,   которую   учащиеся   выполняли дома, индивидуально   по  заданиям:  нарисовать  слово  «доброта»,  объяснить   чтобы лексическое значение слова по толковому словарю С. И. Ожегова, В. И. Даля или по другим источникам, сочетаемость слов, синонимы, антонимы, поиск примеров из художественных произведений. Краткая психолого­педагогическая характеристика класса: ­ в классе всего – 20 человек; ­ из них слабоуспевающих – 5  человек; ­ сильных учащихся – 7 человек Какие   особенности   учащихся   были   учтены   при   планировании   урока? Активизация   мыслительной   деятельности   учащихся,   умение   выполнять грамматические разборы, письмо без ошибок, с применением правила. Цели урока:  образовательные:  повторить знания об имени существительном как части речи, грамматические признаки имён существительных, названия разделов   науки   о   языке;   знание,   что   изучает   данный   раздел;   формировать представление о многозначности имён существительных и их роли в речи; развивающие:  развивать   системное   мышление,   творческое   воображение, расширение словарного запаса; воспитательные:  воспитывать   познавательный   интерес,   нравственные качества   характера   (доброжелательное   отношение   к   окружающим, толерантность). Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока.       Материал   урока,   считаю,   был   интересен   учащимся,   соответствовал   их возрастным   особенностям,   стимулировал   поиск,   имел   воспитательную направленность. Анализ главного этапа  урока.     На основном этапе урока дети исследовали слово «доброта» по различным разделам   языка:   лексика,   словообразование,   фонетика,   орфография, морфология,   синтаксис,   фразеологизм.   Они   выполнили   грамматические разборы, прошёл отчёт о проделанной работе. Рационально ли было распределено время, отведённое на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этими этапами?    Все этапы были взаимосвязаны и работали на раскрытие темы и целей урока. Показать, как другие этапы работали на главный этап.  На   этапе   проверки   домашнего   задания   прошла   актуализация   знаний   учащихся об имени сущ­ном.  На этапе закрепления происходило углубление и совершенствование знаний, применение их на практике. Дети работали по карточкам в паре и оценивали друг друга. Отбор   дидактических   материалов,   ТСО,   наглядных   пособий   в соответствии с целями. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На   каких   этапах   урока?   В   каких   формах   и   какими   методами осуществлялся? Метод частично­поискового характера создавал психологические условия, стимулировал   учебную   деятельность,   привлекал   и   поддерживал   внимание учащихся,   активизировал   мыслительную   деятельность,   соответствовал поставленным   целям.   Дети   на   уроке   выступали   в   роли   исследователей, работали фронтально, самостоятельно и в паре. Контроль осуществлялся по образцу, при работе в парах – взаимопроверка. Как организовано регулирование и коррекция знаний учащихся?     Регулирование и коррекция знаний учащихся было организовано во время индивидуальной работы: оказание помощи слабым учащимся  учителем. Психологическая атмосфера на уроке и общение учащихся и учителя. Доброжелательная. Как оцениваю результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Цели урока были реализованы полностью. Перспективы   моей   деятельности:  Необходимо   добиваться   того,   чтобы каждый   ученик   совершил   на   уроке   полный   цикл   УПД   (основной   закон усвоения): воспринять – запомнить – применить – проверить результаты.                                                                                       Учитель: Коршунова Т. Ф.

Урок по русскому языку в 4-ом классе

Урок по русскому языку в 4-ом классе

Урок по русскому языку в 4-ом классе

Урок по русскому языку в 4-ом классе

Урок по русскому языку в 4-ом классе

Урок по русскому языку в 4-ом классе

Урок по русскому языку в 4-ом классе

Урок по русскому языку в 4-ом классе

Урок по русскому языку в 4-ом классе

Урок по русскому языку в 4-ом классе

Урок по русскому языку в 4-ом классе

Урок по русскому языку в 4-ом классе

Урок по русскому языку в 4-ом классе

Урок по русскому языку в 4-ом классе

Урок по русскому языку в 4-ом классе

Урок по русскому языку в 4-ом классе

Урок по русскому языку в 4-ом классе

Урок по русскому языку в 4-ом классе

Урок по русскому языку в 4-ом классе

Урок по русскому языку в 4-ом классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018