Урок освоения новых теоретических сведений по русскому языку в 5 классе по УМК
(На изучение темы «Прямое и переносное значение слова» отводится 2 учебных часа)
М. М. Разумовской в разделе «Лексика»
Переносное значение слова (первый урок)
1. Этап актуализации имеющихся знаний и способов действий с ними. Мотивация.
Прослушайте миниатюры, взятые из книги К.И.Чуковского «От двух до пяти» (тексты
читают подготовленные учащиеся).
Я в школу не пойду, заявляет пятилетний Серёжа. Там детей на экзаменах режут.
Вот зимой выпадет снег, ударят морозы.
А я тогда не выйду на улицу!
Почему?
А чтоб меня морозы не ударили.
Аналитическая беседа:
Объясните, почему мы улыбаемся, читая эти миниатюры?
Докажите, что придаёт текстам комическое содержание? Что мы знаем о лексическом
значении слова? С какими трудностями столкнулись вы, анализируя миниатюры?
2. Этап целеполагания и планирования.
Как бы вы сформулировали тему и цель нашего урока?
Предполагаемые ответы учащихся (целеполагание):
Что такое переносное значение слова? Как происходит перенос значения?
3. Этап осмысления новых сведений, выведение способов их практического применения.
Сравните предложения. В каких из них слово употреблено в прямом значении, а в каких – в
переносном? Ответ аргументируйте.
Как удобнее работать (в парах, в группе или индивидуально)? В каком виде будет представлен
результат?
Когда пришла весна, склоны травы покрылись изумрудной травой. Бабушка часто
любовалась старинной изумрудной брошкой.
Девочка плакала: она ушиблась. Ёлка плакала сначала от домашнего тепла.
Мы увидели гребень горы. Это был чудесный гребень для волос.
Объясните постановку знака в первом предложении, начертите схему, дайте характеристику
предложения.
Попробуйте создать схему, иллюстрирующую понятие «прямое» и «переносное» значение
(Учащиеся работают в парах, в тетрадях оформляют промежуточный результат, коллективно
выбирают наиболее удачный) На доске появляется схема:
Значение слова
Прямое Переносное
(основное, собственное) (вторичное)
Проанализируйте записанные предложения. Сделайте вывод, как происходит перенос значения.
Ответ оформите в виде схемы. Перенос значения происходит по:
цвету
действию
форме
Сопоставьте полученный нами результат с материалом параграфа. Правы ли мы?
Задача: найдите в материалах учебника информацию, которую мы не учли, говоря о переносном
значении слова.
(Учащиеся самостоятельно работают с материалом параграфа 34 стр. 8283 упр. 254 п.1. «Учитесь
читать и пересказывать лингвистический текст»).
Какие дополнения необходимо внести в нашу схему? (перенос значения может происходить по
качеству)
Рассмотрите схему упр. 254 п.2. Расскажите, что вы узнали о прямом и переносном значении
слова (работа в парах).
4. Этап закрепления нового понятия и его признаков в упражнениях, требующих
действий по образцу и с преобразованием.
Даны пары предложений. Выпишите сначала предложения, в которых выделенное слово
употреблено в прямом значении, а потом предложения, в которых это же слово употреблено в
переносном значении.
Ветер в трубе воет и свистит. Собака воет, мешает спать.
Хозяйка согрела воду. Весёлая песня согрела нас в пути.
Наконецто пришёл долгожданный день. – Пришёл с работы папа.
Объясните, какое сходство между предметами, действиями и качествами сделало возможным
употребление данных слов в переносном значении. Сделайте вывод.
Подчеркните грамматические основы 1го и 2го предложения. Объясните постановку знаков
препинания, начертите схемы.
Упражнение №255 стр. 83
Составьте словосочетания с данными словами в прямом и переносном значении:
улыбаться, подошва, глубокий, ковёр, железный, зерно. Выпишите слова, которые
имеют безударный гласный в корне. Выделите корень, объясните написание слова
подбором проверочного слова.
5. Этап творческого применения знаний и способов деятельности с ними.
Сочините миниатюру «Зима идёт!», используя в творческой работе слова золотой,
седой, бархатный, прямой, тяжёлый в переносном значении
6. Рефлексивный этап
Минутка для смекалистых.
Текст звучит в исполнении учителя.
Однажды французский писатель Виктор Гюго отправился в Пруссию.
Чем вы занимаетесь? спросил у него на границе жандарм, заполняя специальную анкету.
Пишу, ответил писатель.
Я спрашиваю, чем вы добываете средства к жизни!?
Пером.
Запишем: Гюго торговец пером.
Как понял жандарм ответ писателя? Почему произошло недоразумение? Ответ обоснуйте.
В былине об Илье Муромце есть такие слова: «Слово, оно что яблочко: с одного – то боку
зелёное, так с другого – румяное. Ты умей его, девица, повёртывать».
Как вы понимаете это высказывание о слове?
Сделай вывод, используя одну из предложенных конструкций: На уроке я понял, что…
Сегодня у меня получилось, …
Теперь я могу…
Домашнее задание: параграф 34, упр. № 256
Урок по русскому языку в 5 классе по теме "Лексикология" "Прямое и переносное значение слова"
Урок по русскому языку в 5 классе по теме "Лексикология" "Прямое и переносное значение слова"
Урок по русскому языку в 5 классе по теме "Лексикология" "Прямое и переносное значение слова"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.