Повторение, обобщение и систематизация изученного материала по теме: «Глагол»
Оценка 4.8
Разработки уроков +1
docx
русский язык
5 кл
28.06.2017
Материал - разработка урока по теме: Повторение, обобщение и систематизация изученного материала по теме: «Глагол».
Цель данного урока
1) Повторить, обобщить и систематизировать изученный материал по теме: «Глагол».
2) Развивать умение обосновывать правильность выбора орфограммы при написании глаголов, умение использовать глаголы в речи.
3) Воспитывать любовь и уважение к родной природе.Файл содержит текстовый документ - разработку урока.
Цель1.docx
Тема: Повторение, обобщение и систематизация изученного материала по
теме: «Глагол»
Цель:
1) Повторить, обобщить и систематизировать изученный материал по теме: «Глагол».
2) Развивать умение обосновывать правильность выбора орфограммы при написании глаголов,
умение использовать глаголы в речи.
3) Воспитывать любовь и уважение к родной природе.
Ход урока:
1. Орг. момент.
Учитель читает стихотворения:
Интересная часть речи
В русском языке живет:
Кто что делает, расскажет:
Вяжет, сеет иль поет.
Может плакать и смеяться,
Или забивает гол,
Начинаем удивляться –
Растолкует все … Кто ребята?
3. Объявляется тема, цель урока.
Сегодня мы с вами повторим все, что изучили об этой удивительной части речиглаголе.
Запишем число и тему урока, отметим цели нашего урока
Цель (чего я хочу добиться на уроке)
Повторить постановку знаков препинания в сложных предложениях.
Вспомнить, на какие вопросы отвечает глагол.
Закрепить
, каким членом предложения может быть глагол.
Вспомнить, когда слова употребляются в прямом, а когда в переносном смысле.
Пополнить свой словарный запас.
Отдохнуть на уроке.
4. Слово учителя:
«Глаголы – самая живая часть речи. И назначение глагола – выражать само действие!»
(А. Югов)
Вопрос: каков же словесный портрет глагола?
Нам расскажет об этом …. (отвечает подготовленный ученик)
Жил – был глагол. Он очень не любил ленивых, и сам трудился целый день: бегал, летал, скакал,
мастерил, варил…Там чтото выкопает, там построит, там склеит, там пришьет, и все волнуется:
успею ли помочь, добегу ли вовремя, смогу ли все трудности преодолеть? А вы как думаете?
Успеет? Сможет? Добежит?
Учитель: да, портрет Глагола нарисовать трудно: он ведь постоянно меняется. Он больше похож
на волшебника, который может все.
5. Работа с текстом.
вставьте пропущенные буквы, графически объясните выбор орфограмм.
Бушу..т в поле (не)погода. По небу стел..тся ни..кие т..жёлые обл..ка. Ярос..ные
порывы ветра гон..т по дорогам снег. Но это (не)пугает партизан. (Не)нависть к
фашистам с..брала их в глухом л..су. Во многих сражениях вместе с партизанами участв..вал Коля Зайков. Сейчас он
пр..бежал из бл.жн..й д..ревн.. и доклад..вает к..мандиру, что он вид..л на д..рог..
немецкие танки. Партизаны рас..читывают уничтожить их внезапным ударом.
Задание: назовите
6. Фронтальная и индивидуальная работа (одновременно индивидуальная работа 3х учеников
по карточкам у доски)
Что такое глагол?
Как пишутся не с глаголами?
Расскажите о правописании –тся и –ться в глаголах, приведите примеры.
Расскажите о буквах еи в корнях с чередованием, примеры.
7. Проверка карточек
Карточка №1
Задание: списать, вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, объяснить выбор орфограмм.
Тот, кто труда (не)бои…ся, тот умеет труди…ся.
Мне сегодня (не)здоровится.
Надо труди…ся, а (не) лени…ся.
Мы (не)доумеваем.
Как пишутся не с глаголами? Что нужно сделать, чтобы определить правописание тся и ться в
глаголах?
Карточка№2
Задание: списать, вставить пропущенные буквы, объяснить орфограмму.
Соб…рают цветы. Все зам…рло. Звезды забл…стели. Заж…гать костер. Взб…раемся на вершину.
Когда пишется е, а когда и в корнях с чередованием?
Карточка №3
Задание: выполните морфологический разбор глагола.
Светит солнце
Какие морфологические признаки есть у глагола?
8. Повторение спряжения глаголов.
Часто у детей возникает трудность в определении спряжения глаголов.
Давайте вспомним схему спряжения глаголов
(слайд №6)
Какие глаголы относятся ко 2 спряжению?
Какие – к 1 спряжению?
(слайд №7)
Какие личные окончания имеют глаголы 1 спряжения?
2го?
Карточки слабым ученикам
Ученик на доске выполняет следующее задание: 9. Задание: образовать от данных глаголов форму 2го лица ед.числа настоящего времени,
объяснить правописание мягкого знака в глаголах. Назови местоимение 2 лица ед.числа
Смотреть
Укрывать
Гнать
Таять
Стелить
Кормить
Наблюдать
Сделай вывод о правописании мягкого знака в глаголах.
10.Работа с перфокартами.
На столе у вас лежат перфокарты, работаем с ними. Задание: определить окончание глаголов 3
го лица ед.числа и написать букву е или и.
1.дыш…т 11.руб…т
2.бор…тся 12.ед…т
3.стро…т 13.выход…т
4.та…т 14.чувству…т
5.кле…т 15.меня…т
6.стел..т
7.ла…т
8.слыш…т
9.вид…т
10.кол…т
11. Упражнение «Перепутаница»
(слайд №8)
Ученик неправильно составил 3 карточки по теме: «Время глагола», исправьте его ошибки,
объяснив принцип составления карточек. Минута на обдумывание.
№1 № 2 №3
уплыл говорят купят
играют читают посмотрят
принесли нарисуют увидят
написал выполняют гордятся
На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени? Настоящего? Будущего?
12. Самостоятельная работа
(слайд №9)
Задание: замените в предложениях глаголы, поставив их в форму будущего времени, запишите:
1 Чужую беду руками легко развести. (разведу)
2 Близок локоть, да не укусить. (укусишь)
3 Это цветочки, а ягодкам быть впереди. (ягодки будут впереди)
На какие вопросы отвечают глаголы будущего времени?
13. Определение глаголов по морфологическим признакам
(слайд №10)
Задание: прочитаем выразительно предложения: Котелок сердится и бормочет на огне.
Мы говорим тихо, боимся спугнуть рассвет.
Над нами со свистом проносятся утки.
Туман клубится над водой.
Найдите слова по грамматическим признакам:
А) глагол 2 спр, стоит в наст.вр., 3м лице, мн.числа (проносятся)
Б) глагол 1 спр., стоит в наст.вр., 3м лице, ед числа. (бормочет)
В) существительное 2 склонения, м.рода, стоит в тв. падеже, ед.числа ( со свистом)
Найдите слово, которое соответствует данной схеме, докажите (проносятся)
14.Физминутка (звучит музыка природы)
А сейчас, ребята, закройте глаза, прислушайтесь к звукам природы, какие картины возникают в
вашем воображении?
15.Творческая работа
(слайд №11)
Задание: используя данные глаголы, напишите сочинениеминиатюру на тему: «Весенний дождь»
Шумит, идет, шуршит по листьям, капает, стекает, прыгает, пляшет.
16. Подведение итогов урока.
По какой стране мы сегодня путешествовали?
Что такое глагол?
Какие морфологические признаки имеет глагол?
Какие орфограммы повторили по теме: «Глагол»?
17. Домашнее задание.
творческие работы по темам:
«Сказка об Инфинитиве».
«Сказка о себялюбивом и эгоистичном суффиксе –ся».
«Зачем глаголу столько видов?»
«Как много времён у глагола?»
«Бедный глагол! Век живи, век спрягайся!»
«Наклонение, привыкшее повелевать»
«Это мечтательное наклонение!»
Повторение, обобщение и систематизация изученного материала по теме: «Глагол»
Повторение, обобщение и систематизация изученного материала по теме: «Глагол»
Повторение, обобщение и систематизация изученного материала по теме: «Глагол»
Повторение, обобщение и систематизация изученного материала по теме: «Глагол»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.