Урок по русскому языку в 5 классе по теме "Лексикология" "Прямое и переносное значение слова"
Оценка 4.9

Урок по русскому языку в 5 классе по теме "Лексикология" "Прямое и переносное значение слова"

Оценка 4.9
Работа в классе
docx
русский язык
5 кл
27.06.2017
Урок по русскому языку в 5 классе по теме "Лексикология" "Прямое и переносное значение слова"
Урок по русскому языку по теме "Лексикология" в 5 классе по УМК М.М. Разумовской построен в рамках требований новых ФГОС. Материал излагается проблемно, на уроке создаются учебные ситуации, побуждающие учащихся мыслить,наблюдать, сравнивать, делать выводы. Предлагаются задания на преобразование полученных знаний и творческие упражнения.Предлагается сценарий лингвистической занимательной игры для детей и родителей "Что в имени тебе моём..?" Игра будет интересна учащимся с 4 по 7 класс. Подготовка к игре предполагает предварительную работу с дополнительной информацией. Ребёнок узнает, что означает его имя, имена родителей и друзей, получит возможность расширить своё образовательное пространство.
Урок №1 по ФГОС Шелепаева Е.Н..docx
Урок освоения новых теоретических сведений по русскому языку в 5 классе по УМК  (На изучение темы «Прямое и переносное значение слова» отводится 2 учебных часа) М. М. Разумовской в разделе «Лексика» Переносное значение слова (первый урок) 1. Этап актуализации имеющихся знаний и способов действий с ними. Мотивация. Прослушайте   миниатюры, взятые из книги К.И.Чуковского «От двух до пяти» (тексты читают подготовленные учащиеся).   ­ Я в школу не пойду, ­ заявляет пятилетний Серёжа.­ Там детей на экзаменах режут. ­ Вот зимой выпадет снег, ударят морозы. ­ А я тогда не выйду на улицу!             ­ Почему?              ­ А чтоб меня морозы не ударили. Аналитическая беседа: ­ Объясните, почему мы улыбаемся, читая эти миниатюры? ­   Докажите, что придаёт текстам комическое содержание? Что мы знаем о лексическом значении слова? С какими трудностями столкнулись вы, анализируя миниатюры? 2. Этап целеполагания и планирования. ­  Как бы вы  сформулировали тему и цель нашего урока?  Предполагаемые ответы учащихся (целеполагание): ­ Что такое переносное значение слова? Как происходит перенос значения? 3. Этап осмысления новых сведений, выведение способов их практического применения.        ­ Сравните предложения. В каких из них слово употреблено в прямом значении, а в каких – в переносном? Ответ аргументируйте.    ­  Как удобнее работать (в парах, в группе или индивидуально)? В каком виде будет представлен результат?  Когда   пришла   весна,   склоны   травы   покрылись   изумрудной   травой.­   Бабушка   часто любовалась старинной изумрудной брошкой.  Девочка плакала: она ушиблась.­ Ёлка плакала сначала от домашнего тепла.  Мы увидели гребень горы.­ Это был чудесный гребень для волос. ­   Объясните   постановку   знака   в   первом   предложении,   начертите   схему,   дайте   характеристику предложения. ­   Попробуйте   создать   схему,   иллюстрирующую   понятие   «прямое»   и   «переносное»   значение (Учащиеся   работают   в   парах,   в   тетрадях   оформляют   промежуточный   результат,   коллективно выбирают наиболее удачный) На доске появляется схема: Значение слова               Прямое                                                                                                           Переносное (основное, собственное)                                                                                                           (вторичное) ­ Проанализируйте записанные  предложения. Сделайте вывод, как происходит перенос значения. Ответ оформите в виде схемы. Перенос значения происходит по:  цвету действию    форме ­ Сопоставьте полученный нами результат с материалом параграфа. Правы ли мы?  Задача: найдите в материалах учебника информацию, которую мы не учли, говоря о переносном значении слова.  (Учащиеся самостоятельно работают с материалом параграфа 34 стр. 82­83 упр. 254 п.1. «Учитесь читать и пересказывать лингвистический текст»). ­ Какие дополнения необходимо внести в нашу схему? (перенос значения может происходить по качеству) ­ Рассмотрите схему упр. 254 п.2.   Расскажите, что вы узнали о прямом и переносном значении слова (работа в парах). 4. Этап   закрепления   нового   понятия   и   его   признаков   в   упражнениях,   требующих действий по образцу и с преобразованием. ­   Даны   пары   предложений.   Выпишите   сначала   предложения,   в   которых   выделенное   слово употреблено в прямом значении, а потом предложения, в которых это же слово употреблено в переносном значении.   Ветер в трубе воет и свистит.­ Собака воет, мешает спать.  Хозяйка согрела воду.­ Весёлая песня согрела нас в пути.  Наконец­то пришёл долгожданный день. – Пришёл с работы папа. ­ Объясните, какое сходство между предметами, действиями и качествами сделало возможным употребление данных слов в переносном значении. Сделайте вывод. ­ Подчеркните грамматические основы 1­го и 2­го предложения.  Объясните постановку знаков препинания, начертите схемы.   Упражнение  №255 стр. 83  ­   Составьте   словосочетания   с   данными   словами   в   прямом   и   переносном   значении: улыбаться,  подошва,  глубокий, ковёр, железный, зерно. Выпишите слова, которые имеют   безударный   гласный   в   корне.   Выделите   корень,   объясните   написание   слова подбором проверочного слова. 5. Этап творческого применения знаний и способов деятельности с ними.      ­  Сочините миниатюру «Зима идёт!», используя в творческой работе слова золотой,           седой, бархатный, прямой, тяжёлый в переносном значении       6. Рефлексивный этап  Минутка для смекалистых. Текст звучит в исполнении учителя. Однажды французский писатель Виктор Гюго отправился в Пруссию.  ­ Чем вы занимаетесь?­ спросил у него на границе жандарм, заполняя специальную анкету. ­ Пишу, ­ ответил писатель. ­ Я спрашиваю, чем вы добываете средства к жизни!? ­ Пером. ­ Запишем: Гюго ­ торговец пером. Как понял жандарм ответ писателя? Почему произошло недоразумение? Ответ обоснуйте.    В былине об Илье Муромце есть такие слова: «Слово, оно что яблочко: с одного – то боку зелёное, так с другого – румяное. Ты умей его, девица, повёртывать». ­ Как вы понимаете это высказывание о слове? ­ Сделай вывод, используя одну из предложенных конструкций: ­ На уроке я понял, что… ­ Сегодня у меня получилось, … ­ Теперь я могу… Домашнее задание: параграф 34, упр. № 256

Урок по русскому языку в 5 классе по теме "Лексикология" "Прямое и переносное значение слова"

Урок по русскому языку в 5 классе по теме "Лексикология" "Прямое и переносное значение слова"

Урок по русскому языку в 5 классе по теме "Лексикология" "Прямое и переносное значение слова"

Урок по русскому языку в 5 классе по теме "Лексикология" "Прямое и переносное значение слова"

Урок по русскому языку в 5 классе по теме "Лексикология" "Прямое и переносное значение слова"

Урок по русскому языку в 5 классе по теме "Лексикология" "Прямое и переносное значение слова"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.06.2017