Е.Н.Шелепаева, учитель русского языка
и литературы, МАОУ «Гимназия №8» г. Перми
Композиция по творчеству С. Есенина «Тебе, о Родина, сложил я песню ту…»
Звучит романс «У Есенина день рождение» 2 первых куплета (или «Лунная соната»).
1й чтец: Рождение таланта – всегда загадка. Мы тоскуем о рано ушедших
Василии Шукшине и Владимире
Александре Пушкине и Михаиле Лермонтове,
Высоцком, Николае Рубцове и Александре Вампилове (учащиеся держат портреты поэтов
и выходят из строя с портретами).
2й чтец: Но, к сожалению, в ряду помянутых рано ушедших талантливых
художников стоит и имя Сергея Есенина (выходит из строя с портретом). Его смерть
окружена загадками и противоречивыми мнениями.
3й чтец: Две даты: 3 октября 1895 года и 28 декабря 1925 года (у учащихся плакаты
с датами). Первая – дата рождения, вторая – дата смерти поэта. Тридцать прожитых
поэтом на этой земле лет… Это много или мало?
4й чтец: В Закавказье, где Есенин не раз бывал, в старину говорили: «30 лет
человек должен учиться, 30 – путешествовать и 30 – писать, рассказывать людям всё, что
он увидел, узнал, понял».
5й чтец: Есенину было отпущено в 3 раза меньше. Его судьба – подтверждение
другого старого изречения – «Жизнь ценится не за длину». «Ведь я мог дать не то, что
дал», — признавался поэт незадолго до гибели. Но и то, что он дал, — это целый мир, он
живёт, движется, переливается всеми цветами радуги. Это задушевная песнь о великом и
вечном – о России, которую поэт любил всем сердцем.
6й чтец: Отнюдь не случайно в юбилейный для поэта год практически по всем
центральным каналам прошли передачи, приоткрывающие завесу тайны тех трагических
событий. Отнюдь не случайно и в нашем XXI веке о жизни и творчестве талантливого
поэта снимают фильмы. Есенин, как Вселенная, необъятен.
7й чтец: « Сергей Есенин… Он с нами, навсегда.
Все вместе: «В строй живых зачислен он НАВЕЧНО!!!»
8й чтец: О чём писал поэт? Обо всём! Любовь к деревне, любовь к природе,
любовь к женщине, любовь к самой поэзии – всё слилось в его душе, в его творчестве в
одну огромную, великую любовь, которая, собственно, и творит всё лучшее, что есть на
земле.
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных.
1й чтец: Тема Родины стала основной темой творчества Есенина. Россия была не
только сильной единственной любовью поэта, она была его философией,
миропониманием, самой главной жизненной ставкой.
2й чтец:
Сергей Есенин!(все вместе) Это имя –
В лесах родной моей России,
В берёзах нежных и осинах,
В серёжках желтоватосиних,
В лугах из зелени весенней,
В твоих стихах, Сергей Есенин! (все вместе)
3й чтец: Есенинская Русь – страна бревенчатых крестьянских изб, голубых озер,
бескрайних полей, неба с журавлями, которых “относит ветер вдаль”; страна белых берез,
душистых черемух, золотых рощ, опавшего клена. Любовь к родине – это любовь ко
всему, что дышит, движется, растет – живет на родной земле. И сам поэт неразрывно
связан с родиной – своей Россией. «Ой, ты, Русь, моя родина кроткая, лишь к тебе я
любовь берегу».
4й чтец: Воспевая Родину, Есенин постоянно возвращается к описанию родной
природы. В его творчестве сливается воедино любовь к Родине и любовь к ее природе.
Иначе для Есенина и не может быть: так же, как для других художников любовь к своей
стране означает любовь к ее истории, культуре, языку, для самого автора привязанность к
России означает, прежде всего, привязанность к ее природе. Через все творчество поэта
проходит образ русской березки. Береза для него это и само дерево, и вся русская
природа вообще, и олицетворение родной страны.
Выступающие поют «Белая берёза»:
5й чтец: Каждое стихотворение Есенина – это смелые находки новых красок,
новых мотивов, новых картин. И это несмотря на то, что пейзаж обычен, нет никаких
броских картин, все уже давно известно, примелькалось, запомнилось.
6й чтец: В лирике Сергея Есенина мы, читатели, найдём все 4 времени года: здесь
и красавица – весна с серебряными ручьями и душистыми черёмухами, с первыми грозами
и трелями соловья:
Сыплет черёмуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе. Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой, вы, луга и дубравы,
Я одурманен весной.
7й чтец: Здесь и лето с медвяными травами, пением птиц, алыми зорями и
хороводами возле любимых берёз… (Группа учащихся изображает хоровод)
Под музыку романса «Листопад»
Но вот уже
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
«Нивы сжаты, рощи голы», и «кусты становятся багряными», и «схимник – ветер
шагом осторожным мнёт листву»…. Это «осень – рыжая кобыла чешет гриву».
Все вместе исполняют 1й куплет романса «Отговорила роща золотая …».
8й чтец: Природа для поэта не застывший пейзажный фон: она вся в движении, в
обновлении, в гармоническом единении с человеком. Любовью к земле, к лугам и травам,
лесам и озёрам проникнуты строки его стихов.
1й чтец: Стихи Сергея Есенина очень мелодичны, поэтому многие композиторы
перекладывали их на музыку. Очень много написано романсов и песен на его стихи.
Все вместе исполняют 1й куплет романса «Клён ты мой опавший…»
2й чтец или разные учащиеся – ведущие:
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна…
Сценка – миниатюра «Зимние забавы» (на фоне исполнения стихов)
Это «осень улетела, и примчалася зима», и «морозы затрещали», белая берёза
«принакрылась серебром», а на стёклах появились «узоры дивной красоты»…
3й45 чтецы:
4. Поёт зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою,
Плывут в страну далёкую
Седые облака. 5. А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
6. И дремлют пташки нежные,
Под эти вихри снежные,
У мерзлого окна.
6й чтец: Его называли колдуном и сумасшедшим, кабачным повесой и лириком,
тонким и нервным. Жизнь его закуталась в тайны, смерть покрылась роковой мглой.
Трагическая гибель Сергея Есенина до сих пор является загадкой. Но, читая стихи
Есенина, понимаешь, что он был полон духовных, творческих сил, хотел жить и работать.
Он был очень гордым и сильным человеком. Сергею Есенину ныне — 120 лет
7й чтец: Великий художник никогда не уходит из жизни – он всегда с людьми, он –
ВНЕ ВРЕМЕНИ. Пушкин и Лермонтов. Шукшин и Высоцкий, Маяковский и Есенин – их
дыхание мы слышим рядом с собой (фамилии могут называть разные учащиеся).
Мы были у Пушкина в Михайловском и в усадьбе Толстого Ясная поляна, мы
посетили тургеневское Спасское – Лутовиново и Мелехово Чехова….
Рязань, рязанская земля…. Село Константиново, затерявшееся среди лесов и
полей, для нас так же священно и дорого. Ведь Есенин – это «ВЕЧНОЕ» (все вместе).
8й чтец:
Не ушёл –
Такие не уходят
В мутные загробные края.
Вон он, вон,
В осенней чаще бродит,
Чуб волнистый,
По ветру струя!
Без Руси
Ему бы стало тесно,
Без людей,
Без луга и зари…
Не ушёл –
А растворился в песнях,
Чтобы с нами быть и говорить…
Звучит романс “Не жалею, не зову, не плачу…”или 8й чтец исполняет стихи под эту
мелодию
1й чтец (или 14 чтец, последние 2е строки все вместе): 4. Колышет березоньки ветер весенний,
Веселой капели доносится звон,
2. Как будто читает поэму Есенин,
Про землю, в которую был он влюблен,
3. Про белые рощи и ливни косые,
4. Про желтые нивы и взлет журавлей,
Любите Россию, любите Россию,
Для русского сердца земли нет милей!
Учащиеся показывают композицию под презентацию!
Урок по русскому языку в 5 классе по теме "Лексикология" "Прямое и переносное значение слова"
Урок по русскому языку в 5 классе по теме "Лексикология" "Прямое и переносное значение слова"
Урок по русскому языку в 5 классе по теме "Лексикология" "Прямое и переносное значение слова"
Урок по русскому языку в 5 классе по теме "Лексикология" "Прямое и переносное значение слова"
Урок по русскому языку в 5 классе по теме "Лексикология" "Прямое и переносное значение слова"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.