Урок по русскому языку в 5 классе по теме "Лексикология" "Прямое и переносное значение слова"
Оценка 4.9

Урок по русскому языку в 5 классе по теме "Лексикология" "Прямое и переносное значение слова"

Оценка 4.9
Работа в классе
docx
русский язык
5 кл
27.06.2017
Урок по русскому языку в 5 классе по теме "Лексикология" "Прямое и переносное значение слова"
Композиция по Еснину.docx
Е.Н.Шелепаева,  учитель русского языка                                                                                и литературы, МАОУ «Гимназия №8» г. Перми Композиция по творчеству С. Есенина «Тебе, о Родина, сложил я песню ту…» Звучит романс «У Есенина день рождение» 2 первых куплета (или  «Лунная соната»). 1­й   чтец:  Рождение   таланта   –   всегда   загадка.   Мы   тоскуем   о   рано   ушедших    Василии   Шукшине   и   Владимире Александре   Пушкине   и   Михаиле   Лермонтове, Высоцком, Николае Рубцове и Александре Вампилове (учащиеся держат портреты поэтов и выходят из строя с портретами). 2­й   чтец:  Но,   к   сожалению,   в   ряду   помянутых   рано   ушедших   талантливых художников стоит и имя Сергея Есенина (выходит из строя с портретом). Его смерть окружена загадками и противоречивыми мнениями. 3­й чтец: Две даты: 3 октября 1895 года и 28 декабря 1925 года (у учащихся плакаты с   датами).  Первая  –  дата   рождения,  вторая  –  дата   смерти   поэта.   Тридцать   прожитых поэтом на этой земле лет… Это много или мало? 4­й чтец:   В   Закавказье,  где   Есенин   не   раз   бывал,   в   старину   говорили:   «30   лет человек должен учиться, 30 – путешествовать и 30 – писать, рассказывать людям всё, что он увидел, узнал, понял». 5­й чтец: Есенину было отпущено в 3 раза меньше. Его судьба – подтверждение другого старого изречения – «Жизнь ценится не за длину». «Ведь я мог дать не то, что дал», — признавался поэт незадолго до гибели. Но и то, что он дал, — это целый мир, он живёт, движется, переливается всеми цветами радуги. Это задушевная песнь о великом и вечном – о России, которую поэт любил всем сердцем. 6­й чтец:  Отнюдь не случайно в юбилейный для поэта год практически по всем центральным каналам  прошли передачи, приоткрывающие завесу тайны тех трагических событий.   Отнюдь не случайно и в нашем XXI веке о жизни и творчестве талантливого поэта снимают фильмы. Есенин, как Вселенная, необъятен. 7­й чтец: « Сергей Есенин… Он с нами,  навсегда. Все вместе: «В строй живых зачислен он НАВЕЧНО!!!» 8­й чтец:   О   чём   писал   поэт?   Обо   всём!   Любовь   к   деревне,   любовь   к   природе, любовь к женщине, любовь к самой поэзии – всё слилось в его душе, в его творчестве в одну огромную, великую любовь, которая, собственно, и творит всё лучшее, что есть на земле. Край любимый! Сердцу снятся  Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных. 1­й чтец: Тема Родины стала основной темой творчества Есенина. Россия была не только   сильной   единственной   любовью   поэта,   она   была   его   философией, миропониманием, самой главной жизненной ставкой. 2­й чтец:                Сергей Есенин!(все вместе) Это имя – В лесах родной моей России, В берёзах нежных и осинах, В серёжках желтовато­синих, В лугах из зелени весенней,                        В твоих стихах, Сергей Есенин! (все вместе) 3­й чтец: Есенинская Русь – страна бревенчатых крестьянских изб, голубых озер, бескрайних полей, неба с журавлями, которых “относит ветер вдаль”; страна белых берез, душистых черемух,  золотых рощ, опавшего  клена. Любовь  к родине – это  любовь  ко всему, что дышит, движется, растет – живет на родной земле. И сам поэт неразрывно связан с родиной – своей Россией. «Ой, ты, Русь, моя родина кроткая, лишь к тебе я любовь берегу». 4­й чтец: Воспевая Родину, Есенин постоянно возвращается к описанию родной природы. В его творчестве сливается воедино любовь к Родине и любовь к ее природе. Иначе для Есенина и не может быть: так же, как для других художников любовь к своей стране означает любовь к ее истории, культуре, языку, для самого автора привязанность к России означает, прежде всего, привязанность к ее природе. Через все творчество поэта проходит   образ   русской   березки.   Береза   для   него   это   и   само   дерево,   и   вся   русская природа вообще, и олицетворение родной страны. Выступающие поют «Белая берёза»: 5­й чтец: Каждое   стихотворение   Есенина   –  это   смелые   находки   новых   красок, новых мотивов, новых картин. И это несмотря на то, что пейзаж обычен, нет никаких броских картин, все уже давно известно, примелькалось, запомнилось. 6­й чтец: В лирике Сергея Есенина мы, читатели, найдём все 4 времени года: здесь и красавица – весна с серебряными ручьями и душистыми черёмухами, с первыми грозами и трелями соловья: Сыплет черёмуха снегом, Зелень в цвету и росе. В поле, склоняясь к побегам, Ходят грачи в полосе. Никнут шелковые травы, Пахнет смолистой сосной. Ой, вы, луга и дубравы, ­ Я одурманен весной. 7­й чтец: Здесь и лето с медвяными травами, пением птиц, алыми зорями и  хороводами возле любимых берёз…  (Группа учащихся изображает хоровод) Под музыку романса  «Листопад»  Но вот уже  Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Словно бабочек легкая стая С замираньем летит на звезду. «Нивы сжаты, рощи голы», и  «кусты становятся багряными», и «схимник – ветер шагом осторожным мнёт листву»…. Это «осень – рыжая кобыла  чешет гриву». Все вместе исполняют 1­й куплет романса «Отговорила роща золотая …». 8­й чтец: Природа для поэта не застывший пейзажный фон: она вся в движении, в обновлении, в гармоническом единении с человеком. Любовью к земле, к лугам и травам, лесам и озёрам проникнуты строки его стихов. 1­й чтец:  Стихи Сергея Есенина очень мелодичны, поэтому многие композиторы перекладывали их на музыку. Очень много написано романсов и песен на его стихи.  Все вместе исполняют 1­й куплет романса «Клён ты мой опавший…» 2­й чтец  или разные учащиеся – ведущие:  Заколдован невидимкой,  Дремлет  лес под сказку сна, Словно белою косынкой  Подвязалася сосна… Сценка – миниатюра «Зимние забавы» (на фоне исполнения стихов) Это  «осень   улетела,     и   примчалася   зима»,   и  «морозы   затрещали»,   белая   берёза «принакрылась серебром», а на стёклах появились «узоры дивной красоты»…   3­й­4­5 чтецы: 4. Поёт зима — аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка.             Кругом с тоской глубокою, Плывут в страну далёкую Седые облака. 5. А по двору метелица               Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна. 6. И дремлют пташки нежные, Под эти вихри снежные,  У мерзлого окна. 6­й чтец: Его называли колдуном и сумасшедшим, кабачным повесой и лириком, тонким   и   нервным.  Жизнь   его   закуталась   в   тайны,   смерть   покрылась   роковой   мглой. Трагическая   гибель   Сергея   Есенина   до   сих   пор   является   загадкой.   Но,   читая   стихи Есенина, понимаешь, что он был полон духовных, творческих сил, хотел жить и работать. Он был очень гордым и сильным человеком. Сергею Есенину ныне — 120 лет 7­й чтец: Великий художник никогда не уходит из жизни – он всегда с людьми, он – ВНЕ ВРЕМЕНИ. Пушкин и Лермонтов. Шукшин и Высоцкий, Маяковский и Есенин – их дыхание мы слышим рядом с собой (фамилии могут называть разные учащиеся). Мы были у Пушкина в Михайловском и в усадьбе Толстого Ясная поляна, мы посетили  тургеневское Спасское – Лутовиново и Мелехово Чехова…. Рязань, рязанская земля…. Село Константиново, затерявшееся среди лесов и полей,  для нас так же священно и дорого. Ведь Есенин – это «ВЕЧНОЕ» (все вместе). 8­й чтец: Не ушёл – Такие не уходят В мутные загробные края. Вон он, вон, В осенней чаще бродит, Чуб волнистый, По ветру струя! Без Руси Ему бы стало тесно, Без людей, Без луга и зари… Не ушёл – А растворился в песнях, Чтобы с нами быть и говорить… Звучит романс “Не жалею, не зову, не плачу…”или 8­й чтец исполняет стихи под эту  мелодию 1­й чтец (или 1­4 чтец, последние 2­е строки все вместе): 4. Колышет березоньки ветер весенний, Веселой капели доносится звон, 2. Как будто читает поэму Есенин,                 Про землю, в которую был он влюблен,                                                  3.  Про белые рощи и ливни косые,           4. Про желтые нивы и взлет журавлей,       Любите Россию, любите Россию,              Для русского сердца земли нет милей! Учащиеся показывают композицию под презентацию!

Урок по русскому языку в 5 классе по теме "Лексикология" "Прямое и переносное значение слова"

Урок по русскому языку в 5 классе по теме "Лексикология" "Прямое и переносное значение слова"

Урок по русскому языку в 5 классе по теме "Лексикология" "Прямое и переносное значение слова"

Урок по русскому языку в 5 классе по теме "Лексикология" "Прямое и переносное значение слова"

Урок по русскому языку в 5 классе по теме "Лексикология" "Прямое и переносное значение слова"

Урок по русскому языку в 5 классе по теме "Лексикология" "Прямое и переносное значение слова"

Урок по русскому языку в 5 классе по теме "Лексикология" "Прямое и переносное значение слова"

Урок по русскому языку в 5 классе по теме "Лексикология" "Прямое и переносное значение слова"

Урок по русскому языку в 5 классе по теме "Лексикология" "Прямое и переносное значение слова"

Урок по русскому языку в 5 классе по теме "Лексикология" "Прямое и переносное значение слова"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.06.2017