Урок по теме "Добро и зло"
Оценка 4.7

Урок по теме "Добро и зло"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
религиоведение
4 кл
17.02.2018
Урок по теме "Добро и зло"
На уроке раскрывается понятие "добро и зло ".Научить детей отличать хорошие поступки от плохих. Высказывать свою точку мнения, используя факты для доказательства. Учить находить доказательство из художественных книг, зачитывать вслух. Формировать потребность совершать добрые дела; Формировать умение рассуждать на тему с привлечением личного опыта;расширить представления обучающихся о понятиях “добро” и “зло” с позиции нравственного смысла; прививать нравственные качества личности и этические нормы поведения, чувства добра и сострадания, любви и милосердия; формировать потребность совершать добрые дела;
урок по ОРКСЭ Добро и зло..docx
Тебе Бог дал своё призванье, Тебе он светлый дал удел, Хранить для мира достояние, Высоких жертв и чистых дел! Тема: Добро и зло Цель: создание условий для понимания значения понятий добра и зла в жизни человека. Задачи:  расширить представления обучающихся о понятиях “добро” и “зло” с позиции  нравственного смысла; прививать нравственные качества личности и этические нормы поведения, чувства  добра и сострадания, любви и милосердия; формировать потребность совершать добрые дела; формировать умение рассуждать на тему с привлечением личного опыта; развивать творческие способности учащихся. воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающему миру. воспитывать чувство ответственности за совершаемые поступки; Планируемые результаты: обучающиеся должны уметь:     оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей:     объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;     самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей  правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); Познавательные УУД 1. Извлекать информацию из текста.   2. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема). 3. Строить речевое высказывание в устной форме. 4. Объяснять понятия: добро, зло. Регулятивные УУД 1. Принимать и сохранять учебную задачу.    2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД 1. Слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Договариваться о правилах общения и поведения. 5. Формулировать своё мнение, свою позицию.  Личностные УУД 1. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей. 2. Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения  общечеловеческих норм. Формы и виды деятельности: рассказ учителя, самостоятельная работа с  источниками информации,  беседа, работа в тетради (тетрадь­словарь), работа в  рабочих тетрадях.   ее     определить   притчу   и   попробуйте                                                                         ХОД УРОКА: 1. Организационный момент.   Учитель: Друг на друга посмотрели,                   Улыбнулись,                    Тихо сели. ­ А теперь посмотрите друг на друга и сделайте злое выражение лица. Что вам приятнее видеть? ­Чтобы настроение на весь урок было хорошим, давайте улыбнёмся  себе, друг другу. ­Мир­ это большое зеркало и улыбаясь кому­то, ваша улыбка будет возвращаться к вам  с радостью. 2.Введение в тему.  –   Послушайте тему.          Давным­давно жила прекрасная птица. Возле ее гнезда находились дома людей. Каждый день птица исполняла их заветные желания. Но однажды счастливая жизнь людей и птицы­волшебницы кончилась. Так как в эти места прилетел злой и страшный дракон. Он был очень голодный, и его первой добычей стала птица Феникс. Съев птицу, дракон   не   утолил   свой   голод   и   стал   поедать   людей.   И   тогда   произошло   великое разделение людей на два лагеря. Одни люди, не желая быть съеденными, перешли на сторону дракона, и сами стали людоедами, а другая часть людей   искала надежное убежище, страдая от жестокости чудовища. Наконец дракон, насытившись, улетел в свое мрачное царство, а люди стали населять всю территорию нашей планеты. Они не остались под одним кровом, потому что не могли жить без доброй птицы, кроме того, они постоянно ссорились. Так на свете появилось добро и зло.     ­ Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? ­Сегодня на уроке будем говорить об основных этических понятиях – добро и зло.             ­С   древних   времен   считается,   что   отступление   от   нравственности,   неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности. Но мы же не хотим разрушать самих себя? Значит, будем сегодня на уроке учиться отличать добро от зла, находить их в своих поступках, учиться делать добро.       Как   существует   добро,  так   есть   и   зло,  которое   всегда   желает   помешать   добру, уничтожить его. Вот пример такой борьбы  Чтение рассказа: ­ Ребята, прочитав рассказ В.А. Сухомлинского «Обыкновенный человек» попытайтесь определить, о  каких поступках людей в нем идет речь?        В жаркой сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда. Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.      На другой день утром подъезжает к дедовой  избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец,  глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше. ­Что это за человек? – спросил внук деда. ­Это не человек, ­ ответил дед.        В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из­под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал. ­Что это за человек? – спросил внук деда. ­И это еще не человек, ­ ответил дед.       Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца. ­А это что за человек? ­ спросил внук деда. ­Обыкновенный человек, ­ ответил дед. ­ Что вы можете сказать о главных героях рассказа? Какие они? Почему? ­ Согласны ли вы с той характеристикой, которую давал дедушка проезжим? Какой он – обыкновенный человек? – (добрый, заботиться о других, помогает…)  Виды доброты: ­ Доброта бывает разная. Существует три понятия доброты.  Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет  самолюбия легкоранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.  Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит  мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?  И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке.  Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит слабого, поможет в беде, по­настоящему почувствует  несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.  Добро и зло всегда борются между собой. Какой тому яркий пример мы видим в  литературе?  Ученик: ­ в русских народных сказках  ­ в литературных произведениях  Учитель.  Достаточно ли, чтобы быть добрым говорить хорошие слова?( Добрыми  должны быть и поступки.) Учитель: ­ Прочитайте слова на доске  В.О. Ключевского «Добрый человек – не тот,  кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло»    Как вы их понимаете? Учитель. Ребята, назовите поступки, которые вы считаете морально добрыми. Часто ли вы сами так поступаете?  (ответы детей) 3. Определение смысла терминов. Работа с учебником. ­ Как вы понимаете слово «добро»? Что значит «добрый человек», «доброе дело»?  Какие еще словосочетания можете вспомнить? Как относятся люди к доброму  человеку? Добро – это душевное расположение к людям, отзывчивость, забота, стремление людям сделать добро. Добро связано с миром и любовью к маме, стране, в которой живем, к любимому делу. Добрый человек – это значит, делающий добро другим, отзывчивый; несущий благо, благополучие.  ­ Прочитаем в учебнике про добро. ­ А что такое «зло»? Как  вы понимаете слова «злой человек», «злое дело»?  Как  относятся к злому человеку люди? Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло  старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от  света, от добра. У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и конечном  результате всегда побеждает добро. ­ А что в жизни побеждает? Почему? 4.Запись  определений добра и зла в тетради­ словаре. 5. Физкультминутка­игра.        Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть имя сказочного героя, а вы определяете, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой — закрываете лицо ладошками.  Итак, начали: Баба Яга, доктор Айболит,   Дюймовочка, Змей Горыныч, Вини ­ Пух, Золотая рыбка,   Смешарики, Лунтик, Кощей Бессмертный, Красная Шапочка, волк, Золушка. 6. Работа в группах Проведем небольшую викторину (ученики разделены на 2 группы задаю по 4 вопроса  каждой команде ) 1. Какой герой русской народной сказки был наказан за то, что трижды не послушался  сестры? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)  2. В какой русской народной сказке одна героиня за доброе сердце получает в награду  сундук с приданым, жениха и уважение, а другая за злобу ­ стаю крикливых ворон,  позор и унижение? («Морозко») 3. Героиня какой сказки смогла спасти своего братца из рук Бабы­Яги только тогда,  когда перестала гордиться и начала помогать окружающим? («Гуси – лебеди»)  4. Героиня какой сказки А.С. Пушкина наказана за гордыню, зло, жадность,  неблагодарность, оставшись с тем, с чем жила первоначально? («Сказка о рыбаке и  рыбке»)  5. Героиня какой сказки А.С. Пушкина от накопленного в душе зла умирает? («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)  6. Героиня какой сказки В.А. Жуковского обижена на то что ее не пригласили на пир и  наказывает царевну и всех остальных глубоким сном на 300 лет? («Спящая царевна»)  7. Какая сказка Г. Х. Андерсена начинается с рассказа о волшебном зеркале, осколки  которого делают человека злым и жестоким? («Снежная королева»)  8. В какой сказке Андерсена героиня ради спасения братьев даёт обет (обещание)  молчания и выполняет трудную работу на месте казни? («Дикие лебеди»)  ­Какое свойство присуще сказочным историям? Почти всем сказочным историям  присуще замечательное свойство – в них добро побеждает зло и добрый герой, даже  самый маленький, за свои хорошие дела оказывается вознагражден. 7.Работа над притчей ­ Ребята, сейчас мы послушаем маленькую притчу . А что такое притча?  Ученик: Притча – это иносказательный рассказ с нравоучением.  «Однажды Добро пришло к Злу в гости. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо  сахара положило в чашку соль. Добро попробовало соленый чай, но ни слова худого  не сказало Злу, только поблагодарило его за угощение. А когда добро уходило от  Зла, оно сказало: ….. ­Как вы думаете, что могло сказать добро? (высказывания детей) («Что­то сахар у вас не очень сладкий, нате вам деньги, купите себе конфет к чаю». Зло перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги.) Так Добро отплатило Злу добром на зло.» ­Кто из героев не понравился и почему? ­Как бы вы поступили на месте героев?  ­Какие пословицы можно отнести к содержанию притчи?  (команды называют пословицы и поговорки о добре и зле , которые лежат на партах) 1.Во зле жить – по миру ходить.  2. Кто добро творит, того Бог благословит.  3. Бедного обижать – себе добра не желать.  4. Добрый человек – в добре проживет век.  5. Добро творить – себя веселить.  6. Тьма свету не любит, злой добро не терпит.  Учитель: Вы с рождения получаете знания о добре и зле. Мы можем помочь попавшему в беду, или, испугавшись, убежать, накормить голодного, подать милостыню или же  равнодушно пройти мимо. От чего зависит выбор? Надо ли громко заявлять о своих  добрых делах, легко ли быть добрым? У добра много врагов: злословие, зависть,  ябедничество, а Добро – это любовь. ­Как вы думаете, чего на земле больше: добра или зла? ­ Может нам помогут весы ответить на этот вопрос? На одну чашу весов кладем «зло»  (темные фишки), означающие зависть, предательство, жадность, грубость, войну, ложь.  Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с «добром».  Вспомните, какие добрые дела вы совершили и положите белые фишки на другую чашу  весов. Какая же чаша весов перевесит? Вывод учителя: если перевесит чаша «добра» ­ Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда человек  оставляет после себя добрый след. Слово учителя: (если перевесит чаша «зла») ­ Вы еще дети, но впереди вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу планету  красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы  должны быть смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро – это здорово. 8. Работа с  пословицами  ­  Давайте соединим части пословиц и прочитаем их. Доброе слово а злое – калечит. кто добра не делает никому. Доброе слово человеку, тому и жизнь мила. За добрые дела Доброе слово лечит, и кошке приятно. что дождь в засуху. Худо тому, Кто любит добрые дела, добром платят. 9. Проверка знаний .Тест. (на листочках обвести правильный ответ) 1.________________ ­ образец поступков людей и отношений между ними. ________________ ­ противоположность добра, это то, что стремится устранить и  исправить мораль. 2. Что считается добрым поступком? * Забыть о неприятной просьбе * Дать списать домашнее задание * Опоздать на неинтересную встречу * Помочь соседу по парте разобрать задачу 3. Укажите поступки, которые одобряет общество * обман * насилие * взаимопомощь * унижение 4.Что является последствием злых дел? * дружба  * радость  * вражда * мирное сосуществование 5.Знания о добре и зле помогают людям * проявлять заботу о близких * жить в мире  * дружить * все ответы верны 10. Работа в группах «Учитесь делать добрые дела»   Учитель. Ребята, проведите границу между добром и злом,                   Как вы поступите в данной ситуации? Ситуация 1. «Друг просит у тебя списать задание» 1.     Дам списать, чтоб выручить товарища. 2.     Помогу другу разобраться в задании, чтоб он сам смог его сделать.  Ситуация 2. « Твой друг (подруга) обзывает другого ученика, унижает его» 1.     Остановлю друга, скажу, что мне неприятно это слышать от своего друга. 2.     Поддержу друга.  Ситуация 3. « Приятель в компании беззастенчиво врёт» 1.     Скажу всем, что это неправда. 2.     Попрошу друга перед всеми извиниться за ложь. 11.Составление   правил доброты, пользуясь которыми мы станем по­настоящему  добрыми.  1. Помогать людям.  2. Защищать слабого. 3. Делиться последним с другом. 4. Не завидовать. 5. Прощать ошибки другим.             ПОМНИ:    Попробуй не наступить, а уступить.                                   Не захватить, а отдать.                                   Не кулак показать, а протянуть ладонь.                                   Не спрятать, а поделиться.                                   Не кричать, а выслушать.                                   Не разорвать, а склеить.          : ­ Я уверена, что вы всегда будете стараться  в любой ситуации говорить  12. Обобщение. Итог  урока. Учитель   вежливые слова, совершать добрые поступки, делать добрые дела.     Помните, что без добрых дел нет доброго имени, жизнь дана на добрые дела.  Ребята! Будьте добрыми и щедрыми, и это воздастся вам . Любите труд, который  приносит большое наслаждение. И настанет время, когда вы сможете сказать "Я делаю  нужное дело, приношу пользу людям". Ученик: Добро и зло творить всегда Во власти всех людей.                 Но зло творится без труда,                  Добро творить трудней. ­ И помните: всё в ваших руках! ­ Над чем вы задумались на сегодняшнем уроке? ­ Почему важно бороться со злом? ­ Что человека делает добрым или злым? ( Его поведение, мысли, поступки и т.д.) Учитель:  Обобщим наши знания о добре и зле.   Составим   коллективно синквейн со словами добро и зло.  1) ДОБРО 2) душевное, сердечное 3)исцеляет,помогает, вдохновляет 4) Добро сближает людей. 5) РАДОСТЬ 13.  Рефлексия. Добрым быть совсем – совсем не просто, Не зависит доброта от роста, Не зависит доброта от цвета, Доброта не пряник, не конфета 1)      ЗЛО 2) страшное, плохое 3) калечит, обижает, убивает 4)   вражду. 5)  ГОРЕ   Зло   влечёт   за   собой   горе   и ­ А чтобы нам закончить наш урок на позитивной нотке, я предлагаю вам заполнить вот  такое большое сердце нашего класса добрыми словами и пожеланиями друг другу,  чтобы в нас долго теплился тот огонёк тепла, который дарит каждое ваше сердечко. (На столе у учащихся лежат вырезанные из бумаги маленькие сердечки, на которых они  напишут добрые слова и пожелания своим одноклассникам и прикрепят их на большое  сердце класса.) Звучит песня «Дорогою добра» (из м/ф  «Маленький Мук») (аудиозапись) 12.Домашнее задание. 1.Подумать, какие добрые поступки вы совершили за свою  жизнь, записать их на листочке, для составления «Дерева добра».  2. Вам надо будет дома нарисовать добро и зло, как вы его себе представляете. ­ Спасибо всем за урок.

Урок по теме "Добро и зло"

Урок по теме "Добро и зло"

Урок по теме "Добро и зло"

Урок по теме "Добро и зло"

Урок по теме "Добро и зло"

Урок по теме "Добро и зло"

Урок по теме "Добро и зло"

Урок по теме "Добро и зло"

Урок по теме "Добро и зло"

Урок по теме "Добро и зло"

Урок по теме "Добро и зло"

Урок по теме "Добро и зло"

Урок по теме "Добро и зло"

Урок по теме "Добро и зло"

Урок по теме "Добро и зло"

Урок по теме "Добро и зло"

Урок по теме "Добро и зло"

Урок по теме "Добро и зло"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2018