Урок по теме: "Гигиена-залог здоровья?"
Оценка 5 (более 1000 оценок)

Урок по теме: "Гигиена-залог здоровья?"

Оценка 5 (более 1000 оценок)
Презентации учебные +1
docx
биология
Взрослым
25.04.2018
Урок по теме: "Гигиена-залог здоровья?"
Презентация занятия, включающая цели и задачи,иллюстрации по теме занятия, карточки-задания по технологии целеполагания.
Публикация является частью публикации:
ход урока.docx

                           Тема занятия: «Гигиена-залог здоровья?»

1.Что такое гигиена? (вопрос к аудитории)

Гигиена – это наука, основной задачей этой науки является изучение воздействия окружения на жизнеспособность, трудоспособность населения. Под окружением принято понимать полный комплекс бытовых, природных, производственных и социальных факторов. Главные же задачи гигиены – разработка требований, направленных на увеличение сопротивляемости организма к отрицательным внешним факторам. Этому содействует правильный уход за собой, сбалансированный режим отдыха, труда, рациональное питание, спорт.

2. Какие цели можно поставить для изучения этой темы? На самом деле цель должна исходить от темы, но как правило ее выставляет сам преподаватель, а какие цели может поставить студент?

Притча по случаю: Прознал как-то один человек, что в соседнем селе живет самый меткий стрелок, и решил встретиться с этим удивительным человеком. Собрался он в путь и в скором времени достиг опушки леса, около которой и было соседнее поселение. Видит, стоит стрелок, в руках у него мощный тисовый лук, в колчане ровные стрелы с ярким оперением. Стрелок тщательно прицелился и выпустил стрелу. И попала стрела точно в центр мишени. А потом стрелок выпустил вторую стрелу, и та вошла ровно в центр мишени, расщепив первую. Восхитился человек мастерством стрелка и решил узнать секреты его мастерства. Спрашивает того, на что ты смотришь, когда целишься - на кончик стрелы? Нет, был ответ. Тогда, может быть, на кончик лука? Нет. Или на деревья, чтобы увидеть, куда дует ветер? Тоже нет, я смотрю только на цель, я вижу только цель. А как можно промахнуться, если ничего кроме цели не существует? Восхитился человек опытом стрелка и сказал, что он - самый великий стрелок в мире. На что стрелок ответил, что в соседней деревне живет девочка, которая превзошла его в искусстве стрельбы из лука.
         Удивился мужчина и реши поговорить с этой девочкой. Идет он и видит: на дереве мишень, а точно в центре стоит стрела, на доме мишень - и опять стрела точно в центре, на земле мишени и в ней точно в центре стрела! А на земле рядом с домом сидит девочка и рядом с ней лук. Обратился к ней человек, не она ли самая опытная лучница? Девочка согласилась. "В чем же секрет твоего мастерства?" - поинтересовался человек. "Я просто стреляю, а потом рисую вокруг стрелы мишень" - был ответ.

Обучающиеся ставят цели. Я взяла сразу все варианты гигиены человека, но на занятии можно брать какую-то конкретную тему и к ней выставлять цель.

3. Для того, чтобы определить правильно ли поставлены цели, необходимо познакомится с тем, от чего нужно себя защищать. Смотрим страшилки.

1.Слайд

 Сколько клещей в вашей спальне?За всю жизнь (60-65 лет) человек выделяет до 20 000 литров пота.За сутки теряет до 1 млн. клеток кожи. Это любимая пища пыльевых клещей, т.к. 80% пыли - это и есть производные организма человека. В вашей спальне могут только в постели жить до 1,5 млн. пыльевых клещей. Вопреки распространенному мнению, постельные клещи не являются непосредственным возбудителями заболеваний. Виною всему непрерывное воздействие его фекалий, которые вызывают аллергическую реакцию в организме человека. Некоторые из симптомов, вызванные аллергической реакцией на отходы жизнедеятельности пылевого клеща, включают:стеснение в груди;  хрипы и отдышка; зуд;  покраснение в местах зуда;  заложенный нос и насморк. А какие еще квартиранты есть у вас дома?

Просмотр видеосмъемки о клещах. Что могло попасть в холодильник?

Корневой луковый клещ 

(Rhizoglyphus echinopus) Корневой клещ обычно живет в почве огородов, парников и теплиц, многояден, питается различными растительными остатками, для человека сам не опасен, но может переносить на себе опасные для здоровья бактерии.

Паутинный клещ

Место обитания паутинных клещей – нижняя часть растения. Питаются они соком, высасывая все питательное, что есть в листьях. Паутинные клещи являются переносчиками серой гнили, а также других болезней, поражающих растения. 

2 Слайд Бактерии

 Человеческое тело состоит примерно

 из 300 триллионов клеток, только  30 триллионов - это клетки тела самого человека, остальные подселенцы. На наружной поверхности кистей рук их особенно много и они выделяют особые ферменты, способные убить вирус СПИДА за 15 мин.

Подразделяются на :

-         сапрофиты — микроорганизмы,  которые не вызывают заболеваний, живут

 в кишечнике;

-         условно патогенные — существуют в  организме всегда, но вызывают заболевания только при определенных  условиях (переохлаждение, снижение защитных механизмов и т.д.), живут как нателе, так и внутри организма;

-патогенные — особенностью этих  микроорганизмов является инфицирование

организма, а также выработка токсинов, живут как на теле, так и внутри организма.

                                                           

   3 Слайд   В медучереждениях и учереждениях бытового обслуживания

 

У стоматолога через не стерильные  инструменты  можно заразиться :

- гепатитом В ( в 100 раз чаще, чем ВИЧ);

-         вирусом СПИДа;

-          гепатитом С;

- туберкулезом;

- вирусом герпеса (небольшой

 процент вероятности)

В маникюрном салоне можно

 заразиться:

-          грибком  ногтей;

-          гепатитом В;

-          вирусом СПИДа;

-          гепатитом С;

- вирусом герпеса

4 Слайд Чем опасен общественный транспорт

По мнению экспертов, в общественном   транспорте можно «подхватить»

следующие возбудители:   - вирусы, вызывающие ОРВИ,    - вирусы гриппа,
- папилломавирус человека,   - вирус простого герпеса,   - вирус Эпштейна-Барра

 (инфекционного мононуклеоза),   - вирус варицелла-зостер (ветрянки),  - вирус кори

-         туберкулез (достаточно подержать   поручень после больного человека)

 

Через денежные купюры можно получить   любые инфекционные заболевания:

-         кишечные инфекции,;   вирусные гепатиты;   грипп;    кожные инфекции;

пневмонией;   дизентерией;   сальмонеллезом;   гельминтами (70% от всего числа зараженных)

Все это при условии, что вы придете домой и не помоете руки!

А теперь давайте посмотрим, как наши студенты соблюдают правила личной гигиены в столовой!. (просмотр видеоролика)

5 Слайд Чем можно заразиться через  недостаточно термически обработанные мясо

Мясо кур- Кампилобактериоз: вызывает бактериальную диарею, легкая форма проходит через 2-5 дней, в более серьезных случаях - артрит и редкая болезнь нервной системы синдром Гийена-Барре, при которой иммунная система атакует нервные клетки и приводит к  развитию паралича. Мясо животных -Esherichia coli– это большая группа бактерий, живут в кишечнике жвачных животных, особенно крупного рогатого скота, а также оленей, лосей, овец и коз, не вызывая у них никаких заболеваний. Чаще всего бактерия Эшерихия коли встречается в говяжьем фарше, молоке и сыре, изготовленном из сырого молока.У взрослого человека могут провоцировать развитие диареи, часто с кровью, болями и спазмами в животе. Наибольшую опасность кишечная палочка представляет для детей. От 5 до 10 % зараженных людей переносят тяжелую форму патологии приводящим к почечной недостаточности. 

5 Слайд Через молоко, сыр можно заразиться

Листериоз (бактерия Listeria monocytogenes) Симптомы – это боль в мышцах, тошнота, диарея, в более редких случаях наблюдается распространение инфекции на нервную систему, что проявляется головными болями, ригидностью затылочных мышц и судорогами. Беременные женщины болеют листериозом в 20 раз чаще, в группе риска также находятся новорожденные, пожилые, люди с ослабленной иммунной системой.

Коровье бешенство - Употребление зараженного мяса приводит к развитию у человека болезни Крейтцфельдта-Якоба, которая всегда заканчивается летальным исходом. 

Сальмонеллез -это одна из самых распространенных болезней пищевого происхождения. Лучший способ профилактики сальмонеллеза – это тщательная варка мяса и яиц, недопущение контакта сырых продуктов и готовой

пищи.

Трихинеллез- это заболевание, которое развивается в результате употребления в пищу мяса животных, зараженных личинками круглых червей из рода Трихинеллы, который объединяет три близких вида нематод (круглые черви).

Кроме нематод, в организм человека могут попасть и ленточные черви (бычий, свинной цепень).

6 Слайд Чем можно заразиться через грязные  овощи и фрукты

Самые вкусные, но немытые ягоды, фрукты и овощи могут таить в себе страшную опасность! И поверьте, речь в данный момент идет совсем не о пятнах на одежде. Гораздо страшнее те возбудители кишечных инфекций, которые обитают на грязных овощах, ягодах и фруктах. Самое легкое, что вас ждет при встрече с ними – это расстройство желудка. Гораздо страшнее те микробы, которые способны спровоцировать страшные заболевания - дизентерию, брюшной тиф, гепатит. Еще одна болезнь немытых фруктов – это аскаридоз, или попросту говоря, глисты.

7 Слайд Чем опасны сомнительные сексуальные контакты

Термин инфекции, передаваемые половым путем (ИППП) был предложен Всемирной организацией здравоохранения в 1982 году. Они относятся к числу наиболее социально значимых заболеваний. Возбудители группы венерических заболеваний существуют на Земле порядка 10 тысяч лет, в окружающей среде НЕ  ЖИВУТ, передаются ТОЛЬКО от человека к человеку. Эти заболевания имеют тяжелые последствия, как для организма больного, так и для общества в целом. Одной из причин широкого распространения ИППП является рискованное половое поведение не только у людей с пониженной социальной ответственностью, но и у добропорядочных граждан. Кроме этого, заразиться можно контактно: бытовым, внутриутробным, парентеральным (при переливании крови) способом. Существует более 30 заболеваний различной этиологии. Причиной развития этих заболеваний

 могут служить: 

     -  бактерии (сифилис, гонорея и др.);

     -  вирусы (СПИД, генитальный герпес, гепатит В, остроконечные кондиломы);

     -  простейшие (трихомониаз и др.), дрожжеподобные грибы (кандидоз и др.);

     -  паразиты и насекомые (чесотка, лобковый педикулез).

 

4. Теперь посмотрите, какие варианты работ для студентов можно подобрать к поставленным целям. Таким образом, студенты самостоятельно ставят цели к теме занятия и одновременно решается, какую работу будут выполнять студенты, для того, чтобы достичь поставленных целей. Процесс обучения при этом упрощается, а главное работа на занятии уплотняется за счет сэкономленного времени, что дает возможность более объективно оценить знания, полученные на занятии, проведя фронтальный опрос или же предложив короткую самостоятельную или практическую работу. Помимо этого, знания, полученные самостоятельным путем, как правило, усваиваются и запоминаются намного лучше (до 60%), нежели те, которые предлагает преподаватель в готовом виде (лекция, рассказ) до 10%. Коэффициент эффективности увеличивается с 10% до 60%, т.е. в 6 раз.

5. Заключение, студентам предлагается сделать самостоятельные выводы, является ли гигиена залогом здоровья или нет? Ответ- конечно да.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                Подсказки:

А) Качественное мытье рук после улицы, перед едой; умывание; чистка зубов 2 раза в день; принятие общего душа, мытье половых органов; закаливание. Стрижка кончиков волос (каждые 4-8 недель), стрижка ногтей, мытье волос с применением шампуней, профилактические визиты к врачу;

Б) Стирку вещей, глажка паром, ежедневную смену нижнего белья. Необходимо качественное мытье обуви. Одежда должна полностью соответствовать физиолого-гигиеническим нормам (обеспечивать оптимальный микроклимат, иметь небольшую массу, хорошую прочность и качественный химический состав ткани);

В) Предоставление отдельной посуды для питания; регулярная смена постельного белья; антисептическая обработка комнаты; осуществление повседневных гигиенических процедур; организованное соответсвующее состоянию питание; прием лекарственных средств по графику;

Г) Каждый сотрудник сферы обязан иметь медицинскую книгу. Во избежание попадания человеческого пота, волос, отмершей кожи на продукты работники соблюдают нормы санитарии, носят униформу. До рабочего процесса и по его окончании они должны тщательно мыть руки. Основная одежда должна быть чистой, удобной и опрятной. В ресторанах и пунктах питания официанты обязаны разносить еду в перчатках. Не соблюдение санитарных и гигиенических норм на предприятии может стать причиной отравления, а иногда – смерти клиента.

Д) Мытье и дезинфекция рук; наличие медицинской формы (костюма, шапки, комплекта тапочек или бахил); в случае близкого контакта с препаратами и больными – использование перчаток и повязок;

Е) Удаление пыли с поверхностей мебели; ежедневная дезинфекция ванной комнаты (унитаза, раковины, ванной); стирка одежды всех членов семьи; регулярное проветривание воздуха в помещение; глубокая чистка ковров (ворсистые покрытия собирают в себе много пыли и микробов); качественная повседневная очистка кухонных поверхностей и принадлежностей.

Ж) Основные санитарные требования: польза (возмещение затрат энергии и полезных веществ в организме); наличие срока потребления на упаковке; минимальная обработка, очищение от грязи перед продажей; тщательная термическая обработка или мытье перед  употреблением;

З) Организация рабочего места согласно санитарным нормам; организация спортивных мероприятий; достаточная освещенность места работника (для защиты зрения); чистота воздуха, благоприятная температура;

И) Надлежащее оборудование спального места. Прекращение приема пищи предварительно за 2 часа до сна. Устранение лишних источников шума во время сна. Санитария одежды для сна.

К) Соблюдение моральных норм при личных контактах. Соблюдение правил личной гигиены.

 

                                    Заполните таблицу

Что знаем о гигиене человека

Что хотим узнать о гигиене

 

 

 

 

 

 

 

Для заполнения правой части, рекомендуется использовать глаголы:

-выбрать;   назвать;   дать определение;   проиллюстрировать;  написать; перечислить;

выполнить; систематизировать.

 

                                                   Заполните таблицу

Что знаем о гигиене человека

Что хотим узнать о гигиене

 

 

 

 

 

 

 

Для заполнения правой части, рекомендуется использовать глаголы:

-выбрать;   назвать;   дать определение;   проиллюстрировать;  написать; перечислить;

выполнить; систематизировать.

                                                            Притча

 

Прознал как-то один человек, что в соседнем селе живет самый меткий стрелок, и решил встретиться с этим удивительным человеком. Собрался он в путь и в скором времени достиг опушки леса, около которой и было соседнее поселение. Видит, стоит стрелок, в руках у него мощный тисовый лук, в колчане ровные стрелы с ярким оперением. Стрелок тщательно прицелился и выпустил стрелу. И попала стрела точно в центр мишени. А потом стрелок выпустил вторую стрелу, и та вошла ровно в центр мишени, расщепив первую. Восхитился человек мастерством стрелка и решил узнать секреты его мастерства. Спрашивает того, на что ты смотришь, когда целишься - на кончик стрелы? Нет, был ответ. Тогда, может быть, на кончик лука? Нет. Или на деревья, чтобы увидеть, куда дует ветер? Тоже нет, я смотрю только на цель, я вижу только цель. А как можно промахнуться, если ничего кроме цели не существует? Восхитился человек опытом стрелка и сказал, что он - самый великий стрелок в мире. На что стрелок ответил, что в соседней деревне живет девочка, которая превзошла его в искусстве стрельбы из лука.

Удивился мужчина и реши поговорить с этой девочкой. Идет он и видит: на дереве мишень, а точно в центре стоит стрела, на доме мишень - и опять стрела точно в центре, на земле мишени и в ней точно в центре стрела! А на земле рядом с домом сидит девочка и рядом с ней лук. Обратился к ней человек, не она ли самая опытная лучница? Девочка согласилась. "В чем же секрет твоего мастерства?" - поинтересовался человек. "Я просто стреляю, а потом рисую вокруг стрелы мишень" - был ответ.

 

 


 

Тема занятия: «Гигиена-залог здоровья?» 1

Тема занятия: «Гигиена-залог здоровья?» 1

Обучающиеся ставят цели. Я взяла сразу все варианты гигиены человека, но на занятии можно брать какую-то конкретную тему и к ней выставлять цель

Обучающиеся ставят цели. Я взяла сразу все варианты гигиены человека, но на занятии можно брать какую-то конкретную тему и к ней выставлять цель

Слайд В медучереждениях и учереждениях бытового обслуживания

Слайд В медучереждениях и учереждениях бытового обслуживания

Все это при условии, что вы придете домой и не помоете руки!

Все это при условии, что вы придете домой и не помоете руки!

Трихинеллез- это заболевание, которое развивается в результате употребления в пищу мяса животных, зараженных личинками круглых червей из рода

Трихинеллез- это заболевание, которое развивается в результате употребления в пищу мяса животных, зараженных личинками круглых червей из рода

Теперь посмотрите, какие варианты работ для студентов можно подобрать к поставленным целям

Теперь посмотрите, какие варианты работ для студентов можно подобрать к поставленным целям

Подсказки: А) Качественное мытье рук после улицы, перед едой; умывание; чистка зубов 2 раза в день; принятие общего душа, мытье половых органов; закаливание

Подсказки: А) Качественное мытье рук после улицы, перед едой; умывание; чистка зубов 2 раза в день; принятие общего душа, мытье половых органов; закаливание

З) Организация рабочего места согласно санитарным нормам; организация спортивных мероприятий; достаточная освещенность места работника (для защиты зрения); чистота воздуха, благоприятная температура;

З) Организация рабочего места согласно санитарным нормам; организация спортивных мероприятий; достаточная освещенность места работника (для защиты зрения); чистота воздуха, благоприятная температура;

Для заполнения правой части, рекомендуется использовать глаголы: -выбрать; назвать; дать определение; проиллюстрировать; написать; перечислить; выполнить; систематизировать

Для заполнения правой части, рекомендуется использовать глаголы: -выбрать; назвать; дать определение; проиллюстрировать; написать; перечислить; выполнить; систематизировать
Скачать файл
сегодня при записи на курсы переподготовки
для учителей