Урок по теме "Иммунитет"
Оценка 5

Урок по теме "Иммунитет"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
биология
8 кл
21.02.2017
Урок по теме "Иммунитет"
Цели урока: 1. Формирование знаний о защитных свойствах организма, о механизме выработки иммунитета, видах иммунитета. 2. Формирование знаний по сохранению и укреплению своего иммунитета. Задачи: Образовательные: 1. Познакомить учащихся с защитными свойствами организма; 2. Раскрыть сущность иммунитета; 3. Познакомить с видами иммунитета; 4. Сформировать понятия "иммунитет", "антитела", «антигены» "вакцина", "прививка", "лечебная сыворотка", «иммунология»; Воспитательные: 1. Продолжить формирование навыков по ведению ЗОЖ; 2. Обосновать необходимость применения прививок и лечебных сывороток.
ИММУНИТЕТ.docx
Учитель биологии: Агафонова Вера Владимировна Тема урока: Иммунитет. Иммунология. Цели урока: 1. Формирование знаний о защитных свойствах организма, о механизме выработки иммунитета, видах иммунитета. 2. Формирование знаний по сохранению и укреплению своего иммунитета. Задачи:  Образовательные:  1. Познакомить учащихся с защитными свойствами организма;  2. Раскрыть сущность иммунитета;  3. Познакомить с видами иммунитета;  4. Сформировать понятия "иммунитет", "антитела", «антигены» "вакцина", "прививка", "лечебная сыворотка", «иммунология»;  Воспитательные: 1. Продолжить формирование навыков по ведению ЗОЖ; 2. Обосновать необходимость применения прививок и лечебных сывороток. Оборудование:   Таблица "Внутренние органы"   Портрет И.И.Мечникова   Видеофильм "Кровь" (фрагмент "Лейкоциты")   Раздаточные листы с дополнительным материалом  Инструктивные карточки для повторения пройденного материала  Учебник "Биология. Человек"  Содержание урока: 1 этап урока ­ организационный момент (приветствие учащихся, проверка готовности рабочего места, создание рабочей атмосферы). 2 этап урока ­ проверка и актуализация известных знаний учащихся. 1. Работа фронтально по вопросам с целью проверки  биологических терминов и  понятий:  Назовите 3 жидкости, образующие внутреннюю среду организма.  Что такое плазма?   Перечисли форменные элементы крови.   Какова роль гемоглобина?   Кто открыл фагоцитоз?   Что такое фагоцитоз?   Какие клетки называют фагоцитами?   Какие условия необходимы для свертывания крови?   Что такое свертывание крови?   Чем вызвано заболевание анемия?   Что такое гемофилия?  Что такое гной?  2. Работа с инструктивными карточками (чистыми бланками для анализа крови) Фамилия И.О.                                                                         Возраст  Анализ крови Гемоглобин___________________________________   (г/л) Эритроциты___________________________________  (млн., в 1 куб.мм.) Лейкоциты____________________________________   (тыс., в 1 куб. мм.) СОЭ (скорость оседания эритроцитов) _________________   (мм/ч) Задание: Вы все хотя бы раз в жизни сдавали кровь на анализ. А теперь каждый из вас  станет врачом, который заполнит бланк анализа и объяснит пациенту его результаты (в  качестве врача и пациента выступают соседи по парте). 1 вариант (гемоглобин ­90,  эритроциты – 3,9, лейкоциты – 7, СОЭ – 5), 2 вариант (гемоглобин – 120, эритроциты –  4,5, лейкоциты – 11, СОЭ ­16).  3 этап урока ­ подготовка учащихся к активной УВД на основном этапе урока: А) вступительное слово учителя (краткая историческая справка) В Древнем Риме граждане должны были совершать воздаяния своему городу: денежные  взносы, постройка храмов, а также несение воинской службы. Некоторых граждан по той  или иной причине освобождали от такой повинности, которая носила название "мунис". В  этом случае человек получал именную грамоту с приставкой "им" (не), а его самого  называли "иммунисом" ­ освобождённым от какой ­ либо подати или повинности. Поэтому  точный перевод с латинского языка слово «иммунитас» означает освобождение от податей. Когда микробы проникают внутрь организма, они «требуют подати» ­ расплаты болезнью.  Организм мобилизует защитные силы для уничтожения «врагов». Б) Объявление темы урока и мотивация на изучение данной темы. Из истории известно, что миллионы людей погибли от чумы, оспы, холеры, но благодаря  иммунитету, ни одна эпидемия не уничтожила всего человечества. Переболевшие люди  становились более стойкими к действию микробов. Учитель: что же такое иммунитет? Что вы знаете об иммунитете (учащиеся  высказываются, учитель записывает на доске). Давайте попробуем дать определение «что  такое иммунитет»? Как вы думаете из всех предложенных высказываний, можно  сформулировать и записать  полное определение? Дети высказывают свою точку зрения. У: полное определение мы с вами попробуем записать чуть позже. 4 этап урока – изучение нового материала У: Природная среда, окружающая человека, населена множеством «соседей по планете».  Достаточно паразиту любого ранга попытаться проникнуть в тело человека как в действие  немедленно вступают все защитные силы организма.   У: Если организм человека сравнить с крепостью, а крепость, как вы знаете, обнесена  несколькими рядами стен с башнями, то, что в нашем организме первым встаёт на защиту?  Прочитайте на стр. 89 ­90 (2 абзаца) Д: Кожа, слизистые оболочки, кислота в желудке, слёзы. Дополнительная информация (в случае если дети называют не всё): Первыми на пути  посторонних веществ и микробов встают кожа и слизистые оболочки, которые играют роль  естественных барьеров. На коже и слизистых оболочках здорового человека постоянно  живут некоторые бактерии, полезные для здоровья. Вместе с тем эти бактерии губительно  действуют на микроорганизмы, вызывающие болезни. Слизистые оболочки дыхательных  путей, пищеварительного тракта, органов мочеотделения и др. обладают способность  задерживать большинство микробов. Главная особенность слизистых заключается в том,  что они находятся во влажном состоянии за счёт выделяемой ими слизи. Со слизью из  организма удаляются различные вещества, пыль, микроорганизмы. Клетки слизистых  оболочек вырабатывают различные вещества, губительные для болезнетворных бактерий. У: Если возбудитель преодолевает барьер кожи и слизистых оболочек, кто следующий  встаёт на защиту организма? Д: Элементы внутренней среды организма. Клетки крови. У: Как вы думаете, какие элементы крови участвуют в формировании внутренних  механизмов защиты организма человека? Д: Лейкоциты. У: Долгое время учёные не могли определить функции этих клеток. При их открытии  лейкоциты были приняты за посторонние организму существа, паразитирующие в нём. В  своё время появилось объёмистое издание под заглавием «Блуждающие клетки как  паразиты позвоночных животных».   Вспомните основную функцию лейкоцитов? Д: Уничтожение инородных частиц попавших в организм человека (фагоцитоз). У: Учение о фагоцитозе легло в основу учения о воспалении, которое, как впервые показал  И.И. Мечников, не что иное, как активная универсальная реакция против болезнетворных  микроорганизмов. ­Что же такое воспаление? Вы получаете текст, в котором подробно описан данный  защитный механизм. После внимательного прочтения дайте ему название в форме  определения «воспаления», выпишите его основные признаки, определите компоненты  внутренней среды организма,   составляющие основу данного защитного механизма. Текст    Воспаление возникает в тех случаях, когда болезнетворные бактерии смогли  преодолеть внешние защитные барьеры организма, при травмах, ожогах, переохлаждениях.  При воспалении кровеносные сосуды – капилляры – расширяются, проницаемость их  стенок увеличивается. Через стенку капилляров  в окружающие ткани происходит  усиленный выход жидкости, лейкоцитов, а, также белка плазмы (в норме молекулы белка  через стенку капилляров не проходят). Фибриноген плазмы, превращаясь в фибрин,  образует мелкие сгустки, которые закупоривают лимфатические сосуды. Это препятствует оттоку лимфы из воспалённого участка, а, следовательно, и распространению инфекции. В  воспалённом участке скапливается большое количество лейкоцитов. Они образуют  защитный вал, также препятствующий распространению инфекции. В центре очага  воспаления происходит уничтожение болезнетворных организмов. Признаками воспаления являются: отёк ткани, покраснение кожи вокруг воспаленного участка, болезненность,  повышение температуры. В такой защитной реакции организма от болезнетворных  бактерий главную роль играют неспецифические факторы, потому что они действуют на  все микроорганизмы, независимо от их химической природы. Проверка выполнения задания У: Немецким учёным П. Эрлихом было установлено, что в защитных реакциях организма,  кроме клеток­пожирателей, огромную роль играют особые вещества  крови – антитела (от  греч. «анти» ­ «против»), вырабатываемые специальными клетками под влиянием  болезнетворных организмов и их ядов. Такая форма иммунитета относится к  специфической, т.к. в данном случае действие одного антитела обуславливает защиту лишь от одной инфекции и совершенно не влияет на других возбудителей. Защитные антитела  по­разному действуют на проникших внутрь организма антигенов. Одни антитела  склеивают микроорганизмы, другие осаждают склеенные частицы, а третьи разрушают,  растворяют их или ускоряют захват их фагоцитами. У: Но, какие же клетки нашего организма способны вырабатывать антитела, поступающие в кровь?  Д: Лейкоциты. У: Под этим названием объединяются несколько видов клеток: нейтрофилы, эозинофилы,  базофилы, моноциты, лимфоциты. Строение и функции лейкоцитов различны. С ними вы  сейчас познакомитесь, работая в группах с дополнительным материалом. Вам в течение 5  минут предстоит заполнить до конца полученную таблицу.  (Учащиеся получают карточки с дополнительным материалом,  таблицу, в которой  незаполненными остаются графы «Место образования», «Функция» и объединяются в  группы, в которых происходит обсуждение полученного материала).  Виды лейкоцитов Место образования Нейтрофилы Эозинофилы Базофилы Моноциты Лимфоциты Виды лейкоцитов Место образования А) Гранулоциты: Нейтрофилы Эозинофилы Костный мозг Костный мозг Базофилы Костный мозг Б) Агранулоциты: Моноциты Лимфоциты Костный мозг Клетки костного мозга,  лимфоидные ткани, тимус, селезёнка Число в1 куб.мм 4900 105 35 280 1650 Число в1 куб.мм 4900 105 35 280 Функция Функция Захватывают бактерии Антигистаминное  действие Образуют гистамин и  гепарин Захватывают бактерии 1650 Вырабатывают антитела Дополнительный материал для работы в группе. Существуют две основные группы лейкоцитов – гранулоциты (зернистые) и агранулоциты  (незернистые). Гранулоциты образуются в костном мозге, но не из тех клеток, из которых образуются  эритроциты. Все гранулоциты содержат разделённое на лопасти ядро и зернистую  цитоплазму и обладают способностью к амёбовидному движению. Гранулоциты можно  подразделить на нейтрофилы, эозинофилы, базофилы. К агранулоцитам относятся одноядерные лейкоциты, имеющие овальной формы ядро и  незернистую цитоплазму. Существует два основных типа агранулоцитов: моноциты и  лимфоциты. Нейтрофилы, или фагоциты, составляют 70% всех лейкоцитов. Они обладают  способностью проходить между клетками, образующими стенки капилляров, и проникать в межклеточное пространство тканей и направляться к инфицированным участкам тела.  Нейтрофилы – активные фагоциты, они поглощают и переваривают болезнетворные  бактерии. Способны вырабатывать интерферон. Эозинофилы содержат цитоплазматические гранулы, окрашиваемые специальным  красителем эозином в красный цвет. Обычно они составляют лишь 1,5% общего числа  лейкоцитов, но при аллергических состояниях (например, астме или сенной лихорадке) их  количество возрастает. Как полагают, эозинофилы обладают антигистаминным действием.  Жизненный цикл  8­12 дней. Эозинофилы находятся в подслизистой ткани  пищеварительного тракта, дыхательной системы и циркулируют в крови. Базофилы составляют 0,5% популяции лейкоцитов. Они вырабатывают гепарин и  гистамин – вещества, являющиеся источником фактора, активирующего тромбоциты.  Основная их функция – участие в аллергических реакциях.  Моноциты составляют 4% от общего числа лейкоцитов, образуются в костном мозге и  содержат ядро бобовидной формы. Активно фагоцитируют (поглощают) бактерии и другие крупные частицы. Способны мигрировать сквозь стенки капилляров в очаге воспаления,  где действуют также, как нейтрофилы.  Лимфоциты составляют 24% от общего числа лейкоцитов, образуются в тимусе  (вилочковой железе), селезёнке и лимфоидной ткани из клеток предшественниц,  поступающих из костного мозга. Имеют округлую форму и содержат очень мало  цитоплазмы. Способность к амебоидным движениям ограничена. Главная функция –  индукция иммунных реакций или участие в них (образование антител, уничтожение  опухолевых клеток и др.). Продолжительность жизни варьирует от нескольких дней у  грызунов до десяти и более лет у человека. У: Давайте обсудим результаты вашей самостоятельной работы. Идёт обсуждение. Какие  же клетки из группы лейкоцитов способны вырабатывать антитела, обеспечивающие  специфичность иммунитета? Д: Лимфоциты. У: Какие органы участвуют в образовании лейкоцитов? Д: Тимус, селезёнка, лимфатические узлы, костный мозг. У: Посмотрите на таблицу «Внутренние органы» и определите местонахождение органов  участвующих  в образовании лейкоцитов. А что ещё можно отнести к иммунной системе? Д: Лейкоциты, циркулирующие в крови. У: Какая картина по расположению органов и клеток иммунной системы вырисовывается? Д: «Разбросанность» по всему телу. У: Какое значение это имеет для защиты организма? Д: Быстро найти, распознать инфекцию и уничтожить. У: Итак, мы узнали, что лимфоциты способны вырабатывать антитела. Но все ли они имеют эту способность.  Существует две группы лимфоцитов: Т – лимфоциты, В – лимфоциты.   Т – лимфоциты формируются в тимусе,  В – лимфоциты – в лимфатических узлах. Многие Т­ лимфоциты способны распознавать микробные и другие антигены и расшифровывать их  химическую структуру. В – лимфоциты, получив информацию от  Т – лимфоцитов,  начинают стремительно размножаться и выделять в кровь антитела. Каждый вид антител  способен нейтрализовать строго определённый антиген, именно тот, который обнаружил Т  – лимфоцит. (Просмотр отрывка из фильма о защитных механизмах организма)     Как же действует наша система защиты?  1) Антиген 2) Моноциты (макрофаги) они активно фагоцитируют и превращают антиген в  форму доступную для Т, В –лимфоцитов и подают им сигнал  3) Т – лимфоциты продуцируют  специальные вещества, с помощью которых  распознают антигены и способствуют созреванию  В –лимфоцитов  4) В –лимфоциты делятся, созревают и начинают вырабатывать антитела  У: Но антитела могут нейтрализовать только те антигены, которые находятся вне клеток.  Если же вирусу удалось проникнуть в клетку, не оставив следов на её клеточной мембране, ни антитела, ни лейкоциты справиться с ним не смогут. Против вирусов борется сама  клетка, выделяя особые вещества, одним из которых является интерферон. Итак,  что же такое иммунитет? Давайте ещё раз попробуем дать ему определение. Иммунитет – способность организма защищать себя от болезнетворных  микроорганизмов и чужеродных тел и веществ с помощью фагоцитов, антител,  интерферона.  У: Иммунитет может быть нескольких видов.  Познакомьтесь с ними самостоятельно,   пользуясь информацией в учебнике на стр. 96 статья «Естественный и искусственный  иммунитет».  Д: Обсуждение 5 этап урока – проверка полученных знаний. У: Ситуационное задание: «После прибытия долгожданной смены на одну из  антарктических станций персонал станции был поражён различными инфекционными  болезнями.  Но болели только «старожилы». Вновь прибывшие,  остались здоровыми.  Какими причинами мог быть вызван такой внезапный пик заболеваний на полярной  станции?» Д: Главная причина – самый чистый воздух Антарктиды, а условия  близкие к стерильным.  Иммунная система в таких условиях постепенно ослабляет свои защитные барьеры. У: Давайте ещё раз остановимся на ключевых понятиях нашей темы: "иммунитет", "антитела", «антигены» "вакцина", "прививка", "лечебная сыворотка",  «иммунология». Д: Проговаривают расшифровку понятий. У: Задание: прочтите текст. Есть ли в нем биологические ошибки и неточности? Если есть,  то в чем они заключаются? 1.В пробирку с микробами ­ возбудителями дифтерии ввели сыворотку человека,  переболевшего этой же болезнью. 2.Содержащиеся в пробирке колонии микроорганизмов  склеиваются и выпадают в осадок. З.Это происходит потому, что в сыворотке содержатся  лейкоциты, которые выделяют защитные вещества, обезвреживающие микроорганизмы.  4.Также в сыворотке крови человека, перенесшего дифтерию, был иммунитет против этой  болезни.  (вместо лейкоциты ­ антитела; В последнем предложении вырабатывается  иммунитет в организме человека) Д: Проговаривают расшифровку понятий. 6 этап урока – подведение итога. Домашнее задание: учебник *18, *19 стр.94­96,  составить 2 вопроса по данной теме,  задание №1 под «!» знаком для желающих. Дополнительный материал для работы в группе. Существуют две основные группы лейкоцитов – гранулоциты (зернистые) и агранулоциты  (незернистые). Гранулоциты образуются в костном мозге, но не из тех клеток, из которых образуются  эритроциты. Все гранулоциты содержат разделённое на лопасти ядро и зернистую  цитоплазму и обладают способностью к амёбовидному движению. Гранулоциты можно  подразделить на нейтрофилы, эозинофилы, базофилы. К агранулоцитам относятся одноядерные лейкоциты, имеющие овальной формы ядро и  незернистую цитоплазму. Существует два основных типа агранулоцитов: моноциты и  лимфоциты. Нейтрофилы, или фагоциты, составляют 70% всех лейкоцитов. Они обладают  способностью проходить между клетками, образующими стенки капилляров, и проникать в межклеточное пространство тканей и направляться к инфицированным участкам тела.  Нейтрофилы – активные фагоциты, они поглощают и переваривают болезнетворные  бактерии. Способны вырабатывать интерферон. Эозинофилы содержат цитоплазматические гранулы, окрашиваемые специальным  красителем эозином в красный цвет. Обычно они составляют лишь 1,5% общего числа  лейкоцитов, но при аллергических состояниях (например, астме или сенной лихорадке) их  количество возрастает. Как полагают, эозинофилы обладают антигистаминным действием.  Жизненный цикл  8­12 дней. Эозинофилы находятся в подслизистой ткани  пищеварительного тракта, дыхательной системы и циркулируют в крови. Базофилы составляют 0,5% популяции лейкоцитов. Они вырабатывают гепарин и  гистамин – вещества, являющиеся источником фактора, активирующего тромбоциты.  Основная их функция – участие в аллергических реакциях.  Моноциты составляют 4% от общего числа лейкоцитов, образуются в костном мозге и  содержат ядро бобовидной формы. Активно фагоцитируют (поглощают) бактерии и другие крупные частицы. Способны мигрировать сквозь стенки капилляров в очаге воспаления,  где действуют также, как нейтрофилы.  Лимфоциты составляют 24% от общего числа лейкоцитов, образуются в тимусе  (вилочковой железе), селезёнке и лимфоидной ткани из клеток предшественниц,  поступающих из костного мозга. Имеют округлую форму и содержат очень мало  цитоплазмы. Способность к амебоидным движениям ограничена. Главная функция –  индукция иммунных реакций или участие в них (образование антител, уничтожение  опухолевых клеток и др.). Продолжительность жизни варьирует от нескольких дней у  грызунов до десяти и более лет у человека. Виды лейкоцитов Место образования Нейтрофилы Эозинофилы Базофилы Функция Число в1 куб.мм 4900 105 35 Моноциты Лимфоциты 280 1650 Ситуационные  задания: 1)«После прибытия долгожданной смены на одну из  антарктических станций персонал станции был поражён различными инфекционными  болезнями.  Но болели только «старожилы». Вновь прибывшие,  остались здоровыми.  Какими причинами мог быть вызван такой внезапный пик заболеваний на полярной  станции?» 2) 1.В пробирку с микробами ­ возбудителями дифтерии ввели сыворотку человека,  переболевшего этой же болезнью. 2.Содержащиеся в пробирке колонии микроорганизмов  склеиваются и выпадают в осадок. З.Это происходит потому, что в сыворотке содержатся  лейкоциты, которые выделяют защитные вещества, обезвреживающие микроорганизмы.  4.Также в сыворотке крови человека, перенесшего дифтерию, был иммунитет против этой  болезни.   Ситуационные  задания: 1)«После прибытия долгожданной смены на одну из  антарктических станций персонал станции был поражён различными инфекционными  болезнями.  Но болели только «старожилы». Вновь прибывшие,  остались здоровыми.  Какими причинами мог быть вызван такой внезапный пик заболеваний на полярной  станции?» 2) 1.В пробирку с микробами ­ возбудителями дифтерии ввели сыворотку человека,  переболевшего этой же болезнью. 2.Содержащиеся в пробирке колонии микроорганизмов  склеиваются и выпадают в осадок. З.Это происходит потому, что в сыворотке содержатся  лейкоциты, которые выделяют защитные вещества, обезвреживающие микроорганизмы.  4.Также в сыворотке крови человека, перенесшего дифтерию, был иммунитет против этой  болезни.   Ситуационные  задания: 1)«После прибытия долгожданной смены на одну из  антарктических станций персонал станции был поражён различными инфекционными  болезнями.  Но болели только «старожилы». Вновь прибывшие,  остались здоровыми.  Какими причинами мог быть вызван такой внезапный пик заболеваний на полярной  станции?» 2) 1.В пробирку с микробами ­ возбудителями дифтерии ввели сыворотку человека,  переболевшего этой же болезнью. 2.Содержащиеся в пробирке колонии микроорганизмов  склеиваются и выпадают в осадок. З.Это происходит потому, что в сыворотке содержатся  лейкоциты, которые выделяют защитные вещества, обезвреживающие микроорганизмы.  4.Также в сыворотке крови человека, перенесшего дифтерию, был иммунитет против этой  болезни.   Ситуационные  задания: 1)«После прибытия долгожданной смены на одну из  антарктических станций персонал станции был поражён различными инфекционными  болезнями.  Но болели только «старожилы». Вновь прибывшие,  остались здоровыми.  Какими причинами мог быть вызван такой внезапный пик заболеваний на полярной  станции?» 2) 1.В пробирку с микробами ­ возбудителями дифтерии ввели сыворотку человека,  переболевшего этой же болезнью. 2.Содержащиеся в пробирке колонии микроорганизмов  склеиваются и выпадают в осадок. З.Это происходит потому, что в сыворотке содержатся  лейкоциты, которые выделяют защитные вещества, обезвреживающие микроорганизмы.  4.Также в сыворотке крови человека, перенесшего дифтерию, был иммунитет против этой  болезни. Ситуационные  задания: 1)«После прибытия долгожданной смены на одну из  антарктических станций персонал станции был поражён различными инфекционными  болезнями.  Но болели только «старожилы». Вновь прибывшие,  остались здоровыми.  Какими причинами мог быть вызван такой внезапный пик заболеваний на полярной  станции?» 2) 1.В пробирку с микробами ­ возбудителями дифтерии ввели сыворотку человека,  переболевшего этой же болезнью. 2.Содержащиеся в пробирке колонии микроорганизмов  склеиваются и выпадают в осадок. З.Это происходит потому, что в сыворотке содержатся  лейкоциты, которые выделяют защитные вещества, обезвреживающие микроорганизмы.  4.Также в сыворотке крови человека, перенесшего дифтерию, был иммунитет против этой  болезни.   Ситуационные  задания: 1)«После прибытия долгожданной смены на одну из  антарктических станций персонал станции был поражён различными инфекционными  болезнями.  Но болели только «старожилы». Вновь прибывшие,  остались здоровыми.  Какими причинами мог быть вызван такой внезапный пик заболеваний на полярной  станции?» 2) 1.В пробирку с микробами ­ возбудителями дифтерии ввели сыворотку человека,  переболевшего этой же болезнью. 2.Содержащиеся в пробирке колонии микроорганизмов  склеиваются и выпадают в осадок. З.Это происходит потому, что в сыворотке содержатся  лейкоциты, которые выделяют защитные вещества, обезвреживающие микроорганизмы.  4.Также в сыворотке крови человека, перенесшего дифтерию, был иммунитет против этой  болезни.

Урок по теме "Иммунитет"

Урок по теме "Иммунитет"

Урок по теме "Иммунитет"

Урок по теме "Иммунитет"

Урок по теме "Иммунитет"

Урок по теме "Иммунитет"

Урок по теме "Иммунитет"

Урок по теме "Иммунитет"

Урок по теме "Иммунитет"

Урок по теме "Иммунитет"

Урок по теме "Иммунитет"

Урок по теме "Иммунитет"

Урок по теме "Иммунитет"

Урок по теме "Иммунитет"

Урок по теме "Иммунитет"

Урок по теме "Иммунитет"

Урок по теме "Иммунитет"

Урок по теме "Иммунитет"