Урок по теме Индийские касты
Оценка 4.9

Урок по теме Индийские касты

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
история
5 кл
08.06.2017
Урок по теме Индийские касты
Поурочная разработка по истории Древнего мира для 5 класса. Можно использовать для открытого урока. Возможно использовать презентацию к данному уроку.Целью данного урока является: Применение усваиваемых знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий). Учащиеся познакомятся с индийскими кастами, с их особенностями, с возникновением неравенства в индийском обществе, выяснят какую роль в делении на касты играла религия
МБОУ.doc
МБОУ – СОШ №7 Урок истории на тему:  «Индийские касты»                                                                                                          Подготовила:                                                                                                      учитель истории                                                                                                          Рыкунова       Наталья Николаевна Урок истории по теме: «Индийские  касты». Клинцы 2014 Класс 5  Цель: Познакомиться с понятием и особенностями “индийских каст”, обобщить и  закрепить знания учащихся по теме “Древняя Индия”. Задачи: Образовательные:   обобщить и закрепить знания учащихся по теме “Древняя Индия”; продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника,   документа; самостоятельно строить рассказ на основе источников знаний;  формировать умения работать в коллективе. Развивающие:   формировать потребность в самообразовании и повышении культурного уровня; способствовать развитию навыков заполнения таблиц; логического мышления;  способностей к обобщению, систематизации полученных знаний;  способствовать развитию познавательного интереса; коммуникативных умений и навыков учащихся; личностных качеств учащихся в деятельности, отвечающей их  индивидуальной потребности. Воспитательные:   воспитывать устойчивый интерес к изучению истории. воспитывать толерантное отношение в классном коллективе. Здоровьесберегающие:  проводить профилактику умственного перенапряжения путем смены видов  деятельности;  снимать психологическое напряжение в коллективе. Оборудование урока: 1. Иллюстрации к теме «Древняя Индия». 2. Карта  Индии. 3. Контурные карты. 4. Использование компьютера и проектора (презентация) 5. Индивидуальные карточки. I Оргмомент (5 мин.) II Проверка домашнего задания (15 мин). 1. Историческая разминка (карта + фронтальный опрос) 2. Индивидуальные карточки (4 человека) Карточка 1 Задание: впишите недостающие слова. Индия расположена на юге материка___________________________________. Северной   границей   Индии   служат   самые   высокие   горы   в   мире.   Их название_____________________________________________________________. Берега   Индии   с   запада,   с   востока   и   с   юга   омывает__________________________ океан. Самые многоводные реки в Индии – это__________________________________. В ____________ в. до н.э. почти все индийские царства объединились под властью царя_________________________________. Карточка 2 Задание: обведи один правильный ответ 1. Где находиться Индия? А) на западе Азии Б) на юге Азии В) на востоке Азии 2. В какой стране стали впервые производить сахар? А) в Китае Б) в Индии В) в Ассирии 3. Индийский царь, объединивший все индийские царства в III в. до н.э.? А) Ашока Б) Гаутама В) Крез 4. Какие горы с севера служат  границей Индии? А) Синай Б) Гималаи В) Арарат 5. Река в Индии? А) Нил Б) Тигр В) Ганг 6. Что называется джунглями? А) поселения индийцев Б) труднопроходимые леса в Индии В) название индийского племени Карточка 3 Задание:   найти   в   тексте   исторические   ошибки   (подчеркнуть   историческую ошибку и исправить).            «Индия располагается на западе Азии и омывается Средиземным и Красным морями.   Природные   условия   Индии   очень   разнообразны.   Самыми   широкими   и многоводными реками Индии являются Тигр и Ганг. Первые города в Индии возникли в долине реки Ганг. А в III тысячелетии до н.э. возникло единое государство под властью царя Хаммурапи.          Главными занятиями жителей Индии было мореплавание и земледелие. Индийцы выращивали картофель, рис, оливковые деревья. Поклонялись богам Ганешу и Яхве и считали, что после смерти человек переселяется в царство мертвых». Историческая разминка  1. Где находиться Индия? (Индия расположена на юге Азии) 2. Как называется полуостров, на котором находится Индия?  (Индия расположена на полуострове Индостан)  3. Какой океан омывают Индию с  юга?  (Индию с  юга омывает Индийский океан) 4. Что омывает Индию с запада? (С запада Индию омывает Аравийское море) 5. Какой залив омывает Индию с востока? (С востока Индию омывает Бенгальский залив) 6. Какие горы защищают Индию с севера? (Индию с севера защищают самые высокие горы Гималаи) 7. Какие крупные реки протекают по территории Индии? (По территории Индии протекают крупные реки Инд и Ганг) 8. Где берут начало эти реки? (Инд и Ганг берут свое начало в Гимолаях) 9. Как «ведут» себя реки в июле и в августе каждого года? (От сильных дождей эти реки выходят из берегов, начинается разлив) 10.В какой стране Африки  мы встречали это явление? (Эти явления встречаются в Египте и Междуречьи) 11.Где появились первые поселения индийцев? (Первые поселения индийцев появились по берегам рек Инд и Ганг) III Объяснение нового материала Вступительное слово учителя.               Ребята,   мы   познакомились   с   природными   условиями   Индии,   с   ее географическим   положением,   с   занятиями   ее   жителей     и   их   религиозными верованиями. Мы с вами знаем, что в любом государстве существует определенное неравенство. Давайте, вспомним, существовало ли в Египте неравенство? Как оно проявлялось?   Какие   классы   существовали   в   Египте?   Каков   социальный   состав Египта? Справедливо ли деление общества на классы и слои в древнем Египте? Почему? (В Египте существовало неравенство. Это проявлялось в делении общества на  3 класса: эксплуатируемые, помогающие эксплуатировать и эксплуатирующие. Социальный состав  фараон, вельможи, чиновники, писцы, стражники, воины, ремесленники, крестьяне, рабы. Такое деление не справедливо так как одни классы присваивали себе результаты труда других. Одни жили богато и свободно, другим приходилось трудиться за себя и для других ).   Молодцы. Верно. Ваши ответы отражены на экране.  ЕГИПЕТ Какие классы существуют:  Эксплуатирующие                                                 Помогающие эксплуатировать                                                  Эксплуатируемые Класс эксплуатирующих:  Фараон                                              Вельможи                                              Чиновники                                              Писцы Класс, помогающих эксплуатировать:  Воины                                                                    Стражники Класс эксплуатируемых:  Ремесленники                                             Крестьяне                                             Рабы      ИНДИЯ Какие классы существуют:   Класс эксплуатирующих:   Класс, помогающих эксплуатировать:   Класс эксплуатируемых:                                                                   Давайте попытаемся определить классы и социальный состав Индии. Справедливо ли деление общества на классы в Индии? Можем ли мы это сделать? Почему?    (Нет не можем, так как не знаем какие классы существовали в Индии. Поэтому мы не можем сделать вывод о справедливости или несправедливости индийского общества).  Давайте попытаемся определить тему нашего урока (Социальный состав Индии. Классы Древней Индии) Хорошо. Молодцы.  Тема нашего урока «Индийские касты». Запишите тему урока в тетради Давайте, вместе определим цели нашего урока.  Что нового мы должны с вами узнать и чему научиться? (Мы хотим  узнать,  что такое касты?   Как   появились   касты?   Какими   правами   обладают   люди   из   разных   каст?   Как неравенство между людьми объясняется в Индии? Почему касты не равны?) Молодцы ребята!  Сегодня на уроке мы будем говорить   о неравенстве  в индийском  обществе, о разделении  всех   жителей   Индии   на  касты  и   отличительных   особенностях  этого деления.  Узнаем, какую роль в этом делении играла религия Индии и ответим на вопрос : «Справедливо ли деление общества на классы в Индии?» ПЛАН УРОКА 1. Индийские касты 2. Существует ли в обществе неравенство. 3. Индийский мудрец Будда НОВЫЙ МАТЕРИАЛ. 1. Рассказ учителя. Миф о происхождении каст. Их характеристика. Учитель:  В   Индии,   как   и   в   любом   другом   древнем   государстве,   появляются классы: богатые (жрецы, вельможи, цари, воины) и бедные (земледельцы, слуги). Общество Древней Индии согласно легендам делилось на особые социальные слои ­ касты. Открываем с.95 нашего учебника Словарная работа: Каста – это группа людей, которая обладает определенными правами   и   обязанностями,   передающимися   по   наследству.  Запишите   новое понятие в тетрадь. Учитель:  Принадлежность   к   касте   обусловливалась   рождением   человека   и наследовалась. Представители каждой касты занимались из поколения в поколение одной и той же профессией, поклонялись одним и тем же богам, строго исполняли установленные правила по отношению друг к другу и членам других каст. Жрецы и вельможи,   чтобы   как­то   объяснить   простым   людям   такое   неравенство, используют легенду о боге Брахме, который создал 4 касты, группы, на которые были поделены все жители Индии. Из уст его произошли ­ брахманы (жрецы), из рук — кшатрии (воины), из бёдер — вайшьи (земледельцы), а из ступней — шудры (слуги).    выполнявшие жреческие обязанности, как знающие священное учение.         Царей, военную знать представляли знатные воины кшатрии — «наделённые могуществом».            Наиболее   почётное   место   в   обществе   занимали  жрецы  брахманы, Свободные общинники — земледельцы, скотоводы, ремесленники, торговцы — относились к земледельцам вайшьи.          Положение слуг шудры в древнеиндийском обществе было очень тяжёлым. Им не полагалось ничего, кроме непосильной каждодневной работы и смиренного служения. Особенно тяжело было тем слугам, которых называли неприкасаемые.           Словарная работа: Брахманы – это жрецы.  Неприкасаемые ­ низшие слуги,  выполнявшие самую грязную работу.  Запишите в тетрадь это понятие Итак,  мы узнали, что в Индии существовали особые социальные слои касты. Запишите схему в тетрадь Касты Жрецы брахманы Воины кшатрии Земледельцы вайшьи Слуги шудры «Неприкасаемые» ­ не входили в кастовое деление                                   чандалы Физкультминутка (прослушивание индийской музыки) 1. Работа с учебником и дополнительным материалом Учитель: Сейчас я вам расскажу про касту брахманов. Вы внимательно слушайте, а потом мы  заполним  таблицу и сможем ответь на вопрос урока.  Представителям самой высшей касты —  брахманам  — приписывался белый цвет — цвет   чистоты,   незапятнанности.   Брахманы   выполняли   обязанности   жрецов   и совершали   многочисленные   обряды,   которым   в   Древней   Индии   придавалось исключительно важное значение; они считались представителями людей перед лицом богов,   требовавших   совершения   жертвоприношений   и   произнесения   заклинаний. Брахманы были также хранителями древней учености, знатоками священных текстов. В   течение   многих   веков   эти   тексты,   будучи   еще   не   записанными,   хранились исключительно   в   памяти   ученых   брахманов.   Именно   поэтому   каждый   брахман проходил длительное обучение: еще мальчиком отдавали его в дом учителя, где он проводил   жизнь   в   труде   и   заучивании  вед.   Когда   мальчику   исполнялось   16   лет, родители   преподносили   учителю   в   дар   корову,   а   сыну   подыскивали   невесту. Начинался второй этап жизни брахмана. Когда у брахмана появлялись внуки, он мог оставить дом своему старшему сыну и уходил в отшельники.   Словарная работа: Веды ­  Запишите в тетрадь это понятие Заполняем Таблицу Как называется каста? Какой цвет этой касты? Каковы занятия этой касты? Есть ли особенности жизни Название касты Цвет касты Основные занятия Приложение Брахманы  белый Жертвоприношения, изучение священных книг, чтение  заклинаний,  обучение учеников,  участие в суде и  выработка законов,  наблюдение за  погодой и т.д. Особенности жизни Занимали почетное   место   в обществе.   Жизнь делилась   на   3 периода:   учение, обзаведение семьёй, отшельничество А,   сейчас вы самостоятельно продолжите заполнять таблицу используя учебник и дополнительный материал. Работать вы будете в парах и каждый ряд будет работать с определенной кастой:   1 ряд – каста воинов 2 ряд – каста земледельцев 3 ряд – каста слуг Ваша   задача   прочитать   материал   в   учебнике,   изучить   документы   (дополнительный материал) и заполнить таблицу по образцу Материал в учебнике пункт 4­5  с.98­99. и дополнительный материал у вас на столах.  ЗАКОНЫ МАНУ Самой «высокой», «чистой» кастой были брахманы .  Формированию касты жреческой  верхушки брахманов способствовала монополизация ими на определенном этапе исторического  развития отправления религиозных церемоний, знание ведических гимнов. При этом, брахманы ,  выполнявшие жреческие функции и знающие священное учение занимали наиболее почетное место в  обществе. По официальным представлениям, брахман ­ высший из людей. Его занятие ­ изучение  священных книг, участие в суде и управлении, выработка законов и предписаний. Ему принадлежит  все, что он видит, он может «потребовать все, что захочет» (по крайней мере, в рамках закона).  Наблюдение за сменой времен года, разливами рек и прочими явлениями, наблюдение, столь  необходимое для руководства общественно­экономической жизнью, являлось ещё одной функцией  выходцев данной касты. Вторая каста ­ это каста кшатриев , воинов, военной и светской аристократии, из её среды выходили цари, военачальники, сановники. Согласно системе каст, кшатрии должны были взимать налоги с крестьян и пошлины с купцов, торговцев и ремесленников. Им приписывали красный цвет — цвет огня, войны, решительности и энергии. Кшатрии с детства обучались владеть оружием, управляться с конем и колесницей. Название третьей касты ­ вайшьи произошло от слова виш ­ народ, племя, поселение. Это основная масса трудового люда, земледельцев, крестьян, ремесленников и торговцев ­ подлинный народ. Их цвет — желтый, цвет земли. На них лежала обязанность возделывать поля, работать в мастерских, а также   торговать.   Среди   них   были   и   весьма   состоятельные   люди.  Вайшья чаще   всего   как полноправный общинник­землевладелец сам мог быть эксплуататором Четвертую   касту   составляли шудры .   В   их   среде   ­   обнищавшие,   оставившие   общину   крестьяне, чужаки, отпущенные на волю рабы.  Шудра мог иметь семью, его дети наследовали имущество, путь к обогащению не был ему закрыт каким­либо запрещением. И тем не менее он не свободен. Шудра не должен накапливать  богатство, даже имея возможность сделать  это, так как шудра , приобретая богатство,   притесняет брахманов ­   об   этом   можно   прочесть   в   «Законах   Ману».   Гостю шудре разрешалось давать еду только в том случае, если он делал в доме хозяина какую­либо работу. Их цвет — черный. Обязанность шудр — служить представителям высших каст.  Таким   образом,   внутри   каждой   касты   развивалось   социальное   неравенство,   деление   на эксплуатируемых и эксплуататоров, но кастовые, общинные, большесемейные границы, скрепленные правом, религией, сдерживали их слияние в единую классовую общность. Это и создавало особую пестроту сословно­классовой социальной структуры Древней   Проверка заполненной таблицы Название касты Брахманы  Цвет касты белый Воины (кшатрии) красный Земледельцы (вайшью) желтый Слуги (шудры) черный Основные занятия Жертвоприношения, изучение священных книг,  чтение заклинаний,  обучение учеников, участие  в суде и выработка законов,  наблюдение за погодой и  т.д. Участвовали в битвах,  охотились, состязались в  стрельбе из лука, собирали  налоги с крестьян и  пошлины с купцов,  торговцев и ремесленников. Возделывали поля, работали в мастерских, торговали,  Служить   представителям высших каст Особенности жизни Занимали почетное место в обществе. Жизнь  делилась на 3 периода:  учение, обзаведение  семьёй, отшельничество  Самая могущественая и  богатая каста, из её  среды выходили цари,  военачальники,  чиновники. Могли иметь рабов и  имущество, среди них  были и богатые люди Слуга не имел права  накапливать имущество и приносить жертвы богам Учитель:  Давайте вернемся к вопросу на который мы не смогли ответить вначале урока:    «Справедливо ли деление общества на классы в Индии?» Учитель: Но некоторые древнеиндийские мудрецы не придавали большого значения кастовым различиям. Это был  Будда,  основатель религии буддизма, который учил, что главное – личные достоинства человека, а не его происхождение.   3. Сообщение о Будде (ученица  рассказывают легенду о Будде ) Был некогда в Индии юный царевич  Гаутама.  Жил он в прекрасном дворце. Слуги держали над его головою белый зонт, чтобы не коснулись его лучи солнца или капли дождя. Он думал, что повсюду жизнь так же прекрасна, и даже не пред­ полагал, что существуют горе, боль и смерть. Но однажды он встретил дряхлого старца и понял, что старость неизбежна. Встретил больного и понял, что не вечно будет здоров. Он задумался о смерти и решил стать отшельником. Долго стран­ ствовал он, голодал и терпел лишения. И однажды, когда он сидел под огромным деревом, скрестив ноги, предаваясь глубокому размышлению, он обрел мудрость. С тех пор его стали называть Будда (Просветленный, Мудрец). Будда говорил о том, что всякая жизнь сопровождается страданиями, но можно улучшить свою участь, если всегда говорить правду, стремиться к добру, не брать чужого и ни к кому не чувствовать злобы и зависти. Человек должен освободиться от бесконечных желаний все новых богатств и удовольствий. Тогда он не  будет более вновь и вновь рождаться на этой земле. Каждый ­ богач и бедняк, царь и раб, брахман или слуга ­ может стать  буддистом,  то есть последователем  Будды,  и спастись от страданий и новых рождений. Долгие годы Будда странствовал по Индии. У него появилось много учеников. Звали их «нищими», так как они собирали подаяние. Когда в 3­м веке до н. э. Индия объединилась, царь Ашока заявил о своей преданности учению Будды. Он призывал не убивать живые существа, поддержи­ вать «нищих», почитать родителей и проявлять милосердие к рабам и слугам. По­ зднее буддизм распространился по всему миру.                 Буддизм   поощрял   развитие   изобразительного   искусства,   музыки,   танца. Индийская   цивилизация   подарила   миру   десятично­позиционную   систему   счета, шахматы, технологию производства сахара и изготовления хлопчатобумажных тканей, бесценные литературные произведения.      4. Закрепление. 1. Что называется кастами? 2. На какие касты делилось индийское общество?    3. Как называются индийские касты? 4.  Какие касты относятся к эксплуатируемым? Почему? 5.  Как звали основателя религии буддизм? 5.Кроссворд (если успеваем по времени или д/з) Реши кроссворд и в клетках по горизонтали прочти имя знаменитого индийского мудреца. 2 3 1 4 5 1. Бог, согласно верованиям индийцев, создавший людей из разных частей тела  2. Юный царевич из индийской легенды, живший счастливо до тех пор, пока не узнал, что в мире существует горе, боль и смерть. 3. Большая река, на берегах которой возникли древнейшие в Индии города.  4. Густые, труднопроходимые леса по берегам Ганга. 5. Царь, объединивший под своей властью почти все индийские царства в 3 веке до н.э. 6. Рефлексия        Метод незаконченных предложений) 7. Итог урока. 1. Домашнее задание: прочитать п. 21, читать и рассказывать о кастовом строе ,   какими   предметами вопросы   в   конце   параграфа.   Выписать   в   тетрадь,   созданными в древней Индии мы пользуемся и сейчас? 2. Выставление оценок. Литература: 1. Учебник история Древнего мира, А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая, М. Просвещение, 2006 г. 2. Тематическое   и   поурочное   планирование   по   истории   Древнего   мира,   А.А. Вигасина, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая, М., Экзамен, 2006 г. 3. Поурочные разработки по истории Древнего мира, О.В. Арасланова, М., Вако, 2004 г. 4. Хрестоматия по Мировой художественной культуре, Зарецкая Д.М., Смирнова В.В., М., Издательский центр, 1997 г. 5. Мировая   художественная   культура,   иллюстрированное   приложение,   Гоголев К.Н., М., Издательский центр, 1997 г. 6. Энциклопедия   для   детей   «Искусство»,   главный   редактор   М.   Аксенова,   М., Аванта+, 1997 г.

Урок по теме Индийские касты

Урок по теме Индийские касты

Урок по теме Индийские касты

Урок по теме Индийские касты

Урок по теме Индийские касты

Урок по теме Индийские касты

Урок по теме Индийские касты

Урок по теме Индийские касты

Урок по теме Индийские касты

Урок по теме Индийские касты

Урок по теме Индийские касты

Урок по теме Индийские касты

Урок по теме Индийские касты

Урок по теме Индийские касты

Урок по теме Индийские касты

Урок по теме Индийские касты

Урок по теме Индийские касты

Урок по теме Индийские касты

Урок по теме Индийские касты

Урок по теме Индийские касты

Урок по теме Индийские касты

Урок по теме Индийские касты

Урок по теме Индийские касты

Урок по теме Индийские касты
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2017