Данный урок составлен для обобщения, закрепления и систематизации знаний о составе и функциях основных компонентов крови, видах и роли иммунитета, группах крови, видах кровотечения. Урок проходит виде телепередачи Жить здорово!, урок разделен на четыре блока, данный урок проходит в интересной играющей форме.
Кровь.doc
Тема урока «Кровь – носительница жизни»
Цель: обобщить, закрепить и систематизировать знания о составе и функциях
основных компонентов крови, видах и роли иммунитета, группах крови, видах
кровотечения.
Задачи:
1.Образовательные:
обобщить, закрепить и систематизировать знания о составе и функциях
основных компонентов крови, видах и роли иммунитета, группах крови, видах
кровотечения.
2. Развивающие:
проверить уровень сформированности умения оказывать первую медицинскую
помощь при всех видах кровотечения;
решать познавательные биологические задачи;
проверить усвоение понятий и терминов по теме.
3. Воспитательные:
воспитывать чувство ответственности, заинтересованное отношение к учебе,
познавательный интерес к предмету.
Тип урока: обобщение
Вид урока: телепередача «Жить здорово!»
Оборудование: Таблица «Кровь»; жгут, бинт, йод, стерильная салфетка;
компьютерная презентация «Кровь – носительница жизни», проектор, экран;
искусственная кровь.
Ход урока
1. Организация детей на занятие.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами, ребята, проведем
нетрадиционный обобщающий урок – телепередача Жить здорово!.
Подумайте. «Каждую секунду в красном море миллионы кораблей терпят
крушение и опускаются на дно. Но миллионы кораблей выходят из гаваней вновь в
плавание». О чем говорится в этот тексте?
Учащиеся: о крови и ее клетках
Учитель: Верно тема нашего урока «Кровь – носительница жизни». Наша задача
обобщить, закрепить и систематизировать знания о составе и функциях основных
компонентов крови, видах и роли иммунитета, группах крови, видах кровотечения.
Наш урок будет состоять из нескольких рубрик: про жизнь, первая помощь, про
медицину, про еду.
2. Рубрика про жизнь. Учитель: Кровь – жизненно необходимая жидкость.
Она обладает множеством нужных для организма свойств. А от чего зависят
свойства? Учащиеся: от состава крови.
Учитель: Каков состав крови?
Давайте восстановим схему: Состав крови
Учитель: Перечислите функции крови?
Учащиеся: защитная, транспортная, питательная, дыхательная,
гомеостатическая.
Вопросы: Слад 5
1. Строение и функции эритроцитов:
Форма
Наличие ядра
Где образуется? –
Сколько живут? –
Где разрушаются?
Содержание в 1 мм3
Функция –
Слайд 6
Учитель: Решите познавательную задачу. Преступник, скрывая следы
преступления, сжег окровавленную одежду. Однако, судебномедицинская
экспертиза на основании анализа пепла установила наличие крови на одежде. Каким
образом?
Учащиеся: в пепле, остаются химические элементы, входящие в состав
сгоревшего объекта: кровь отличается высоким содержанием железа, входящего в
состав гемоглобина (входит в состав эритроцитов), и если в пепле обнаружиться
повышенное содержание железа, значит, на одежде была кровь).
2. Строение и функции лейкоцитов (слайд 7):
Форма
Наличие ядра
Где образуется? –
Сколько живут? –
Где разрушаются?
Содержание в 1 мм3
Функция –
Учитель: Что такое фагоцитоз? Кто его открыл? Учащиеся: И.И. Мечников,
процесс, при котором специально предназначенные для этого клетки крови и тканей
организма (фагоциты) захватывают и переваривают твёрдые частицы.
(показ видеофрагмента) Учитель: Решите познавательную задачу. Человек заболел. По характеру и
месту боли врач подозревает, что у него воспаление червеобразного отростка
(аппендицит). Больному делают срочный анализ крови. Предположите, почему врач
решил оперировать больного?
Учащиеся: Анализ крови показывает у больного повышенное содержание
лейкоцитов, что является одним из дополнительных факторов в пользу проведения
операции.
3. Строение и функции тромбоцитов (слайд 9):
Форма
Наличие ядра
Где образуется? –
Сколько живут? –
Где разрушаются?
Содержание в 1 мм3
Функция –
Учитель: Что такое гемофилия? Учащиеся: наследственное заболевание,
которое выражается в склонности к кровотечениям в результате не свертывания
крови.
Учитель: Невидимый фронт – иммунитет. Что же такое иммунитет? Какие
виды иммунитета вы знаете? Учащиеся: врожденный, приобретенный, вакцинарный.
Учитель: Давайте обратимся к учебнику на с.120 изображен рисунок
определите, какие клетки изображены на рисунке?
Учитель: следующая рубрика первая помощь.
Учитель: Уверена, что человек рождается со способностью откликаться на
чужую боль. Думаю, что это чувство врожденное, данное нам вместе с инстинктом, с
душой.
При несчастных случаях рядом с пострадавшим, как правило, оказываются
люди, не имеющие медицинского образования, и от того, как они поведут себя, будет
зависеть здоровье, а нередко и жизнь человека. Помочь пострадавшему может только
тот, кто сумеет. Для того, чтобы суметь, надо уметь, знать и тренироваться.
Учитель: При аварии у мотоциклиста повреждена рука. Из раны кровь сначала
бьет фонтаном, а затем идет пульсирующей струей яркоалого цвета. Какой сосуд
поврежден,
какую помощь нужно оказать пострадавшему? Нужно
продемонстрировать. Учащиеся: повреждена артерия, первая помощь наложить
стерильную повязку; наложить жгут выше раны; место, на которое накладывают
жгут, накрывают бинтом или материей, чтобы не повредить кожу; к жгуту
прикрепляют записку с точным указанием времени его наложения.
Учитель: Повреждена рука. Из раны несильно идет кровь темновишневого
цвета. Определите, какой сосуд поврежден и какую помощь надо оказать
Демонстрация Учитель: рубрика про медицину. Кровь – невероятно ценное лекарство,
Физминутка
пострадавшему? Учащиеся: если повреждена небольшая вена, нужно наложить на
рану давящую повязку, которая сдавливает стенки пораненного сосуда и не дает
крови вытекать из нее; если повреждена крупная вена быстро прижать пальцем
поврежденный сосуд ниже раны и наложить жгут; место, на которое накладывают
жгут, накрывают бинтом или материей, чтобы не повредить кожу; к жгуту
прикрепляют записку с точным указанием времени его наложения.
Демонстрация
Учитель: Первая помощь при капиллярном кровотечении? Учащиеся:
обработать рану йодной настойкой; наложить стерильную повязку, которая защищает
от проникновения болезнетворных микроорганизмов и способствует быстрому
свертыванию крови.
Итак: Какие знания мы закрепили на этой станции?
А сейчас мы заставим более интенсивно снабжать наш организм кислородом.
Сделаем физминутку. Повторяем все движения.
которое можно получить только от людей.
1.Сколько групп крови включает система АВО? Какие и сколько процентов?
Учащиеся: 4 группы крови: 1(О) – 49%; 2 (А) – 30%; 3(В) – 15%; 4(АВ) – 6%.
2. Кто такие доноры и реципиенты? Учащиеся: доноры – кто сдает кровь,
реципиент – кто принимает кровь.
3. Что такое резусфактор? Учащиеся: в крови может содержаться
агглютиноген – резусфактор (Rh), который впервые был обнаружен в крови
обезьянымартышки макаки резус. И этот белок был назван Rh. Поэтому в
медицинской практике учитывают 8 групп крови).
Учитель: Ни одна наука не стоит на месте. Ученые научились создавать
искусственную кровь.
Давайте сделаем итог: Какие знания мы повторили в этой рубрике?
5. Про еду: Разделите продукты на две половины полезные и вредные для
крови.
В аптеках продают гематоген, который покупают для профилактики
малокровия.
Итак: Какие продукты нужно включать в рацион, чтобы наша кровь была
хорошей по составу?
6. Закрепление
Структура
ДЖОТ ТОТС
У каждого ученика по три листочка бумаги. Учитель называет тему
Кровь и дает 30 секунд, по ней ученики должны написать по 3 понятия, то
есть по одному понятию листочке, которое относится к данной теме.
ученики кладут листочки в центр стола озвучивая каждое понятие. После того как время заканчивается команда просматривает полученные слова.
Далее используется структура ТИКТЭКТОУ, ученик под номером 1
выбирает только 9 важных понятий по данной теме.
Ученик под номером один пронумеровывает карточки от 1 до 9.
Структура ТИКТЭКТОУ
Ученик под номером два смешивает их и раскладывает их на столе по
схеме 3*3. Ученики записывают самостоятельно предложения, используя
три слова по вертикали, диагонали, горизонтали. После ученики
обмениваются предложениями с членами команды используя
СТРУКТУРУ КОНТИНИУС РАУНД РОБИН. Ученик под номером 1
начинает делиться своими предложениями, итак по кругу ученики делятся
своими ответами.
7. Подведение итога, комментарии оценок.
8. Домашнее задание: творческое задание придумать сказку про Царство
Кровь, где жили королева кровь и ее три сына царевича эритроцит,
тромбоцит, лейкоцит.
Спасибо вам! Вы очень хорошо и активно работали на уроке. Берегите
себя.
Урок по теме "Кровь" для 8 класса
Урок по теме "Кровь" для 8 класса
Урок по теме "Кровь" для 8 класса
Урок по теме "Кровь" для 8 класса
Урок по теме "Кровь" для 8 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.