Урок по теме "Кровь" для 8 класса
Оценка 4.9

Урок по теме "Кровь" для 8 класса

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
биология
8 кл
24.06.2017
Урок по теме "Кровь" для 8 класса
Данный урок составлен для обобщения, закрепления и систематизации знаний о составе и функциях основных компонентов крови, видах и роли иммунитета, группах крови, видах кровотечения. Урок проходит виде телепередачи Жить здорово!, урок разделен на четыре блока, данный урок проходит в интересной играющей форме.
Кровь.doc
Тема урока «Кровь – носительница жизни» Цель:  обобщить, закрепить и систематизировать знания о составе и функциях основных   компонентов   крови,   видах   и   роли   иммунитета,   группах   крови,   видах кровотечения. Задачи:  1.Образовательные: ­   обобщить,   закрепить   и   систематизировать   знания   о   составе   и   функциях основных   компонентов   крови,   видах   и   роли   иммунитета,   группах   крови,   видах кровотечения. 2. Развивающие: ­   проверить   уровень   сформированности   умения   оказывать   первую   медицинскую помощь при всех видах кровотечения; ­ решать познавательные биологические задачи; ­ проверить усвоение понятий и терминов по теме. 3. Воспитательные:  ­ воспитывать чувство ответственности, заинтересованное отношение к учебе, познавательный интерес к предмету. Тип урока: обобщение Вид урока: телепередача «Жить здорово!» Оборудование:  Таблица   «Кровь»;   жгут,   бинт,   йод,   стерильная   салфетка; компьютерная   презентация   «Кровь   –   носительница   жизни»,   проектор,   экран; искусственная кровь.                            Ход урока 1. Организация детей на занятие. Учитель:   Здравствуйте,   ребята!   Сегодня   мы   с   вами,   ребята,   проведем нетрадиционный обобщающий урок – телепередача Жить здорово!.  Подумайте.  «Каждую   секунду   в   красном   море   миллионы   кораблей   терпят крушение и опускаются на дно. Но миллионы кораблей выходят из гаваней вновь в плавание». О чем говорится в этот тексте?  Учащиеся: о крови и ее клетках Учитель: Верно тема нашего урока  «Кровь – носительница жизни». Наша задача обобщить, закрепить и систематизировать знания о составе и функциях основных компонентов крови, видах и роли иммунитета, группах крови, видах кровотечения. Наш урок будет состоять из нескольких рубрик: про жизнь, первая помощь, про медицину, про еду. 2. Рубрика про жизнь.  Учитель: Кровь – жизненно необходимая жидкость. Она   обладает   множеством   нужных   для   организма   свойств.   А   от   чего   зависят свойства? Учащиеся: от состава крови. Учитель: Каков состав крови? Давайте восстановим схему: Состав крови                                                                                                                                         Учитель: Перечислите функции крови?  Учащиеся:  защитная,   транспортная,   питательная,   дыхательная, гомеостатическая. Вопросы:    Слад 5 1. Строение и функции эритроцитов:                    Форма­ Наличие ядра   ­                                                         Где образуется? –                                                Сколько живут? – Где разрушаются?­ Содержание в 1 мм3­ Функция –                                                Слайд 6 Учитель:   Решите   познавательную   задачу.   Преступник,   скрывая   следы преступления,   сжег   окровавленную   одежду.   Однако,   судебно­медицинская экспертиза на основании анализа пепла установила наличие крови на одежде. Каким образом? Учащиеся:   в   пепле,   остаются   химические   элементы,   входящие   в   состав сгоревшего объекта: кровь отличается высоким содержанием железа, входящего в состав гемоглобина (входит в состав эритроцитов), и если в пепле  обнаружиться повышенное содержание железа, значит, на одежде была кровь). 2. Строение и функции лейкоцитов (слайд 7): Форма­ Наличие ядра   ­ Где образуется? – Сколько живут? – Где разрушаются?­ Содержание в 1 мм3­ Функция – Учитель: Что такое фагоцитоз? Кто его открыл? Учащиеся: И.И. Мечников, процесс, при котором специально предназначенные для этого клетки крови и тканей организма (фагоциты) захватывают и переваривают твёрдые частицы. (показ видеофрагмента) Учитель:   Решите   познавательную   задачу.   Человек   заболел.   По   характеру   и месту   боли   врач   подозревает,   что   у   него   воспаление   червеобразного   отростка (аппендицит). Больному делают срочный анализ крови. Предположите, почему врач решил оперировать больного? Учащиеся:   Анализ   крови   показывает   у   больного   повышенное   содержание лейкоцитов, что является одним из дополнительных факторов в пользу проведения операции. 3. Строение и функции тромбоцитов (слайд 9): Форма­ Наличие ядра   ­ Где образуется? – Сколько живут? – Где разрушаются?­ Содержание в 1 мм3­ Функция – Учитель:   Что   такое   гемофилия?   Учащиеся:   наследственное   заболевание, которое   выражается   в   склонности   к   кровотечениям   в   результате   не   свертывания крови.  Учитель: Невидимый  фронт – иммунитет. Что же такое иммунитет? Какие виды иммунитета вы знаете? Учащиеся: врожденный, приобретенный, вакцинарный. Учитель:  Давайте   обратимся   к   учебнику   на   с.120   изображен   рисунок определите, какие клетки изображены на рисунке? Учитель: следующая рубрика первая помощь. Учитель:  Уверена,   что   человек   рождается   со   способностью   откликаться   на чужую боль. Думаю, что это чувство врожденное, данное нам вместе с инстинктом, с душой.  При   несчастных   случаях   рядом   с   пострадавшим,  как   правило,   оказываются люди, не имеющие медицинского образования, и от того, как они поведут себя, будет зависеть здоровье, а нередко и жизнь человека. Помочь пострадавшему может только тот, кто сумеет. Для того, чтобы суметь, надо уметь, знать и тренироваться. Учитель: При аварии у мотоциклиста повреждена рука. Из раны кровь сначала бьет фонтаном, а затем идет пульсирующей струей ярко­алого цвета. Какой сосуд поврежден,   какую   помощь   нужно   оказать   пострадавшему?   Нужно продемонстрировать.   Учащиеся:   повреждена   артерия,   первая   помощь­     наложить стерильную   повязку;   наложить   жгут   выше   раны;   место,   на   которое   накладывают жгут,   накрывают   бинтом   или   материей,   чтобы   не   повредить   кожу;   к   жгуту прикрепляют записку с точным указанием времени его наложения. Учитель:    Повреждена рука. Из раны несильно идет кровь темно­вишневого цвета.   Определите,   какой   сосуд   поврежден   и   какую   помощь   надо   оказать Демонстрация Учитель:   рубрика   про   медицину.  Кровь   –   невероятно   ценное   лекарство, Физминутка пострадавшему? Учащиеся: если повреждена небольшая вена, нужно наложить на рану давящую повязку, которая сдавливает  стенки пораненного сосуда и не дает крови вытекать из нее; если повреждена крупная вена ­ быстро прижать пальцем поврежденный сосуд ниже раны и наложить жгут; место, на которое накладывают жгут,   накрывают   бинтом   или   материей,   чтобы   не   повредить   кожу;   к   жгуту прикрепляют записку с точным указанием времени его наложения. Демонстрация Учитель:   Первая   помощь   при   капиллярном   кровотечении?   Учащиеся: обработать рану йодной настойкой; наложить стерильную повязку, которая защищает от   проникновения   болезнетворных   микроорганизмов   и   способствует   быстрому свертыванию крови. Итак: Какие знания мы закрепили на этой станции? А сейчас мы заставим более интенсивно снабжать наш организм кислородом. Сделаем физминутку. Повторяем все движения. которое можно получить только от людей.  1.Сколько групп крови включает система АВО? Какие и сколько процентов? Учащиеся: 4 группы крови: 1(О) – 49%; 2 (А) – 30%; 3(В) – 15%; 4(АВ) – 6%. 2.  Кто  такие  доноры  и  реципиенты?  Учащиеся:  доноры  –  кто сдает  кровь, реципиент – кто принимает кровь. 3.   Что   такое   резус­фактор?   Учащиеся:   в   крови   может   содержаться агглютиноген   –   резус­фактор   (Rh),   который   впервые   был   обнаружен   в   крови обезьяны­мартышки   макаки   резус.   И   этот   белок   был   назван  Rh.   Поэтому   в медицинской практике учитывают 8 групп крови). Учитель:   Ни   одна   наука   не   стоит   на   месте.   Ученые   научились   создавать искусственную кровь.  Давайте сделаем итог: Какие знания мы повторили в этой рубрике? 5. Про еду:  Разделите  продукты  на две  половины полезные  и вредные  для крови.  В   аптеках   продают   гематоген,   который   покупают   для   профилактики малокровия. Итак:  Какие   продукты   нужно   включать   в  рацион,  чтобы   наша   кровь   была хорошей по составу? 6. Закрепление Структура     ДЖОТ ТОТС У каждого ученика по три листочка бумаги. Учитель называет тему Кровь и дает 30 секунд, по ней ученики должны написать по 3 понятия, то есть   по   одному   понятию   листочке,   которое   относится   к   данной   теме. ученики кладут листочки в центр стола озвучивая каждое понятие. После того как время заканчивается команда просматривает полученные слова. Далее   используется   структура   ТИК­ТЭК­ТОУ,   ученик   под   номером   1 выбирает только 9 важных понятий по данной теме. Ученик под номером один пронумеровывает карточки от 1 до 9. Структура ТИК­ТЭК­ТОУ Ученик под номером два смешивает их и раскладывает их на столе по схеме 3*3. Ученики записывают самостоятельно предложения, используя три   слова   по   вертикали,   диагонали,   горизонтали.   После   ученики обмениваются   предложениями   с   членами   команды   используя СТРУКТУРУ  КОНТИНИУС   РАУНД   РОБИН.   Ученик   под   номером   1 начинает делиться своими предложениями, итак по кругу ученики делятся своими ответами.  7. Подведение итога, комментарии оценок. 8. Домашнее задание:  творческое   задание  придумать  сказку  про  Царство Кровь,   где   жили   королева   кровь   и   ее   три   сына   царевича   эритроцит, тромбоцит, лейкоцит.  Спасибо вам! Вы очень хорошо и активно работали на уроке. Берегите себя.

Урок по теме "Кровь" для 8 класса

Урок по теме "Кровь" для 8 класса

Урок по теме "Кровь" для 8 класса

Урок по теме "Кровь" для 8 класса

Урок по теме "Кровь" для 8 класса

Урок по теме "Кровь" для 8 класса

Урок по теме "Кровь" для 8 класса

Урок по теме "Кровь" для 8 класса

Урок по теме "Кровь" для 8 класса

Урок по теме "Кровь" для 8 класса
Скачать файл