Упражнения для закрепления темы квадрат суммы и квадрат разности
            
        
                    
                
                    Урок по теме «Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений»
 7 класс
Составила: учитель математики 
МБОУ «СОШ №78»
г.Северска, Томской области
Якимович Наталия Михайловна
ЗАТО Северск2012Урок по теме «Квадрат суммы и разности двух выражений»
Цели урока:
  формирование знаний по теме «Квадрат суммы и разности двух 
выражений»;
 развивать умения использования приемов: обобщения, сравнения, 
выделения главного.
 формирование умения организации самостоятельной работы
Тип урока
 
 : урок изучения нового материала и первичного закрепления 
знаний, умений и способов действий.
Структура урока:
 мотивация;
 актуализация опорных знаний;
 организация восприятия, осмысления и первичного запоминания 
нового учебного материала как единого процесса ;
 первичная проверка правильности понимания нового учебного 
материала ;
 организация первичного закрепления нового учебного 
материала,  анализ закрепления умений;
 рефлексия.
Оборудование:  проектор, презентации, раздаточный материал.
Ход урока:
1. Организационный момент;
2. Мотивационный блок.
Учитель:  Ребята, повторим ранее изученный материал. (Устная работа)
     1)     Свойства степеней :     а)   aman=am+n     б)  
n = amn
(am)
2)     Возвести   в   степень:   (демонстрируется   слайд   1   на   экран)   При
возведении   одночленов   в   степень   используется   правило   возведения
степени   в   степень.   При   этом   получается   одночлен,   который   обычно
представляют в стандартном виде.        
3)  Найти квадраты одночленов:  ( слайд 2) 2a;  3p;   0,5x;  
(5a2b)2 =
c4
1
3
4)   Умножение   одночленов:   (   слайд   3)   При   умножении   одночленов
используется   правило   умножения   степеней   с  одинаковым   основанием.  
При   этом   получается   одночлен,   который   обычно   представляют   в
стандартном виде.    5a2b∙4a3b2 =
      5)    Найти удвоенные произведения одночленов: (слайд 4)
а)  с  и а;   б) 2а  и 3х;   в)  3а  и  5с2    г)  а  и 4b    д)  7а2 и  ab(a+b)2;    в)  у2+х2  ;
(m−n)2 ;   д)  p2−c2
     6)   Прочитать выражения: (слайд 5)  а) 2ху;   б) 
г) 
     7)    Найти произведение  ( 2х+у)(х+2у)
  Преобразуя   выражения,   часто   приходится   выполнять   умножение
многочлена   на   многочлен,   применяя   закон   умножения:(ребята   рассказывают
правило   умножения   многочленов)   каждый   член     первого   многочлена   надо
умножить   на   каждый   член   второго   многочлена   и   полученные   произведения
сложить. 
Иногда эту операцию можно выполнить проще и быстрее! 
(демонстрируются слайды с 1 по 12  ДМ №17 )
Как можно прочитать следующие выражения?
(a+b)2=a2+2ab+b2 ;            
Почему левые и правые части этих выражений равны?
Доказываются формулы и рассматривается геометрический смысл первой.
Первая формула называется: квадрат суммы, а вторая квадрат разности 
(a−b)2=a2−2ab+b2
двух выражений. Эти формулы еще называют формулами сокращенного 
умножения. Почему?
Откроем учебники на странице 153. Прочитаем формулировки правил. 
Закроем учебники и расскажем правило соседу по парте. 
Рассмотрим примеры применения формул сокращенного умножения:
(х−6)2=х2−2∙х∙6+62=х2−12х+36
(3а+2)2=(3а)2+2∙3а∙2+22=9а2+12а+4
Работа у доски (учащиеся, работая у доски, проговаривают формулы 
сокращенного умножения)  №799
Затем ребятам предлагается  самостоятельная работа   самопроверкой 
(Презентация: Упражнение №16 до преобразования трехчлена в квадрат 
двучлена)
Готовы ли мы выполнить самостоятельную работу на оценку? 
Самостоятельная работа:
1 вариант: 1)Преобразуйте в многочлен:
 25х 
а) 
д) 
;      б) 
;        е) 
 2
с 
3 1
1
3
 2) Найдите значение выражени
а
;       в) 
;       г) 
3 5a
 2
3у
х
 2
b
a
2 2
;
 2
.
2
b
3
2,   если  
m n
 
.
9,  а  
mn
18
2
m n
2 вариант: Преобразуйте в многочлен:
;       в) 
;      б) 
а) 
 27х 
3 2a
 2
3х
у
 2
;       г) 
b
a
2 4
;
 2
;        е) 
д) 
с 
2 3
 2
.
2
b
4
а
1
4
2) Найдите значение выражения 
2,   если  
m n
 
.
3,  а  
mn
28
2
m n
Подведение итогов: Какая была сегодня тема урока? Какие открытия мы 
сделали?  Сформулируйте открытые правила.
Дома: №800, 808(а,в,д)
Используемая литература: 1. Ю.Н.Макарычев Алгебра 7
                                               2. Ш.А.Алимов Алгебра 7
                                               4. А.Г. Мордкович Алгебра 7