Урок по теме "Органы выделения у млекопитающих"
Оценка 4.8

Урок по теме "Органы выделения у млекопитающих"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
биология
7 кл
09.04.2017
Урок по теме "Органы выделения у млекопитающих"
Выделительная система и осморегуляция. Почки млекопитающих, как и у других наземных позвоночных, тазовые (метанефрические). Они имеют бобовидную форму и располагаются в поясничной области, по бокам позвоночника. В наружном корковом слое каждой почки располагаются нефроны, в извитых канальцах которых происходит фильтрация плазмы крови и образуется моча, стекающая затем по мочеточникам в мочевой пузырь. Из него моча по мочеиспускательному каналу выходит наружу.
Органы выделения у млекопитающих.docx
УРОК  ПО  ТЕМЕ : «Органы выделения у млекопитающих » Тип урока: комбинированный Методы обучения: частично­поисковый и объяснительно­иллюстративный Оборудование: таблица «Выделительная система», слайд­проектор, картинки с  животными.     Цели урока:                                                                                            Образовательные: сформировать понятие органов выделения, показать их роль в  регуляции функций в организме животных. Развивающие: продолжить работу над формированием у учащихся навыков частично­ поисковой деятельности, умение применять знания, анализировать, сравнивать, делать  выводы. Воспитательные: воспитывать чувство ответственности, заинтересованное отношение к учёбе, развивать интерес к изучаемому предмету.                         Содержание: 1. Организационный момент. 2. Опрос по теме: « Кровеносная система». 3. Объяснение нового материала: ­ выделительная система разных классов животных; ­ выделительная система млекопитающих;             ­ виды и строение почки;             ­ состав мочи.       4. Закрепление нового материала.       5. Подведение итогов.       6. Задание на дом. Ход урока: 1. Организационный момент.    ­ Здравствуйте, садитесь.    Вот прозвенел звонок    И нас позвал всех на урок.    Сядьте ровно, не крутитесь    И в глаза мне посмотрите    Кто не выучил домашнее задание?    Вас ждет сегодня наказание.    Что, нет таких?    Вы просто молодцы!    Ну, а раз так, тогда    Проверю я, как выучили вы.    Ну, а потом я расскажу вам, дети,    О новой интересной очень теме.    Успеем записать и очень многое узнать,    И свои знания показать. Опрос домашнего задания.     Ребята, сегодня цель нашего урока:  повторить, изученный на прошлом уроке материал  по теме: « Кровеносная система. Кровь» и изучить новую, не менее важную систему для  животных « Выделительную», рассмотреть строение этой системы, строение почки,  сравнить выделительные системы разных классов и сделать вывод. 1.      А) Фронтальный опрос: 1. Что такое кровь? (Кровь­ это жидкость, циркулирующая в кровеносной системе. Она  доставляет к клеткам кислород и питательные вещества и выносит продукты обмена) 2. Как называется жидкая часть крови и из чего она состоит? (Плазма. Состоит из воды,  растворенных в ней солей и питательных веществ) 3. Как называются клетки, которые находятся в плазме? (Это форменные элементы крови:  лейкоциты, эритроциты, тромбоциты) 4. Каковы основные функции крови? (Транспортная­ перенос газов, питательных веществ,  продуктов обмена; регуляторная­ поддержание температуры тела; защитная­  свертываемость крови, уничтожение чужеродных тел)    Б) Работа учащегося у доски        (Что обозначено на рисунке цифрами?)    В) Заполнение таблицы     Чтобы закрепить ваши знания по теме «Кровеносная система», как вы усвоили домашнее задание, вам необходимо заполнить таблицу «Сравнительная характеристика кровеносной  системы», которая лежит у каждого на парте. Время на заполнение таблицы 5 минут.                                СРАВНИТЕЛЬНАЯ   ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАСС СЕРДЦЕ ЛАНЦЕТНИКИ НЕТ КОСТНЫЕ   РЫБЫ ЗЕМНОВОДНЫЕ Двухкамерное Трехкамерное ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ ПТИЦЫ МЛЕКОПИТАЮЩИЕ Трехкамерное с неполной  перегородкой Четырехкамерное Четырехкамерное КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА. КРОВЬ Один круг. Холоднокровные. Один круг. Холоднокровные Два круга. Холоднокровные Два круга. Холоднокровные Два круга. Теплокровные Два круга. Теплокровные  У крокодилов перегородка полная и сердце имеет два самостоятельных желудочка. ( Проверить таблицу, используя проектор. Взаимопроверка) Объяснение нового материала. 2.       С помощью крови осуществляется взаимосвязь пищеварительной системы со всеми  клетками тела. От них плазма уносит продукты жизнедеятельности, которые через  выделительную систему выводятся из организма.    И так, тема нашего урока «Органы выделения». Откройте тетради и запишите тему.  Сегодня мы рассмотрим эволюцию строения выделительной системы у животных, изучим  строение почки у млекопитающих. В результате обмена веществ в организме животных образуются продукты распада. Часть из них используется организмом, а другая часть удаляется из него. Газообразные вещества  (кислород, азот, углекислый газ) обычно удаляются через какую систему?       ОТВЕТ: Через дыхательную.       ВОПРОС:    Непереваренные остатки пищи удаляются, через какую систему?      ОТВЕТ: Через пищеварительную.        А вот вещества, образовавшиеся в результате жизнедеятельности, ­ через  выделительную систему и кожные покровы.      Процесс выделения ненужных и вредных веществ для организма продуктов обмена  протекает весьма различно у животных разных систематических категорий. Вспомним, как  удаляют одноклеточные организмы продукты жизнедеятельности?     ОТВЕТ: Через поверхность тела.     ВОПРОС: А как происходит этот процесс у губок и кишечнополостных?     ОТВЕТ: У них нет специализированных органов и систем, поэтому удаление продуктов  обмена осуществляется всеми клетками тела.     Выделительная система впервые появилась у плоских червей (показать на рисунке). Она  представлена тонкими извилистыми трубочками протонефридии – канальцами. Один конец канальца начинается в теле червя закрытой воронкой, другой открывается наружу  выделительной порой. Ребята, обратите внимание на экран (показать определение  протонефридий и метанефридий, раздать детям, зачитать определение).                                                               Трубочки Протонефридии                                                                         Метанефридии Сильно разветвленные канальцы,                             Воронка, переходящая в длинный изви­ со стороны полости тела слепо закан­                      той канал, в стенках которого разветвля­ чиваются концевыми клетками. Они                        ются кровеносные сосуды. Открываются имеют пучок ресничек или несколько                      наружу выделительной порой. жгутиков. Канальцы впадают в глав­ ный канал, открывающийся во внеш­ нюю среду.    Выделительная система кольчатых червей представлена особыми образованиями в  каждом сегменте тела. Она состоит из пары открытых воронок, извилистых трубочек  метанефридии – канальцев, открывающихся наружу двумя выделительными порами.   У моллюсков выделительная система представлена одной или двумя почками,  проводящими каналами и выделительными порами.   У ракообразных две зеленые железы, метанефридии.   У насекомых органами выделения является жировое тело и несколько пар мальпигиевых  сосудов.   Выделительная система позвоночных животных усложняется, так как представлена двумя почками. Например, у низших позвоночных закладывается первоначально система  выделительных канальцев, которые открываются воронками в полость тела. Близ воронок  находятся вздутия со сплетением кровеносных сосудов. Такой тип выделительного органа  носит название головной почки или предпочки. У взрослых особей низших позвоночных  развивается другой тип почки – туловищная, или первичная, почка. А вот у высших  позвоночных туловищная почка замещается тазовой почкой (записать в тетрадь виды  почек).    У ланцетника имеются выделительные трубочки в каждом сегменте – метанефридии. Рыбы имеют две туловищные почки красно­бурого цвета, расположенные в полости тела  между плавательным пузырем и позвоночником, два мочеточника, а у некоторых рыб есть  мочевой пузырь. Его непарный канал открывается отверстием, расположенным чуть позади анального.   У земноводных продолговатые туловищные почки красно­бурого цвета находятся в  полости тела справа и слева от позвоночника. Моча оттекает по двум мочеточникам в  клоаку, а потом в мочевой пузырь. По мере наполнения мочевого пузыря жидкостью  стенки сокращаются и выталкиваются вновь в клоаку, а из нее наружу.   У пресмыкающихся две тазовые почки, мочеточники, мочевой пузырь, удаление жидкости через клоаку.   Птицы обладают довольно крупными тазовыми почками. От них отходят парные  мочеточники, открывающиеся в клоаку. Моча в органах выделения не накапливается, а из  клоаки моментально выводится наружу.   У млекопитающих жидкие продукты жизнедеятельности удаляются из крови двумя  бобовидными почками, находящимися в поясничной области по бокам от позвоночника.   Ребята, у каждого из вас на парте есть таблица «Сравнительная характеристика  выделительной системы у животных», её вклеите в тетрадь рабочую, она поможет вам при  подготовке домашнего задания.                         Масса почек у позвоночных различна, но имеет одинаковое строение (показ строение  почки в разрезе, у каждого на парте). Поверхность почки обычно гладкая, иногда  бугорчатая (жвачные, кошки), а у китообразных почки разделены перехватами на доли.  Почка состоит из наружного коркового слоя и внутреннего полосатого мозгового слоя. В  корковом слое расположены извитые канальца, оканчивающиеся капсулами, внутри  которых находятся клубки кровеносных сосудов ( мальпигиевы тельца). В сосудистых  клубочках осуществляется фильтрационный процесс, и в почечные канальцы  профильтровывается плазма крови ­ так возникает первичная моча. В почечных канальцах  происходит реабсорбция из первичной мочи, воды, сахара, аминокислот. Число почечных  канальцев у млекопитающих очень велико (показ сравнения почечных канальцев). В  мозговом слое находятся собирательные канальцы, которые концентрируются в группы и  открываются на конце сосочков, выдающихся в почечную лоханку.  Моча из почек стекает  по двум мочеточникам в мочевой пузырь, а из него по мочеиспускательному каналу  периодически выбрасывается наружу.      Основным конечным продуктом белкового обмена у млекопитающих в отличие от  рептилий и птиц бывает не мочевая кислота, а мочевина, то есть мочевина составляет – 68­ 91%, мочевая кислота – 0,1­8%. С мочой удаляются опасные, а иногда и просто ядовитые  вещества.  Многие млекопитающие метят мочой территорию.      ВОПРОС: Кто это делает и зачем?      ОТВЕТ: Животные из отряда хищных. Такая метка информирует представителей того  же вида о хозяине данной территории. Моча имеет стойкий запах.      ВОПРОС:  Ребята, какой можно сделать вывод по выделительной системе?      ОТВЕТ: Эволюция в системе выделения шла в направлении создания  специализированных органов, чтобы удалять из организма в процессе жизнедеятельности  вредные вещества. 4. Закрепление материала.   Сегодня на уроке мы изучили материал «Выделительная система», рассмотрели эволюцию этой системы. Чтобы закрепить материал и проверить, на сколько вы усвоили урок вам  надо ответить на вопросы ­ тест по выделительной системе. Тест есть у каждого на парте. (после ответа на вопросы теста, проверить правильность ответа) ТЕСТ 1. Какие органы выделения имеются у бычьего цепня?   А. выделительные трубочки   Б. почка   В. кожа 2. Какие органы аскариды выделяют вредные для человека вещества?    А. кожа    Б. почки    В. протонефридии 3. Какие структуры служат для выведения продуктов обмена из полостной жидкости у  кольчатого червя?    А. почки    Б. метанефридии­ трубочки с воронками    В. поры 4. Какова функция выделительных трубочек у насекомых?     А. выведение отходов пищеварения     Б. очистка крови от продуктов распада 5. В каких органах очищается кровь от продуктов распада у рыб?     А. кишечник     Б. жабры     В. почки 6. Какие функции выполняет мочевой пузырь у лягушки?     А. собирает мочу     Б. запасает воду 7. Протоки каких желез и каких органов впадают в клоаку у пресмыкающихся?     А. печень     Б. мочеточники     В. половые железы     Г. кишечник 8. Что представляет собой помёт птицы?    А. каловые массы    Б. смесь каловых масс с мочой    В. моча 9. У млекопитающих почки­    А. трубочки    Б. туловищные    В. тазовые  5. Подведение итогов.    Выставление оценок. 6. Задание на дом.

Урок по теме "Органы выделения у млекопитающих"

Урок по теме "Органы выделения у млекопитающих"

Урок по теме "Органы выделения у млекопитающих"

Урок по теме "Органы выделения у млекопитающих"

Урок по теме "Органы выделения у млекопитающих"

Урок по теме "Органы выделения у млекопитающих"

Урок по теме "Органы выделения у млекопитающих"

Урок по теме "Органы выделения у млекопитающих"

Урок по теме "Органы выделения у млекопитающих"

Урок по теме "Органы выделения у млекопитающих"

Урок по теме "Органы выделения у млекопитающих"

Урок по теме "Органы выделения у млекопитающих"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2017