Урок по теме "Плоды и семена", биология , 6 класс
Оценка 5

Урок по теме "Плоды и семена", биология , 6 класс

Оценка 5
Разработки уроков
docx
биология
6 кл
10.11.2018
Урок по теме "Плоды и семена", биология , 6 класс
Цель данного урока: познакомить обучающихся с многообразием и значением плодов. Задачи: - сформулировать знания о плоде, как о важном органе цветковых растений, о его строении и значении, показать многообразие плодов . -метапредметные: развивать навыки работы с натуральными объектами и наглядными пособиями, стимулировать развитие познавательного интереса, развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать плоды по особенностям строения. -личностные: продолжить экологическое воспитание на примерах значения плодов в жизни растения, содействовать формированию идеи бережного отношения к природе, развивать коммуникативные умения обучающихся.урок по теме "плоды и семена" -путешествие в королевство плодов и семян. проводится в игровой форме.
открытый урок плоды и семена.docx

Урок - путешествие по теме "Плоды" 6 класс

Учитель: Новикова Татьяна Петровна

 

Базовый учебник

В.В.Пасечник. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. Дрофа, Москва. 2016

Цель  урока: познакомить обучающихся с многообразием и значением плодов.

 Задачи:

- сформулировать знания о плоде, как о важном органе цветковых растений, о его строении и значении, показать многообразие  плодов .

-метапредметные: развивать навыки работы с натуральными объектами и наглядными пособиями, стимулировать развитие познавательного интереса, развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать плоды по особенностям строения.

-личностные: продолжить экологическое воспитание на примерах значения плодов в жизни растения, содействовать формированию идеи бережного отношения к природе, развивать коммуникативные умения обучающихся.

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: индивидуальная: индивидуальная, фронтальная, работа в парах и группах

Необходимое техническое оборудование: компьютеры, экран, медиапроектор.

Лабораторное оборудование: муляжи плодов и  натуральные плоды и семена: банан, яблоко, груша, виноград ( изюм), семена подсолнечника, фасоли,  гороха, перец болгарский, мандарин, апельсин, грецкие орехи, кочан капусты. Коллекция семян и плодов

Прочее оборудование: таблицы, учебник, рисунки,

 

 

Структура и ход  урока.

I. Организационный момент (подготовка игры)

Приветствие учащихся. Определение их готовности к работе.

2.«Вспоминаем то, что знаем».

• Стихотворение – загадка 

(Учащиеся слушают стихотворение и отгадывают слова).

У растений орган есть,

Что нельзя и глаз отвесть!

Самый яркий и заметный,

Ароматный, разноцветный.

Если ты всего знаток,

Он называется (цветок)!

 (Демонстрация слайд-шоу цветов под музыку )

Учитель:  Цветы  превращают нашу жизнь в радостный праздник. А какие они очень красивые и такие разные!

- Что такое цветок? ( Работа учащихся у доски с муьльтимедийным приложением «Дрофа-био, 6 класс, слайд № 26- строение цветка)

- Перечислите главные части цветка!

- Какое строение имеет завязь цветка?

- Что такое соцветие?

-Как вы думаете, какую роль играет цветок в жизни растений?

Сформулируем вывод: цветок – это орган семенного размножения.

3.Сообщение о том, что урок пройдет в необычной форме – в форме игры. (Звучит песня «Голубой вагон»)

Ребята! Сегодня у нас необычный урок – урок-путешествие в «Королевство плодов».

Вы знаете много стран в мире. Я предлагаю вам отправиться в путешествие в одну удивительную страну «Королевство плодов». Это страна, где царит полный достаток и изобилие. Вы согласны?

Ну что же, отправимся в путь. И  отправимся мы с вами в путешествие на поезде.   Состав подан:  Учащихся, сидящих за первым столом, прошу пройти в вагон №1 – «Сочные ягодки"; за  вторым – в вагон №2 – «Короли-костянки»; за третьим столом– в вагон №3 – «Крепкие орешки», 4 стол -  4 вагон-  «Пассажиры с коробочками».

Места в оставшихся вагонах предложим нашим гостям.  Я буду машинистом и экскурсоводом одновременно. Но,  чтобы занять места в вагоне, необходимо приобрести билеты. А билеты в эту страну не продаются за деньги. Мы должны заработать их своими знаниями. Ваше выполненное задание и будет служить билетом, чтобы отправиться в путешествие. Выполнивший тест, приобретает билет и право на посадку.

II. Проверка знаний (взаимопроверка с использованием тестовых заданий)  

Тест № 1 по теме «Цветок».

1.     Цветок – это:

 A) околоцветник;                                                     Б) яркий венчик;

 В) видоизмененный побег                                       Г) часть стебля.

2.     Главные части цветка:

 А) лепестки и чашелистики;                               Б) пестик и тычинки;

 В) цветоножка и цветоложе;                               Г) столбик и рыльце.

3.     Тонкий стебелек, на котором у большинства растений сидит цветок называют:

 А) цветоложе;                                               Б) пестик;

 В) цветоножка;                                             Г) тычинка.

4.     Частью околоцветника является:

 А) венчик;                                           Б) тычинки;

 В) пестик;                                            Г) цветоложе.

5.     Венчик состоит из:

 А) пестиков;                                      Б) тычинок;

 В) лепестков;                                     Г) цветоложе.

6.     Назовите структуру цветка, частями которой являются рыльце, столбик, завязь:

 А) тычинка;                                       Б) пестик;

 В) околоцветник;                              Г) цветоножка.

7.     Цветки, в которых есть и тычинки, и пестики, называют:

 А) раздельнополые;                              Б) обоеполые;

 В) двудомными;                                 Г) ветроопыляемыми.

8.     Как называют околоцветник, состоящий из листочков двух типов:

 А) двойной;                                     Б) двудомный;

 В) простой;                                           Г) сложный.

Ответы: 1 – В; 2 – Б; 3 – В; 4 – А; 5 – В; 6 – Б; 7 – Б; 8 – А.

(Ответы на тестовые задания на магнитной доске или мониторе)

Все хорошо справились с заданием. Пора отправляться в путь. Наш поезд трогается с места( Звучит музыка «Голубой вагон».)

III. Изучение новой темы

Основная часть урока.

. Проблемная ситуация и актуализация знаний.

1.Расчерчен на квадратики,

   Завёрнут в серебро,

   Как его вы развернёте,

   Моментально вы поймёте,

   Что нашёлся сладкий клад.

   Это вкусный ... (шоколад).

 

1.     Когда красен твой стручок -

            Ты злой и горький старичок!

            Если ты зелёный малый,

           Твоя горечь убежала,

           Ты гордишься сочным тельцем,

           И зовёшься горьким...   (перцем). 

 

- Что общего между шоколадом и стручком красного жгучего перца? (перец-плод, шоколад сделан из плодов какао)

– Какой вопрос (проблему) будем обсуждать на уроке?

А теперь послушайте стихи:

Созревший плод – сам падает на землю.
Закономерность в том, начало и конец.
Конец для плода, для семян – начало,
Круговорот природы и её венец.

На древе жизни всякое бывает,
Случайный фактор многое решит.
И плод, по жизни, ветер укачает…
Червяк и тля, и прочий паразит.

Врагов так много, а плодов так мало,
И хочется созреть, и уцелеть –
Чтоб семя спелое на землю пало,
Задача не проста – успеть…

Из зёрнышка – пустить росток зелёный,
Налиться силой, распустить бутон
И зацвести, чтоб аромат влюблённый –
Пошёл волнами, и со всех сторон…

Спешили удивиться чуду
И опыляли – кто как мог…
Как совершенную причуду,
Которую придумал Бог.

Бутон закрылся, плод оберегая –
В нём сила матери любой.
Известна истина простая –
Дитя, есть плод любви самой…

И мать отдаст ему все силы,
Чтоб он созрел и уцелел…
Но всё на свете так не вечно,
Всему на свете есть предел.

Созреет плод, все силы отнимая
У той, что всё успела и смогла…
И увядает, понимая –
Что будет жить её дитя…

2. Совместное открытие знаний.

Учитель: Итак, ребята, скажите, пожалуйста:

1.– Какие изменения происходят в цветке растения после оплодотворения?

– Назовите функции плода? (защита и распространение семян)

2.Работа в группах над текстом учебника «Строение плодов».

стр. 142, пар. 30

-Из каких частей состоит плод?

-Что такое околоплодник?

- Какие части цветка участвуют в образовании околоплодника?

- Из чего образуются семена?

3.«Классификация плодов».

Беседа:

·        Посмотрите внимательно на фрукты и овощи, лежащие у вас на столах, и решите, что на столе лишнее?

·         Почему вы так считаете?

·        Молодцы! А теперь возьмите в руки зерновку, попробуйте, какая она? Теперь берём  ягодку калины, возьмите салфеточку, раздавите ягодку пальчиками, что наблюдаете?

·        Я прошу вас выдвинуть гипотезу, предположение: как бы вы разделили все плоды, на какие группы? (сухие и сочные).

·        Запишем на доске наше предположение. ( запись схемы на доске:    плоды

Сухие      сочные

·        Ребята, сколько косточек- семян у калины? А у яблока?

·        Скажите, как ещё мы можем классифицировать плоды, по каким признакам? ( односемянные и многосемянные)

·        Запись на доске схемы:

            Плоды

Односемянные     многосемянные

 

·        А теперь я предлагаю вам проверить собственные гипотезы:  для этого откройте  параграф 30, стр. 142:

 

Работа в группах с рис. 105, стр.142 и текстом параграфа «Классификация плодов»

Заполнение схемы в рабочих тетрадях стр. 49 № 100.

Беседа:

-Какие бывают плоды? (простые и сложные)

-Приведите примеры простых и сложных плодов. Почему вы так решили?

 

- Как по-другому называют сложный плод? (сборный)

- Что такое соплодие? Приведите примеры!

- Чем соплодие отличается от сложного плода?

- На какие группы делят плоды по количеству семян? (односемянные и многосемянные)

- На какие группы делят плоды в зависимости от количества воды в околоплоднике? (сухие и сочные)

Проверка заполнения схемы № 100 из рабочей тетради-  фронтально на доске (дети выходят по очереди к доске и заполняют схему)

 

4. Демонстрация видеофильма, изд-во «Дрофа- Пасечник, 6 класс»: плоды, слайды №  2, 3

 

5. Дальнейшая работа  в группах с текстом учебника.стр 142- 146

1 группа: познакомиться с особенностями строения ягодовидных плодов.

2 группа: познакомиться с особенностями строения   костянковидных плодов

3        группа:познакомиться с особенностями строения ореховидных  плодов.

4 группа: познакомиться с особенностями строения коробочковидных   плодов.

Отчет о проделанной работе в группах.

Выступление 1-го уч-ся от группы с характеристикой плодов.

 После каждого выступления  идет демонстрация  фрагментов видеофильма «Плоды»- электронное приложение к учебнику (изд-во «Дрофа- Пасечник, 6 класс») 1 гр. – слайд  № 4, 2 гр. – слайд № 5, 3 гр. – слайд № 6, 4 гр. – слайд № 7.

Учитель: Ну, что ж, ребята,путь наш был нелегким, давайте отдохнем.

Физкультминутка. (2минуты)(Как мы усвоили знания о плодах?)

1.       Наши тонкие цветки

Распускают лепестки.

             Ветерок чуть дышит,

            Лепесток колышет.

            Наши алые цветки

            Закрывают лепестки,

            Тихо засыпают

                        Головой качают.

 

2.     Учитель предлагает ребятам встать со своего места и при названии сухих плодов руки поднять вверх, а когда учитель называет сочные, то ученики разводят руки в стороны. Побеждает ученик, который правильно ответил на все вопросы

 

IV. Закрепление. Самостоятельное применение знаний.

1.     Работа в Рабочей тетради № 101, с.49

Лабораторная работа «Классификация плодов»

2.     Цель: изучить и классифицировать плоды.

3.     Оборудование: лоток, коллекция плодов, раздаточный материал, учебник.

4.     Задание:

5.     Рассмотреть плоды, которые находятся на вашем столе. С помощью учебника определите их названия.

6.     Разделите их на сочные и сухие, односемянные и многосемянные.

7.     Заполните таблицу: в рабочей тетрадке- стр.43, № 101

8.      Вывод: Плоды бывают сочные и сухие, односемянные и многосемянные.

Самооценка по алгоритму (выборочно).

1 . Что нужно было сделать в задании?  Какова была цель?
2. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3. Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой ошибкой, в чём?
4. Справился ли ты полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?

 

2. Тест  № 2. – фронтально у доски.

 Работа с электронным  приложением «Дрофа- био», слайд 27 (не плоды) и слайд  28 – виды плодов)

3.     Конкурс : «Правда ли, что:»

 а) В тропических островах растет хлебное дерево?(Правда, в Индии, Индонезии и на других тропических островах растет хлебное дерево. Конечно, на нем растут не батоны, не булочки, не баранки, а круглые тяжелые плоды, по 30 кг каждый. Из их мякоти местные жители пекут в золе лепешки, похожие по вкусу на настоящий хлеб).

 б) Правда ли, что существует молочное дерево?

( Правда, молочное дерево растет в Бразилии. И еще иногда оно называется там «дерево-корова». Чтобы подоить его, надо надрезать кору, и тотчас в подставленную кружку потечет белая струйка. По вкусу этот древесный сок очень напоминает молоко.)

 в) Правда ли, что есть такое дерево, у которого полуметровые плоды?

( Правда. Полуметровые плоды колбасного дерева видом хоть и напоминают колбасу, к сожалению, несъедобны.)

г) Правда ли , что есть на Земле конфетное дерево?

(Правда. Конфетное дерево растет в Индии, Японии, Китае. Это дерево завезли и к нам – на Кавказ и в Крым. Подсушенные на солнце плоды конфетного дерева такие же вкусные и сладкие, как настоящие конфеты.)

Д).Плоды этого дерева - прекрасная пища при высоких физических нагрузках. В старину их брали с собой мореплаватели, сейчас паста из этих плодов входит в рацион космонавтов. Ядрышки плода по форме напоминают головной мозг с извилинами. Что это? ГРЕЦКИЙ ОРЕХ.

4.     Конкурс загадок  о плодах.  ( Загадки загадывают ученики, которые специально их приготовили для открытого урока (5 минут).

Назовите, к каким типам плодов относятся растения ,

о которых говорится в загадках.

 

1.     На зеленых ветках

Детки лысые в беретках.

Без боязни спрыгнут с веток –

Очутятся без береток.

У кудрявого их папы

Ни беретки нет ни шляпы. (желуди)

 

2. Он совсем не хрупкий,

А спрятался в скорлупке, Заглянешь в середину –

Увидишь сердцевину

Из плодов он тверже всех,

Называется….(орех)

 

3. Выкинем – не обеднеем,

Соберем – разбогатеем. (Зерно).

 

4. Солнце жжет его макушку,

Хочет сделать погремушку. (мак)

 

5. Плод душистый и пушистый,

А середка плода, словно камень,

тверда. (персик)

 

5.      Алый цвет, медовый вкус,

Съел до корки весь….(арбуз).

 

7. Весь в пупырышках малец-

Изумрудный … (огурец).

 

 

8.      В старой сказке овощ этот,

Стал для Золушки каретой. (тыква).

 

9.     Кафтан на мне зеленый,

 А сердце как кумач,

 На вкус, как сахар сладок,

 А сам похож на мяч. (Арбуз)

 

10.Золотое решето черных домиков полно,

 Сколько черненьких домков,

 Столько беленьких жильцов. (Подсолнух)

Учитель:

Молодцы! Вы показали хорошие знания. А что вы скажете на прощание этой стране? (с каждого вагона по одному участнику рассказывают стихи).

1.     Почему цветут цветы,

 Это знаем я и ты:

 Ведь у каждого растения

 Семя есть для продолжения.

2.      Плод созреет, упадет –

 Семя в землю попадет.

 Потому растут цветы,

 Каждый год растут деревья

 И приносят нам плоды.

3.      Почему мы устаем?

 Плохо спим, лекарства пьем?

 Потому что витаминам

 Мы вниманья не даем.

4.     Овощи, фрукты нужны нам всегда,

 Без них человеку – просто беда.

 Нигде не найдет ценнее он клад –

 Здоровьем каждый будет богат!

Учитель:  К чему мы все это вам говорили?

 Чтоб знали природу и ей дорожили.

 Любите природу, заботьтесь о ней,

 Она сейчас многих вещей поважнее.

 И счастье нашей планеты Земля,

 Зависит, быть может, и от тебя.

V. Выводы

Плоды и семена поспевают на солнце, они несут нам энергию солнца. Но это еще не все. В плодах содержаться витамины, без которых мы не можем быть здоровыми. Плод – важный орган цветочного растения, обеспечивающий развитие, созревание, защиту и распространение семян. Многообразие плодов объясняется различными способами развития и распространения семян. Плоды служат пищей животными и человеку, используются в косметике, парфюмерии, а также для приготовления лекарств, их перерабатывают на консервы, соки, мармелад. О плодах и семенах народ говорил, как о самом сокровенном, слагал пословицы, поговорки, сказки.

Наше путешествие приближается к концу. Пора отправляться обратно домой (звучит музыка песни «Голубой вагон»).

Рефлексия

Что узнали?

Чему научились?

Что было самым интересным на уроке?

Что было самым трудным?

VI. Подведение итогов урока.

Выставление оценок учащимся за выполнение проверочного теста, за работу на уроке.

VII. Задание на дом.- параграф 30,

Учитель:

 Сегодня мы проделали большую работу, за которую я поставлю, заработанные на уроке оценки в классный журнал.

Очень большое внимание плодам уделяли русские художники .  Искусство отображает через  полотна художников  любовь к природе и прекрасному, говорит о изобилии прекрасных плодов человеческого труда, выращенных им и воспетых в картинах .

Ребята, а Кем написана картина «Девочка с персиками»?

 (дома постарайтесь поинтересоваться в интернете: кто автор картины)- задание для любознательных.

Итог урока. (2 минуты)

 

 

 

Приложения к уроку.

Задания для групп:

 

1.     Выполнить тест №1

 

2.     Работа в группах над текстом учебника «Строение плодов».

стр. 142, параграф 30 

-Из каких частей состоит плод?

-Что такое околоплодник?

- Какие части цветка участвуют в образовании околоплодника?

- Из чего образуются семена?

 

3.     Работа в группахс рис. 105, стр.142 и текстом параграфа «Классификация плодов»

Заполнение схемы в рабочих тетрадях стр. 49 № 100.

Беседа:

-Какие бывают плоды? (простые и сложные)

-Приведите примеры простых и сложных плодов. Почему вы так решили?

 

- Как по-другому называют сложный плод? (сборный)

- Что такое соплодие? Приведите примеры!

- Чем соплодие отличается от сложного плода?

- На какие группы делят плоды по количеству семян? (односемянные и многосемянные)

- На какие группы делят плоды в зависимости от количества воды в околоплоднике? (сухие и сочные)

Проверка заполнения схемы № 100 из рабочей тетради-  фронтально на доске (дети выходят по очереди к доске и заполняют схему)

 

4.     Дальнейшая работа  в группах с текстом учебника: стр 142- 146       

     1 группа: познакомиться с особенностями строения ягодовидных плодов.

     2 группа: познакомиться с особенностями строения   костянковидных плодов

4        группа: познакомиться с особенностями строения ореховидных  плодов.

     4 группа: познакомиться с особенностями строения коробочковидных   плодов.

Отчет о проделанной работе в группах.

Выступление 1-го уч-ся от группы с характеристикой плодов и семян.

5.     Работа в Рабочей тетради № 101, с.49

Лабораторная работа «Классификация плодов»

6.     Цель: изучить и классифицировать плоды.

7.     Оборудование: лоток, коллекция плодов, раздаточный материал, учебник.

8.     Задание:

9.     Рассмотреть плоды, которые находятся на вашем столе. С помощью учебника определите их названия.

10.Разделите их на сочные и сухие, односемянные и многосемянные.

11.Заполните таблицу: в рабочей тетрадке- стр.43, № 101

12. Вывод: Плоды бывают сочные и сухие, односемянные и многосемянные.

Самооценка по алгоритму (выборочно).

1 . Что нужно было сделать в задании?  Какова была цель?
2. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3. Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой ошибкой, в чём?
4. Справился ли ты полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?

5.     Конкурс : «Правда ли, что:»

 а) В тропических островах растет хлебное дерево?

 б) Правда ли, что существует молочное дерево?

 в) Правда ли, что есть такое дерево, у которого полуметровые плоды?

г) Правда ли , что есть на Земле конфетное дерево?

Д).Плоды этого дерева - прекрасная пища при высоких физических нагрузках. В старину их брали с собой мореплаватели, сейчас паста из этих плодов входит в рацион космонавтов. Ядрышки плода по форме напоминают головной мозг с извилинами. Что это? ГРЕЦКИЙ ОРЕХ.

6.     Конкурс загадок  о плодах.  ( Загадки загадывают ученики, которые специально их приготовили для открытого урока (5 минут).

Назовите, к каким типам плодов относятся растения ,

о которых говорится в загадках.

7.     Заключительные слова на прощание «Королевству плодов»:

 (с каждого вагона по одному участнику рассказывают стихи).

1.     Почему цветут цветы,

 Это знаем я и ты:

 Ведь у каждого растения

 Семя есть для продолжения.

 

2.      Плод созреет, упадет –

 Семя в землю попадет.

 Потому растут цветы,

 Каждый год растут деревья

 И приносят нам плоды.

 

3.     Почему мы устаем?

 Плохо спим, лекарства пьем?

 Потому что витаминам

 Мы вниманья не даем.

 

4.     Овощи, фрукты нужны нам всегда,

 Без них человеку – просто беда.

 Нигде не найдет ценнее он клад –

 Здоровьем каждый будет богат!

 

Технологическая карта урока.

Таблица № 1. СТРУКТУРА И ХОД УРОКА:

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

 

1

2

3

5

6

7

1

Организационный

 

Учитель приветствует обучающихся, проверяет готовность класса к уроку. Формулирует тему урока, цель урока.

Приветствие. Обучающие записывают в тетради тему урока.

2

2

Актуализация знаний, вспоминаем, что знаем

 

1.

. Строениецветка

 

Тестовое задание. Самостоятельная работа учащихся

Тест "Основные части цветка"

1.Предлагает ответить на вопросы:

Что такое цветок?

Назовите главные части цветка?

Почему тычинки и пестик являются главными частями цветка?

Что останется на растении, когда плод отцветет?

Что образуется внутри цветка?

Зачем нужны плоды и семена?

2.Предлагает выполнить тест.

Отвечают на вопросы. Выполняют тестовые задания в тетради.

8

3

Изучение нового материала, совместное открытие знаний

2.

Многообразие плодов

 

 

Введение понятия «плод», «околоплодник».

Демонстрирует видеофрагмент «Многообразие плодов».

 

 

Смотрят видеофильм, составляют схему «Классификация плодов», работают с текстом учебника, с рабочей тетрадью

 

 

 

 

 

 

15

4

физкультминутка

 

 

выполняют упражнения на релаксацию

2

5

Закрепление

4.  "Плоды"

Предлагает выполнить задания  лабораторной работы, тест № 2

Выполняют задания, контролируют друг друга.

 

10

6.

конкурсы

загадки о плодах

предлагает провести конкурс загадок

участвуют в конкурсе загадок

3

5

Подведение итогов урока

 

Подводит обучающихся к выводу о значении плодов и семян. Комментирует оценки за урок.

Отвечают на вопросы, делают выводы.

 

 

 

3

6

Задание на дом

 

Дает рекомендации по выполнению задания. Параграф 30.

Записывают задания

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс,

обеспечивающий доступ

к ЭОР

1

Строение цветка, «Основные части цветка».

Контрольный

Тестирование

 

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79ea0d6a-0a01-022a-004e-62cc39001d15/index_listing.html

2

Многообразие плодов.

 

 

Информационный

Видеофрагмент

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e09f8bd5-db94-4e64-8513-32cfd0a19c4d/%5BBIO6_03-25%5D_%5BMV_02%5D.wmv

3

Плоды

Контрольный

Тестирование

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/39eeecd0-2d86-11dd-bd0b-0800200c9a66/les6_13.swf

 

Методические рекомендации  к уроку по использованию ЭОР на уроке «Плоды. Многообразие  плодов и семян».

     ЭОР  Тесты по теме  «Строение цветка. Основные части цветка» я использую для закрепления и проверки знаний обучающихся по теме «Цветок». Рекомендую их использовать, так как в них используются тесты, охватывающие материал учебника. Создаются условия для продуктивного применения знаний в условиях решения проблемных вопросов. Плавно осуществляется переход к новой теме.

    ЭОР «Многообразие плодов»  использую при изучении новой темы. В них дается определение плода, приводятся примеры многообразия плодов. Происходит формирование совокупности действий обучающихся, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению  новых знаний. Содержание урока сопряжено с внеурочной деятельностью, что создает условия для освоения всеми учебного материала, минимально необходимого для последующего обучения, вплоть до овладения навыками поисковой и исследовательской деятельности.

     ЭОР «Плоды» использую для закрепления новой темы. Проходит выполнение заданий с целью применения разнообразных форм самоконтроля и взаимоконтроля. Учитель создает условия для того, чтобы обучающиеся самостоятельно выходили из затруднения и осуществляли коррекцию знаний. Учитель формирует у учеников установку на улучшение результатов своей деятельности, которые анализируют изменения в учебной деятельности на основе сравнения предшествующих и последующих достижений.

 

 

Тема: «Плоды»

Цель: познакомить учащихся со строением и разнообразием плодов;

развивать учебные умения – исследовательские; навыки познавательного интереса, синтеза, анализа, обобщения; продолжить формирование коммуникативных и организаторских умений, умений работать в коллективе.

Оборудование: таблицы «Разнообразие плодов», коллекция плодов, презентация.

Этап

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов (ТОУУ)

I. Проблемная ситуация и актуализация знаний.

1.Расчерчен на квадратики,

   Завёрнут в серебро,

   Как его вы развернёте,

   Моментально вы поймёте,

   Что нашёлся сладкий клад.

   Это вкусный ... (шоколад).

 

Когда красен твой стручок -

 

Ты злой и горький старичок!

 

Если ты зелёный малый,

 

Твоя горечь убежала,

 

Ты гордишься сочным тельцем,

 

И зовёшься горьким...   (перцем). (Слайд 2)

 

- Что общего между шоколадом и стручком красного жгучего перца? (перец-плод, шоколад сделан из плодов какао)

– Какой вопрос (проблему) будем обсуждать на уроке?

Версии школьников. Выбор лучшей формулировки. Фиксация вопроса на доске.

 

2.«Вспоминаем то, что знаем». (Слайд 3)

- Что такое цветок?

- Перечислите главные части цветка!

- Какое строение имеет завязь цветка?

- Что такое соцветие?

Регулятивные УУД

-Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

 

II. Совместное открытие знаний.

1.– Какие изменения происходят в цветке растения после оплодотворения? (Слайд4)

– Назовите функции плода? (защита и распространение семян)

2.Работа в парах над текстом учебника «Строение плодов». (Слайд 5)

-Из каких частей состоит плод?

-Что такое околоплодник?

- Какие части цветка участвуют в образовании околоплодника?

- Из чего образуются семена?

3. «Классификация плодов». Работа в парах с рис. 53.( Слайд 6)

-Какие бывают плоды? (простые и сложные)

-Приведите примеры простых и сложных плодов. Почему вы так решили?

Работа в парах. Работа с текстом «Классификация плодов» с.67-68

- Как по-другому называют сложный плод? (сборный)

- Что такое соплодие? Приведите примеры!

- Чем соплодие отличается от сложного плода?

- На какие группы делят плоды по количеству семян? (односемянные и многосемянные)

- На какие группы делят плоды в зависимости от количества воды в околоплоднике? (сухие и сочные)

Работа в парах с текстом учебника.       

I ряд – ягодовидные плоды. (Слайд 7)

II ряд – костянковидные плоды (Слайд 8)

III ряд – ореховидные плоды (Слайд 9)

4. Самооценка по алгоритму.

 

Коммуникативные УУД

-Сформировать  умение самостоятельно организовыватьучебное взаимодействие в паре.

Познавательные УУД

- Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).

-Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Регулятивные УУД- Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

III. Самосто-ятельное приме-нение знаний.

1. Работа в тетради. № 100, 101 с.43

Самооценка по алгоритму (выборочно).

1 . Что нужно было сделать в задании?  Какова была цель?

2. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3. Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой, в чём?

4. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?

 

2. Тест.

1) На какие группы можно разделить плоды по содержимому околоплодника?

А) вскрывающиеся и невскрывающиеся,

Б) односемянные и многосемянные,

В) сухие и сочные,

Г) большие и маленькие.

 

2) Из чего развиваются плоды?

А) из завязи пестика,

Б) из пыльцы пыльника,

В) из семязачатков пестика,

Г) из венчика.

 

3) Из чего развиваются семена?

А) из пыльцы пыльника,

Б) из семязачатков пестика,

В) из венчика,

Г) из спермия.

 

4) Каковы функции плодов?

 

5) Генеративными частями цветковых растений являются ….. .

 

Проверка:

1-в, 2-а, 3-б, 4- защита и распространение семян, 5- цветок, плод и семена.

 

Самооценка.

Критерии: 5правильных ответов – «5», 4 правильных ответа – «4», 3-2 правильных ответа «3», 1-0 правильных ответов – «2».

 

Познавательные УУД

- Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).

-Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Регулятивные УУД- Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

IV. Рефлексия и Д.З.

Домашнее задание. §13 до коробочковидных плодов; творческое задание: Какова роль плодов в жизни растений (презентация). (Слайд 10)

 

Рефлексия.

 

1.На уроке я работал …
2.Своей работой на уроке я …
3.Урок для меня показался …
4.За урок я …
5.Мое настроение …
6.Материал урока мне был …
7.Домашнее задание мне кажется …

 

Регулятивные УУД- Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

. Тест № 2.

1) На какие группы можно разделить плоды по содержимому околоплодника?

А) вскрывающиеся и невскрывающиеся,

Б) односемянные и многосемянные,

В) сухие и сочные,

Г) большие и маленькие.

 

2) Из чего развиваются плоды?

А) из завязи пестика,

Б) из пыльцы пыльника,

В) из семязачатков пестика,

Г) из венчика.

 

3) Из чего развиваются семена?

А) из пыльцы пыльника,

Б) из семязачатков пестика,

В) из венчика,

Г) из спермия.

 

4) Каковы функции плодов?

 

5) Генеративными частями цветковых растений являются ….. .

 

 

Рефлексия.

 

1.На уроке я работал ____________________________________________

2.Своей работой на уроке я  ______________________________________

3.Урок для меня показался -_______________________________________

4.За урок я _____________________________________________________

5. Мое настроение _______________________________________________

6.Материал урока мне был _______________________________________

7. .Домашнее задание мне кажется _________________________________

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок - путешествие по теме "Плоды" 6 класс

Урок - путешествие по теме "Плоды" 6 класс

Он называется (цветок) ! (

Он называется (цветок) ! (

В) цветоножка и цветоложе;

В) цветоножка и цветоложе;

Что нашёлся сладкий клад.

Что нашёлся сладкий клад.

Известна истина простая – Дитя, есть плод любви самой…

Известна истина простая – Дитя, есть плод любви самой…

А теперь я предлагаю вам проверить собственные гипотезы: для этого откройте параграф 30, стр

А теперь я предлагаю вам проверить собственные гипотезы: для этого откройте параграф 30, стр

Ветерок чуть дышит,

Ветерок чуть дышит,

Правда, молочное дерево растет в

Правда, молочное дерево растет в

Плод душистый и пушистый, А середка плода, словно камень, тверда

Плод душистый и пушистый, А середка плода, словно камень, тверда

И приносят нам плоды. 1.

И приносят нам плоды. 1.

VI. Подведение итогов урока.

VI. Подведение итогов урока.

На какие группы делят плоды по количеству семян? (односемянные и многосемянные) -

На какие группы делят плоды по количеству семян? (односемянные и многосемянные) -

Д). Плоды этого дерева - прекрасная пища при высоких физических нагрузках

Д). Плоды этого дерева - прекрасная пища при высоких физических нагрузках

Технологическая карта урока.

Технологическая карта урока.

Актуализация знаний, вспоминаем, что знаем 1

Актуализация знаний, вспоминаем, что знаем 1

Изучение нового материала, совместное открытие знаний 2

Изучение нового материала, совместное открытие знаний 2

Подведение итогов урока

Подведение итогов урока

Таблица 2. ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ

Таблица 2. ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ

ЭОР «Многообразие плодов» использую при изучении новой темы

ЭОР «Многообразие плодов» использую при изучении новой темы

Ты злой и горький старичок!

Ты злой и горький старичок!

Самооценка по алгоритму. Коммуникативные

Самооценка по алгоритму. Коммуникативные

III. Самосто-ятельное приме-нение знаний

III. Самосто-ятельное приме-нение знаний

Тест № 2. 1) На какие группы можно разделить плоды по содержимому околоплодника?

Тест № 2. 1) На какие группы можно разделить плоды по содержимому околоплодника?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.11.2018