Урок по теме "Теорема Пифагора"

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 27.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Пифагорейцы занимались математикой, философией, естественными науками. Ими были сделаны важные открытия в арифметике и геометрии. В школе существовало правило, по которому авторство всех работ приписывалось Пифагору. Так что достоверно неизвестно, какие открытия принадлежат самому ученому. Во времена самого ученого её формулировали так: «Площадь квадрата, построенного на гипотенузе прямоугольного треугольника, равна сумме площадей квадратов, построенных на его катетах». Или в виде задачи: « Доказать, что квадрат, построенный на гипотенузе прямоугольного треугольника, равновелик сумме квадратов, построенных на катетах: S = S1 + S2».
Иконка файла материала Теорема Пифагора.ppt
Урок по теме «Теорема Пифагора»  c² = a² + b² с b а
Исторический экскурс Рассказ о Пифагоре • Пифагор жил в VI  в. до н. э. в  Древней Греции  • Основал  философскую  школу –  пифагорейский  союз.
• Пифагорейцы занимались математикой, философией, естественными науками. Ими были сделаны важные открытия в арифметике и геометрии. В школе существовало правило, по которому авторство всех работ приписывалось Пифагору. Так что достоверно неизвестно, какие открытия принадлежат самому ученому.
Из истории теоремы Пифагора  Во времена самого ученого её формулировали так: «Площадь квадрата, построенного на гипотенузе прямоугольного треугольника, равна сумме площадей квадратов, построенных на его катетах». Или в виде задачи: « Доказать, что квадрат, построенный на гипотенузе прямоугольного треугольника, равновелик сумме квадратов, построенных на катетах: S = S1 + S2».
Равнобедренный  прямоугольный  треугольник. Квадрат,  построенный на его  гипотенузе, разбивается  диагоналями на четыре  равных треугольника, а  квадраты, построенные на  катетах, содержат по два  таких же треугольника.  Замечаем, что площадь  большего квадрата равна  сумме площадей малых  квадратов. с² = a² + b²   Рис. 2
Учащиеся средних  веков считали  доказательство  теоремы очень  трудным и прозвали  его  «ослиным  мостом» или  «бегством убогих»
Теорема Пифагора занимает в геометрии особое место. На основе теоремы можно вывести или доказать большинство теорем. А еще она замечательна тем, что сама по себе вовсе не очевидна. Сколько ни смотри на прямоугольный треугольник, никак не увидишь, его стороны а, b и с связывает простое соотношение:   a с b
разминка По данным рисунка определите вид четырехугол ьника КМNР
Теорема Пифагора: с а b c² = a²+ b²   •В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.
Забавное стихотворение , которое помогает  запомнить формулировку теоремы Пифагора. • Если дан нам треугольник, И при том с прямым углом, То квадрат гипотенузы Мы всегда легко найдем: Катеты в квадрат возводим, Сумму степеней находим –  И таким простым путем  К результату мы придем.
Закрепление материала 1. Вычислите, если возможно: а) сторону АС треугольника  АВС.   ( рис. 1) С 2 В   б) сторону МN треугольника  КМN. (рис. 2) N М 12 К 13 Рис. 2   А 1 Рис. 1
С 1 В М F Рис. 3   К 3   R в)  вычислить диагональ  ВМ квадрата ВСМF.  (рис. 3) г)   вычислить сторону PK  треугольника КPR. (рис.  4) P 5 Рис. 4
Решение старинных задач • Задача индийского математика XII в. Бхаскары. На берегу реки рос тополь одинокий. Вдруг ветра порыв его ствол надломал.  Бедный тополь упал. И угол прямой  С теченьем реки его ствол составлял. Запомни теперь, что в том месте река В четыре лишь фута всего широка. Верхушка склонилась у края реки, Осталось три фута всего от ствола. Прошу тебя, скоро теперь мне скажи: У тополя как велика высота?
Найти высоту тополя, если ширина  реки 4 фута, а ствол надломился на  высоте 3 фута. 3 4
Китайская задача из «Математики в девяти книгах» Цинь Цзю-шао (XIII в.) 1 • Имеется водоём со стороной в 1 чжан (=10 чи). В центре его растет камыш, который выступает над водой на 1 чи. Если потянуть камыш к берегу, то он как раз коснется его. Спрашивается: какова глубина воды и какова длина камыша?
Если, обозначить глубину воды через х, то  получим прямоугольный треугольник,   один  катет которого есть  х, второй равен 5,   а  гипотенуза   х+1. 1 (x+1)²=5²+x² x²+2х+1=5²+x² 2х =25 – 1 2х = 24 х = 12. х х+1