Урок по всеобщей истории "Научно-технический прогресс"
Оценка 5

Урок по всеобщей истории "Научно-технический прогресс"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
история
11 кл
31.01.2017
Урок по всеобщей истории "Научно-технический прогресс"
Презентация к 2 сообщению учащихся
Публикация является частью публикации:
урок НТП.doc

                                                 Урок истории 11 класс

Форма урока: комбинированный

Тема: Научно-технический прогресс.

Цели:

 Охарактеризовать изменения и направления в мировой науке в XX веке.

Выделить связь научных достижений с проблемами мировой политики XXвека, определить какой вклад внесли отечественные учёные в развитие научной мысли.

Обсудить основные научно-технические достижения в XX веке и их влияние на жизнь общества.

Учить работать в группах, высказывать свои мысли, делать выводы.

Воспитывать интерес, любознательность к достижениям мировой науки XXвека.

Основные понятия: НТП, НТР, мегаполис.

Оборудование: учебники «Россия и мир» 11 класс О.В.Волобуев, «Всеобщая история. Новейшая история. 11 класс А.А.Улунян. ТСО – диапроектор. Презентация, урока и сообщений на диапроекторе.

                                                                    Ход урока.

I Организация урока.

II Вступительное слово учителя.

Учитель: - Современное общество характеризуется высоким уровнем использования технических средств, предназначенных для удовлетворения жизненных потребностей человека. Современные технические средства становятся все более энергонасыщенными и автоматизированными. 

(слайд 1)   Эпиграф: Целый мир, охватив от земли до небес,

  Всполошив не одно поколение,

  По планете шагает научный прогресс.

  Что стоит за подобным явлением?

III Беседа.

Учитель: - Что такое прогресс? 

Ученик: (прогресс – это развитие,  движение вперёд)

Учитель: - Что такое научно-технический прогресс?

Ученик: (развитие науки и техники, применение научных открытий в технике, совершенствование производства на основе развития науки и техники)

Учитель: ( на слайде 2) Научно-технический прогресс (НТП) — взаимосвязанное поступательное развитие науки и техники, проявляющееся, с одной стороны, в постоянном воздействии научных открытий и изобретений на уровень техники и технологии, с другой — в применении новейших приборов и оборудования в научных исследованиях.  Современной формой НТП является научно-техническая революция. Учитель: - Что такое научно-техническая революция?

Ученик: (коренные изменения в науке и технике, скачкообразный процесс в развитии производства на основе научных знаний)       

Учитель: (на слайде 3) НТР — коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства, в непосредственную производительную силу. Научно-технический прогресс имеет две формы — эволюционную и революционную. Эволюционная форма — это совершенствование действующих технологий, модернизация традиционной техники; научно-техническая революция — это вторая форма научно-технического прогресса — создание и освоение новых машин и оборудования, принципиально новых технологий, обеспечивающих многократное повышение производительности труда.

Учитель: - Кто движет прогрессом?

Ученик: (человек)

Учитель: - Что движет человеком?

Ученик: (мысль, человеческий разум, желание)

Учитель: - Для чего, с какой целью?

Ученик: (для облегчения труда, желание жить с комфортом)

Учитель: В каких сферах жизни общества проявился прогресс,  на современном этапе?

Ученик: (в науке, технике)

IV Сообщение темы, цели.

Учитель: - Тема нашего урока: Научно-технический прогресс. (слайд 4)

- На уроке мы обсудим основные научно-технические достижения XX века, выясним какие изменения и направления произошли в мировой науке. Выделим связь научных достижений с проблемами мировой политики, определим какой вклад внесли отечественные учёные в развитие научной мысли.

- И основная задача нашего занятия решение главной проблемы влияния НТП на жизнь общества:

«Научно-технический прогресс – это благо для человечества или трагические шаги к гибели?» (вопрос на доске)

Учитель:   Вспомните и назовите этапы развития научно-технической революции в науке и технике.  (слайд 5 Схема развития НТР)

 

                                       Первая научная революция XVII век

                                         (Эпоха географических открытий)

 

 


            Вторая научная революция конец  XVIII века — первая  половина XIX века.

                                      (Эпоха  модернизации и Просвещения)

 

 


              Третья научная революция вторая половина XIX века — начала XX в.

                              (Эпоха  физики, пара, электричества, радио)

 

 


                                          Четвёртая научная революция XXвек:

                                                           (Эпоха….?....)

Ученики:

1.     мануфактурное производство, развитие торговли, мореплавания

2.     переход от ручного труда к машинному

3.     развитие производительных сил на машинной основе, развитие науки на базе техники

Учитель: - Рассмотрим современный этап НТР, определим его название. О основных научно-технические достижениях которые произошли в мире в XX веке мы узнаем из сообщений. При прослушивании докладов нужно дополнить информацию в таблицу

4 графа - ф.и. учёных, конструкторов, космонавтов.

 V  Сообщения учащихся.

1.Основные научно-технические достижения XX века в развитии транспорта и ядерного оружия.  Значение – мегаполис. (проверка заполнения таблицы)

2. Научно-технические достижения XX века в космонавтике и компьютерных технологий.   (проверка заполнения таблицы)

 

 

                                            Достижения и открытия в XX веке.

 

Область науки

Открытие,  дата,

страна

Учёные

Конструкторы

 космонавты

Транспорт:

Авиастроение

 

 

 

1903г  Первый полёт на самолёте

годы ВО войны: самолёты  Як, Ту, Ил

США

СССР

 

 

Ядерная физика

 

Атомная энергетика

 

Испытание атомной бомбы в 1949г

Испытание 1953г водородной бомбы

1954г запуск первой в мире атомной электростанции

СССР

СССР

СССР г.Обнинск

 

 

  ---------------

Космонавтика Ракетостроение

 

40-50-е г Основоположник космонавтики

Основоположник ракетостроения

Разработка ракет

4 октября 1957г. Запуск первого спутника Земли

12 апреля 1961г. Полёт в космос

1969г Экспедиция на Луну

1986-2001   Космическая станция «Мир»

СССР

 

СССР

Германия, США

СССР

 

СССР

США

СССР

 

 

 

 

 

 --------------

 

 

 

 --------------

Информационные и компьютерные технологии

 

Телевидение

1946г  Компьютер

 Интернет

 

США

США

США

 

 

 ---------------

VI Итог:

Учитель: - Какие новые направления научно-технического прогресса характерны для XX века?

Ученик: (Новейшая наука устремилась в микромир. Началось освоение космоса, произошёл скачок в развитии электронной вычислительной техники.)

Учитель: - Какой вклад  внесли отечественные учёные в развитие научной мысли? 

Ученик: (вклад отечественных учёных имеет большое значение для мировой науки: первые в космосе, ракетостроение, авиация, наши учёные становились нобелевскими лауреатами П.Л.Капица, А.Д.Сахаров)

Учитель: - НТП – это  благо для человечества или трагические шаги к гибели?

VII Решение проблемного вопроса по группам:

Задание: 1) написать положительные черты НТП

2) написать отрицательные черты НТП

 

1группа

2группа

 Должны подобрать примеры и факты, свидетельствующие о пользе для человека и человечества проведённых исследований и созданных технических объектов.

Отбор фактов и аргументов, доказывающих негативные аспекты и последствия научно-технических открытий.

 

 

 

 

VIII Вывод:

Учитель: Научно-технический прогресс – это благо для человечества или трагические шаги к гибели?

Ученик: (трудно дать точный ответ, положительные и отрицательные черты равны)

Учитель: Нужно ли прекратить развитие НТП, или его следует развивать в XXI веке?

Ученик: (человек всегда и везде будет стремится что-либо усовершенствовать, это естественная потребность человека сделать хорошее лучшим;  человеку в будущем нужно не сдерживать, а регулировать направлять НТП в нужное русло, в рамках одного государства НТП не остановить политика двигает прогрессом, какая политика у государства таким и будет НТП)

Учитель: - Каким образом развитие науки в XX веке было связано с проблемами мировой политики?

Ученик: (Период «холодной войны» подталкивал человека к разработке нового оружия, освоению космоса. Социальное положение общества в послевоенное время дало стремление человеку к лучшей жизни – телевидение, телефон…)

Учитель: - Предела совершенству нет. Просто, достигнув совершенства в определённых условиях, человек переходит на новый качественный уровень развития. И снова идёт усовершенствование науки и техники до достижения определённого предела и снова будет переход на новый качественный уровень и так до бесконечности.

- Итак, нашу беседу о НТП я хотела бы завершить определениями о XX веке.

XX век – это век …. (вернуться к схеме)

Ученик: XX век  можно разделить на 2 периода НТР – 1 век ядерного оружия, атома, космоса, 2 компьютерной техники, интернета.

IX Подведение итога, Д/З: Написать эссе, темы по выбору:

 «Прогресс – не случайность, а необходимость» (Г.Спенсер)

«Границ научному познанию и предсказанию предвидеть невозможно» (Д.Менделеев)

«То, что сегодня наука, - завтра техника». (Э.Теллер)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                  Приложение №1

 

                                    Достижения и открытия в XX веке.

 

Область науки

Открытие,  дата,

страна

ф.и. учёных

Транспорт:

Авиастроение

 

 

 

1903г  Первый полёт на самолёте

годы ВО войны: самолёты

Як, Ту, Ил

США

 

СССР

Братья  У. и О.Райт

 

А.С.Яковлев, А.Н.Туполев, С.В.Илюшин

 

Ядерная физика

 

 

 

 

Атомная энергетика

 

Испытание атомной бомбы в 1949г

Испытание 1953г водородной бомбы

1954г запуск первой в мире атомной электростанции

СССР

 

СССР

 

СССР г.Обнинск

И.В.Курчатов

 

А.Д.Сахаров

 

 ---------------------------

 

Космонавтика Ракетостроение

 

40-50-е г Основоположник космонавтики

Основоположник ракетостроения

Разработка ракет

4 октября 1957г. Запуск первого спутника Земли

12 апреля 1961г. Полёт в космос

1969г Экспедиция на Луну

1986-2001   Космическая станция «Мир»

СССР

 

СССР

 

Германия, США

СССР

 

СССР

США

СССР

 

К.Э.Циолковский  

 

С.П.Королёв  

 

В. Фон Браун Г.Оберт

 ---------------------------

 

Ю.А.Гагарин

Н Армстронг

 ----------------------------

Информационные и компьютерные технологии

 

Телевидение

1946г  Компьютер

 Интернет

 

США

США

США

В.К.Зворыкин

Г. Эйкен

 ---------------------------

 


                                                                      Приложение №2

               «Научно-технический прогресс – это благо для человечества или трагические шаги к гибели?»

 

Достижения

(факт)

Результат достижения (аргумент)

положительный

отрицательный

Сооружение АЭС Изучение атома и овладение его энергией

Удовлетворение всевозрастающих потребностей в электроэнергии . Разработка атомных технологий для производства разных промышленных материалов

Угрожающая жизни на планете радиационная опасность в случае аварии; нерешённая проблема безопасного получения, транспортировки ядерного топлива, захоронения отходов производства, создание атомного оружия, вредные воздействия радиации на природу и живые организмы

Космические исследования

 

 

 

 

 

 

Ракетостроение

Создание спутников связи и метеорологических установок, обеспечивающих всемирную радио- и телесвязь, точные прогнозы погоды.

Отрицательное воздействие на озоновый слой атмосферы, приводящее к образованию в нём «дыр»; засорение атмосферы; огромные денежные расходы; создание спутников-шпионов..

Создание реактивного миномёта «Катюша»; запуск с помощью ракет метеорологических и навигационных ИСЗ, спутников связи, создание реактивных самолётов, скоростных пассажирских лайнеров

Создание разных смертоносных ракетных вооружений, представляющих опасность для мира и всей земной цивилизации.

Информационные

 

 

 

 

 

 

 

 Компьютерные технологии

Появление мощного источника информации, несущего знание и культуру.

Приобщение людей к потреблению «готовой» информации, обучающей читать, мыслить, двигаться, действовать; появление потока низкопробной видеопродукции, заполняющей телеэкраны.

Создание банков данных, всеобъемлющих сетей связи,  широкомасштабное применение компьютеров во всех областях жизни и производства

Вредное воздействие длительных электромагнитных излучений терминалов компьютеров на организм человека, в частности на зрение. Компьютерная зависимость. Преступные действия с использованием компьютерных технологий.

 

 

 


Урок истории 11 класс Форма урока: комбинированный

Урок истории 11 класс Форма урока: комбинированный

Ученик: (человек) Учитель: -

Ученик: (человек) Учитель: -

Достижения и открытия в XX веке

Достижения и открытия в XX веке

VIII Вывод: Учитель: Научно-технический прогресс – это благо для человечества или трагические шаги к гибели?

VIII Вывод: Учитель: Научно-технический прогресс – это благо для человечества или трагические шаги к гибели?

Приложение №1

Приложение №1

Приложение №2 «Научно-технический прогресс – это благо для человечества или трагические шаги к гибели?»

Приложение №2 «Научно-технический прогресс – это благо для человечества или трагические шаги к гибели?»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2017