Урок истории 11 класс
Форма урока: комбинированный
Тема: Научно-технический прогресс.
Цели:
Охарактеризовать изменения и направления в мировой науке в XX веке.
Выделить связь научных достижений с проблемами мировой политики XXвека, определить какой вклад внесли отечественные учёные в развитие научной мысли.
Обсудить основные научно-технические достижения в XX веке и их влияние на жизнь общества.
Учить работать в группах, высказывать свои мысли, делать выводы.
Воспитывать интерес, любознательность к достижениям мировой науки XXвека.
Основные понятия: НТП, НТР, мегаполис.
Оборудование: учебники «Россия и мир» 11 класс О.В.Волобуев, «Всеобщая история. Новейшая история. 11 класс А.А.Улунян. ТСО – диапроектор. Презентация, урока и сообщений на диапроекторе.
Ход урока.
I Организация урока.
II Вступительное слово учителя.
Учитель: - Современное общество характеризуется высоким уровнем использования технических средств, предназначенных для удовлетворения жизненных потребностей человека. Современные технические средства становятся все более энергонасыщенными и автоматизированными.
(слайд 1) Эпиграф: Целый мир, охватив от земли до небес,
Всполошив не одно поколение,
По планете шагает научный прогресс.
Что стоит за подобным явлением?
III Беседа.
Учитель: - Что такое прогресс?
Ученик: (прогресс – это развитие, движение вперёд)
Учитель: - Что такое научно-технический прогресс?
Ученик: (развитие науки и техники, применение научных открытий в технике, совершенствование производства на основе развития науки и техники)
Учитель: ( на слайде 2) Научно-технический прогресс (НТП) — взаимосвязанное поступательное развитие науки и техники, проявляющееся, с одной стороны, в постоянном воздействии научных открытий и изобретений на уровень техники и технологии, с другой — в применении новейших приборов и оборудования в научных исследованиях. Современной формой НТП является научно-техническая революция. Учитель: - Что такое научно-техническая революция?
Ученик: (коренные изменения в науке и технике, скачкообразный процесс в развитии производства на основе научных знаний)
Учитель: (на слайде 3) НТР — коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства, в непосредственную производительную силу. Научно-технический прогресс имеет две формы — эволюционную и революционную. Эволюционная форма — это совершенствование действующих технологий, модернизация традиционной техники; научно-техническая революция — это вторая форма научно-технического прогресса — создание и освоение новых машин и оборудования, принципиально новых технологий, обеспечивающих многократное повышение производительности труда.
Учитель: - Кто движет прогрессом?
Ученик: (человек)
Учитель: - Что движет человеком?
Ученик: (мысль, человеческий разум, желание)
Учитель: - Для чего, с какой целью?
Ученик: (для облегчения труда, желание жить с комфортом)
Учитель: В каких сферах жизни общества проявился прогресс, на современном этапе?
Ученик: (в науке, технике)
IV Сообщение темы, цели.
Учитель: - Тема нашего урока: Научно-технический прогресс. (слайд 4)
- На уроке мы обсудим основные научно-технические достижения XX века, выясним какие изменения и направления произошли в мировой науке. Выделим связь научных достижений с проблемами мировой политики, определим какой вклад внесли отечественные учёные в развитие научной мысли.
- И основная задача нашего занятия решение главной проблемы влияния НТП на жизнь общества:
«Научно-технический прогресс – это благо для человечества или трагические шаги к гибели?» (вопрос на доске)
Учитель: Вспомните и назовите этапы развития научно-технической революции в науке и технике. (слайд 5 Схема развития НТР)
Первая научная революция XVII век
(Эпоха географических открытий)
Вторая научная революция конец XVIII века — первая половина XIX века.
(Эпоха модернизации и Просвещения)
Третья научная революция вторая половина XIX века — начала XX в.
(Эпоха физики, пара, электричества, радио)
Четвёртая научная революция XXвек:
(Эпоха….?....)
Ученики:
1. мануфактурное производство, развитие торговли, мореплавания
2. переход от ручного труда к машинному
3. развитие производительных сил на машинной основе, развитие науки на базе техники
Учитель: - Рассмотрим современный этап НТР, определим его название. О основных научно-технические достижениях которые произошли в мире в XX веке мы узнаем из сообщений. При прослушивании докладов нужно дополнить информацию в таблицу
4 графа - ф.и. учёных, конструкторов, космонавтов.
V Сообщения учащихся.
1.Основные научно-технические достижения XX века в развитии транспорта и ядерного оружия. Значение – мегаполис. (проверка заполнения таблицы)
2. Научно-технические достижения XX века в космонавтике и компьютерных технологий. (проверка заполнения таблицы)
Достижения и открытия в XX веке.
Область науки |
Открытие, дата, |
страна |
Учёные Конструкторы космонавты |
Транспорт: Авиастроение
|
1903г Первый полёт на самолёте годы ВО войны: самолёты Як, Ту, Ил |
США СССР |
|
Ядерная физика
Атомная энергетика
|
Испытание атомной бомбы в 1949г Испытание 1953г водородной бомбы 1954г запуск первой в мире атомной электростанции |
СССР СССР СССР г.Обнинск |
--------------- |
Космонавтика Ракетостроение
|
40-50-е г Основоположник космонавтики Основоположник ракетостроения Разработка ракет 4 октября 1957г. Запуск первого спутника Земли 12 апреля 1961г. Полёт в космос 1969г Экспедиция на Луну 1986-2001 Космическая станция «Мир» |
СССР
СССР Германия, США СССР
СССР США СССР
|
--------------
-------------- |
Информационные и компьютерные технологии
|
Телевидение 1946г Компьютер Интернет
|
США США США |
--------------- |
VI Итог:
Учитель: - Какие новые направления научно-технического прогресса характерны для XX века?
Ученик: (Новейшая наука устремилась в микромир. Началось освоение космоса, произошёл скачок в развитии электронной вычислительной техники.)
Учитель: - Какой вклад внесли отечественные учёные в развитие научной мысли?
Ученик: (вклад отечественных учёных имеет большое значение для мировой науки: первые в космосе, ракетостроение, авиация, наши учёные становились нобелевскими лауреатами П.Л.Капица, А.Д.Сахаров)
Учитель: - НТП – это благо для человечества или трагические шаги к гибели?
VII Решение проблемного вопроса по группам:
Задание: 1) написать положительные черты НТП
2) написать отрицательные черты НТП
1группа |
2группа |
Должны подобрать примеры и факты, свидетельствующие о пользе для человека и человечества проведённых исследований и созданных технических объектов. |
Отбор фактов и аргументов, доказывающих негативные аспекты и последствия научно-технических открытий. |
VIII Вывод:
Учитель: Научно-технический прогресс – это благо для человечества или трагические шаги к гибели?
Ученик: (трудно дать точный ответ, положительные и отрицательные черты равны)
Учитель: Нужно ли прекратить развитие НТП, или его следует развивать в XXI веке?
Ученик: (человек всегда и везде будет стремится что-либо усовершенствовать, это естественная потребность человека сделать хорошее лучшим; человеку в будущем нужно не сдерживать, а регулировать направлять НТП в нужное русло, в рамках одного государства НТП не остановить политика двигает прогрессом, какая политика у государства таким и будет НТП)
Учитель: - Каким образом развитие науки в XX веке было связано с проблемами мировой политики?
Ученик: (Период «холодной войны» подталкивал человека к разработке нового оружия, освоению космоса. Социальное положение общества в послевоенное время дало стремление человеку к лучшей жизни – телевидение, телефон…)
Учитель: - Предела совершенству нет. Просто, достигнув совершенства в определённых условиях, человек переходит на новый качественный уровень развития. И снова идёт усовершенствование науки и техники до достижения определённого предела и снова будет переход на новый качественный уровень и так до бесконечности.
- Итак, нашу беседу о НТП я хотела бы завершить определениями о XX веке.
XX век – это век …. (вернуться к схеме)
Ученик: XX век можно разделить на 2 периода НТР – 1 век ядерного оружия, атома, космоса, 2 компьютерной техники, интернета.
IX Подведение итога, Д/З: Написать эссе, темы по выбору:
«Прогресс – не случайность, а необходимость» (Г.Спенсер)
«Границ научному познанию и предсказанию предвидеть невозможно» (Д.Менделеев)
«То, что сегодня наука, - завтра техника». (Э.Теллер)
Приложение №1
Достижения и открытия в XX веке.
Область науки |
Открытие, дата, |
страна |
ф.и. учёных |
Транспорт: Авиастроение
|
1903г Первый полёт на самолёте годы ВО войны: самолёты Як, Ту, Ил |
США
СССР |
Братья У. и О.Райт
А.С.Яковлев, А.Н.Туполев, С.В.Илюшин
|
Ядерная физика
Атомная энергетика
|
Испытание атомной бомбы в 1949г Испытание 1953г водородной бомбы 1954г запуск первой в мире атомной электростанции |
СССР
СССР
СССР г.Обнинск |
И.В.Курчатов
А.Д.Сахаров
---------------------------
|
Космонавтика Ракетостроение
|
40-50-е г Основоположник космонавтики Основоположник ракетостроения Разработка ракет 4 октября 1957г. Запуск первого спутника Земли 12 апреля 1961г. Полёт в космос 1969г Экспедиция на Луну 1986-2001 Космическая станция «Мир» |
СССР
СССР
Германия, США СССР
СССР США СССР
|
К.Э.Циолковский
С.П.Королёв
В. Фон Браун Г.Оберт ---------------------------
Ю.А.Гагарин Н Армстронг ---------------------------- |
Информационные и компьютерные технологии
|
Телевидение 1946г Компьютер Интернет
|
США США США |
В.К.Зворыкин Г. Эйкен ---------------------------
|
Приложение №2
«Научно-технический прогресс – это благо для человечества или трагические шаги к гибели?»
Достижения (факт) |
Результат достижения (аргумент) |
|
положительный |
отрицательный |
|
Сооружение АЭС Изучение атома и овладение его энергией |
Удовлетворение всевозрастающих потребностей в электроэнергии . Разработка атомных технологий для производства разных промышленных материалов |
Угрожающая жизни на планете радиационная опасность в случае аварии; нерешённая проблема безопасного получения, транспортировки ядерного топлива, захоронения отходов производства, создание атомного оружия, вредные воздействия радиации на природу и живые организмы |
Космические исследования
Ракетостроение |
Создание спутников связи и метеорологических установок, обеспечивающих всемирную радио- и телесвязь, точные прогнозы погоды. |
Отрицательное воздействие на озоновый слой атмосферы, приводящее к образованию в нём «дыр»; засорение атмосферы; огромные денежные расходы; создание спутников-шпионов.. |
Создание реактивного миномёта «Катюша»; запуск с помощью ракет метеорологических и навигационных ИСЗ, спутников связи, создание реактивных самолётов, скоростных пассажирских лайнеров |
Создание разных смертоносных ракетных вооружений, представляющих опасность для мира и всей земной цивилизации. |
|
Информационные
Компьютерные технологии |
Появление мощного источника информации, несущего знание и культуру. |
Приобщение людей к потреблению «готовой» информации, обучающей читать, мыслить, двигаться, действовать; появление потока низкопробной видеопродукции, заполняющей телеэкраны. |
Создание банков данных, всеобъемлющих сетей связи, широкомасштабное применение компьютеров во всех областях жизни и производства |
Вредное воздействие длительных электромагнитных излучений терминалов компьютеров на организм человека, в частности на зрение. Компьютерная зависимость. Преступные действия с использованием компьютерных технологий. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.