Урок -практикум решения расчетных химических задач, связанных с понятием "доля".

  • Занимательные материалы
  • Разработки уроков
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 31.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Подготовка учителя к уроку является кропотливой и непростой работой. Значительно облегчает этот процесс, если в арсенале педагога есть план или логико-структурная схема, отражающая ход занятия или это может быть небольшой кейс – помощник. В своей практике я достаточно часто использую краткие планы занятий. В данной методической разработке предлагаю план конкретного урока химии. План может быть интерпретирован любым педагогом под свои потребности. План опирается на учебник химии по УМК О.С. Габриеляна.
Иконка файла материала Расчёты, связанные с понятием доля.docx
Тема урока: Расчёты, связанные с понятием «доля». Задачи: закрепить изученный теоретический материал темы «массовая доля»; 1. 2. совершенствовать   умения   учащихся   решать   задачи   с   использованием   понятия «доля»; 3. продолжить   развитие   организационно­практических, способностей учащихся; 4. воспитывать коммуникативные качества учащихся.   исследовательских Мотивация и целеполагание: Границ научному познанию и предсказанию предвидеть невозможно. Д.И. Менделеев Как   вы   считаете,   в   чём   смысл   данного   высказывания?   После   рассуждений     учащихся переходим к целеполаганию. Рассказываем о том, что они должны обобщить и закрепить знания по теме «Массовая доля». Обобщение и систематизация знаний:    ­ Что такое массовая доля?    ­ Что такое раствор?    ­ Из чего состоит раствор? Смесь?    ­ Как определяется массовая доля примесей? Как находится масса примесей?    ­ Как определить объёмную долю газов?    ­ Чем объёмная доля отличается от массовой доли?    ­ Каков процентный состав воздуха? Закрепление и контроль знаний:    Вызываем учеников к доске и решаем вместе с классом задачи. Задача 1. В 200г воды растворили 50 г хлорида натрия. Вычислите массовую долю NaCl в полученном растворе. Решение:  W(р.в.) = m(р.в.) / m (р­ра) m (р­ра) NaCl = m (воды)+ m(р.в.)= 200г + 50г = 250г W(р.в.) = 50 г (р.в.)/250 г (р­ра) х 100% = 20% Ответ: массовую долю NaCl в полученном растворе равна 20%. Задача 2. Сколько граммов хлорида меди (II) получится при взаимодействии 150 г 10%­ ной соляной кислоты с оксидом меди (II)?  Ответ: m(HCl) = 150 ∙ 0,1 = 15 г, n(HCl) = 15/36,5 = 0,41 моль, n(CuCl2) = 0,41/2 = 0,2 моль, m(CuCl2) = 135 ∙ 0,2 = 27 г. Задача 3. Вычислите объем водорода, выделившегося при взаимодействии с цинком 20%­ ного раствора серной кислоты массой 20 г.  Ответ    : m(H2SO4) = 20∙0,2 = 4 г, n(H2SO4) = n(H2) = 0,04 моль, V(H2) = 0,04 ∙ 22,4 = 0,91 л. Задача   4.  Взаимодействуют   оксид   кальция   и   соляная   кислота.   Чему   равна   масса полученной соли (хлорид кальция), если был взят раствор соляной кислоты массой 100 г, а массовая доля растворенного вещества – 20 %?Ответ: m(HCl) = 100 ∙ 0,2 = 20 г, n(HCl) = 20/36,5 = 0,55 моль, n(CaCl2) = 0,55/2 = 0,27 моль, m(CaCl2) = 0,27 ∙ 111 = 29,97 г. Задача 5. В состав воздуха входит 21% кислорода и 78% азота по объему.  Рассчитайте массу кислорода, содержащегося в 120 л воздуха при н.у. Ответ: V(O2) = 120 ∙0,21 = 25,2 л, n(O2) = 25,2/22,4 = 1,125 моль, m(O2) = 1,125 ∙ 32 = 36 г. Задача   6.   Какой   объем   водорода   образуется   при   растворении   в   соляной   кислоте   65 кг цинка, содержащего 20% примесей, если при этом образуется соль – хлорид цинка? Ответ: m(Zn) = 65000 ∙ 0,8 = 52000 г, n(Zn) = n(H2) = 52000/65 = 800 моль, V(H2) = 800 ∙ 22,4 = 17920 л. Задача 7. Сколько хлороводорода нужно растворить в 1 м3 воды, чтобы получить 20%­й раствор? Вычислите массу и объём (н. у.) хлороводорода. Ответ:  6,85 ∙ 22,4 = 153,4 л. Задача 8. В воздухе содержится 21% кислорода и 78% азота по объёму. Рассчитайте объём кислорода и азота в 250 м3 воздуха. Определите для каждого газа количество вещества и массу. Ответ: V(O2) = 250000 ∙ 21/100 = 52500 л, V(N2) = 250000 ∙ 78/100 = 195000 л, n(O2) = 52500/22,4 = 2343,75 моль, m(O2) = 2343,75 ∙ 32 = 75000 г, n(N2) = 195000/22,4 = 8705,4 моль, m(N2) = 8705,4 ∙ 28 = 243751 г. (HCl) = x/x + 1000, m(HCl) = x = 250 г, n(HCl) = 250/36,5 = 6,85 моль, V(HCl) = ω Рефлексия и подведение итогов:    1. Выставьте на рефлексивный листок вашу отметку.    2. Как вы считаете, достигли ли вы цели, поставленной вначале урока? Домашнее задание:  повт. §§ 18­25.