Урок: Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных (3 класс русский язык)
Оценка 4.9

Урок: Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных (3 класс русский язык)

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
3 кл
18.02.2018
Урок: Правописание мягкого знака после  шипящих у имён                существительных (3 класс русский язык)
Урок по русскому языку 3 класс УМК "Гармония". Цель: рассмотреть правило правописания ь на конце имён существительных после букв шипящих. Дети знакомятся с правописанием ь после шипящих на конце имён существительных в именительном падеже. На уроке приходят к выводу, что ь в именах существительных женского рода пишется , а мужского рода нет.Урок Правописание ь после шипящих в именах существительных женского рода
урок 1.doc
Тема: Правописание мягкого знака после  шипящих у имён                существительных. Цели урока:  знакомство с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих;  выявление грамматической функции мягкого  знака, как показателя женского рода путем  исследовательской работы учащихся;    самостоятельно открывать знания;  воспитание уважения к родному языку и    желание писать грамотно. Ход урока 1.Организационный момент ­Весёлый прозвенел звонок,   Мы начинаем наш урок. ( садитесь)           Мы отправляемся  в дорогу,            Хорошее настроение            Возьмём себе в подмогу. (Слайд 1) Откройте тетради, запишите число, классная работа. 2.Минутка чистописания     Сегодня мы с вами будем исследователями, открывателями. А для этого нам  предстоит перелистать книгу Знаний. (Слайд 2) Будьте внимательными, слушайте всё, что она вам скажет. ­­ Какие согласные называются шипящими и почему? (При их произношении  воздух выходит с шипением.) ­­ Назовите шипящие согласные звуки. ([ч’], [щ’], [ш], [ж]) [ч’], [щ’]­­ всегда мягкие [ш], [ж]—всегда твёрдые ­­ Дети, а какими буквами они обозначаются? («че», «ща», «ша», «же») (Слайд 3) ­­ Значит, какие буквы мы будем повторять на минутке чистописания? ­­ Посмотрите на доску, я предлагаю вам вот такую цепочку.               Чшщж        чшщж Пишем красиво, каллиграфически правильно, выводим каждый элемент.                      Аккуратно написали                      И нисколько не устали.                      Наш урок мы продолжаем,                      Тему дальше развиваем. 3. Постановка темы и целей урока Книга Знаний приглашает нас дальше. Внимание на доску. Меч   рожь     душ   речь Мощь   нож    роскошь   хвощ ­­­ Прочитайте слова. Как вы понимаете лексическое значение слов:      Мощь – могущество      Роскошь – богатство      Хвощ – травянистое растение ­­Какой частью речи являются эти  слова? ( им. сущ.) ­­ Докажите. Что ещё у них общего? (в ед. числе, с шипящим на конце) ­­­Ребята, давайте проведём наблюдение над словами меч и речь ­­Произнесите слово речь. Выделите последний звук, дайте ему характеристику. (Согласный, глухой, мягкий, шипящий) ­­Произнесите слово меч. Выделите последний звук, дайте ему характеристику. (Согласный, глухой, мягкий , шипящий) ­­ Но тогда почему в одном слове пишется мягкий знак, а в другом – нет? ­­ Затрудняетесь ответить  от чего  это зависит? Так что вы должны сегодня  узнать на уроке? (В каких случаях пишется ь, а в каких – нет)      Тема урока            (Слайд 5, 6) 4.Изучение нового материала ­­Давайте вновь обратимся к словам. Мы определили, что эти слова имена  существительные, в единственном числе, оканчиваются на шипящий звук. ­­ А какого рода эти имена существительные? (ж.р. и м. р.) Распределите им. сущ. В 2 столбика.(1 столбик –ж.р., 2 столбик – м.р.) Докажите свой выбор, подчёркивая ь. Обратите внимание, у существительных какого рода после шипящих пишется  мягкий знак. ­­Проверим, верны ли наши выводы.                    Ключик знаний нам откроет                     Тайны языка                     Правило прочтём с тобою                     Будем знать  всегда. Откройте учебник стр. 64 упр. 505. Повторим правило. (Слайд 7,8) ­­ Пользуясь правилом, выполним задание упр. 507 стр. 65.                          Многозначность слов Ключ                                                                 Печь   от замка  родник                      там, где выпекают    выпекать что­то ­­Как понимаете подсказку? (по цепочке) [ч’] ­ ч ­согл., мягк., шипящ. [и] – и ­ гласный [ж] ­ ж­ согл., твёрд., шипящ. 3 зв.  1 сл.  3б.                      Потрудились, отдохнуть                       Нужно без сомнения.                      Дружно быстренько встаём                      Выполним движения. 5.Физминутка ­ Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с  шипящими на конце. Если называю существительные женского рода – хлопаете  ладонями над головой, если услышите существительные мужского рода –  хлопаете ладонями за спиной.            Ёж, дочь, кирпич, мышь, борщ, тишь, царевич, брошь, луч, ложь, рубеж,  молодёжь. 6 Книга Знаний предлагает нам словарную работу.                Дама сдавала в багаж                 Диван,                 Чемодан,                 Саквояж.                 Картину,                 Корзину,                 Картонку                 И маленькую собачонку. ­­Строки  из кого произведения вы прочитали? Кто его автор? («Багаж»  С.Я.Маршак) ­­Выпишите словарные слова. Найдите слова, в которых встретилась новая  орфограмма. (багаж, саквояж)       (Слайд 9,10) 7.Закрепление изученного материала. Вновь работа собирает,                  Время даром не теряй.                Книга Знаний предлагает                Нам страницу «Закрепляй» (Слайд 11) ­­ Замени одним словом:  Ими рисуют, простой или цветной…(карандаш)  Приспособление, с помощью которого открывают замок…(ключ)       (Слайд 12)  Растение, которое растёт на болоте….(камыш)  Суп со свёклой и другими овощами… (борщ)  Мелкий грызун, который боится кошки…(мышь)  (Слайд 13)  Сооружение из кирпича для отопления дома… (печь)  Часть суток с вечера до утра…    (ночь)  Друг  Карлсона….(Малыш)    (Слайд 14)  Белые горошки на одной ножке…. (ландыш)  Друг всегда готов прийти на….  (помощь)                      Тему урока все поняли?                      Ответьте с помощью нескольких слов                      Из ваших карточек разных цветов.                      Главное, правило вспомните. 1 ряд (синяя) Напишите имена существительные в единственном числе. Выделите  изучаемую орфограмму, определите род. Врачи, товарищи, ночи, сторожа, силачи. 2 ряд (жёлтая) Подобрать к словам близкие по смыслу имена существительные с шипящими  на конце, выделить орфограмму и указать род. Доктор, друг, тьма, охранник, богатырь. 3 ряд (красная) Образовать от данных слов имена существительные в единственном числе,  выделить орфограмму и указать род. Врачевать, товарищеский, ночной, сторожит, сильный     Выполнение и проверка работ. Проверять будем одновременно, хотя вы  выполняли разные задания, ответы у вас должны получиться одинаковые. ­­Какое первое существительное вы написали? Спросим у книги Знаний. Поднимите руки у кого так же. ­­ А что нам скажет книга Знаний? ­­ Кто выполнил без ошибок?   МОЛОДЦЫ  (Слайд 15) 8. Обобщение ­­Итак, когда на конце имён существительных после шипящих  пишется  ь? Выставление оценок. 9. Домашнее задание. Упр. 510 стр.66  правило стр.64 10. Рефлексия. В заключении мне хочется сказать, чтобы наука не была для вас ночью, тьмой, а свет знаний освещал вашу дорогу, давайте воспользуемся звёздами, которые  лежат у вас  на партах. Поднимите соответствующую звёздочку. Если вам было легко и интересно возьмите ­ жёлтую Если иногда были трудности, сомнения ­ розовую Если не разобрались в теме –синюю                        (Дети показывают звёзды) Посмотрите, сколько много жёлтых звёзд, я рада, что урок для вас был  интересным и познавательным.  (Слайд 16)

Урок: Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных (3 класс русский язык)

Урок: Правописание мягкого знака после  шипящих у имён                существительных (3 класс русский язык)

Урок: Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных (3 класс русский язык)

Урок: Правописание мягкого знака после  шипящих у имён                существительных (3 класс русский язык)

Урок: Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных (3 класс русский язык)

Урок: Правописание мягкого знака после  шипящих у имён                существительных (3 класс русский язык)

Урок: Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных (3 класс русский язык)

Урок: Правописание мягкого знака после  шипящих у имён                существительных (3 класс русский язык)

Урок: Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных (3 класс русский язык)

Урок: Правописание мягкого знака после  шипящих у имён                существительных (3 класс русский язык)

Урок: Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных (3 класс русский язык)

Урок: Правописание мягкого знака после  шипящих у имён                существительных (3 класс русский язык)

Урок: Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных (3 класс русский язык)

Урок: Правописание мягкого знака после  шипящих у имён                существительных (3 класс русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2018