Урок-пресс-конференция «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды ».
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
физика
10 кл
31.03.2017
Урок-пресс-конференция
«Тепловые двигатели и охрана окружающей среды ».
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний, убеждений, взглядов.
Вид урока: интегрированный по физике, экологии и биологии.
Форма проведения: ролевая игра.
Цели урока:
Образовательные: помочь учащимся осознать ущерб, наносимый окружающей среде тепловыми двигателями; уяснить связь между состоянием окружающей среды и физическими процессами; выявить экологические проблемы Земли, а также показать, что во избежание экологической катастрофы следует эффективно организовывать деятельность человека.
Развивающие: продолжить работу по развитию монологической речи, умению ставить вопросы, давать четкие ответы, по-деловому общаться. Учить работе со СМИ, развивать политехническое и творческое мышление, любознательность.
Воспитательные: убедить учащихся в важности рассматриваемой проблемы, воспитывать хозяина на своей планете, ответственного за последствия своей деятельности, т.е. воспитывать активную личность.
Технологии: личностно-ориентированного, развивающего обучения, критического мышления, ”мозгового штурма”.
Компетенции, на формирование которых направлено занятие:
ценностно-смысловые - способность видеть и понимать окружающий мир,
общекультурные - освоение учеником научной картины мира,
учебно-познавательные - умение отличать факты от домыслов,
информационные - отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её, создавать творческие проекты,
коммуникативные - навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе,
компетенции личностного самосовершенствования - культуры мышления и поведения.
Методы: исследовательские задания, постановка проблемы, дискуссия, творческие проекты.
Автор: учитель физики Любимова О.Н. .
МБОУСОШ №17 город Кузнецк.Урок-пресс-конференция
«Тепловые двигатели и охрана окружающей среды ».
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний, убеждений, взглядов.
Вид урока: интегрированный по физике, экологии и биологии.
Форма проведения: ролевая игра.
Цели урока:
Образовательные: помочь учащимся осознать ущерб, наносимый окружающей среде тепловыми двигателями; уяснить связь между состоянием окружающей среды и физическими процессами; выявить экологические проблемы Земли, а также показать, что во избежание экологической катастрофы следует эффективно организовывать деятельность человека.
Развивающие: продолжить работу по развитию монологической речи, умению ставить вопросы, давать четкие ответы, по-деловому общаться. Учить работе со СМИ, развивать политехническое и творческое мышление, любознательность.
Воспитательные: убедить учащихся в важности рассматриваемой проблемы, воспитывать хозяина на своей планете, ответственного за последствия своей деятельности, т.е. воспитывать активную личность.
Технологии: личностно-ориентированного, развивающего обучения, критического мышления, ”мозгового штурма”.
Компетенции, на формирование которых направлено занятие:
ценностно-смысловые - способность видеть и понимать окружающий мир,
общекультурные - освоение учеником научной картины мира,
учебно-познавательные - умение отличать факты от домыслов,
информационные - отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её, создавать творческие проекты,
коммуникативные - навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе,
компетенции личностного самосовершенствования - культуры мышления и поведения.
Методы: исследовательские задания, постановка проблемы, дискуссия, творческие проекты.
Автор: учитель физики Любимова О.Н. .
Тепловые двигатели и окружающая среда..docx
Урокпрессконференция
«Тепловые двигатели и охрана окружающей среды ».
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: интегрированный по физике, экологии и биологии.
Форма проведения: ролевая игра.
Цели урока:
Образовательные: помочь учащимся осознать ущерб, наносимый окружающей среде
тепловыми двигателями; уяснить связь между состоянием окружающей среды и физическими
процессами; выявить экологические проблемы Земли, а также показать, что во избежание
экологической катастрофы следует эффективно организовывать деятельность человека.
Развивающие: продолжить работу по развитию монологической речи, умению ставить
вопросы, давать четкие ответы, поделовому общаться. Учить работе со СМИ, развивать
политехническое и творческое мышление, любознательность.
Воспитательные: убедить учащихся в важности рассматриваемой проблемы, воспитывать
хозяина на своей планете, ответственного за последствия своей деятельности, т.е. воспитывать
активную личность.
Или люди сделают так, чтобы в воздухе стало меньше дыма,
или дым сделает так, что на Земле станет меньше людей.
Л.Дж. Баттан.
Звучит запись: «В эфире – радио России! Немного статистики: На долю
автомобильного парка в России приходится свыше 20 млн. т. выбросов в
год. Выхлопные газы ДВС вызывают 70% детских болезней. Считают,
что болезни человечества на 68% вызваны вдыханием отравленного
воздуха. Так вероятность заболевания раком на 57-80% зависит от
состояния окружающей среды».
Ведущий. Здравствуйте, уважаемые гости, представители прессы и специалисты! Сегодня
мы собрались на прессконференцию «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды».
Американский учёный Луис Баттан написал «Или люди сделают так, чтобы в воздухе
стало меньше дыма, или дым сделает так, что на Земле станет меньше людей«.
Давайте обсудим эту проблему. Слово предоставляется историку….
Историк. Тепловыми двигателями называют машины, в которых внутренняя энергия
топлива превращается в механическую энергию.
История тепловых машин берет свое начало в 3м веке до нашей эры. Великий греческий
механик и математик Архимед построил пушку, которая стреляла с помощью пара.
Рисунок пушки Архимеда и ее описание были найдены спустя 18 столетий в рукописях
великого итальянского ученого, инженера и художника Леонардо да Винчи.
1 Первый двигатель внутреннего сгорания изобрёл в 1878г. немецкий механиксамоучка
Николай Отто.
Более экономичный двигатель внутреннего сгорания в 1992г. изобрёл немецкий инженер
Рудольф Дизель.
Первый двигатель внутреннего сгорания создал в России в 1880х гг. О. С. Костович.
Учитель физики, пользуясь схемой, рассказывает о применении тепловых двигателей в
народном хозяйстве. Без тепловых двигателей современная цивилизация немыслима. Мы не
имели бы в изобилии электроэнергию и были бы лишены всех видов скоростного
транспорта.
Тепловые
двигатели
Транспорт
Теплоэнергетика
авто
ж/д
водный
воздушный
космический
ТЭС
АЭС
.
На всех основных видах современного транспорта преимущественно используются
тепловые двигатели:
в авиации – поршневые, турбореактивные и реактивные двигатели.
на автомобильном – двигатели внутреннего сгорания;
на водном ДВС и паровые турбины (для крупных судов);
на железнодорожном – тепловозы с дизельными установками;
Инженер–конструктор. Наибольшее распространение в технике получил четырёхтактный
двигатель внутреннего сгорания. Он состоит из цилиндра, внутри которого движется
поршень.
Верхняя часть цилиндра сообщается с двумя клапанами.
Принцип работы 4x тактного двигателя внутреннего сгорания.
Первый такт – впуск. Открывается впускной клапан. Поршень, двигаясь вниз,
(засасывает) впускает в цилиндр горючую смесь.
Второй такт – сжатие. Впускной клапан закрывается. Поршень, двигаясь вверх, сжимает
горючую смесь, которая при сжатии нагревается.
Третий такт – рабочий ход. Смесь поджигается электрической искрой свечи. Сила давления
газов (раскалённых продуктов сгорания) толкает поршень вниз. Движение поршня
передаётся коленчатому валу, вал поворачивается, и тем самым совершается полезная работа.
Производя работу и расширяясь, продукты сгорания охлаждаются, давление в цилиндре
падает почти до атмосферного давления.
Четвёртый такт – выпуск (выхлоп). Открывается выпускной клапан, продукты сгорания
выбрасываются через глушитель в атмосферу.
Двигатель снабжает маховиком (инерционным двигателем, запасающим энергию), за счёт
которого коленчатый вал вращается в течение 1, 2 и 4 тактов.
Рассмотрим физические принципы работы теплового двигателя.
2 Основными частями любого теплового двигателя являются: нагреватель, рабочее тело –
это вещество, внутренняя энергия которого используется для преобразования в
механическую энергию, холодильник.
Нагреватель
Т1
Q1
Рабочее
А
тело
Q2
Холодильник
Т2
Слово «Математику» он расскажет о КПД тепловых двигателей и цикле Карно.
При работе всех тепловых машин: двигателей внутреннего сгорания, паровых и газовых
турбин – используются замкнутые процессы.
Замкнутый процесс (цикл) – совокупность термодинамических процессов, в результате
которых система возвращается в исходное состояние. Для оценки эффективности
двигателей используют коэффициент полезного действия. Он равен отношению полезной
работы совершаемой за цикл, к количеству теплоты, полученному от нагревателя: η
= А / Q1.
Работа, совершаемая двигателем за цикл, не может быть больше A = Q1Q2, где Q1 –
количество теплоты, получаемое от нагревателя. Q2 количество теплоты, отданное
холодильнику. Коэффициент полезного действия теплового двигателя всегда меньше
100%.
η
< 100%
Эколог. Без тепловых двигателей современная цивилизация немыслима. В то же время
повсеместное их использование связано с отрицательным воздействием на окружающую
среду.
1.Сжигание топлива сопровождается выделением в атмосферу углекислого газа, способного
поглощать тепловое инфракрасное излучение поверхности Земли.
2. Рост концентрации углекислого газа в атмосфере, приводит к повышению ее температуры
(парниковый эффект.)
3. Ежегодно температура атмосферы Земли повышается на 0,05 градусов. Этот эффект может
создать угрозу таяния ледников и катастрофическое повышение уровня Мирового океана.
3 4.Продукты сгорания топлива существенно загрязняют окружающую среду. Углеводороды,
вступая в реакцию с озоном, находящимся в атмосфере, образуют химические соединения, не
благоприятно воздействующие на жизнедеятельность животных и человека. Велик вред и
растениям. В результате диффузии и поглощения газов клеточным соком они попадают
внутрь клеток и нарушают их нормальную жизнедеятельность. Под влиянием ядовитых газов
подавляется фотосинтез и нарушается водообмен. Например, при остром поражении
сернистым газом у большинства растений через 12 часа буреют и гибнут листья. Потребление
кислорода при горении топлива уменьшает его содержание в атмосфере.
Представитель Всемирной организации здравоохранения: Атмосферным воздухом
низкого качества дышат 92 % населения нашей планеты. Чистый воздух доступен только 8 %
землян. За последние два года список населенных пунктов, где дышать воздухом не совсем
безопасно, увеличился в два раза. Всего в перечне три тысячи городов из 103 стран мира.
Нашу организацию беспокоит то, что теперь, помимо мегаполисов, в список входят
небольшие города. Всемирная организация здравоохранения сообщает, что вредные
частицы в воздухе становятся причиной смерти каждого девятого человека на Земле. Каждый
год от низкого качества воздуха умирают шесть миллионов человек. В списке стран с самой
большой смертностью изза плохой экологии Россия оказалась в первой пятерке — каждый
год от загрязненности атмосферы в нашей стране умирает 140 тыс. человек. В Китае
смертность достигает 1 миллионов человек в год, в Европе — 175 тыс. человек, в США —
40 тыс. человек.
Журналист: Ученые из университета Умео в Швеции изучали воздействие грязного воздуха
на более чем 500 000 детей и пришли к выводу, что грязный воздух влияет на психику детей.
Учёные России пришли к выводу, что оксид углерода является высокотоксичным
соединением, вызывающим удушье у человека. Он способствует отложению холестерина на
внутренней стенке кровеносных сосудов, что ухудшает снабжение органов кровью и может
привести к инфаркту миокарда. Угарный газ в лёгких соединяется с гемоглобином крови в
200300 раз быстрее, чем кислород. При сильном отравлении человек может погибнуть от
кислородного голодания. Зарегистрированы случаи, когда, попадая в районы интенсивного
движения, люди теряли сознание. Угарный газ угнетает также активность ферментов клеток
печени, сердца, мозга.
Диоксид серы у человека вызывает удушье, у растений происходит грубое нарушение тканей
листа: у сосны – побурение кончиков хвои, у ясеня – обесцвечивание листьев, у папоротника –
некроз тканей листа. Под действием SO2 происходит массовая гибель лишайников, а ведь их
наличие служит показателем чистоты воздуха. Господин (госпожа), энергетик, а что вы
можете сказать по этому вопросу.
Энергетик: Тепловая электростанция города Кузнецка в сутки выбрасывает около 200 т
золы, что приводит к запылению атмосферы. Сейчас выход золы и шлака на наших тепловых
электростанциях превышает 100 миллионов тонн в год. Под зол отвалы отчуждено более 300
км2 земель, часто весьма ценных для сельского хозяйства. Запыленный воздух не пропускает
ультрафиолетовые лучи.
Биолог: Ультрафиолетовые лучи необходимы для живых организмов. В человеческом
организме, под действием ультрафиолетовых лучей, в коже образуется витамин Д. Если
атмосфера запылена, то ультрафиолетовые лучи не доходят до поверхности Земли. У детей
развивается рахитзаболевание. У маленьких детей искривляются кости ног, у девочек
подростков наблюдается деформация тазовых костей, грозящая осложнениями при
4 беременности, у взрослых остеомаляция, выражающаяся в костных болях и спонтанных
переломах. Кроме того, ультрафиолетовые лучи обладают бактерицидным действием. Если
ультрафиолетовые лучи задерживаются запыленной атмосферой, то заболеваемость людей
инфекционными заболеваниями возрастает.
Так же снижение продуктивности овцеводства в некоторых хозяйствах связано с ранним
износом зубов у овец, поедающих траву, покрытую абразивной пылью зол отвалов и выбросов
золы с электростанций. Вы согласны со мной господин (госпожа), энергетик?
Энергетик:
Безусловно. Кроме того, тепловые электростанции заражают среду
радионуклидами (йод13, стронций90, цезий137, церий95, кобальт60) даже при нормальной
безаварийной работе. Это в 150 раз больше выбросов атомной электростанции.
Радиация влияет на живой организм. Нарушается кроветворная функция костного мозга
(лейкемия); возникают мутации, которые чаще всего отрицательно сказывается на живом
организме, способствуют появлению различных уродств.
Ведущий. Наступил период, когда общество вынуждено четко соизмерять свою активность с
возможностями природы. Известный французский исследователь моря Жак Ив Кусто
охарактеризовал этот период так: «Раньше природа устрашала человека, а теперь человек
устрашает природу». «Самый страшный зверь на Земле» гласит надпись при входе в один
из германских зоопарков. Когда заинтригованный посетитель заглядывает внутрь за железную
решетку, он видит самого себя в зеркале. Безосновательная ли такая надпись? К сожалению,
нет! С лика Земли за последние 100 лет исчезли сотни видов животных, на грани исчезновения
находятся еще около 1000 видов. Биосфера постепенно начинает терять способность к
самовосстановлению и больше не может справляться с той нагрузкой, которую возложил на
нее человек. Особенно резко возросла нагрузка на окружающую среду во второй половине XX
в. нарушился естественный круговорот веществ в биосфере, под угрозой оказалось здоровье
нынешнего и будущего поколения людей.
Учитель биологии. Всего у человека около 100 тысяч генов, а в совокупности они образуют
генетический фонд землянина, его геном. Со дня рождения на наш генетический механизм
обрушивается град различных «снарядов» химических, ферментных, геомагнитных,
радиационных, несущих генетические разрушения каждой клетке. Простой пример. Человек
съел чтото неподобающее: изза этого образовались перекиси и химические радикалы,
повреждающие гены. Поэтому в наш организм встроена система, которая непрерывно
отслеживает, где произошло повреждение генов, и старается устранить его. Без нее люди
умирали бы чуть ли не сразу после рождения. До недавнего времени она справлялась со своей
задачей, «латая» молекулы ДНК. Научнотехнический прогресс привел к тому, что человек
живет в мире техногенных излучений, от которых не могут защитить клеточные мембраны.
Между тем наукой установлено: повреждение одного единственного гена может вызвать
примерно 4 тыс. болезней. Сегодня в молекуле ДНК выявлено более 200 генетических
мишеней, удар по которым влечет за собой сбои и неполадки в работе различных органов.
Биохимик. Рассмотрим экологическую роль озонового слоя. При прохождении солнечного
излучения через атмосферу возникают разнообразные фотохимические реакции. Одна из них –
это образование озона. Озоновый слой не пропускает на Землю ультрафиолетовые (УФ)
излучения. Он очень важен, ведь УФ – лучи при значительных интенсивностях губят все
5 живое. Озоновый слой – система хрупкая, т.к. молекулы О3 химически активны; они вступают
в реакции с рядом химических соединений; выбрасываемых в атмосферу тепловыми
двигателями. Толщина озонового слоя с каждым годом уменьшается. Сохранение этого щита
– одна из главных экологических задач.
Медик.
Человек всегда жил в мире звуков, именно человек создал речь и музыку.
Проходили века. Человек трудился и творил. Железный век принес вой автомобиля, лязг
трамваев, тарахтение мотоциклов и вертолетов,
рев реактивных самолетов, вопли
громкоговорителей, стук станков и других машин. Основной источник шума в городах –
автомобили. На первом месте стоят грузовики с тяжелым грузом, на втором – мотоциклы и
мопеды, на третьем месте – легковые автомобили. Особенно много шума создает уличное
движение в центре города, где машинам приходится долго стоять с включенными моторами у
светофора, часто приходится тормозить и разгоняться снова. Застройка улицы повышает
уровень шума, т.к. звуковые волны отражаются от домов. Установлено, что шум наносит
ощутимый вред организму человека. Американский ученый Ктунсен пишет; «Шум – такой
же медленный убийца, как и смог». Шум, возникающий при работе тепловых двигателей,
вызывает нарушение слуха, отклонения со стороны центральной нервной системы,
эндокринные расстройства, заболевания сердечнососудистой системы, пищеварительного
тракта. У лиц молодого возраста при уровне шума 90 децибел в течение часа снижается
возбудимость клеток коры головного мозга, ухудшается координация движений, происходит
снижение зрения. При воздействии шума в течение 45 лет развивается раздражительность,
беспокоят головные боли, бессонница, повышается или снижается давление. Влияние шума
еще более усиливается, если он действует одновременно с другими неблагоприятными
факторами – вибрацией и пылью. Приведу пример шум защиты. Оригинальный и
экономически выгодный способ шум защиты от автомобильного транспорта реализовали
голландские специалисты: вдоль автомагистрали, проходящей через г. Утрехт, они поставили
двух километровый барьер из солнечных батарей. Вырабатываемая ими электроэнергия
поступает в дома, расположенные у дороги.
Биофизик. Проблема чистого воздуха – это международная проблема. За последние 100 лет
в атмосферу поступило 360 млрд. тонн СО2. Во многих городах нашей страны загрязнение
атмосферы
стало критическим. К ним относятся: Челябинск, Свердловск, Усть
Каменогорск, Томск, Воронеж. В загрязнении окружающей среды велика роль
автомобильного транспорта. К настоящему времени Мировой парк автомобилей насчитывает
700 млн. единиц, с ежегодным приростом на 3040 млн. В качестве топлива транспортом
используется бензин, дизельное топливо, природный газ. Кроме загрязнения атмосферы
токсичными выхлопами, автомобили поднимают клубы пыли, содержащие кремний, окись
железа, барий. Одной только резины каждый автомобиль рассеивает в атмосферу около 10 кг
в год. Автомобильные двигатели ежегодно выбрасывают в атмосферу 23 миллион тонн
свинца, который добавляется в топливо для предотвращения его детонации в двигателе,
приводящей к снижению мощности двигателя и его быстрому износу.
Свинец накапливается в растениях, грибах вдоль дорог, передается по цепям питания
животным, людям. Происходит отравление молока, мяса. У человека свинец накапливается в
крови, тканях, вызывает аномалии в зародышевом развитии. Под действием солей тяжелых
металлов икринки рыб могут не иметь оболочки, нарушается развитие скелета.
Оксиды азота вызывают у человека слабость, головокружение, тошноту, отравление. Азотная
кислота входит в состав кислотных дождей. Пагубное влияние оказывают такие дожди на
культурные растения, особенно на огурцы. На их листьях образуются бурые пятна.
Продуктивность таких растений резко снижается. От кислотных дождей в Европе к 2016 г.
6 пострадало 31 миллион гектар лесных массивов. Особенно такие дожди губительны для
хвойных пород. Гибель лесов приводит к эрозии почв и к снижению уровня грунтовых вод.
Жизнедеятельность многих пресноводных организмов прекращается при значении РН ниже 5.
Учитель биологии: Полициклические соединения, а особенно бензпирен, вызывают развитие
злокачественных опухолей. Все живые организмы имеют протоонкогены, которые
обеспечивают синтез белков, регулирующих нормальный рост клеток эмбриона, деление
клеток и дифференцировку на ткани. В основе превращения протоонкогенов в онкогены
лежат мутации, которые и могут быть вызваны полициклическими соединениями. Онкогены
обеспечивают синтез онкобелков, являющихся ферментами, включающими пусковой
механизм злокачественного разрастания клеток.
Журналист. В одном из писем читателей встретилось такое выражение: «Жми на
акселератор – получишь акселерацию». Как его объяснить? Спасибо.
Врач: Согласно гипотезе инженера Владимира Клавдиевича Арсеньева причиной акселерации
является увеличение содержания углекислого газа в атмосфере. Так, солдаты 18 века (по
антропологическим исследованиям скелетов участников Полтавской битвы) оказались по
росту на 20 сантиметров ниже современных призывников. Результаты исследования показали,
что акселерация больше свойственна детям в городах, чем на селе. Так по данным 1900 года,
объём грудной клетки у городских детей достигал объёма головы в годовалом возрасте, а в
2000 году – уже в 23 месячном. Усиление дыхательного процесса способствует быстрому
росту грудной клетки и ускорению развития всего организма в целом, то есть акселерации. В
то же время повышенное содержание углекислого газа приводит к более быстрому
прекращению роста человека за счет образования карбоната кальция. Так, если в 1900 году
этот процесс заканчивался к 26 годам, то сейчас к 1819. Поскольку в крупных городах
основным поставщиком углекислого газа является автотранспорт, то не исключено, что на
акселерацию влияет и рост автомобильного парка.
Ведущий: Ощутив себя господином природы, человек – вольно или невольно – стал
применять в отношении к ней давний признак всех поработителей «разделяй и властвуй». Но
к чему это привело. Общий результат техно генеза: уменьшение количества кислорода и азота,
рост содержания углекислого газа, метана, окиси углерода, аэрозолей, пыли. Перед
человечеством встал извечный вопрос: » Что делать?».
1.В правительстве Германии разработали резолюцию, которая предполагает запрет продажи
и регистрации автомобилей с двигателями внутреннего сгорания с 2030 года. При этом
резолюция призывает весь Евросоюз к подобному решению в целях борьбы с вредными
выбросами. Исходя из официальных данных, в Германии около 45 миллионов автомобилей,
из них 150 тысяч — гибриды, 25 тысяч — электрокары.
2.В России поддерживают идею популяризации велосипедов. В Москве примерно пять
миллионов велосипедов, это означает, что двухколесное транспортное средство есть у 40 %
жителей города. Однако только 3 % используют его как основное средство передвижения,
поскольку сталкиваются с трудностями при провозе в метро, с отсутствием развитой сети
велосипедных дорожек и необходимостью выезжать на проезжую часть. Однако к 2020 году
планируется создание более 300 км велосипедных дорожек. Опыт внедрения велосипедного
7 транспорта есть у многих европейских городов — в Амстердаме и Барселоне велосипедов
в несколько раз больше, чем автомобилей, в Норвегии в этом году было выделено около
миллиарда евро на строительство дорожек, а в Германии был открыт автобан для любителей
педального транспорта.
3.В Париже приняли проект по запрету движения автомобилей на участке длиной 3,3
километра вдоль правого берега реки. В ходе проекта, стоимость которого составляет
8 миллионов евро, асфальт заменят на деревянные пешеходные дорожки и зеленые
насаждения, оставив полосу для проезда специальных транспортных средств. Программа
«Париж дышит» также подразумевает запрет проезда по Елисейским полям каждое первое
воскресенье каждого месяца. Еще 9 маршрутов будут во власти исключительно пешеходов
и велосипедистов каждое воскресенье и по праздникам.
4. Создание системы «темтранс» перевозки пассажиров, работающей по принципу
пневматической почты. Ее основы составляют подземные туннели. Управление вагонами
автомобилями производится автоматически с центрального пункта по перфокартам,
выдаваемым пассажирам вместо билета. Совсем скоро, по прогнозам западных специалистов,
в крупных городах Европы появятся движущиеся тротуары, которые будут в состоянии
перевезти 30 000 пешеходов в час со скоростью 15 км/час.
5.В Японии применяют особое покрытие дорог. В место асфальта используют для их
прокладки бетонные плиты с нанесенным на них слоем оксида титана. Это вещество,
нагреваясь солнцем, поглощает из воздуха один из самых вредных выхлопных газов – оксид
азота.
Журналист. Мне известно, что страны Западной Европы ввели вслед за США и Японией с
1993 года настолько жесткие экологические нормы, что использование автомашин без систем
очистки выхлопа становится невозможным. Поясните, что это за системы? Спасибо.
Инженер. Специалисты нашего Центрального научноисследовательского института
автомобильного транспорта разработали двигатели, работающие на особом виде горючего
смеси дизельного топлива и природного газа. В городах появились автобусы с двумя
вместительными баллонами. У этих автобусов нет дымного шлейфа, который тянется за
тяжелогружёной машиной, они экологически чистые. Отработанных газов у них по сравнению
с обычными автобусами в 4 раза меньше, при этом вдвое ниже расход топлива, на 1012%
выше мощность двигателя, а время работы между ремонтами больше в 1,5 раза. Кроме того,
природный газ дешевле бензина, лучше смешивается с воздухом (поэтому полнее сгорает, а
значит, и вредных веществ в выхлопах меньше), не разрушает масляную плёнку между
трущимися деталями, так что снижается износ деталей.
Химиктехнолог. Хочу добавить, что в последнее время в качестве топлива предложили
использовать этиловый спирт, или этанол, который при сгорании образует только углекислый
газ и воду. Получают этанол из растений. Машины, работающие на спирте, биогазе, уже
имеются, больше всего их в Бразилии. Наиболее экологическим топливом является водород –
для его получения можно использовать обыкновенную воду.
На это указывал еще Жюль Верн в своём романе «Таинственный остров». Водород не ядовит,
при сгорании образует только воду – экологически чистое вещество. При сгорании одного
моля водорода выделяется тепла в три раза больше, а при сгорании атомарного водорода – в
8 восемь раз больше, чем при сгорании такого же количества бензина. Трудность состоит в
промышленной технологии разложения воды. Водород – топливо будущего.
Журналист.
Будучи в командировке в Тольятти, я была удивлена одним самым
обыкновенным с виду «жигулёнком». Открыв капот, я не увидела двигателя! Электромотор,
заменивший двигатель внутреннего сгорания, был настолько мал, что поместился на месте
коробки передач. Сама же коробка оказалась ненужной – тяговые характеристики
автомобиля таковы, что можно обойтись и без неё, а для смены переднего хода на задний
достаточно щёлкнуть тумблером. Скажите, скоро ли электромобили появятся на наших
дорогах? Спасибо
1 Конструктор. Преимущества электромобиля несомненны. Вопервых, он экологически
чист, вовторых, исключается использование нефти, а сжигать нефть как заметил еще
Д.И.Менделеев, все равно, что топить печь ассигнациями. Источник его энергии –
аккумулятор, который позволяет электромобилю пройти до 700 км и развивать скорость
более 100км/час. Поддоны с аккумуляторными батареями легко меняются за 1015 минут.
Представим себе, что в следующем году все мы пересядем на электромобили. Выполнимо ли
это? Нет! Где мы их возьмём? Ведь надо создать целую отрасль промышленности! Кроме
того, если все автомобили перевести на электротягу, на всей планете не хватит электричества
для зарядки аккумуляторов. Значит надо строить новые электростанции. Ведь сегодня
большую часть энергии, до 80%, вырабатывают ТЭС, сжигающие уголь, мазут и
выбрасывающие в атмосферу немало вредных веществ, так что «экологически чистый»
автомобиль будет отнюдь не таким чистым. Специалисты сегодня проверяют разные
варианты. «Жигули», «Рафики», «Уазики» с надписью «Электро» на борту, которые бегают в
городах. Появились первые машины, энергию для движения которых дают фотоэлементы,
преобразующие энергию Солнца, а чтобы эта энергия расходовалась более рационально,
систему управления оснащают компьютерами. В 2025 году электромобилей будет 15 % от
общего числа автомобилей мира. Я надеюсь, что в скором будущем электромобиль станет
главным видом городского транспорта.
2 Конструктор. Солнце лёт сконструировали в Швейцарии, его вес — 2,3 тонны, размах
крыльев — 72 метра. У самолета четыре электромотора, работающих от 17 тысяч солнечных
фотоэлементов, расположенных на его верхней поверхности и фюзеляже. Теоретически,
энергии, которую они аккумулируют за день, должно хватать на постоянное нахождение
самолета в воздухе, в том числе и ночью. Сейчас солнце лёт совершает кругосветное
путешествие. Один из его перелётов 120 часов беспрерывного полета стал самым
длинным — более 7,2 тысячи километров — полетом на солнечной энергии.
Журналист. Всё хорошо: перевод автомобиля на дизельные двигатели, газ вместо бензина,
электромобили, но всё это в будущем, а сейчас? Что сделать сейчас, чтобы воздух был
чище?
Сотрудник ГИБДД. Выбросы от личного автотранспорта составляют 36% от всех.
Военный инженертопограф Владимир Клавдиевич Арсеньев транспортных выбросов. Их
снижению способствуют следующие меры:
1 Обеспечение равномерного движения машин на улицах, предотвращение заторов,
задержек на перекрёстке, когда автомобили простаивают, вхолостую расходуя
горючее и загрязняя воздух отработанными газами.
9 2 Соблюдение предельной скорости движения 60км/ч. т.к. именно этой скорости
соответствует минимум вредных выбросов; при её увеличении или уменьшении
выброс может возрасти более чем вдвое.
3 Вынос за городскую черту грузовых транспортных потоков. Это в нашей области
выполняется.
4 Организация пешеходных зон, микрорайонов, куда въезд автотранспорта предельно
ограничен.
5 Создание сети диагностических станций для контроля за техническим состоянием
автомобилей. У нас, например, есть «ВАЗсервис», «ГАЗсервис» и другие.
Подобную станцию должно иметь каждое транспортное предприятие, но в наше
время это не каждому по карману.
Ведущий. Одно из направлений, связанное с охраной окружающей среды, это увеличение
эффективности использования энергии, борьба за ее экономию.
В Международном
энергетическом агенстве разработали специальную стратегию, которая рассчитана до 2040
года — она подразумевает новые подходы к энергетическому развитию, которые не снизят
рост экономики. Меры, разработанные специалистами, включают борьбу с энергетической
бедностью путем открытия доступа к современным источникам энергии, уменьшение вредных
выбросов при помощи новых технологий, а также переход к возобновляемым источникам
энергии — солнца, ветра и воды. Эта стратегия предусматривает сокращение смертности
после 2040 года на 1,6 миллионов человек ежегодно.
10
Урок-пресс-конференция «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды ».
Урок-пресс-конференция «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды ».
Урок-пресс-конференция «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды ».
Урок-пресс-конференция «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды ».
Урок-пресс-конференция «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды ».
Урок-пресс-конференция «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды ».
Урок-пресс-конференция «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды ».
Урок-пресс-конференция «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды ».
Урок-пресс-конференция «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды ».
Урок-пресс-конференция «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды ».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.