Урок-проект по биологии "Витамины"
Оценка 5

Урок-проект по биологии "Витамины"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
биология
8 кл
19.01.2017
Урок-проект по биологии "Витамины"
Публикация является частью публикации:
УРОК - проект.doc
УРОК – ПРОЕКТ «ВИТАМИНЫ». Представляем  вам урок с использованием  одной из форм коллективного учебного проекта в 8 классе.   В   этом   возрасте   учащиеся   владеют   навыками   работы   с   компьютером,   Интернетом, ориентируются   в   потоке   информации,   способны   анализировать   и   оформлять   полученную информацию.  Данный урок направлен на развитие познавательных и творческих способностей учащихся  в процессе разработки проекта.          В течение одного урока очень сложно создать и защитить любой проект, поэтому сегодня,  чтобы показать все этапы проекта, мы заранее сформировали группы и распределили обязанности.  Каждый ученик приготовил часть материала для общего проекта.      1.  Добрый день дети, добрый день уважаемые гости. Сегодня нам предстоит  решить очень важную проблему: (стук в дверь)     ­ Здравствуйте, разрешите войти?      ­ Почему ты опоздал?    ­ Я был у Розы Николаевны.   ­ А что случилось?    ­ Понимаете, днём вижу нормально, в сумерках зрение резко понижается. Не могу читать, буквы прыгают и расплываются. При переходе из света в темноту не могу сориентироваться в пространстве, а ночью становлюсь совершенно беспомощным. Кроме того, наблюдается сухость и шелушение кожи, волосы и ногти ломаются. Появилась слабость, аппетит отсутствует. - И что она сказала? - Авитаминоз. А что это такое я не знаю? - Хорошо проходи, садись. 2. Сейчас мы и попробуем рассмотреть данную проблему, так как тема сегодняшнего урока «Витамины».  Сегодня у нас не просто урок, а урок проект, значит, результатом работы должен быть какой-то продукт. Продуктом нашего урока должен получиться – альбом «Витамины».       3. Прежде чем мы приступим к работе, давайте ещё раз вспомним структуру  проекта (повторяют). Исходя из темы, попробуйте сформулировать цель нашего урока. Цель: Изучение роли витаминов и их влияния на организм человека. Определим задачи, благодаря которым мы добьёмся данной цели. Задачи: 1. Изучить многообразие витаминов и их влияние на организм человека. 2. Определить продукты питания, содержащие данные витамины и их суточную потребность. 3. Выяснить что такое авитаминоз и причины их вызывающие. 4. Экспериментально доказать наличие одного из витаминов в фруктах. 5. Оформить альбом – проект «Витамины».      Сегодня мы работаем в группах. Вашим домашним заданием было приготовить  материал (заготовки) по витаминам.       У каждой группы на столе лежат вакансии и план работы группы. Ваша задача в  течение 1 минуты распределить обязанности среди участников группы и приступить  к работе. Избранный вами хранитель времени чётко следит за регламентом, а  руководитель контролирует работу всей группы.     Для оформления листочков в альбом отводится 10 минут и ещё 3 минут для  подготовки небольшого выступления – защиты, форма защиты может быть  разнообразной: выступление, реклама, стихи, сценки и др.   4. Работа в группах:    Информационный центр.  Редактор – организатор Хранитель времени   НИИ  Редактор – организатор Хранитель времени Лаборанты     Рабочая группа №1 Редактор – организатор Хранитель времени Художник – оформитель 1. Титульный лист 2. Оглавление 3. Введение 4. Цели, задачи 5. Заключение ЗАДАНИЕ группы «Информаторы». Оформить Библиографический список   Рабочая группа №2 Редактор – организатор Хранитель времени Художник ­ оформитель   5. Защита проекта. Вступительное слово предоставляется информационному центру.    «Информационный центр» ­ выступление.     Мы представляем коллективный творческий проект на тему «Витамины»  ( ВИТАМИНЫ ­ это низкомолекулярные органические соединения различной химической  природы, необходимые в небольших количествах для нормальной жизнедеятельности организма.  Одна из основных функций витаминов заключается в том, что они являются составной частью  коферментов и необходимы для важнейших ферментативных реакций. Все животные и растения нуждаются почти во всех известных витаминах, и поэтому растения,  а также некоторые животные обладают способностью синтезировать те или иные витамины.  Однако человек и ряд животных, по­видимому, в процессе эволюции утратили эту способность.      Источником витаминов для человека являются пищевые продукты растительного и  животного происхождения. Они поступают в организм либо в готовом виде, либо в форме  провитаминов, из которых затем ферментативным путем образуются витамины. Некоторые  витамины у человека синтезируются микробной флорой кишечника.       В результате отсутствия витаминов в организме человека возникают различные заболевания,  получившие название авитаминозов.      Авитаминозы — тяжелые заболевания, которые в отсутствие лечения могут привести к  смертельному исходу. Каждый авитаминоз может быть предупрежден или излечен только  приемами соответствующего витамина.      Заболевания, возникающие от недостаточного поступления в организм определенных  витаминов, получили название гиповитаминозов. Гиповитаминозы распознаются труднее, чем  авитаминозы, т. к. характер заболевания имеет менее выраженную картину.      Гиповитаминозы ­ 1. понижают работоспособность и предрасполагают к инфекционным  заболеваниям. Они часто проявляются в весенние периоды, когда ограничено потребление  растительной пищи, основного источника многих витаминов. Некоторые витамины разрушаются  при длительной термической обработке и консервировании пищевых продуктов, что ведет к  существенному снижению их витаминной ценности.                                     2. Могут возникать вследствие острых или хронических расстройств  желудочно­кишечного тракта, приводящих к снижению всасывания витаминов в кишечнике.                                     3. Могут возникать при определенных состояниях человека, связанных с  повышенной потребностью организма в витаминах. Это — периоды активного роста,  беременность, большие физические нагрузки, серьезные инфекционные заболевания и пр.         ТЕМА: ВИТАМИНЫ.             ЦЕЛЬ:  Изучение роли витаминов и их влияния на организм человека.           Задачи: 1. Изучить многообразие витаминов и их влияние на организм человека.                          2. Определить продукты питания, содержащие данные витамины и их суточную   потребность.                          3. Выяснить что такое авитаминоз и причины их вызывающие.                           4. Экспериментально доказать наличие одного из витаминов в фруктах.                           5. Оформить альбом – проект «Витамины».     Результаты работы могут быть использованы на уроках биологии, химии, английского языка и  всем желающим.          ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ. 1. Узнать больше информации о витаминах и их влиянии на организм человека. 2. Выяснить причины авитаминоза. 3. Оформить альбом.) «НИИ» ­ выступление + лабораторная работа Сотрудники нашего института изучили историю открытия витаминов и провели  исследования по изучению устойчивости витамина  в фруктах. Кратко «Об истории открытия витаминов».   (Люди давно заметили: если в питании человека отсутствуют свежие овощи и фрукты, у него  развиваются тяжелые заболевания. Первыми с этим столкнулись моряки в далеких плаваниях,  исследователи в полярных экспедициях. От неизвестной болезни умирали целые экипажи и  экспедиции, даже если они были хорошо обеспечены продуктами питания – консервами, сухарями.  Причину этого заболевания установил наш соотечественник Н. И. Лунин.     Впервые необходимость витаминов для нормального питания была доказана русским врачом Н.  И. Луниным в 1880­1881 годах. В чем же суть его опытов? Группа животных (мыши) получала искусственно приготовленные из молока компоненты пищи:  белки, жиры, углеводы, а также дополнительно минеральные соли и воду. Но на таком рационе  животные жить не могли – гибли. А если в эту искусственно приготовленную пищу добавлялось  немного натурального молока, то они оставались здоровыми. Так Н. И. Луниным экспериментально было доказано, что, кроме известных пяти компонентов пищи, в ней должны быть еще какие­то!  Однако работа Лунина в то время не получила достаточного признания и оставалась в сущности  забытой. В 1890 году на этот вечнозеленый тропический остров приехал голландский врач Эйкман. Но эта  красота природы начала бледнеть для молодого доктора, когда он поближе узнал тяжелую жизнь  местных жителей, впервые для себя столкнулся с новой странной болезнью, которую местные  жители называли “бери­бери”, что в переводе обозначает “ножные оковы”. И в самом деле,  начиналась болезнь с онемения ног, потом наступали судороги, возникали параличи. Болезнь не  поддавалась лечению, происхождение ее оставалось неизвестным. Врач был в отчаянии, пока не  помог ему счастливый случай. Эйкман заметил, что куры, находящиеся в курятнике, тоже страдают “бери­бери”, как и люди. Вместе с тем куры, свободно разгуливавшие по двору, этой болезнью не  страдали. И тех и других кур кормили очищенным рисом, но для обитателей курятника рис был  единственной пищей, а свободно живущие птицы получали приправу в виде червячков, гусениц,  зерен и тому подобное. Позднее Эйкман сам научился вызывать эту болезнь, кормя плиц только  очищенным рисом, а так же лечить заболевших, добавляя шелуху от риса но в чем все ж таки  причина болезни, что за вещество ее вызывает, почему шелуха оказывает лечебное действие, узнать  Эйкману не удалось.   А теперь обратимся непосредственно к тому, кто открыл это таинственное вещество и дал ему  имя.     Польский ученый Функ проводил исследования с белым, очищенным рисом. Птицы ели  очищенный рис, и страшная судорога запрокидывала их головы назад, сводила лапки. Но стоило  больному голубю ввести совсем немного желтоватого кристаллического вещества, полученного из  отрубей, как он начинал поправляться, а после повторных введений препарата становился  здоровым. И тут Функу стало ясно, что он владеет тем таинственным веществом, без которого  невозможна нормальная жизнь. Он дал веществу вполне достойное его свойствам название –  витамин, соединив в одном слове латинское “вита”, что означает жизнь, и греческое “амин”,  указывающее на то, что оно имеет отношение к аминокислотам. А так как к открытию этого  вещества его привели поиски причин, вызывающих “бери­бери”, то и назвал он первый витамин  витамином Б, или в латинской транскрипции В.Функ считал, что болезнь “Бери­бери” не то, что  иное как авитаминоз, т. е отсутствие витамина, (греческая приставка “а” равнозначна русской  “нет”). С тех пор сделано много открытий в изучении витаминов: известно их количество в отдельных  продуктах, получены витамины химическим путем в чистом виде, определены потребности в  витаминах для отдельных групп населения. Но многое еще не стало ясно до конца. Например, все  ли витамины могут накапливаться в организме, каковы последствия избытка витамина  (гипервитаминоз) и недостатка (гиповитаминоз) Эти проблемы изучает специальная наука –  витаминология, над ними работают в научно­исследовательских институтах и лабораториях.) О результатах исследования слово предоставляется лаборантам нашего института.  (Результаты лабор. работы) Лабораторная работа. «Изучение устойчивости витамина С»     Витамин С очень нестоек, разрушается на воздухе, а также при соприкосновении с  металлами. Исследование основано на свойстве аскорбиновой кислоты обесцвечивать йод. При обесцвечивании металлический йод восстанавливается до отрицательно  заряженного иона йода.     Оборудование: штатив с пробирками, яблочный сок, яблоко, лимон, кипячёная  вода, крахмальный клейстер, часы с секундной стрелкой, пипетка, йод.     Ход работы: 1. Спиртовый (аптечный) раствор йода разведите водой до цвета крепкого чая. 2. Добавьте к раствору немного крахмального клейстера до получения синей  окраски. 3. В 4 пробирки налейте по 1мл готового яблочного сока (из коробки), сок  разведённый водой 1: 2, сок приготовленный из свежего яблока, сок свежего  лимона. По 5 капель приготовленного раствора йода добавьте в каждую  пробирку. Наблюдайте изменения окраски в течении 1 минуты. Результаты  запишите в таблицу. Опыт повторите для тех пробирок, в которых раствор  остался осветлённым. Если раствор йода не обесцвечивается, значит, в яблочном соке аскорбиновой  кислоты мало. Если окраска реактива сохраняется, то витамина С в  исследуемом образце нет. 4. Прокипятите яблочный сок и вновь проведите исследование. 5. Почему при приготовлении яблочного сока нельзя пользоваться металлической тёркой? 6. Почему полезнее есть овощи и фрукты сырыми, а не варёными? Лимонный сок Яблочный сок Яблочный сок (в коробках) Разведённый сок (в соотношении 1:2)        пробы Кол­во капель 5 6­10 11­15 Защита лабораторной работы.      Витамин С очень нестоек, разрушается на воздухе, а также при соприкосновении с металлами. Наше исследование основано на свойстве аскорбиновой кислоты  обесцвечивать йод. При обесцвечивании металлический йод восстанавливается до  отрицательно заряженного иона йода.     Мы взяли 4 пробы: сок лимона, натуральный  яблочный сок, 100% сок «Добрый» и  этот же сок разбавленный в соотношении 1:2 дистиллированной водой. В каждую  пробирку мы постепенно добавляли по несколько капель разведённого раствора  йода. После 5 капель раствора в 4 пробирке, где находился разбавленный сок,  раствор потемнел, после 10 капель – потемнел 100% сок, 12 капель – натуральный  яблочный сок и в последнюю очередь – лимонный сок при 20 каплях раствора йода.     Таким образом, мы пришли к выводу, что наиболее устойчив витамин С в лимонах  и  менее устойчив в разбавленном соке. Поэтому рекомендуем употреблять фрукты в свежем виде.   Учитель. Витамины – чудесные вещества. В настоящее время известно много витаминов. В  большинстве случаев – это различные органические вещества. Для нормальной жизни человека  нужно около 20 витаминов.  В настоящее время все витамины делят на 2 группы: водорастворимые и жирорастворимые. К  витаминам, растворимым в воде, относятся: витамины группы В — В1 (тиамин), В2  (рибофлавин), РР (никотиновая кислота), В6 (пиридоксин,), В12 (цианкобаламин); фолиевая  кислота (Вит.В9) ; С (аскорбиновая кислота).  К витаминам, растворимым в жирах, относятся: витамин А (ретинол,) и каротины; D  (кальциферолы); Е (токоферолы); К (филлохиноны).     Познакомимся с некоторыми из них, проведем анализ отдельных витаминов, их авитаминозов.  Для этого послушаем выступления следующих групп.     «Рабочая группа №1»    Наша рабочая группа изучала многообразие и роль водорастворимых витаминов на  организм человека. К данной группе относятся витамины группы В и витамин С мы  бы хотели вас сними познакомить. Вит. гр.В – выступление ТИАМИН (витамин В1), серосодержащий водорастворимый витамин.     Участвует в процессах обмена углеводов, белков и жиров. Обеспечивает нормальный рост,  повышает двигательную и секреторную деятельность желудка, нормализует работу сердца.     При авитаминозе развивается заболевание бери­бери, известное в Китае еще за 2700 лет до н. э. Начиная с 16 столетия, когда в пищу стали употреблять полированный рис, в азиатских  странах это заболевание приобрело массовый характер. Бери­бери проявлялась в двух формах: полиневрита и тяжелых поражений сердечно­ сосудистой системы. При полиневрите болезнь начиналась с потери аппетита, общей  слабости. Больные, точно в кандалах, с трудом передвигали ноги. Резко снижалась кожная  чувствительность, затем развивался паралич ног, рук, зрительного нерва, гортани, и наступала  смерть.        Вторая форма болезни сопровождалась резко выраженными расстройствами  кровообращения. Развивались сильная сердечная слабость, одышка, боли в сердце, сильные  отеки, особенно в печени, и все заканчивалось смертельным исходом.     На основании исследований Эйкман высказал предположение, что рисовые отруби содержат  особые вещества, необходимые для жизнедеятельности, а отсутствие их при полировке риса  приводит к заболеванию бери­бери. В конце 19 века ученые обратили внимание, что бери­бери  может возникать и в отсутствие рисовой диеты. Как вскоре удалось выяснить, эта форма  болезни развивалась при использовании просеянной белой пшеничной муки. Добавление к  пищевому рациону отрубей или ржаной муки предотвращало развитие болезни.     Витамин В1 не накапливается в организме в сколько­нибудь значительных количествах, и  его доставка с пищей должна происходить по возможности равномерно. Если взрослый человек  получает половину нормального количества витамина в течение 5­6 дней, у него появляются  признаки гиповитаминоза. Однако даже при полноценном потреблении витамина В1 может  развиваться вторичная форма бери­бери. Она возникает у больных с органическими  заболеваниями желудочно­кишечного тракта: язвы, рак желудка, хронические энтероколиты и  пр., т. е. в случаях, когда нарушено нормальное всасывание витамина     Основные источники тиамина: дрожжи, рисовые и мучные отруби, земляные и лесные  орехи, спаржа, гречиха, соя, ржаная мука, яичный желток, свинина. В настоящее время витамин  получают синтетическим путем в промышленных масштабах. Суточная потребность: 1,4­2,4 мг. Следует помнить, что витамин В1 разрушается при  нагревании свыше 120°С. ПИРИДОКСИН (витамин В6), водорастворимый витамин     Участвует главным образом в реакциях синтеза и расщепления аминокислот.       Содержится в мясе, рыбе, молоке, печени, дрожжах, многих растительных продуктах.  Синтезируется микрофлорой кишечника.       Недостаток пиридоксина вызывает у животных и человека дерматиты, судороги, анемию.  Получаемый химическим синтезом пиридоксин используется в медицине.    Авитаминоз В6 может возникнуть только при нарушениях процессов всасывания в  желудочно­кишечном тракте и при дисбактериозе. При авитаминозе могут развиваться судороги  и гипохромная анемия.   Суточная потребность: 1,6­1,8 мг. ФОЛИЕВАЯ КИСЛОТА (витамин В9), водорастворимый витамин. ФОЛИЕВАЯ КИСЛОТА. В качестве кофермента участвует в реакциях синтеза азотистых  соединений, используемых для синтеза нуклеиновых кислот, и таким образом является важным  фактором размножения клеток. Регулирует и стимулирует кроветворение.      Помимо пищевых источников, фолиевая кислота синтезируется микрофлорой кишечника.  Поэтому авитаминоз может возникать при нарушениях процесса всасывания в желудочно­ кишечном тракте и дисбактериозе. При авитаминозе развивается пернициозная анемия.     В 1941 Митчелл получил из листьев шпината вещество, которое назвал фолиевой кислотой. В  1943 фолиевая кислота была выделена из печеночных экстрактов и дрожжей, установлена ее  структурная формула. В 1945 фолиевая кислота была получена химическим путем.         Основные источники: зеленые листовые растения (салат, капуста, шпинат), томаты, морковь,  зерновые (пшеница, рожь), дрожжи, печень, почки, говядина, молоко, яйца. Суточная потребность: 0,2­0,4 мг. АСКОРБИНОВАЯ КИСЛОТА (витамин С), водорастворимый витамин.      Синтезируется растениями и животными, за исключением человека и приматов и некоторых  других животных, которые получают аскорбиновую кислоту с пищей.       Биологическая роль аскорбиновой кислоты связана с участием в окислительно­ восстановительных процессах клеточного дыхания. Влияет на различные функции организма:  проницаемость капилляров, рост и развитие костной ткани, повышает иммунобиологическую  сопротивляемость к неблагоприятным воздействиям, стимулирует продукцию гормонов  надпочечников, способствует регенерации. Отсутствие аскорбиновой кислоты в пище человека  понижает сопротивляемость к заболеваниям, вызывает цингу.     Цинга известна человечеству с давних времен. Первые симптомы цинги — кровоточивость  десен (повышение проницаемости капилляров), выпадение зубов, общая слабость, позднее —  опухание всех суставов, разрушение костей, возникновение пороков сердца, резкое ухудшение  деятельности желудка и кишечника, в которых образуются множественные кровоточащие язвы.  В конечном итоге наступает смерть. Достоверные сведения о цинге как о массовом заболевании  относят к 13 веку, ко временам крестовых походов с длительной осадой крепостей.       Люди низкого звания обычно цингой болели мало, т. к. основными продуктами их питания  были капуста, лук, репа, морковь. С древних времен цинга была бичом мореплавателей.  Отправляясь в длительные плавания, моряки брали с собой муку, зерно, сушеное мясо, а для  овощей и фруктов на кораблях не было места. Через несколько месяцев плавания у моряков  развивалась цинга, от которой иногда погибал весь экипаж. Так, в 1498 Васко да Гама при  переходе вокруг мыса Доброй Надежды потерял 150 человек из 160 человек команды.  Мореплаватели также заметили, что цинга быстро излечивалась, когда корабль приставал к  берегу и команда могла есть фрукты и овощи.         Наиболее богаты аскорбиновой кислотой плоды шиповника, красного перца, черной  смородины, листовые овощи, хвоя.   Суточная потребность: 75­100 мг.          Аскорбиновая кислота разрушается при нагревании выше 60С, поэтому при кипячении и варке  овощей и фруктов содержание в них витамина резко уменьшается. Для снижения потерь витаминной ценности продукты следует опускать в уже кипящую воду, их кипячение в течение  короткого времени менее вредно, чем медленная варка при более низкой температуре.  Консервирование также может приводить к частичному или полному разрушению аскорбиновой  кислоты. РИБОФЛАВИН (витамин В2), водорастворимый витамин .    В составе дыхательных ферментов  участвует в окислительно­восстановительных реакциях,  играет важную роль в процессах обмена веществ. Влияет на рост и развитие плода и ребенка.  Синтезируется микроорганизмами и растениями. Животные и человек должны получать  рибофлавин с пищей.     При авитаминозе наблюдается задержка роста, кожные поражения, у взрослых — воспаление и помутнение хрусталика, ведущее к катаракте, поражение слизистой оболочки полости рта.     Открытие витамина В2связано с изучением полиневрита как заболевания, возникающего при  недостатке витамина В1. Было замечено, что развитие полиневрита при авитаминозе В1  сопровождалось задержкой роста и падением веса. Добавление в пищевой рацион  кристаллического витамина В1 излечивало полиневрит, но не восстанавливало рост и вес  больного. Так возникло представление о неизвестном ранее факторе роста — витамине В2    Рибофлавин в больших количествах содержится: в дрожжах (больше в пивных, чем в  пекарских), отрубях и зерновых злаках, томатах, шпинате, капусте, а также в яйцах, печени,  почках и мозге животных. Суточная потребность: 2­3 мг. ЦИАНКОБАЛАМИН (витамин В12), водорастворимый витамин группы В,  Участвует в биосинтезе метионина, влияет на углеводный и жировой обмен. Влияет на  кроветворение.  Гипо­ и авитаминоз В12 у человека может развиваться вследствие недостаточности содержания витамина в пище, так и вследствие различных условий сопровождающихся нарушением  всасывания и усвоения витамина. При авитаминозе развивается (злокачественная)  анемия.  Злокачественная анемия характеризуется также атрофией слизистой желудка и  недостаточностью секреции соляной кислоты в желудке.  За разработку печеночного метода лечения анемии в 1934 Майнот и Мерфи (совместно с Дж. Х.  Уиплом) были удостоены Нобелевской премии. Работы по поиску фактора, предотвращающего  эту форму анемии, велись с 1928, однако только в 1948 две группы исследователей в Америке и  Великобритании сообщили о выделении из печени крупного рогатого скота кристаллического  витамина В12. Затем были найдены продуценты В12 среди микроорганизмов, и разработан  микробиологический метод получения витамина. Основные источники: печень, мясо. В растительной пище отсутствует. Синтезируется  микрофлорой кишечника. Суточная потребность: 2­5 мкг. НИКОТИНОВАЯ КИСЛОТА (витамин РР), растворимый витамин группы В  Нормализует секреторную и моторную функции желудочно­кишечного тракта. При авитаминозе РР развивается пеллагра (шершавая кожа)    Первые сведения о заболевании, которое впоследствии назвали пеллагрой, относятся к концу  16 века. Преимущественно обнаруживали и поэтому активно изучали это заболевание в Италии,  в Испании и на юге Франции.     При заболевании людей пеллагрой наблюдаются три вида симптомов — «три Д»: дерматит  (поражение кожных покровов), диаррея (поносы) и деменция (нарушение психики).     Дерматит характеризуется покраснением симметричных участков кожи с последующим  развитием пузырьков и их изъязвлением. Обычно изменениям подвергаются освещенные солнцем участки кожи. Одновременно с поражениями кожи, а иногда и без них развиваются кишечные  расстройства, изменения слизистой оболочки рта и языка, боли в области желудка, рвоты.  Нервно­психические расстройства проявляются в виде галлюцинаций и психозов, часто с  суицидальным уклоном. При органических заболеваниях желудочно­кишечного тракта (язва,  рак, туберкулез и др.) может развиваться так называемая «вторичная пеллагра». Ее  возникновение обусловлено нарушением процесса всасывания витамина в желудочно­кишечном  тракте. Вит. С – ( я изучил самый распространённый и свеем известный витамин С, в  качестве защиты этого витамина я прочитаю стихотворение) стихотворение Витамин С           Чтобы цинга не докучала, Никотиновая кислота была выделена в 1912 Сузуки из рисовых отрубей и в 1913 К.      Чтоб хворь любую победить, Функом из дрожжей. Это термостабильное и щелочеустойчивое соединение.      Там витаминное начало    Основные источники: зерно, дрожжи, говядина, лосось, сельдь.     Должно, конечно, крепче быть! Чтоб витамин нам не разрушить,    Суточная потребность: 9­15 мг. Нашли который мы с трудом В плодах и овощах, то лучше, Чтоб не исчез он, как фантом,     Варить в воде крутой, кипящей,     А можно просто на пару;     При сушке гостем уходящим     Он растворится на ветру. Чтоб среди витаминов многих смогли легко его узнать, На сложной жизненной дороге О нем вам вот что нужно знать:     Кристаллы не имеют цвета     И растворяются в воде,     Кислы на вкус, ведь не конфета     (Ирисок кислых нет нигде); Когда соседствуют со светом, Они капризны по природе: Железо, воздух, свет дневной Вредны их царственной породе, Разрушит их раствор любой.     Но мы без С, без витамина,     Как душ без мыла и воды,     Он спутник жизни нашей, милый,     Везде найдем его следы! Его мы тщательно изучим, Запомним крепко все о нем Мы с ним здоровие получим, Свой панегирик не коллеге Я посвящаю и не вам, Не маме, что растила в неге, Хоть должное и ей отдам.      Я восхвалять готов без меры      Необходимый витамин,      Их много (назову примеры),      но этот – С – средь всех один! Наш организм как ни пытался Просинтезировать его, Но тщетно, братцы, зря старался – Не получалось ничего!     Как быть? Ведь нам он нужен очень,     Давай искать на стороне – Искали годы, дни и ночи,     Кой­где нашли (известно мне). В продуктах многих и хороших Искали – в яйцах, в молоке И в зернах злаков непроросших – Почти что нет его нигде!     Но тут на перец натолкнулись –     С6Н8 и О6 –     От удивленья поперхнулись:     Его тут прорва, здесь он есть! В орехах грецких недозрелых, В томате, клюкве – это что? Даже в хвое пушистой ели, И не подумал бы никто.     В капусте, в молодой картошке,     В плодах шиповника нашли,     И в южных яблоках немножко.     Мы дальше к северу пошли. Там с витамином побогаче, В суровых северных краях, И как, ребята, быть иначе? Там нет смородины в полях!     «Рабочая группа №2»     Наша рабочая группа изучала многообразие и роль жирорастворимых  витаминов. К данной группе относятся такие витамины, как вит  А, вит.Д, вит.К и вит.Е (РЕТИНОЛ (витамин А), жирорастворимый витамин.      Оказывает общее действие на организм, обеспечивая нормальный рост и развитие. Необходим для жизнедеятельности нервных, эпителиальных клеток, роста костей. Участвует в образовании  зрительных пигментов, обеспечивает адаптацию глаз к свету. Авитаминоз А — системное  заболевание, выражающееся в нарушении функций зрения. На различных стадиях болезни  наблюдаются гемералопия («куриная слепота»),      Болезнь «куриная слепота» была известна в Древнем Египте еще за 1000 лет до  Гиппократа.     Куриная слепота — это, прежде всего расстройство сумеречного палочкового аппарата  сетчатки. Больные нормально видят днем, в сумерках острота зрения резко понижается.  Больные не могут читать, буквы прыгают и расплываются. Очень труден для них переход из  света в темноту (нарушена адаптация к условиям освещения). Ночью эти больные ничего не  различают и совершенно беспомощны. Позднее развивается сухость эпителиальных тканей,  возникает нагноение и повреждается роговица глаза. Помимо повреждения глаз при  недостаточности витамина наблюдаются сухость и шелушение кожи, ломкость волос и ногтей,  преждевременная седина, сухость всех слизистых. Появляются общая слабость, отсутствует  аппетит. Снижается сопротивляемость к инфекциям, и как следствие, появляются ячмени, фурункулы, угри, трахеиты, бронхиты и воспаления легких. У детей, помимо указанных  симптомов, останавливается рост.           При гипервитаминозе А появляются головная боль, головокружение, тошнота,  шелушение кожи и боль в костях.         Основные источники: рыбий жир, печень, сливочное масло, яичный желток, молоко. В  продуктах растительного происхождения присутствует провитамин А (каротин), из которого в  кишечнике образуется витамин А. Богаты каротином морковь, томаты, красный перец,  желтая репа, шпинат, абрикосы, облепиха, рябина и др. Витамин обладает высокой  термостабильностью, и обычная кулинарная обработка не отражается на его содержании в пище.        Суточная потребность: 1­1,5 мг, для детей и беременных женщин — вдвое больше. КАРОТИНОИДЫ (провитамин А)      Группа природных пигментов желтого или оранжевого цвета. Синтезируются некоторыми  микроорганизмами и всеми растениями, в клетках которых участвуют в фотосинтезе и  процессах, связанных с поглощением света. Обусловливают окраску плодов, осенней листвы,  колоний ряда микробов. В организме животных и человека из каротинов, поступающих с пищей,  образуется витамин А. КАЛЬЦИФЕРОЛЫ (витамин D), группа жирорастворимых витаминов     Важнейшие из них — витамин D2 (кальциферол) и витамин D3(холекальциферол).  Регулируют обмен кальция и фосфора: участвуют в процессе всасывания кальция в кишечнике,  взаимодействуют с гормоном, отвечают за кальцификацию костей.     В детском возрасте при авитаминозе D вследствие уменьшения содержания в костях солей  кальция и фосфора нарушается процесс костеобразования (рост и окостенение), развивается  рахит. У взрослых происходит декальцификация костей.      Рахит — одна из самых распространенных детских болезней — известен с незапамятных  времен. Картины фламандских художников с изображением детей с искривленными  позвоночниками, руками и ногами ясно указывают на распространение рахита в 15 веке.     При рахите наиболее резко выражены нарушения в костях ног, грудной клетке, позвоночнике и черепе. Хрящевая и костная ткани становятся ненормально мягкими, что приводит к их  деформации и искривлению. Заболевание рахитом возможно и при достаточном содержании  витамина в пище, но при нарушении его всасывания в пищеварительном тракте (расстройства  пищеварения в раннем возрасте).       Немецкий химик А. Виндаус, более 30 лет изучавший стерины, в 1928 обнаружил эргостерол  — провитамин D, превращавшийся под действием ультрафиолетовых лучей в эргокальциферол  (Нобелевская премия, 1928).. Было выяснено, что под влиянием ультрафиолетовых лучей  некоторое количество витамина D может образовываться в коже, причем облучение может быть  как солнечным, так и с помощью кварцевой лампы. Основные источники: рыбий жир, икра, печень и мясо, яичный желток, животные жиры и  масла. Суточная потребность: 2,5 мкг, для детей и беременных — 10 мкг. ТОКОФЕРОЛЫ (витамины Е) группа жирорастворимых витаминов.  Главное значение — обеспечение нормального размножения. Участвуют в тканевом дыхании, обладают противоокислительным действием на внутриклеточные липиды. Необходимы для обменных процессов в мышцах.       Е­авитаминоз у человека не описан. Вместе с тем имеется много данных, указывающих на  то, что гиповитаминоз вызывает ряд серьезных патологических состояний, связанных с  угнетением функций половых желез, что приводит к снижению рождаемости и увеличению числа самопроизвольных абортов. Если беременная или кормящая грудным молоком ребенка женщина  недополучает витамин Е, у ее ребенка могут развиться заболевания мышечной системы  (дистрофии). Недостаток витамина приводит также к нарушениям обмена веществ в организме  — развивается местное кислородное голодание тканей.      Принимают витамин при заболеваниях: сахарный диабет, мышечные дистрофии,  дерматомиозит, нарушения менструального цикла, угроза прерывания беременности, нарушение  половой функции у мужчин, псориаз, дерматозы  и ряд других.      Гипервитаминоз Е не установлен. Однако прием больших доз ухудшает зрение («туман» в  глазах), вызывает головные боли. Основные источники: растительные масла (кроме оливкового), проростки пшеницы,  неполированный рис, овсяная крупа, кукуруза, сливочное масло, яйца. Суточная потребность: 12 мг. Нарушения процессов всасывания в кишечнике и различные  инфекции повышают потребность в витамине. ФИЛЛОХИНОН (витамин К), жирорастворимый витамин. Необходим для нормального свертывания крови.       Витамин К1 синтезируется растениями (шпинат, цветная капуста, шиповник, хвоя), витамин К2 — бактериями кишечника. Витамин К1 выделен впервые из люцерны, а витамин К2 — из  гниющей рыбной муки, где он синтезировался микроорганизмами.    Ведущим признаком К­авитаминоза является понижение способности крови к свертыванию.  Вследствие этого развиваются явления диатеза, характеризующегося подкожными  кровоизлияниями и желудочно­кишечными кровотечениями. Витамин К в необходимых для  человека количествах синтезируется кишечными бактериями. Поэтому экзогенный  авитаминоз, связанный с недостатком поступления витамина с пищей, у здорового человека  практически не возникает. Он возможен лишь при дисбактериозе кишечника, вызванного,  например, приемом антибиотиков.      В случае недостатка витамина у беременной женщины может родиться ребенок с признаками  гиповитаминоза К: самопроизвольными кровоизлияниями в разные органы и ткани, включая  внутричерепные кровоизлияния); кровавыми рвотами и испражнениями, носовыми и пупочными кровотечениями. Только к 4­5 дню жизни ребенка его пищеварительный тракт заселяется  бактериями, которые начинают синтезировать витамин К. Для того, чтобы предохранить  новорожденного от развития геморрагического синдрома, беременной женщине с недостатком  витамина перед родами проводят профилактическое лечение.        Основные источники: шпинат, салат, капуста, крапива, томаты, тыква, морковь, картофель,  бобовые, пшеница, свиная печень.      Суточная потребность: 1­2 мг.     Молодцы, все поработали хорошо, а теперь нам необходимо подвести итоги,  сформулировать выводы. (Слово редактору информационного центра)  6. Заключение (выводы).       Витамины – это разнообразные по своему химическому строению вещества,  играющие важную роль в обмене веществ и нормальном течении процессов  жизнедеятельности организма. Люди потребляют их в незначительном количестве, но без витаминов невозможна нормальная работа органов нашего тела. Недостаток даже одного витамина нарушает работу организма, приводит к тяжёлым болезням.    7. Рефлексия Вариант 1 1. Витамин А относят к: а) водорастворимым; б) жирорастворимым; 2. Заболевание, связанное с недостатком витамина Д: а) цинга; б) «бери­бери»; в) рахит; г) «куриная слепота» 3. Источники витамина С: а) плоды черной смородины, настой из плодов шиповника, квашеная капуста; б) печень, дрожжи, хлеб, гречка, овсянка; в) морковь, плоды облепихи; г) сливочное масло, рыбий жир, яичный желток; 4. Недостаток витаминов вызывает; а) гиповитаминоз;  б) гипервитаминоз; в) авитаминоз; 5. Заболевание, связанное с недостатком Витамина В1: а) цинга; б) «бери­бери»; в) рахит; г) «куриная слепота» 2 вариант 1. Витамины В относят к: а) водорастворимым; б) жирорастворимым; 2. Заболевание, связанное с недостатком витамина С: а) цинга; б) «бери­бери»; в) рахит; г) «куриная слепота» 3. Источники витамина Д: а) плоды черной смородины, настой из плодов шиповника, квашеная капуста; б) печень, дрожжи, хлеб, гречиха овсянка; в) морковь, плоды облепихи; г) сливочное масло, рыбий жир, яичный желток; 4. Основоположник науки витаминологии: а) Эйкман б) Лунин в) Функ 5. Заболевание, связанное с недостатком витамина А: а) цинга; б) «бери­бери»; в) рахит; г) «куриная слепота» 8. Домашнее задание. Творческое задание: придумать сказку о витаминах.

Урок-проект по биологии "Витамины"

Урок-проект по биологии "Витамины"

Урок-проект по биологии "Витамины"

Урок-проект по биологии "Витамины"

Урок-проект по биологии "Витамины"

Урок-проект по биологии "Витамины"

Урок-проект по биологии "Витамины"

Урок-проект по биологии "Витамины"

Урок-проект по биологии "Витамины"

Урок-проект по биологии "Витамины"

Урок-проект по биологии "Витамины"

Урок-проект по биологии "Витамины"

Урок-проект по биологии "Витамины"

Урок-проект по биологии "Витамины"

Урок-проект по биологии "Витамины"

Урок-проект по биологии "Витамины"

Урок-проект по биологии "Витамины"

Урок-проект по биологии "Витамины"

Урок-проект по биологии "Витамины"

Урок-проект по биологии "Витамины"

Урок-проект по биологии "Витамины"

Урок-проект по биологии "Витамины"

Урок-проект по биологии "Витамины"

Урок-проект по биологии "Витамины"

Урок-проект по биологии "Витамины"

Урок-проект по биологии "Витамины"

Урок-проект по биологии "Витамины"

Урок-проект по биологии "Витамины"

Урок-проект по биологии "Витамины"

Урок-проект по биологии "Витамины"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017