Урок-проект по теме "Раннецветущие растения"
Оценка 5

Урок-проект по теме "Раннецветущие растения"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
окружающий мир
1 кл—4 кл
13.02.2017
Урок-проект по теме "Раннецветущие растения"
Публикация является частью публикации:
конспект урока.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кадетская школа имени Героя Советского Союза Е.И.Францева» Урок окружающего мира во втором гендерном  классе девочек на тему «Первоцветы» Соловьёва Т.Л.,  учитель начальных классов Чернушка 2016   Приемы и методы работы на уроках в классах девочек отличается от работы  в классах мальчиков. Для девочек свойственен высокий темп подачи  материала с широким спектром разнообразной нестандартно поданной  информации. Объем и разнообразие нового материала должен быть дозирован. Чаще используются типовые задания, облегчающие манипулирование ранее  полученными знаниями. Активное использование речевых навыков с  объяснением, повторением ведёт к более качественному усвоению учебного  материала. Запоминание и формулирование правил с последующим обучением их применения на практике является эффективным приёмом в обучении.  Положительная эмоциональная окрашенность подачи нового материала, его  эмоциональное восприятие ведёт к его логическому осмыслению. В парах  девочкам работать трудно, т. к. каждая стремится к лидерству, поэтому  применять групповые формы работы с обязательной сменой лидера.                 Наиболее активной формой и методом обучения для девочек  является дидактическая игра, которая вызывает у них живой интерес к  процессу познания, активизирует их деятельность и помогает быстрее усвоить учебный материал. На уроках используются объяснительно­иллюстративный  метод, репродуктивный. Задания, ориентированные на индивидуальные  способности, прилежание, сотрудничество. Обязательным на уроках является  использование большого количества наглядного материала, продуктивным —  обучение с опорой на зрительную память. В учебном процессе, на уроках  окружающего мира, чтения, технологии обычно используется парная работа,  как организовать работу, чтобы учебный материал был усвоен и интересен?               На мой взгляд, одним из эффективных приёмов в работе учителя  начальных классов  является урок – проект или проектная задача. Отличие  проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи  школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде  набора заданий и данных требуемых для их выполнения. Принимая в расчет,  что на когнитивном уровне у девочек в усвоении учебного материала  доминирует количественный подход к изучению учебного материала,  стройность и четкость анализа, склонность к алгоритму, выполнению  действия по шаблону, то эти педагогические технологии могут быть  эффективно использованы, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя  традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Для решения   каждой новой проектной задачи, необходимо решить несколько интересных,  полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение  координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему  приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать  конкретную работу. Под проектной задачей мы понимаем задачу, в которой через  систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система  детских действий, направленных на получение еще никогда не  существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе ре­ шения которой происходит качественное самоизменение группы детей.  Урок­ проект или проектная задача принципиально носит групповой  характер. Другими словами, подобные приёмы  устроены таким образом, чтобы через  систему или набор заданий задать возможные «стратегии» их решения. Через опыт решения серии подобных задач на протяжении первых лет  обучения в школе  младшие школьники (без специального акцента)  осваивают основы проектной деятельности в учебном  сотрудничестве.  Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки­проекты дают возможность снять  перегрузки с младших школьников.            Рассмотрим применение этой технологии на уроке окружающего мира  Методическое описание урока Предмет: окружающий мир Форма урока: урок­ проект Формы организации учебной деятельности: групповая Методы: поисковый  Словесный (индивидуальные рассказы учеников, рассказ учителя, беседа).   Наглядный (показ рисунков, слайдов).  Задачи: Образовательные: Закрепить представление о весне и её приметах Ознакомление учащихся с разнообразием видов первоцветов;  Заинтересовать учащихся в решении проблемы первоцветов. Развивающие: Развитие умения сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной  информации. Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной  исследовательской деятельности  Воспитательные:  Воспитывать  любовь и бережное отношение к природе  Экологическое и нравственное воспитание.  Воспитывать умение работать в группе.  Оборудование: Детские рисунки первоцветов с рассказами о цветах, цветные карандаши,  пластилин, баночки из под йогуртов, трубочки для сока, семена тыквы Предварительная работа. На уроках изобразительного искусства ученики рисуют первоцветы и  самостоятельно составляют рассказы о цветах, используя справочную  литературу. Проводятся беседы  о видах первоцветов и об охране первоцветов, о Красной  книге России и края. Итогом данной работы служит создание листовок для расклеивания  «Первоцветы» и изготовление поделки из подручного материала  «Подснежник».                                                                 Ход урока. I.Организационный этап Разбегайтесь, ручьи, Растекайтесь, лужи, Вылезайте, муравьи, После зимней стужи! Пробирается медведь Сквозь лесной валежник. Стали птицы песни петь, И расцвел подснежник. Слайд №1 II.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности  учащихся.­  ­Вспомните из какого произведения эти строки? (С.Я.Маршак 12 месяцев) ­ Подберите близкие по значению слова к слову подснежник. ­Определите тему нашего урока. (речь пойдёт о подснежниках, первоцветах)  ­ Что вы хотите узнать на уроке? III.Актуализация знаний. Беседа о первоцветах с использованием презентации. 1.Так что такое подснежники?                    Подснежниками в России принято называть самые разнообразные  растения, зацветающие весной первыми. Однако существуют самые настоящие подснежники. Научное их название ­ "Галантус", что в переводе с латыни  обозначает «молочноцветник». Слайд №2                  Это очень красивое растение, что привело почти к полному  исчезновению этого первоцвета. Поэтому он занесён в Красную книгу.          Существует легенда, что однажды, когда богиня Флора раздавала всем цветам костюмы для карнавала, своему любимцу ­ подснежнику она подарила белое  платье. Снег тоже хотел принять участие в карнавале, вот только  карнавальной одежды ему не полагалось. Тогда он стал просить цветы  поделиться с ним костюмом. Однако никто так и не согласился, потому что все очень боялись холода. И только подснежник укрыл снег своим хитоном.  Вместе кружились они в хороводе цветов и прониклись друг к другу такой  симпатией, что неразлучны и по сей день.                   Почему подснежники не боятся снега и весенних заморозков?  ­ Ребята, я знаю ответ. А вам известно, когда растение начинает расти?  (ответы детей). Верно, когда начинается сокодвижение. А у подснежников сок необычайный, он сахарный! В нем содержится много сахара, а такие растворы  с большим содержанием сахара во время  небольших морозов не замерзают.  И вправду, цветки у него белые, как молоко. Это довольно редкие растения  для России. Произрастаю в некоторых местах Сибири и на Алтае.   2.А мы называем подснежниками, или первоцветами, другие цветы.  Почему их так называют? – Первые цветы появляются в лиственных лесах. Их называют эфемероидами.  Это многолетние травянистые растения, для которых характерна осеннее­ зимне­весенняя вегетация. Цветут они рано весной, летом наземные части их  отмирают, остаются лишь подземные видоизмененные побеги­ луковицы,  клубни, корневища. Подснежники это: гусиный лук, медуница, хохлатка,  ветреница дубравная и др. Многие из них находятся в опасности, почему? Как их защитить? 3.Сообщения детей, с возможным дополнением учителя. За каждое  сообщение и правильный ответ команда получает тыквенное семечко, как  символ новой жизни.           ­Медуница ­ не совсем обычный цветок, который сам по себе –  разноцветный букетик. Вначале, когда цветки только появляются, они все  розовые. Но пройдет несколько дней, и на стебельке кроме розовых  появляются и голубые, и синие, и фиолетовые. Слайд №3  А знаете почему она меняет свои наряды? Все дело в красителе – антоциане.  В молодых цветках сок в клетках лепестков кислый, в такой среде антоциан  окрашивает лепестки в ярко­розовый цвет.  Через несколько дней клеточный  сок становиться щелочным, антоциан придает лепесткам фиолетовую, а позже синюю окраску. Она прекрасный медонос, недаром её называют Медуницей.             ­Ветреница ­ Зацветет ветреница ­ и покажется, что вернулась зима и  украсила все большими снежинками. Нахмурится небо, соберется дождь ­ и  белые цветы тут же закроются. Почти у всех весенних растений цветки на  ночь и при наступлении ненастья и очень холодной погоды закрываются. Это  способствует их сохранению при неблагоприятной погоде и сохранению  пыльцы. Слайд №4 Название сразу ветер напоминает.  Ранней весной от весеннего теплого ветра появляется этот маленький,  тонконогий, желтенький, нежный цветочек. Но похож цветом на  лютик,  поэтому не просто ветреница, а лютиковая. Слайд №5             ­ А теперь послушайте четверостишье и угадайте, о каком их этих  растений я говорю? На откосе, на лугу, Босиком по снегу Первые цветочки ­ Желтые глазочки! (мать­и­ мачеха) слайд №6 ­ Почему это растение так называется? Мать­и­мачеха ­ Листья у  неё  крупные, необычные: сверху они зеленые,  гладкие, жесткие, а снизу беловатые, покрытые мягкими волосками и как  будто теплые. За эти особенности цветок получил свое имя: нежная сторона  добрая «мать», а верхняя сторона листьев неласковая  «мачеха». Латинское  название мое означает «Выводящее кашель».            ­Голубая пролеска. Она любит произрастать в дубравах. Будто голубые лужицы, а то и озерца разливаются. Слайд №7 Ей не страшны весенние  заморозки, потому что в моих клетках  содержится повышенная концентрация сахара.           ­Отгадайте загадку. Белые душистые, в лесу растут, весной цветут? Ландыши. Слайд №8 По древнерусской легенде появление ландыша связано с морской царевной  Волховой. Слезы царевны, опечаленной тем, что Садко отдал свое сердце  земной девушке Любаве, падая на землю, проросли прекрасным и нежным  цветком — символом чистоты, любви и грусти.          ­ Следующее растение ­ Хохлатка. Слайд№9 Хохлатка ­ Цветки собраны в нарядную кисточку. И у каждого цветка ­ будто  небольшой хохолок. Всего несколько дней радую своей красотой глаз. Уже в  конце весны её не увидите. Исчезнут не только цветы, но и стебель и листья.  Останется только клубень в почве. От него на следующий год и будет расти  растение. И, конечно, от семян, которые упали на землю. Но цветет растение  лишь на 4 ­5 год своей жизни. У неё есть КЛУБЕНЬ ­ видоизмененный побег  растения с утолщенным стеблем и недоразвитыми листьями. В клубне  находится запас питательных веществ. Именно за счет него начинаю рано  расти и цвести. Клубень съедобен и для человека и для животных.            ­Гусиный лук, или желтый подснежник (желтоцвет) слайд №10  Когда­то гусиного лука по лугам и лесным полянам было очень много. И  старые люди рассказывают, что на эти луга и поляны по весне всегда  опускались стаи диких гусей, чтобы передохнуть здесь после трудной дороги  и пощипать всходы лука, который они очень любили... Вот откуда и  сложилось полное имя этого ранневесеннего цветка ­ гусиный лук. И верно,  стоит появиться первым цветкам гусиного лука, как тут же высоко­высоко в  небе появляются стаи перелётных гусей, летящих весной с юга на север, на  свою родину.            ­ Чистяк. Слайд №11 Принадлежит чистяк весенний к семейству лютиковых. Это многолетнее  растение, предпочитающее сырые почвы, растущее обычно возле ручьев,  речек, луж, канав, по сырым луговинам и в сырых лиственных лесах. Почему чистяк? Да потому, что растение использовали для очистки кожи  человека. От разных кожных высыпаний, прыщей, чесотки и даже бородавок. 4. ­На уроках ИЗО мы с вами рисовали первые весенние цветы, про которые  мы ещё сегодня не говорили. Расскажите нам от них. ­Посмотрите внимательно на все эти цветы, на какие группы мы их можем  поделить? (на дикорастущие и культурные) ­ Где и как вы предлагаете  использовать данный материал?(расклеить в виде  листовок, создать альбом первоцветов) IV. Первичное усвоение новых знаний. Физкультминутка ­Я буду вам называть растения, если это подснежники вы прыгаете, если  просто цветы, то шагаете, а если это не цветы то приседаете.  VI.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. ­ Когда мы с вами на уроках литературного чтения работали с детскими  журналами, мне попалось любопытное письмо­загадка. Вот оно. Слайд № 12 ­ Кроме знакомых названий первоцветов нам встретились и незнакомые.  ­ Что будем делать? (Узнаем о них) ­ Каким образом? (в энциклопедии, интернете)  ­ Выберите по одному эксперту для сбора информации, пока мы будем  выполнять практическую часть, они будут работать с источниками  информаций.  VII. Работа в группах, оформление работы. Практическая часть.          ­ Что вы нового узнали про подснежник? Многие занесены в Красную  книгу. (Тот цветок, который мы обычно называем  подснежником в нашем  регионе называется ветреница, а настоящий подснежник у нас не растёт )         ­Возможно ваши родители, друзья этого не знают и у вас появилась  возможность их удивить и преподнести им в подарок подснежник,  изготовленный своими руками. К тому же ежегодно 19 апреля во многих  странах мира отмечается уже ставший традиционным красивый весенний  праздник — День подснежника. Слайд №13        ­Вот сейчас и пригодятся заработанные вами семена тыквы. Их вы будете  использовать в поделке «подснежник» Это действительно красивый цветок,  ещё он занесён в красную книгу. А так хочется эту красоту подарить маме.       ­Сейчас работаем в группах, изготовим по одному букетику, а дома  сделаете самостоятельно.       ­Распределите самостоятельно, кто какую часть работы будет выполнять. Дети работают под музыку П.И.Чайковского «Апрель. Подснежник. Времена  года»  Слайд №14 VIII. Подведение итогов  усвоение новых знаний. ­Какое музыкальное произведение сейчас звучало?  ­Кто его автор?  ­Почему его я предложила вам послушать? (ответы детей) IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению ­ Домашним заданием  будет составление кроссворда про первоцветы,  X.Рефлексия (подведение итогов занятия)                   В заключении нашего урока я прошу вас оценить работу своей  группы и дать оценку­ если вы поработали на отлично поднимите пять  пальцев, кто хорошо –четыре, тем кому поработать над своими знаниями –  три, кто плохо, то два пальчика.             ­ А теперь посмотрите на свои букетики, у кого больше цветочков.  ­Спасибо, что были объективными, честными и строгими к себе.              ­А закончит урок я хотела бы стихотворением Подснежник. Только снег сойдёт с опушки,­ Воздух звонче и теплей. У подснежников макушки Снега белого белей. Как нежны в наряде белом Эти скромные цветы! Не срывай их между делом, Будь же умницею ты! У подснежника – цветочка Есть один лишь цветонос. Не родится сын иль дочка Если ты цветок унёс. Он не может дать отпора В платье беленьком цветок. Лишь росинками с укором Вслед заплачет лепесток.  http://www.maam.ru/detskijsad/podsnezhniki­dlja­mamy­iz­plastilina­i­semjan­ tykvy.html http://www.shema.slovarik.org/dannye­9/data­id13526 https://ru.wikipedia.org http://www.perunica.ru/vospitanie/6896­otlichiya­myshleniya­malchikov­i­ devochek­i­obuchenie­v­nachalnoy­shkole.html Воронцов, А. Б. Проектные задачи в начальной школе / А. Б. Во­ ронцов и др.  – М. : Просвещение, 2011. – 176 с. http://www.educom.ru/ru/documents/archive/advices.php Методические  рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности  обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы  http://www.audiopoisk.com/track/4aikovskii­pi/mp3/aprel_­podsnejnik­vremena­ goda/

Урок-проект по теме "Раннецветущие растения"

Урок-проект по теме "Раннецветущие растения"

Урок-проект по теме "Раннецветущие растения"

Урок-проект по теме "Раннецветущие растения"

Урок-проект по теме "Раннецветущие растения"

Урок-проект по теме "Раннецветущие растения"

Урок-проект по теме "Раннецветущие растения"

Урок-проект по теме "Раннецветущие растения"

Урок-проект по теме "Раннецветущие растения"

Урок-проект по теме "Раннецветущие растения"

Урок-проект по теме "Раннецветущие растения"

Урок-проект по теме "Раннецветущие растения"

Урок-проект по теме "Раннецветущие растения"

Урок-проект по теме "Раннецветущие растения"

Урок-проект по теме "Раннецветущие растения"

Урок-проект по теме "Раннецветущие растения"

Урок-проект по теме "Раннецветущие растения"

Урок-проект по теме "Раннецветущие растения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2017