Урок-путешествие по теме «Правописание не с деепричастиями»

  • Работа в классе
  • Разработки уроков
  • docx
  • 22.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Когда дети встречаются с особыми формами глагола причастием и деепричастием впервые, то начинают испытывать тревогу, не совсем понимая разницу и значение данных форм глагола. И когда мы, учителя, говорим о том, что благодаря существованию данных форм русский язык звучит ярче, богаче, выразительнее, то очень важно, чтобы дети эту информацию прочувствовали и смогли применить на практике полученные сведения. При ответе на вопрос, что мы называем деепричастием, дети должны твёрдо отвечать, что это особая форма глагола и обозначает добавочное действие и имеет признаки не только глагола, но и наречия. Общее грамматическое значение деепричастия – это обозначение добавочного действия, которое показывает, как совершается главное действие, выраженное глаголом-сказуемым и, поэтому у деепричастия не может быть самостоятельного действующего лица, как, например, в предложении « придя на дискотеку, мне там понравилось» или, «проверяя задания, в нём оказались ошибки». Морфологические признаки – сочетание в одном слове свойств глагола и наречия. Признаки глагола: совершенный и несовершенный вид, возвратность-невозвратность, переходность-непереходность. Признаки наречия: не изменяется ни по родам, ни по числам, ни по падежам и в предложении в основном является обстоятельством. Частица не с деепричастиями, как и с глаголами, пишется раздельно, исключение: слитно пишутся деепричастия, которые не употребляются без не. Деепричастие с зависимым словом образует деепричастный оборот. Два деепричастия, которые соединены союзом ( и) не отделяются друг от друга запятойконспект
Иконка файла материала конспект.docx
I.Тема: Урок­путешествие по теме «Правописание не с деепричастиями» II.Цели урока: Образовательная: 1. Обобщение и систематизация знаний о правописании не с другими частями речи; 2. Отработать практическое умение образовывать деепричастия; определять слитное и раздельное написание деепричастия с не. Воспитательная: 1. Воспитывать любовь к языку через нестандартные формы урока, примеры из литературы; Развивающие: 1. Развитие орфографической и пунктуационной грамотности учащихся; 2. Привитие интереса к теме через необычные приёмы на уроке русского языка. III. Ход урока: 1. Орг. момент. 2. Сообщение темы и целей урока. IV. Объяснение нового материала: Слово учителя : Дорогие ребята! Сегодня мы с вами продолжим путешествие в большую страну Морфологию и отправимся к берегам Деепричастия, а точнее к острову «Правописание не с  деепричастиями» . Так как мы с вами не пойдем пешком и не поедем, а поплывём, я предлагаю вам отправиться  в плавание на этом замечательном фрегате. Но для того, чтобы отправиться в путешествие, нам необходим попутный ветер, так как  паруса на фрегате мы уже подняли, я предлагаю ответить вам на несколько вопросов. И  если мы с вами правильно ответим на вопросы, то наше судно тут же снимется с якоря и  отправится в путь. V. Повторение пройденного материала: 1 вопрос: Как пишутся не с существительными? 2 вопрос: Как пишутся не с прилагательными? 3 вопрос: Как пишутся не с глаголами? Слово учителя :Молодцы! Вот мы и в пути! Чтобы не ошибиться в выборе курса, мы с вами должны открыть  тетради, записать число, тему урока. Откроем учебники на странице 84 и прочитаем  правило. Слово учителя : Ребята, смотрите! Справа по борту какой­то предмет. Интересно, что это? Да это же  бутылка, а в ней какое­то послание, открываем, читаем : « Прежде, чем вы достигните  берегов острова «Правописание НЕ с деепричастиями» прочитайте выразительно сказку на  странице 85 , упражнение 183 «О взаимоотношениях НЕ с деепричастиями», выполните  задание, выпишите 3 любых предложения с деепричастиями, раскрывая скобки и указывая  неопределенную форму глаголов, от которых образованы данные деепричастия. Смотрите, здесь имеется поскриптум : «Чтобы вам было легче плыть, выполните задание  №2» Самостоятельная работа (работа в группах): От данных глаголов образуйте деепричастия, определите вид, переходность, возвратность,  выделите суффиксы (1­ улыбаться, работать, звенеть, заниматься, спешить; 2­убегать,  загораться, шуметь, смотреть, строить). VI. Закрепление нового материала: Так, мы приближаемся к берегам острова, но там, впереди рифы! Чтобы не сесть на мель, не разбиться о скалы, мы должны выполнить ответить на вопросы и выполнить задание №3 : 1. Объяснительный диктант: (Не)большой дом, (не)годуя в душе, неправда, (не) проверяй, (не) склонив, (не) оказав,  (не)доумевая, (не) берись, (не) обыкновенный, (не)настье. Слово учителя : Вот он, долгожданный берег, пришла радиограмма: «Как только сойдете на  берег, пройдите регистрацию». Мы согласны. Для того, чтобы пройти регистрацию, мы должны ответить на вопросы: 1. Что обозначают деепричастия? 2. Назовите морфологические признаки деепричастия? 3. Синтаксические признаки ? 4. Как пишется не с деепричастиями? 2. Устное сочинение на грамматическую тему:(Не) склонив­ это деепричастие. Во­первых, оно… Во­вторых, … В­третьих,…В­четвертых,  как и деепричастие,… В­пятых, в предложении является … Таким образом, мы доказали,  что… 1. Работа с текстом: Велика наша страна! Поля и горы реки и леса­ всё есть в ней. У каждого человека есть в этой большой стране свой уголок, любимый и единственный. Для  нас это Уланский район, один из уголков Восточного Казахстана. Заглянув в его прошлое мы  узнаем много интересного. Когда­то сюда приехали люди поднимать целинные земли.. Потомки целинников по праву считают себя казахстанцами, украшая нашу древнюю землю  своими делами. Задание. 1. Докажите, что это текст; озаглавьте его. 2. Расставьте недостающие знаки препинания, объясните их постановку. 3. Произведите морфемный разбор деепричастий; укажите их морфологические признаки. Слово учителя : Наше путешествие подошло к концу, островитяне благодарят нас, но на  прощание дают нам в подарок ещё одно задание, которое поможет нам вернуться домой  очень скоро. 4. Работа с пословицами Прочитайте пословицы, запишите их, раскрывая скобки и вставляя пропущенные  орфограммы и пунктограммы. 1. 2. 3. (Не) трудясь (не) найдёшь счастья. (Не)посеев (не)соб..рёш.. урожая (Не)убив медведя шкуры (не)продают. 4. 4.(Не)покл..нясь грибу до з..мли (не)пол..жиш.. его в кузов. VII. Подведение итогов урока: Что нового вы узнали на уроке? VIII. Домашнее задание: Найти и выписать 2­3 пословицы на тему «Правописание не с  деепричастиями», повторить правило на странице 84, выполнить упражнение 184 по образцу (учитесь рассуждать и доказывать) Релаксация: Наш фрегат стоит на причале (рисунок с изображением фрегата висит на  доске), перед вами лежат две полоски зеленого и розового цвета. Если вам было интереснои вы узнали много интересного, то возьмите розовую полоску, если вам не понравилось наше путешествие, возьмите полоску зеленого цвета и прикрепите к парусам фрегата. Спасибо за урок!