Когда дети встречаются с особыми формами глагола причастием и деепричастием впервые, то начинают испытывать тревогу, не совсем понимая разницу и значение данных форм глагола. И когда мы, учителя, говорим о том, что благодаря существованию данных форм русский язык звучит ярче, богаче, выразительнее, то очень важно, чтобы дети эту информацию прочувствовали и смогли применить на практике полученные сведения. При ответе на вопрос, что мы называем деепричастием, дети должны твёрдо отвечать, что это особая форма глагола и обозначает добавочное действие и имеет признаки не только глагола, но и наречия. Общее грамматическое значение деепричастия – это обозначение добавочного действия, которое показывает, как совершается главное действие, выраженное глаголом-сказуемым и, поэтому у деепричастия не может быть самостоятельного действующего лица, как, например, в предложении « придя на дискотеку, мне там понравилось» или, «проверяя задания, в нём оказались ошибки». Морфологические признаки – сочетание в одном слове свойств глагола и наречия. Признаки глагола: совершенный и несовершенный вид, возвратность-невозвратность, переходность-непереходность. Признаки наречия: не изменяется ни по родам, ни по числам, ни по падежам и в предложении в основном является обстоятельством. Частица не с деепричастиями, как и с глаголами, пишется раздельно, исключение: слитно пишутся деепричастия, которые не употребляются без не. Деепричастие с зависимым словом образует деепричастный оборот. Два деепричастия, которые соединены союзом ( и) не отделяются друг от друга запятойконспект
I.Тема: Урокпутешествие по теме «Правописание не с деепричастиями»
II.Цели урока:
Образовательная:
1. Обобщение и систематизация знаний о правописании не с другими частями речи;
2. Отработать практическое умение образовывать деепричастия; определять
слитное и раздельное написание деепричастия с не.
Воспитательная:
1. Воспитывать любовь к языку через нестандартные формы урока, примеры из
литературы;
Развивающие:
1. Развитие орфографической и пунктуационной грамотности учащихся;
2. Привитие интереса к теме через необычные приёмы на уроке русского языка.
III. Ход урока:
1. Орг. момент.
2. Сообщение темы и целей урока.
IV. Объяснение нового материала:
Слово учителя :
Дорогие ребята! Сегодня мы с вами продолжим путешествие в большую страну Морфологию
и отправимся к берегам Деепричастия, а точнее к острову «Правописание не с
деепричастиями» .
Так как мы с вами не пойдем пешком и не поедем, а поплывём, я предлагаю вам отправиться
в плавание на этом замечательном фрегате.
Но для того, чтобы отправиться в путешествие, нам необходим попутный ветер, так как
паруса на фрегате мы уже подняли, я предлагаю ответить вам на несколько вопросов. И
если мы с вами правильно ответим на вопросы, то наше судно тут же снимется с якоря и
отправится в путь.
V. Повторение пройденного материала:
1 вопрос: Как пишутся не с существительными?
2 вопрос: Как пишутся не с прилагательными?
3 вопрос: Как пишутся не с глаголами?
Слово учителя :Молодцы! Вот мы и в пути! Чтобы не ошибиться в выборе курса, мы с вами должны открыть
тетради, записать число, тему урока. Откроем учебники на странице 84 и прочитаем
правило.
Слово учителя :
Ребята, смотрите! Справа по борту какойто предмет. Интересно, что это? Да это же
бутылка, а в ней какоето послание, открываем, читаем : « Прежде, чем вы достигните
берегов острова «Правописание НЕ с деепричастиями» прочитайте выразительно сказку на
странице 85 , упражнение 183 «О взаимоотношениях НЕ с деепричастиями», выполните
задание, выпишите 3 любых предложения с деепричастиями, раскрывая скобки и указывая
неопределенную форму глаголов, от которых образованы данные деепричастия.
Смотрите, здесь имеется поскриптум : «Чтобы вам было легче плыть, выполните задание
№2»
Самостоятельная работа (работа в группах):
От данных глаголов образуйте деепричастия, определите вид, переходность, возвратность,
выделите суффиксы (1 улыбаться, работать, звенеть, заниматься, спешить; 2убегать,
загораться, шуметь, смотреть, строить).
VI. Закрепление нового материала:
Так, мы приближаемся к берегам острова, но там, впереди рифы! Чтобы не сесть на мель, не
разбиться о скалы, мы должны выполнить ответить на вопросы и выполнить задание №3 :
1. Объяснительный диктант:
(Не)большой дом, (не)годуя в душе, неправда, (не) проверяй, (не) склонив, (не) оказав,
(не)доумевая, (не) берись, (не) обыкновенный, (не)настье.
Слово учителя : Вот он, долгожданный берег, пришла радиограмма: «Как только сойдете на
берег, пройдите регистрацию». Мы согласны.
Для того, чтобы пройти регистрацию, мы должны ответить на вопросы:
1. Что обозначают деепричастия?
2. Назовите морфологические признаки деепричастия?
3. Синтаксические признаки ?
4. Как пишется не с деепричастиями?
2. Устное сочинение на грамматическую тему:(Не) склонив это деепричастие. Вопервых, оно… Вовторых, … Втретьих,…Вчетвертых,
как и деепричастие,… Впятых, в предложении является … Таким образом, мы доказали,
что…
1. Работа с текстом:
Велика наша страна! Поля и горы реки и леса всё есть в ней.
У каждого человека есть в этой большой стране свой уголок, любимый и единственный. Для
нас это Уланский район, один из уголков Восточного Казахстана. Заглянув в его прошлое мы
узнаем много интересного.
Когдато сюда приехали люди поднимать целинные земли..
Потомки целинников по праву считают себя казахстанцами, украшая нашу древнюю землю
своими делами.
Задание.
1. Докажите, что это текст; озаглавьте его.
2. Расставьте недостающие знаки препинания, объясните их постановку.
3. Произведите морфемный разбор деепричастий; укажите их морфологические признаки.
Слово учителя : Наше путешествие подошло к концу, островитяне благодарят нас, но на
прощание дают нам в подарок ещё одно задание, которое поможет нам вернуться домой
очень скоро.
4. Работа с пословицами
Прочитайте пословицы, запишите их, раскрывая скобки и вставляя пропущенные
орфограммы и пунктограммы.
1.
2.
3.
(Не) трудясь (не) найдёшь счастья.
(Не)посеев (не)соб..рёш.. урожая
(Не)убив медведя шкуры (не)продают.
4. 4.(Не)покл..нясь грибу до з..мли (не)пол..жиш.. его в кузов.
VII. Подведение итогов урока: Что нового вы узнали на уроке?
VIII. Домашнее задание: Найти и выписать 23 пословицы на тему «Правописание не с
деепричастиями», повторить правило на странице 84, выполнить упражнение 184 по образцу
(учитесь рассуждать и доказывать)
Релаксация: Наш фрегат стоит на причале (рисунок с изображением фрегата висит на
доске), перед вами лежат две полоски зеленого и розового цвета. Если вам было интереснои вы узнали много интересного, то возьмите розовую полоску, если вам не понравилось наше
путешествие, возьмите полоску зеленого цвета и прикрепите к парусам фрегата.
Спасибо за урок!