Урок-путешествие "Тайна скрипки"
Оценка 4.8

Урок-путешествие "Тайна скрипки"

Оценка 4.8
Разработки курсов
doc
музыка
5 кл
01.06.2017
Урок-путешествие "Тайна скрипки"
Урок музыки для 3 класса. На этом уроке ребята познакомились с краткой историей возникновения инструмента; услышали рассказ о самых известных скрипичных мастерах и исполнителях; закрепили слуховое восприятие тембра инструмента, акцентируя внимание при прослушивании музыкальных фрагментов: 1) Вивальди «Времена года» - «Зима», 2) «Вокализа» С. Рахманинов. 3) Н. Паганини «Каприс № 24», 4) С. Рахманинов «Фантазия на тему Паганини» для фортепиано с оркестром, 3) 4) Бонд «Зима» (Viva)
урок музыки в 3 кл. Тайна скрипки.doc
Урок­ путешествие «Тайна скрипки» Цель:  сформировать   представление   о   музыкальном инструменте скрипка. Задачи:  1) познакомить с краткой историей возникновения инструмента; 2) рассказать о самых известных скрипичных мастерах и исполнителях; 3) закрепить   слуховое   восприятие   тембра   инструмента,   акцентируя внимание при прослушивании музыкальных фрагментов; 4) развивать интерес учащихся к предмету, расширение кругозора; 5) воспитывать бережное отношение к музыкальной истории; 6) формировать их эстетический  вкус и музыкальный вкус.  Музыкальный материал:  1) Вивальди «Времена года» ­ «Зима»,  2) «Вокализа» С. Рахманинов. 3) Н. Паганини «Каприс № 24»,  4)   С.   Рахманинов   «Фантазия   на   тему   Паганини»   для   фортепиано   с оркестром, 3) 4) Бонд «Зима» (Viva) Изобразительный   ряд:  Презентация:   скрипка   в   раскрытом   футляре, портрет Антонио Вивальди, симфонический оркестр и т.д.                                      Ход урока 1. Организационный момент.   1)  Проверка готовности учащихся к уроку.   2) Музыкальное приветствие. 2. Основная часть. Урок можно начать с загадки:          Любой узнает без ошибки Волшебницу­певунью … (скрипку).   Движенья плавные смычка приводят в трепет струны. Звучит мотив издалека, поёт про ветер лунный. Как ясен звуков перелив, в них радость и улыбка. Звучит мечтательный мотив, его названье .... (скрипка). (Звучит «Зима» Вивальди) ­   Ребята,   вы,   конечно   же,   обратили   внимание   на   музыку,   которая звучала в начале урока. Какой инструмент вел мелодию? (Скрипка) ­   Сегодня   мы   поговорим   об   этом   замечательном   инструменте.   (См. Презентацию: слайд 3.) 1 Для того чтобы чуть­чуть приоткрыть завесу тайны, которая окружает этот   инструмент,   нам   придётся   многое   узнать   и   услышать,   а   также попутешествовать по временам и странам. Можно   смело   сказать,   что   скрипка   –   один   из   самых   загадочных   и таинственных   инструментов.   Никакой   другой   инструмент   не   изучали   так много,   долго   и   тщательно,   как   скрипку.   Ею   занимались   люди   разных профессий,   физики,   математики,   искусствоведы,   музыкальные   мастера, музыканты.   Кое­что   они   поняли   и   объяснили,   но   многое   так   и   осталось недостижимым.  Давайте   посмотрим   поближе  на   эту «таинственную   даму». Она очень хрупкая, изящная. Скрипку   носят   только   в   футляре,   который   повторяет   все   изгибы инструмента.   Посмотрите,   её,   как   маленькую,   обязательно   закутывают   в пелёнку и бережно закрепляют в футляре. Смычок также имеет своё удобно оснащённое место. (Слайд 4) Скрипка очень боится влаги, ударов, резкого перепада температур. Но музыканты прощают этой неженке все капризы из­за её чарующего голоса. Вспомните, как называют группу инструментов, к которым относится скрипка? (Группа струнно­смычковых инструментов.) (Слайд 5, 6, 7.) ­ Верно. А почему? (Есть струны и смычок, которым извлекают звук.) ­ Молодцы. Обратите внимание, на смычок натянут конский волос. А для того чтобы смычок не просто скользил по струнам, а извлекал звук, волос смычка покрывают канифолью. Коробочка с ней тоже всегда находится под рукой,   то   есть   в   футляре.   Теперь   внимательно   посмотрите   на   скрипку   и опишите её. (Инструмент небольшого размера, имеет четыре струны, на корпусе   две   прорези.   Верхняя   и   нижняя   части   соединяются   узким ободком, есть крепления для струн.) ­ Есть ли на грифе порожки? (Нет, гриф гладкий.) ­ Верно. Одна из сложностей исполнения на инструменте – отсутствие разметки   на   грифе,   то   есть   нельзя   «определить   на   глаз»,   где   какая   нота находится.   Поэтому   главные   помощники   исполнителя   –   слух   и   мышечная память. Руки музыканта должны быть независимы в своих движениях. Я вам предлагаю эксперимент: одна рука легко похлопывает по макушке, а вторая гладит живот по часовой стрелке (сначала попробовать каждой рукой, а потом – одновременно.)  ­ Получилось, но с трудом, правда? А это из простейших упражнений на координацию. Обучение   скрипачей   начинается   очень   рано   –   с   трёх   лет.   Поэтому сначала малышу дают не большую, а так называемую «восьмушку» ­ это одна восьмая   часть   от   величины   взрослой   скрипки.   По   мере   взросления   юный 2 музыкант переходит на «четвертушку», «половинку» и, наконец, получает в руки «полную», взрослую скрипку. (Слайд 8.) ­ А вы помните, у какого героя сказок обычно в руках скрипка?  (У кузнечика или сверчка.) ­   Правильно.   Давайте   разучим   песню   «Мальчик   и   сверчок»   и попытаемся   исполнить   её  плавным,   мягким   звуком.  Представьте   себе,  что этот звук  рождается  от нежного,  лёгкого  прикосновения смычка  и  длится долго­долго.                  («Мальчик и сверчок» сл. Аспазии, муз. Р. Паулса).  ­ Как вы думаете, можно ли различать скрипки по голосу или они все одинаковые? (Наверное, можно.) ­ Вы правы, у каждой скрипки свой, неповторимый голос. И чем он ярче и богаче – тем выше ценится инструмент. Самые ценные – это инструменты старых мастеров, имена которых очень известны. Вспомните их. Вспомните их. (Страдивари.) (Слайд 9,10.) ­   А   также   Гварнери,   Амати.   Скрипки   этих   мастеров   различались   не только по размеру, форме и цвету лака, но, конечно же, ещё и по тембру. Теперь давайте переместимся во времени назад и посмотрите, как же появилась скрипка.    родиной была Индия. А время рождения – начальные века нашей эры. Смычковые инструменты были известны давно. Можно считать, что их Из Индии смычковые инструменты попали к персам, арабам, народам Северной Африки, а оттуда в восьмом веке пришли в Европу. Было несколько разновидностей смычковых. Постепенно, в течение столетий, они отошли в прошлое, но дали жизнь инструментам совершенно новой формы – виолам и скрипкам. Виолы появились раньше скрипок. Строились они разных размеров, и держали их во время игры по­разному – между колен, на колене, даже ставили на скамеечку. Но была виола, которую держали на плече – она­то и послужила прообразом скрипки. (Слайд 11.) С   первого   взгляда   виола   похожа   на   скрипку,   но   разница   есть,   и существенная. На грифе виола есть порожки, а гриф скрипки..? (Гладкий) ­ Сколько струн у скрипки? (Четыре). ­ У виолы их было чаще всего 6, иногда 7 или 5. Но самое главное различие было в звучании. Голос у виолы мягкий, как бы приглушённый и слабее, чем у скрипки. Он был хорош для небольших помещений, для узкого круга слушателей. Скрипка пела сильнее и ярче, она не   боялась   ни   площадей,   ни   больших   залов.   Виолы   были   инструменты аристократическими,   салонными,   а   скрипка   ещё   долго   бытовала   только   в народе, да и сейчас народной тоже, например, у молдаван, румын, венгров. (Слайд 12.) 3 Точная   дата   рождения   скрипки  неизвестна,  но  приблизительно  –  это конец пятнадцатого – начало шестнадцатого веков. Самые первые скрипки делали те же мастера, что производили лютни и виолы, а потом появились и скрипичные мастера. Сначала в Бешии а потом и в Кремоне появились школы скрипичных мастеров. Кремонцы наиболее полно воплотили идею скрипки: звучание   этого   инструмента   должно   было   стать   моделью   человеческого голоса. Назовите самые главные, на ваш взгляд, черты, присущие человеческому голосу. (Плавность разговора, умение пропеть звуки, перепады громкости, возможность передать разное настроение.) ­   Вы   ещё   забыли   про   тембр.   Он   должен   был   быть   глубоким, насыщенным, тёплым с множеством оттенков, а характер звучания – гибким, способным как  угодно  изменяться  от  быстрого  грубоватого  речитатива  до нежнейшего пения. Скрипка, как и голос, должна была уметь выражать любые человеческие чувства. Теперь мы знаем, что мастера блестяще осуществили свои замыслы. Послушайте,   как   проникновенно   звучит   мелодия   «Вокализа»   С. Рахманинова. Термин «вокализ» относится к вокальной музыке и обозначает «пение без слов». Но разве можно сказать, что в этом произведении скрипка не поёт? (Звучит фрагмент «Вокализа».) ­ Чем здесь скрипка напоминает голос? (Ведёт фразы, берёт дыхание, меняет громкость на длинных нотах, постепенно затихает  в конце.) ­ Всё верно. Кроме звучания, кремонцы уточнили конструкцию скрипки, а   форму   довели   до   поразительного   изящества.   Некоторые   поклонники прекрасного   могут   часами   любоваться   старинной   скрипкой,   настолько притягательна красота этого инструмента. И   всё   же   поначалу   путь   скрипки   был   очень   нелёгким.   Её   считали ярмарочным,   трактирным   инструментом.   И   кто   знает,   долго   ли   ещё оставалась бы скрипка отверженной, если бы не замечательные исполнители, оценившие и избравшие её. Имя какого исполнителя сразу же приходит на ум?        (Николо Паганини.)­ (Слайд 13.) ­ Да. Это был блестящий музыкант, значительно обогативший приёмы игры на скрипке и скрипичную музыку вообще. Имя этого человека окутано легендами так же плотно, как и скрипка, с которой он не расставался  до самой смерти. Например: мастерство маэстро было так велико, что многие говорили,   будто   он   продал   душу   дьяволу.   Как   у   каждого   талантливого человека, у Паганини было много завистников, готовых на любые подлости, лишь бы досадить объекту зависти. Перед одним из концертов у скрипки оказались подпилены струны. Во время исполнения они рвались одна за другой. Паганини закончил пьесу на единственной целой струне и в зале этого не заметили! 4 К своему инструменту Паганини относился очень трепетно и с большой нежностью. Из множества инструментов он выбрал скрипку работы Гварнери и   уже   не   расставался   с   ней.   Все   неполадки   с   инструментом   Паганини воспринимал так, будто болел сам... ...Из зала ещё доносились громкие хлопки, крики и вызовы. Паганини сидел в артистической комнате Ливорнского театра утомленный, без сил. В двери постучали, и вошёл француз, который дал ему вчера скрипку. Паганини сделал невольное движение, точно не желая отдавать её, но тут вскочил и угловато,   униженно   кланяясь,  протянул   ему   чёрный   футляр.  Он   бормотал извинения и благодарности. Но француз строго отвёл его руку. ­ Оставьте её себе, ­ сказал он, ­ и не благодарите. Не мне, скромному музыканту, играть на ней после вас. Паганини тогда было семнадцать лет. С этого времени он не расставался со скрипкой. ...   Музыкант   старел,   скрипка   была   всё   та   же.   И   вот   однажды   его товарищ заболел. Он потерял голос. Это было во время концертов Паганини в Париже. Паганини долго не хотел этому верить. Вновь и вновь он принимался играть, но звук был тусклый и неясный. И в отчаянии, схватив свою скрипку, он побежал к известному скрипичному мастеру Вильому, славившему своим искусством починки старых инструментов. Осмотрев   инструмент,   мастер   объяснил,     что   необходимо   забрать скрипку   в   мастерскую.   Хмуро   и   неохотно   расставался   Паганини   со   своей скрипкой. Через неделю зашел к Вильому. Мастер протянул ему скрипку. Паганини, волнуясь, приложил смычок к струнам и просиял: звук был старый, то же, знакомый. Он бросился  обнимать Вильома и протянул ему драгоценную шкатулку, украшенную камнями. ­ Примите её от меня. У меня были две одинаковые, одну я подарил моему   врачу,   другую   дарю   вам;   одну   –   исцелившему   моё   тело,   другую   – исцелившему мою скрипку... ...Паганини до конца своей жизни не расставался с любимой скрипкой. Умирая, он завещал её музею Генуи, города, в котором родился. Она лежит там,   в   музее,   под   стеклянным   колпаком,   и   зовут   её:   «Вдова   Паганини». (Слайд 14). Может   быть,   это   эпизод   из   жизни   замечательного   итальянского скрипача не достоверен, потому что имя Николо Паганини ещё при жизни обросло легендами е небылицами. Но неоспоримо одно: скрипка в его руках стала чудом из чудес – так прекрасен и многообразен был голос инструмента. (Слайд 15). 5 Паганини был не только исполнителем, но и композитором. Многие его произведения,   написанные   для   скрипки   –   соло,   ещё   раз   подчёркивают удивительные возможности скрипки. (Звучит фрагмент «Каприс № 24».)  ­ А теперь послушаем ту же тему, но предназначенную для исполнения на рояле в сопровождении оркестра. (Звучит фрагмент «Фантазии на тему Паганини».) ­Легко узнаётся тема? Почему? (Узнаётся легко, потому что сначала звучит   почти   без   изменений,   а   дальше   слышны   черты,   присущие скрипичной музыке.) ­   Как   вы   думаете,   остались   ли   ещё   скрипки   старых   мастеров? (Остались, но, наверное, их очень мало.) ­   Да,   скрипок   великих   мастеров   осталось   совсем   немного,   но   они достаются   не   только   единицам   избранных   музыкантов.   Бывает,   что   и начинающие   исполнители   получают   драгоценный   инструмент.   Например, получил   скрипку   работы   Страдивари   Вадик   Репин,   победитель   конкурса имени   Венявского,   проходившего   в   Польше.   Вадику   только­только   пошёл двенадцатый год. Конечно,   такие   скрипки   выдаются   не   в   собственность,   а   лишь   в пользование,   потому   что   принадлежат   они   государственной   коллекции музыкальных инструментов. Хранятся   скрипки   в   специальных   хранилищах,   где   контролируется температура,   влажность   и   ещё   много   параметров.   И,   конечно,   нужны талантливые   музыканты.   Только   с   их   помощью   мы   наслаждаемся удивительным звуком прекрасных инструментов. Посмотрите, какой временной мостик у нас получился. Удивительно, не правда ли, что скрипки, которым больше двух веков, до сих пор радуют нас своим чарующими голосами. (Звучит   «Зима»   Вивальди   в   исполнении   ансамбля «Бонд».) И помните, у скрипки ещё много неразгаданных тайн и кто знает, может кому­то из вас удастся разгадать со временем хотя бы одну. (Слайд 16.)                        Подведение итогов урока Выставление оценок 6

Урок-путешествие "Тайна скрипки"

Урок-путешествие "Тайна скрипки"

Урок-путешествие "Тайна скрипки"

Урок-путешествие "Тайна скрипки"

Урок-путешествие "Тайна скрипки"

Урок-путешествие "Тайна скрипки"

Урок-путешествие "Тайна скрипки"

Урок-путешествие "Тайна скрипки"

Урок-путешествие "Тайна скрипки"

Урок-путешествие "Тайна скрипки"

Урок-путешествие "Тайна скрипки"

Урок-путешествие "Тайна скрипки"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2017