Урок – путешествие на остров «Обращение».
Тема: « Предложения с обращением. Закрепление».
Цель:
1. Углубить и расширить знания учащихся об использовании обращений в предложениях; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки учащихся;
2. Активизировать индивидуальные, творческие способности учеников, работать над выразительностью речи.
3. Воспитывать любовь у учащихся к родному языку; сплоченность коллектива.
Тип урока – закрепление.
Оборудование: плакаты, карточки, компьютер, экран.
Ход урока.
1. Оргмомент.
Давайте познакомимся.
Учитель. Дима, ты любишь заниматься спортом?
Сережа, какой у тебя любимый сказочный герой?
Ксюша, чем ты занимаешься в свободное время?
Настя, есть ли у тебя дома кот или собака?
2. Проверка домашнего задания.
Ребята, а почему вы отвечали на мои вопросы?
Так что же это за слово, называющего того, к кому обращаются с речью?
Вот и сегодня мы будем работать над предложениями с обращением.
3. Закрепление
Тема урока: « Предложения с обращением».
МКОУ «Верхнемамонская СОШ»
Русский язык в 5 классе
Урок-путешествие
Тема: « Предложения
с обращением»
Учитель русского языка
и литературы –
Доскач Любовь ИвановнаУрок – путешествие на остров «Обращение».
Тема: « Предложения с обращением. Закрепление».Цель:
1. Углубить и расширить знания учащихся об использовании обращений в
предложениях; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки
учащихся;
2. Активизировать индивидуальные, творческие способности учеников, работать над
выразительностью речи.
3. Воспитывать любовь у учащихся к родному языку; сплоченность коллектива.
Тип урока – закрепление.
Оборудование: плакаты, карточки, компьютер, экран.
Ход урока.
1. Оргмомент.
Давайте познакомимся.
Учитель. Дима, ты любишь заниматься спортом?
Сережа, какой у тебя любимый сказочный герой?
Ксюша, чем ты занимаешься в свободное время?
Настя, есть ли у тебя дома кот или собака?
2. Проверка домашнего задания.
Ребята, а почему вы отвечали на мои вопросы?
Так что же это за слово, называющего того, к кому обращаются с речью?
Вот и сегодня мы будем работать над предложениями с обращением.
3. Закрепление
Тема урока: « Предложения с обращением».
ОБРАЩЕНИЕ.
Всем нам при общении Можно смело обратиться.
Поможет обращение. Только, друг, не
забывай:
К людям, звездам или птицам Запятые
расставляй.
(А. Косоговский.)
Учитель. Ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в далекое и
трудное плавание. Конечно, море будет ненастоящим, но плыть от этого не станет легче
Это море знаний самое бурное, штормовое из всех морей, существующих на Земле. Мы
отправляемся в путешествие на двух кораблях. Наше плавание будет проходить не
только в пространстве, но и во времени. Итак, в путь! Мы путешествуем по морю к острову
под названием «Обращение».
Сейчас мы узнаем названия наших кораблей, кто быстрее? (Команда должна из
карточек, на которых написано по одной букве, сложить название корабля:
«Бесстрашный» и «Непобедимый».
За каждое правильно выполненное задание вы получите жетон.КОНКУРС «ЧЕЙ КОРАБЛЬ ПЕРВЫМ ОТОЙДЕТ ОТ ПРИЧАЛА?»
Задание: «Вопросы»
1. Что называется обращением?
2. Чем обычно выражается обращение?
3. Является ли обращение членом предложения?
4. Как выделяются обращения на письме?
Учитель. Сегодня на уроке мы будем находить обращения в тексте, учиться расставлять
правильно знаки препинания, выразительно читать, все это мы будем выполнять,
путешествуя на кораблях.
УЧИТЕЛЬ. Вот и первый риф. Его преодолеет тот, кто выполнит задание.
А что такое риф?
Риф –это подводная или мало возвышающая над
уровнем моря скала, препятствующая судоходству.
Задание: «Кто больше и быстрее?»
По обращениям, которые вы найдете в предложениях, отгадайте названия сказок и
их автора. (устно).
1. Чем вы, гости, торг ведёте и куда теперь плывёте?
2. Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день
ненастный? 3. Отпусти ты, старче, меня в море... 4. Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь
стаи туч.. .
Ребята, появился еще один риф.
Работа по карточкам (самостоятельно).
Карточка №1 Карточка № 2
Не трещите морозы Ветры бури ураганы
В заповедном бору, Дуйте что есть мочи
У сосны и берёзы Вихри вьюги и бураны
Не грызите кору! Разыграйтесь к ночи.
Карточка №3
1. Сыпь ты черемуха снегом. (С. Е с е н и н.) 2. Серебристая дорога ты зовешь меня куда?
(С.Есенин.) З. Я вижу вас родные степи. (А.Фет).
4. Я люблю тебя Россия. (М. Ножкин.) 5. Расцветай наш край родной.
Карточка №4.
Птицы наши друзья и неутомимые помощники. Они уничтожают вредителей сада,
леса, служат санитарами в природе.
Берегите птиц ребята
УЧИТЕЛЬ. А теперь два самых отважных матроса из каждой команды должны
составить запись в судовой журнал.У доски: составить и записать предложения со словами: моряк и капитан так,
чтобы эти слова были и обращением, и подлежащим.
1.Эй, моряк, ты слишком долго плавал.
2.Моряк вразвалочку сошел на берег.
1.Капитан, капитан, улыбнитесь!
2.Капитан ведет свой корабль уверенным курсом.
УЧИТЕЛЬ. ОЙойой! Корабли во время плавания среди рифов получили пробоины.
Нужно немедленно их закрыть.
Динамическая пауза.
1.Найти в классе карточки с предложениями, в которых есть обращения, выраженные
именами существительными собственными для 1 команды
и именами существительными нарицательными для 2 команды. Но, ребята, здесь есть и
другие предложения. (Прилагаются)
2. Физминутка для глаз.
Задание: упражнение № 441
1. Составьте предложения с обращениями, называя того, к кому, вы обращаетесь,
именем собственным. Используйте следующие речевые ситуации: попросите своего
товарища‚дать вам книгу. спросите у учителя разрешения войти в класс. позовите свою
собаку гулять; спросите у сестры, когда она придет. посовётуйте другу не есть мороженое.
2. Запишите составленные предложения, выделяя обращения запятыми.
( по 1 предложению).
УЧИТЕЛЬ. Нас, очевидно, ожидает спокойное плавание правильным курсом. Но
взгляните, что там вдали? Пиратский флаг!
У пиратов длинные крючья. Они могут взять ваши корабли на абордаж. Чтобы этого не
случилось, нужно отбить атаку.
А что такое абордаж?
Абордажэто сцепка судов для рукопашного боя, применяющаяся во времена
парусного флота, т.е. приспособление для захвата судов.
Заданиетест.
1
1. Слушай Незнайка выручи меня отсюда.
2. Эй братец загораешь?
З. Получай свою одежду товарищ по несчастью.
4. Скажи Незнайка какая муха тебя укусила?
5. Цветик научи меня сочинять стихи.
2
1. Не трещите морозы в заповедном бору.
2. К утру мороз крепчал.
З. Вылезайте муравьи после зимней стужи.
4. Муравьи санитары леса.5. Догорай костер дотла.
Взаимопроверка тестов.
4. Подведение итога урока.
УЧИТЕЛЬ. Наше плавание подходит к концу. Мы благополучно обошли все
подводные и надводные препятствия и, наконец, попадаем на наш остров.
Смотрите! Смотрите! Справа по борту какойто предмет! Это закупоренная бутылка.
Выловим и откроем ее. На листке чтото написано.
«Дорогие ребята! Вы достойны победы. Ваше путешествие, к сожалению,
заканчивается. И вот перед вами остров «ОБРАЩЕНИЕ». До встречи, друзья, на
острове «Вводные слова».
Учитель. Найдите обращение.
Ребята, а какое еще здесь слово выделяется запятыми?
К сожалению. Это, ребята, вводное слово. Оно выражает чувство человека.
Выставление оценок.
Домашнее задание: упр. № 444. № 446. ( объяснение).
Заключительное слово учителя
Мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на
достигнутом, он должен идти дальше и дальше, совершать открытия,
узнавать новое, интересное и, конечно, путешествовать. Счастливого вам
пути, ребята!